Раздел 5. Введение в социальную философию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5.1. Вопросы и упражнения для самопроверки содержания лекции 5 раздела (2 ч.)

 

1. Что такое общество? Дайте сравнительную характеристику позиций К. Маркса, М. Бубера и С.Л. Франка по этому вопросу.

2. Дайте пояснения к рис. 41 на стр. 354 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

3. Почему, по мысли М. Бубера, «я» и «ты» – это одинаково первичные социальные категории? Обоснуйте с помощью примеров. Объясните, что, по мысли М. Бубера, включают в себя социальные отношения «я-они».

4. В чем заключаются характерные позиции диалектического материализма.

5. Как, по мысли Г. Зиммеля и С.Л. Франка, достигается единство и общность социальной жизни?

6. Какое влияние оказывает коллективное бессознательное на менталитет общества?

7. Что, по мысли А. Смита, составляет фундамент социальных отношений в экономической сфере?

8. Дайте пояснения к рис. 42 на стр. 364 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

9. Какие условия необходимы для функционирования рыночных экономических отношений?

10. В чем суть проблемы превращения продукта труда в товар? По каким критериям определяется рыночная стоимость товара?

11. В чем суть трудовой теории стоимости товара? Какие экономические классы признавались эксплуататорскими в различные исторические эпохи и почему?

13. В чем, по мысли К. Маркса, заключается основное противоречие капитализма? Почему, по мысли К. Маркса, капиталистические отношения являются отчужденными и противоестественными? Дайте пояснения к рис. 43 на стр. 369.

15. Как известно, в современной системе экономических отношений наемный труд – господствующее явление, тем не менее, он многим приносит радость и даже является смыслом их жизни. Почему?

16. На основе концепций М. Кастельса и Ж. Бодрийяра дайте пояснение понятиям «информационная теория стоимости» и «эксплуатация потребительских стремлений».

17. В чем состоят главные положения представлений о государстве Платона и Аристотеля. Дайте их сравнительную характеристику.

18. Дайте пояснения к рис. 44 на стр. 378 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

19. Что такое «естественное право» (по Гроцию)?

20. Дайте пояснения к рис. 45 на стр. 381 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

21. Дайте пояснения к рис. 46 на стр. 383 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

22. В чем суть идеи общественного договора? Ответьте на вопрос, опираясь на концепции Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо.

24. В чем суть идеи революционного переустройства общества? Ответьте на вопрос, опираясь на взгляды В.И. Ленина.

25. Чем характеризуется тоталитарное государство?

26. Как, по мысли Н. Макиавелли, соотносятся политика и мораль? Какие «рецепты» борьбы за власть дает Н. Макиавелли?

27. Назовите главные характеристики правового государства, согласно взглядам Д. Локка и Ш. Монтескье. Обоснуйте роль гражданского общества в построении правового государства.

28. Чем, в трактовке Д. Белла, характеризуется современной постиндустриальное общество?

29. В чем, по мысли Х. Ортеги-и-Гассета, кроется потенциальная опасность «массовизации» общественной жизни? Какие характерные признаки массового сознания выделяет Х. Ортега-и-Гассет?

30. Что означает термин Э. Тоффлера «шок будущего»? Чем характеризуется футурошок, и какими стратегиями адаптации к новизне и быстротечности жизни пользуется современный человек? В чем Э. Тоффлер видит выход из кризиса?

31. Какие причины и характерные особенности кризисного состояния современного общества выделяют представители Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе)?

32. Чем характеризуется постмодерн как духовное состояние и образ жизни современного общества?

33. Что означает термин С. Хантингтона «столкновение цивилизаций»? Как С. Хантингтон обосновывает свою концепцию, согласно которой самые значительные конфликты будущего развернуться вдоль «линий разлома» между цивилизациями?

34. Объясните, какие изменения произошли в отношении к науке, знанию и образования в современном обществе? Ответьте на вопрос, опираясь на взгляды Ж.-Ф. Лиотара.

