Главная цель и смысл жизни человека - в постепенном восхождении к духовной субстанции Космоса путем духовно-нравственного самосовершенствования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходные позиции восточной и западной философии были довольно близки по своему содержанию. Но в дальнейшем их пути существенно расходятся.

На Востоке, благодаря бережному отношению к традиции, древнеиндийские и древнекитайские философские системы космоцентризма сохранили свое воздействие на общественное сознание и в настоящее время, придавая индийской и китайской духовной культуре особую глубину и мудрость. Не случайно, людей, ставших на путь духовного развития, привлекает именно восточная философия.

В западной, европейской философии наблюдается иная, обратная ситуация - быстрая смена философских систем, критика предыдущих философов, своеобразная философская «чехарда», в результате которой европейская философия не столько приобрела, сколько потеряла, поскольку постепенно отошла от космоцентризма как наиболее всеобъемлющей системы Мироустройства.

Античный космоцентризм в Европе переходит в средневековый теоцентризм, который впоследствии, начиная с эпохи Возрождения и Нового времени, вытесняется другими философскими направлениями, главными из которых являются антропоцентризм (прагматизм, эзистенциализм), социоцентризм (марксизм) и наукоцентризм (видоизмененная форма природоцентризма - позитивизм, неопозитивизм), абсолютизирующие соответственно «человека», «социум» и «природу» (в ее научной интерпретации).

Причем, современные философские направления не приблизились к истинному мировоззрению, а отдалились от него, так как неизбежно сузили предмет рассмотрения философии, объект исследования, сузили систему существования и жизнеобеспечения человека, отошли от Космоса как единого и всеобъемлющего Универсума (что привело к отчуждению человека от Космоса), и тем самым завели европейскую философию в тупик, ввели ее в кризисное состояние, в котором она находится в настоящее время (поскольку только философия космоцентризма способна выработать, сформировать наиболее универсальное и близкое к истине мировоззрение).

Правда, нужно сказать, что философия космоцентризма в европейской философии окончательно не была вытеснена другими направлениями, время от времени она «всплывала на поверхность» в том или ином виде, например в философии Дж. Бруно, Спинозы (частично), Шеллинга и Гегеля (частично) и др.

Возрождение идей космоцентризма происходит в философии всеединства и русского космизма (вторая половина XIX - начало XX столетия), точнее, в уникальном синтезе религиозной философии (Юркевич, Соловьев, Флоренский, Бердяев и др.) и естествознания (Циолковский, Вернадский, Чижевский и др.). «Вся русская философия конца прошлого - начала нынешнего века космична, пронизана идеей всеединства, взаимной связи микро- и макрокосмоса. Религиозно-философский ренессанс и русский космизм - это одно и то же»1. (1 Гулыга А. В. Космическая ответственность духа. // Наука и религия. 1989. № 8. С. 32-33.)

Космизм поднял философию космоцентризма на качественно новый, более высокий уровень. Если в космоцентризме древних человек рассматривался как существо, производное и зависящее от Космоса, то русский космизм возвышает человека до уровня сотворца Вселенной. Космос и человек в космизме являются равноценными, равновеликими понятиями, человек рассматривается как существо онтологическое, на плечах которого лежит ответственность за Космос и Природу, за созданную культуру и грядущую ноосферу.

К сожалению, космизм как уникальный синтез философии и естествознания не получил дальнейшего развития в силу известных исторических обстоятельств, связанных с революцией и последующими событиями в России. Он был «вытеснен» государственной философией марксизма.

Возрождение интереса к философии всеединства и космизма наблюдалось в СССР в период "Перестройки" (во второй половине 80 - 90-х годах ХХ столетия), но этот интерес довольно быстро угас, еще отчетливее обнажив ситуацию кризиса в современной философии...

Основные причины сложившейся кризисной ситуации в современной философии (по мнению автора) следующие

 

1. Философия перестала выполнять роль философского мировоззрения (т. е. мировоззренческую функцию).

