Требование к изучению предмета «Философия»
Цель учебной дисциплины «Философия» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).
Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:
Знать:
1) о роли философии в жизни человека и общества;
2) основные философские категории и проблемы: бытия, познания, человека, ценностей, общества;
3) основы философской, научной и религиозной картин мира;
уметь:
1) анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
2) самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социально-исторического развития;
3) осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности;
владеть:
1) навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
2) основными процедурами мышления;
3) философскими методами познания мира.
1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование раздела | Виды учебной деятельности (в часах) | |||
Л | ПЗ | СР | Всего | ||
1 | Введение в предмет философии | 20 | |||
2 | Введение в онтологию | 20 | |||
3 | Введение в гносеологию | 20 | |||
4 | Введение в философскую антропологию | 20 | |||
5 | Введение в социальную философию | 19 | |||
Всего: | 4 | 2 | 93 | 99 | |
Экзамен | 9 | 9 | |||
Итого: | 108 |
Таблица 3.
Содержание Раздела 1
Введение в предмет философии
Содержание раздела
Самостоятельная работа
Содержание Раздела 2
Введение в онтологию | |
| |
Содержание раздела | |
Краткое содержание лекции | Краткое содержание семинарского занятия |
Философский смысл понятия бытия. Понятия материального и идеального. Виртуальность. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Всеединство бытия. Проблема бытия и небытия. Движение и развитие, диалектика. Множественность форм бытия. Реализм и номинализм. Проблема неизменного и преходящего существования мира. Теория хаоса (синергетика). Бытие как мир идей. Пространство и время. Пространственно-временной континуум. Возникновение, существование и перспективы мира. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Креационная и эволюционная модели мира. | Анализ и обсуждение текста философского произведений: Декарт Р. «Рассуждение о методе»; Дидро. «Разговор Д´Аламбера с Дидро», «Сон Д´Аламбера». |
Самостоятельная работа | |
Инвариантная часть | Вариативная часть |
Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) | Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте |
Содержание Раздела 3
Введение в гносеологию | |
| |
Содержание раздела | |
Краткое содержание лекции | Краткое содержание семинарского занятия |
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понятие истины. Софистика. Относительность и субъективность истины: тезис Протагора. Скептицизм. Критерии истины. Философская методология. Познание как «отражение». Критика отражательной теории. Рационализм и эмпиризм. «Критика чистого разума» И.Канта. Интуитивизм. Феноменология. Прагматизм. Логическое мышление: дедукция, индукция, абдукция. Формально-логические законы мышления. Логика и язык. «Лингвистический поворот» в философии ХХ века (неопозитивизм). Научное познание. Позитивизм. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. Рост научного знания и НТР. Постпозитивистская философия науки (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд, М.Полани). Герменевтика. Научная методология. | Анализ и обсуждение текста философского произведения: Платон. «Теэтет». |
Самостоятельная работа | |
Инвариантная часть | Вариативная часть |
Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) | Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте |
Содержание Раздела 4
Раздел 2. Истоки философии История философии Приложение. Раздел 2. О чтении философской литературы 15) Какими требованиями нужно руководствоваться при чтении философской литературы? Объясните, в чем суть этих требований.
Вопросы для философского форума по 1 разделу (1 ч.)
1. Почему философию можно определить как специфическую форму духовной культуры, не сводимую ни к одной из других ее форм? 2. Почему философские вопросы называют вечными? 3. Раскройте содержание понятия «метафизика». Почему оно является одним из наиболее важных философских понятий? 4. Какие вопросы и проблемы, на ваш взгляд, вытекают из противоречий субъекта и объекта?
1.5. Темы философских эссе по 1 разделу (2 ч.)
1. «В любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание» (П. Абеляр). 2. «Мудрость для души – то же, что здоровье для тела» (Ф. де Ларошфуко). 3. «Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию» (Демокрит). 4. «Для ученого мышление составляет питание, без которого он, пребывая в одиночестве и бодрствуя, не может жить…» (И. Кант). 5. «Судьба согласного с ней ведет, противящегося – тащит» (Сенека). 6. «Счастье – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в другом месте» (Н. Шамфор). 7. «Ум всех людей вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего: слепому не в пользу чужая зоркость» (Ж. де Лабрюйер). 8. «Философия дала мне умение беседовать с самим собой» (Антисфен). 9. «Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены» (Г. Гегель). 10. «Мне моя философия ничего не дала, зато многое сохранила» (А. Шопенгауэр).
