Введение в предмет философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Требование к изучению предмета «Философия»

Цель учебной дисциплины «Философия» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).

Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:

Знать:                                                                                       

1) о роли философии в жизни человека и общества;

2) основные философские категории и проблемы: бытия, познания, человека, ценностей, общества;

3) основы философской, научной и религиозной картин мира;

уметь:

1) анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

2) самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социально-исторического развития;

3) осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности;

владеть:

1) навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

2) основными процедурами мышления;

3) философскими методами познания мира.

 

1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование раздела

Виды учебной деятельности

(в часах)

Л ПЗ СР Всего
1 Введение в предмет философии       20
2 Введение в онтологию       20
3 Введение в гносеологию       20
4 Введение в философскую антропологию       20
5 Введение в социальную философию       19

Всего:

4 2 93 99

Экзамен

9

9

Итого:

108

Таблица 3.

Содержание Раздела 1

Введение в предмет философии

 

Содержание раздела

Краткое содержание лекции  Краткое содержание семинарского занятия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение. Предпосылки философии. Философствование как исследование. Философская рефлексия и саморефлексия. Структура философского знания. Функции философии. Становление философии. Основные направления, школы философии. Этапы исторического развития философии. Основной вопрос философии и его аспекты. Материализм, идеализм, дуализм, «философия тождества». Анализ и обсуждение текста философского произведения: Ясперс К. «Введение в философию».

Самостоятельная работа

Инвариантная часть Вариативная часть Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте

Содержание Раздела 2

Введение в онтологию

 

Содержание раздела

Краткое содержание лекции  Краткое содержание семинарского занятия
Философский смысл понятия бытия. Понятия материального и идеального. Виртуальность. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Всеединство бытия. Проблема бытия и небытия. Движение и развитие, диалектика. Множественность форм бытия. Реализм и номинализм. Проблема неизменного и преходящего существования мира. Теория хаоса (синергетика). Бытие как мир идей. Пространство и время. Пространственно-временной континуум. Возникновение, существование и перспективы мира. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Креационная и эволюционная модели мира. Анализ и обсуждение текста философского произведений: Декарт Р. «Рассуждение о методе»; Дидро. «Разговор Д´Аламбера с Дидро», «Сон Д´Аламбера».

Самостоятельная работа

Инвариантная часть Вариативная часть
Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте  

Содержание Раздела 3

Введение в гносеологию

 

Содержание раздела

Краткое содержание лекции  Краткое содержание семинарского занятия
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понятие истины. Софистика. Относительность и субъективность истины: тезис Протагора. Скептицизм. Критерии истины. Философская методология. Познание как «отражение». Критика отражательной теории. Рационализм и эмпиризм. «Критика чистого разума» И.Канта. Интуитивизм. Феноменология. Прагматизм. Логическое мышление: дедукция, индукция, абдукция. Формально-логические законы мышления. Логика и язык. «Лингвистический поворот» в философии ХХ века (неопозитивизм). Научное познание. Позитивизм. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. Рост научного знания и НТР. Постпозитивистская философия науки (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд, М.Полани). Герменевтика. Научная методология. Анализ и обсуждение текста философского произведения: Платон. «Теэтет».

Самостоятельная работа

Инвариантная часть Вариативная часть
Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте  

 

Содержание Раздела 4

Раздел 2. Истоки философии

История философии

Приложение.

Раздел 2. О чтении философской литературы

15) Какими требованиями нужно руководствоваться при чтении философской литературы? Объясните, в чем суть этих требований.

 

Вопросы для философского форума по 1 разделу (1 ч.)

 

1. Почему философию можно определить как специфическую форму духовной культуры, не сводимую ни к одной из других ее форм?

2. Почему философские вопросы называют вечными?

3. Раскройте содержание понятия «метафизика». Почему оно является одним из наиболее важных философских понятий?

4. Какие вопросы и проблемы, на ваш взгляд, вытекают из противоречий субъекта и объекта?

 

1.5. Темы философских эссе по 1 разделу (2 ч.)

 

1. «В любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание» (П. Абеляр).

2. «Мудрость для души – то же, что здоровье для тела» (Ф. де Ларошфуко).

3. «Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию» (Демокрит).

4. «Для ученого мышление составляет питание, без которого он, пребывая в одиночестве и бодрствуя, не может жить…» (И. Кант).

5. «Судьба согласного с ней ведет, противящегося – тащит» (Сенека).

6. «Счастье – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в другом месте» (Н. Шамфор).