Человеческое сообщество вступило в ХXI век и третье тысячелетие не имея единого, целостного, общепризнанного, наиболее близкого к истине мировоззрения! И вина за такое состояние во многом ложится на плечи философов. Ибо главная функция философии - мировоззренческая, т. е. главная задача философии - формирование наиболее близкого к истине мировоззрения! Именно этого ждет от философии общество. И эта задача не была выполнена. (Философы, по большому счету, и не ставили перед собой такой задачи.)

Одна из главных причин такой сложившейся ситуации заключается в ошибочной (не совсем правильной) структуре философских знаний, традиционно сформировавшейся в истории философии (онтология ®гносеология ®этика ®социальная философия). Такая структура философских знаний не позволяет полностью ответить на четыре мировоззренческих вопроса и, тем самым, сформировать целостную философско-мировоззренческую систему.

Чтобы полностью ответить на мировоззренческие вопросы, философия в целом и отдельные философские системы в частности должны (по мнению автора) иметь следующую логическую структуру.

1. Онтология («Что есть Мир?», «Что есть человек?»)

2. Гносеология (Может ли человек познать Мир?)

3. Философская антропология (Существование человека в Мире, его взаимодействие с Миром и его отношение к Миру (с точки зрения должного и реального)).

3.1 Экзистенциальная антропология (Существование человека в Мире, его взаимодействие с Миром (с точки зрения должного и реального)).

3.2 Аксиология (ценностное отношение человека к Миру (с точки зрения должного и реального)).

3.3 Этика поведения и деятельности (нравственно-этическое отношение человека к Миру (с точки зрения должного и реального)).

3.4 Праксиология (деятельное отношение человека к Миру (с точки зрения должного и реального)).

4. Социальная антропология (социальная философия), изучающая образ жизни людей (на родо-социальном уровне) и путь (направление) развития цивилизации (с точки зрения должного и реального).

Только с изменением логической структуры философии у философов появится возможность выработать истинное мировоззрение!

В западной истории философии в структуре философских систем по сути дела был пропущен целый раздел - философское учение о человеке - философская антропология (только сейчас этот пробел стал восполняться). От онтологии и гносеологии многие философы сразу переходили к социальной философии, к обществу, минуя отдельного человека, забывая о том, что общество производно от человека, а не человек от общества. Именно поэтому западные философские учения не пользовались популярностью у основной массы населения, поскольку отдельному человеку такая философия не дает ответ на вопрос «Как жить и почему?».

2. Западная (европейская) философия в процессе своего исторического развития потеряла, пожалуй, самое ценное, чем сильна была древнегреческая философия - системность. Современные философские концепции перестали быть философскими системами, они переродились в эдакое «маниловское» философствование. Разрушив принцип системности современная философия перестала выполнять роль философского мировоззрения, так как исчезло онтологическое обоснование значимости этических ценностей и соответствующего типа поведения и деятельности.

Верные ответы на онтоло-антропологические вопросы («Что есть Мир?», «Что есть человек?», «Как человек взаимодействует с Миром?») должны быть логическим обоснованием и основой для правильного решения четвертого, ценностно-ориентационного вопроса «Как человек должен относиться к Миру?» («Как жить и почему?»). Человек должен знать, почему нужно относиться к Миру и поступать в тех или иных ситуациях так, а не иначе. И обосновать ответ на четвертый вопрос должна не религия, не эзотерика, а именно философия. (Поэтому этику нельзя отрывать от философской антропологии, и тем более, превращать ее в отдельную науку.)

3. Перестав выполнять роль мировоззрения, современная западная философия утратила интерес к себе со стороны населения. Она превратилась в академическую дисциплину, слишком замысловатую, заумную и малопонятную для народа. Перефразируя известные слова Герцена, можно сказать - «слишком далека она от народа». Чрезмерное теоретизирование, сложность изложения привели к тому, что философия стала понятной лишь для специалистов в этой области. Философы забыли одну простую истину - мудрецом является лишь тот, кто способен о сложных вещах говорить простым, доступным языком.

4. В современной философии отчетливо прослеживается европоцентризм, т. е. превосходство западной (европейской) философии над восточной (древневосточной), пренебрежительное, снисходительное отношение к ней, недооценка, умаление ее роли и значения. А ведь восточная философия во многом смогла сохранить идеи космоцентризма, и тем самым оказалась ближе к истине.