Часть 1. Часть 2. 2) Сформулируйте и объясните на примерах из наук основные правила метода Декарта. Часть 4. Часть 5. Часть 6. 5) Сформулируйте главные выводы. В чем значение этого знания о методе, которое дает произведение Декарта?
2.4. Вопросы к семинару: Дидро. «Разговор Д´Аламбера с Дидро», «Сон Д´Аламбера» (2 ч.) «Разговор Д´Аламбера с Дидро» I Размышление УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН 4.1-4.2. Список основной и дополнительной учебной литературы (для всех разделов) Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие / С.В. Борисов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – (Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Минобрнауки РФ) (Идентификатор библиотеки ЧГПУ – 188530; 161431). Кащеев С.И. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2614.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Хмелевская С.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Хмелевская С.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 223 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7448.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Бучило Н.Ф. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7468.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 671 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Петров В.П. Философия. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебник/ Петров В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2012.— 551 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14194.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Я.С. Яскевич [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 474 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20296.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Требование к изучению предмета «Философия» Цель учебной дисциплины «Философия» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями: способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6). Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения: Знать: 1) о роли философии в жизни человека и общества; 2) основные философские категории и проблемы: бытия, познания, человека, ценностей, общества; 3) основы философской, научной и религиозной картин мира; уметь: 1) анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; 2) самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социально-исторического развития; 3) осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности; владеть: 1) навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; 2) основными процедурами мышления; 3) философскими методами познания мира.
1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 3. Содержание Раздела 1 Введение в предмет философии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание раздела | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткое содержание лекции | Краткое содержание семинарского занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение. Предпосылки философии. Философствование как исследование. Философская рефлексия и саморефлексия. Структура философского знания. Функции философии. Становление философии. Основные направления, школы философии. Этапы исторического развития философии. Основной вопрос философии и его аспекты. Материализм, идеализм, дуализм, «философия тождества». | Анализ и обсуждение текста философского произведения: Ясперс К. «Введение в философию». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) | Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте |
Содержание Раздела 2
Введение в онтологию | |
| |
Содержание раздела | |
Краткое содержание лекции | Краткое содержание семинарского занятия |
Философский смысл понятия бытия. Понятия материального и идеального. Виртуальность. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Всеединство бытия. Проблема бытия и небытия. Движение и развитие, диалектика. Множественность форм бытия. Реализм и номинализм. Проблема неизменного и преходящего существования мира. Теория хаоса (синергетика). Бытие как мир идей. Пространство и время. Пространственно-временной континуум. Возникновение, существование и перспективы мира. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Креационная и эволюционная модели мира. | Анализ и обсуждение текста философского произведений: Декарт Р. «Рассуждение о методе»; Дидро. «Разговор Д´Аламбера с Дидро», «Сон Д´Аламбера». |
Самостоятельная работа | |
Инвариантная часть | Вариативная часть |
Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) | Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте |
Содержание Раздела 3
Введение в гносеологию | |
| |
Содержание раздела | |
Краткое содержание лекции | Краткое содержание семинарского занятия |
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понятие истины. Софистика. Относительность и субъективность истины: тезис Протагора. Скептицизм. Критерии истины. Философская методология. Познание как «отражение». Критика отражательной теории. Рационализм и эмпиризм. «Критика чистого разума» И.Канта. Интуитивизм. Феноменология. Прагматизм. Логическое мышление: дедукция, индукция, абдукция. Формально-логические законы мышления. Логика и язык. «Лингвистический поворот» в философии ХХ века (неопозитивизм). Научное познание. Позитивизм. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. Рост научного знания и НТР. Постпозитивистская философия науки (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд, М.Полани). Герменевтика. Научная методология. | Анализ и обсуждение текста философского произведения: Платон. «Теэтет». |
Самостоятельная работа | |
Инвариантная часть | Вариативная часть |
Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) | Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте |
Содержание Раздела 4
Дата: 2019-02-19, просмотров: 232. |