 

5.2. Терминологический минимум и персоналии (Диктант) (1 ч.)


«Негативная диалектика»

«Столкновение цивилизаций»

«Футурошок»

Автаркия

Государство

Гражданское общество

Диктатура пролетариата

Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество

Естественное право

Информационная теория стоимости

Исторический материализм

Коллективное бессознательное

Массовая культура

Массовое общество

Меновая, потребительская, трудовая, прибавочная стоимость товара

Менталитет

Модерн и постмодерн

Общественное разделение труда

Общественный договор

Общество

Олигархия

Отчуждение

Полис

Полития

Правовое государство

Революция

Соборность

Социальные отношения

Тирания

Тоталитарное государство

Частная собственность Адорно Т.

Белл Д.

Бодрийяр Ж.

Бубер М.

Гуго Гроций

Зиммель Г.

Кастельс М.

Ленин В.И.

Лиотар Ж.-Ф.

Макиавелли Н.

Маркс К.

Маркузе Г.

Монтескье Ш.

Смит А.

Тоффлер Э.

Франк С.Л.

Хантингтон С.

Хоркхаймер М.

Юнг К.Г.


 

5.3. Вопросы к семинару: Ортега-и-Гассет Х. «Восстание масс» (3 ч.)

Раздел I

1) В чем отличительные особенности массы и меньшинства?

Раздел II

2) Какое влияние на массовизацию общественной жизни оказывает уровень благосостояния общества?

Раздел IV

3) В чем выражается рост жизненной силы современного общества?

Раздел V

4) Почему современного европейца Ортега называет «дикарем, внезапно забредшим в мир вековой цивилизации»?

Раздел VI

5) В чем главные социально-психологические особенности массового человека?

Раздел VII

6) Каких духовных, этических качеств нет у массового человека?

Раздел VIII

7) Почему интеллектуальный и душевный «герметизм» толкает массы к варварству?

Раздел XI

8) Чем подтверждается сравнение массового человека с избалованным ребенком? Раздел XIII

9) В чем опасность срастания массы с государством?

 

5.4. Вопросы для философского форума по 5 разделу  (1 ч.)

1. Как сложилось общество? Ваша версия.

2. Каковы источники саморазвития общества?

3. Что называет К. Маркс отчуждением? Каково, по Марксу, будущее эксплуататорских общественно-экономических формаций?

4. В чем заключается философское обоснование идей гражданского общества и правового государства?

5. Что такое информационное общество и каковы противоречия и перспективы его развития?

6. Каковы, на ваш взгляд, сценарии будущего в разных сферах общественных отношений?

 

5.5. Темы философских эссе по 5 разделу (2 ч.)

1. «Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей» (Т. Гоббс).

2. «Государственное устройство известной эпохи есть результат ее прежних судеб» (И. Фихте).

3. «Свобода и закон (ее ограничивающий) – два стержня, вокруг которых вращается гражданское законодательство» (И. Кант).

4. «Надежда – самое полезное и самое губительное из всех жизненных благ» (Л. де Вовенарг).

5. «Только гнев и страх заставляют применять насилие» (Ф. Бэкон).

6. «Прогресс – это сновидение XIX века, подобно тому, как воскрешение из мертвых было сновидением Х века; у каждого времени свои сны» (А. Шопегауэр).

7. «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды» (Вольтер).

 



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН

4.1-4.2. Список основной и дополнительной учебной литературы (для всех разделов)

Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие / С.В. Борисов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – (Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Минобрнауки РФ) (Идентификатор библиотеки ЧГПУ – 188530; 161431).

Кащеев С.И. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2614.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Хмелевская С.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Хмелевская С.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 223 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7448.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Бучило Н.Ф. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7468.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 671 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Петров В.П. Философия. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебник/ Петров В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2012.— 551 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14194.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Я.С. Яскевич [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 474 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20296.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дата: 2019-02-19, просмотров: 275.