Философам необходимо отказаться от заблуждения, что восточная философия является предфилософией, низшим уровнем развития философии, более серьезно отнестись к восточной мудрости, признать ценность и актуальность многих ее идей (хотя, безусловно, и в восточной философии имеются свои серьезные недостатки и «слабые места»).

5. Современная философия перестала отвечать на животрепещущие вопросы современности. В то время, как философы обсуждают довольно абстрактные и отвлеченные теоретические проблемы, космический корабль «Земля» все настойчивее приближается к планетарной эколого-техногенной катастрофе. И бьют тревогу по этому вопросу не столько философы, сколько эзотерики.

6. Как известно, в древности философия занимала подобающее ей положение в обществе. К философам относились с уважением и почитанием. В средневековье философия попала «под каблук» религии, стала служанкой богословия. Чтобы вырваться из оков этого рабства, философия заключила союз с наукой (философы стали одновременно и учеными), но тут же превратилась в служанку науки (кем она является и по сей день). Это проявляется в том, что философы не осмеливаются, опасаются высказывать идеи, идущие в разрез с мнением науки и ученых, а представители науки, пользуются этим, откровенно принижают и унижают философию. Наиболее наглядно это проявилось в позиции такого сциентистского направления как позитивизм (и неопозитивизм), которое отказало философии (метафизике) в праве на существование, которое, по сути дела, выступило против мировоззренческой функции философии; а философы унизительно, уничижительно признали это «учение» новым философским направлением.

Пора философии прекратить унижаться перед наукой. Все глобальные проблемы современности (техногенная, военная, экологическая и бактериологическая угрозы) спровоцированы и усиливаются именно наукой, имеющей антропоцентристский характер, не признающей принцип всеединства.

Философия должна сбросить с себя «ярмо» служанки науки, вернуть себе, наконец, незаконно отнятый у нее «титул» и «трон», вернуть себе звание «царицы всех знаний»!

Для этого философия должна:

• сформировать свою - философско-мировоззренческую картину Мира, основанную на принципе всеединства;

• не бояться критиковать так называемую «научную картину мира» поскольку она неверно отражает сущность Мироздания;

• смело выдвигать идеи, не соответствующие научным знаниям (в метафизических и других вопросах);

• вернуть себе те сферы знаний, которые незаконно отняла у нее эзотерика («всеединство», «бессмертие души», «реинкарнация» («метемпсихоз»), «карма», «смысл и предназначение человеческой жизни» и т. д.);

• подняться над наукой и эзотерикой, примирив и объединив эти области знаний; обобщать, систематизировать и логически обосновывать научные и эзотерические знания (а когда нужно - критиковать их), исходя из сформированной философско-мировоззренческой картины Мира.

7. В настоящее время философия (особенно западная) представляет собой хаотичное скопление различных философских систем, которые слабо упорядочены и не выстроены в единую логическую систему (структуру). Пришло время «навести порядок в философском доме» и систематизировать их. Принципы систематизации могут быть разные, и попытки такой систематизации уже предпринимались.

Предлагаю свой вариант систематизации (классификации) философских систем, основанный на абсолютизации определенного уровня бытия Мира (на особенностях существования человека в различных уровнях (системах) Универсума).

В истории философии (на основе этого принципа) можно выделить шесть типов философских систем (шесть философских направлений):

1) философские системы теоцентризма, абсолютизирующие трансцендентный уровень бытия Мира;

2) философские системы космоцентризма, сосредоточенные на космическом уровне Универсума;

3) философские системы природоцентризма, абсолютизирующие природный уровень бытия Мира;

4) философские системы родоцентризма (объективного, нравственного антропоцентризма), «выпячивающие» род человеческий или анализирующие Мир с позиции человека как родового существа;

5) философские системы социоцентризма, абсолютизирующие социум, социальную систему;

6) философские системы субъективного антропоцентризма, анализирующие Мир с позиции отдельно взятого человека (уникального и неповторимого).

Все философские системы (имеющие внутреннюю логику, ориентирующиеся на определенный уровень Универсума, и соответственно этому определяющие сущность человека) можно сгруппировать и классифицировать по одному (или нескольким) из этих направлений.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 233.