7. «Ум всех людей вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего: слепому не в пользу чужая зоркость» (Ж. де Лабрюйер).

8. «Философия дала мне умение беседовать с самим собой» (Антисфен).

9. «Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены» (Г. Гегель).

10. «Мне моя философия ничего не дала, зато многое сохранила» (А. Шопенгауэр).

 

Часть 1.

Часть 2.

2) Сформулируйте и объясните на примерах из наук основные правила метода Декарта.

Часть 4.

Часть 5.

Часть 6.

5) Сформулируйте главные выводы. В чем значение этого знания о методе, которое дает произведение Декарта?

 

2.4. Вопросы к семинару: Дидро. «Разговор Д´Аламбера с Дидро», «Сон Д´Аламбера» (2 ч.)

«Разговор Д´Аламбера с Дидро»

I Размышление

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН

4.1-4.2. Список основной и дополнительной учебной литературы (для всех разделов)

Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие / С.В. Борисов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – (Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Минобрнауки РФ) (Идентификатор библиотеки ЧГПУ – 188530; 161431).

Кащеев С.И. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2614.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Хмелевская С.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Хмелевская С.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 223 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7448.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Бучило Н.Ф. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7468.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 671 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Петров В.П. Философия. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебник/ Петров В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2012.— 551 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14194.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Я.С. Яскевич [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 474 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20296.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Требование к изучению предмета «Философия»

Цель учебной дисциплины «Философия» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).

Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:

Знать:                                                                                       

1) о роли философии в жизни человека и общества;

2) основные философские категории и проблемы: бытия, познания, человека, ценностей, общества;

3) основы философской, научной и религиозной картин мира;

уметь:

1) анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

2) самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социально-исторического развития;

3) осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности;

владеть:

1) навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

2) основными процедурами мышления;

3) философскими методами познания мира.

 

1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование раздела

Виды учебной деятельности

(в часах)

Л ПЗ СР Всего
1 Введение в предмет философии       20
2 Введение в онтологию       20
3 Введение в гносеологию       20
4 Введение в философскую антропологию       20
5 Введение в социальную философию       19

Всего:

4 2 93 99

Экзамен

9

9

Итого:

108

Таблица 3.

Содержание Раздела 1

Введение в предмет философии

 

Содержание раздела

Краткое содержание лекции  Краткое содержание семинарского занятия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение. Предпосылки философии. Философствование как исследование. Философская рефлексия и саморефлексия. Структура философского знания. Функции философии. Становление философии. Основные направления, школы философии. Этапы исторического развития философии. Основной вопрос философии и его аспекты. Материализм, идеализм, дуализм, «философия тождества». Анализ и обсуждение текста философского произведения: Ясперс К. «Введение в философию».

Самостоятельная работа

Инвариантная часть Вариативная часть
Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте

Содержание Раздела 2

Введение в онтологию

 

Содержание раздела

Краткое содержание лекции  Краткое содержание семинарского занятия
Философский смысл понятия бытия. Понятия материального и идеального. Виртуальность. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Всеединство бытия. Проблема бытия и небытия. Движение и развитие, диалектика. Множественность форм бытия. Реализм и номинализм. Проблема неизменного и преходящего существования мира. Теория хаоса (синергетика). Бытие как мир идей. Пространство и время. Пространственно-временной континуум. Возникновение, существование и перспективы мира. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Креационная и эволюционная модели мира. Анализ и обсуждение текста философского произведений: Декарт Р. «Рассуждение о методе»; Дидро. «Разговор Д´Аламбера с Дидро», «Сон Д´Аламбера».

Самостоятельная работа

Инвариантная часть Вариативная часть
Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте  

Содержание Раздела 3

Введение в гносеологию

 

Содержание раздела

Краткое содержание лекции  Краткое содержание семинарского занятия
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понятие истины. Софистика. Относительность и субъективность истины: тезис Протагора. Скептицизм. Критерии истины. Философская методология. Познание как «отражение». Критика отражательной теории. Рационализм и эмпиризм. «Критика чистого разума» И.Канта. Интуитивизм. Феноменология. Прагматизм. Логическое мышление: дедукция, индукция, абдукция. Формально-логические законы мышления. Логика и язык. «Лингвистический поворот» в философии ХХ века (неопозитивизм). Научное познание. Позитивизм. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. Рост научного знания и НТР. Постпозитивистская философия науки (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд, М.Полани). Герменевтика. Научная методология. Анализ и обсуждение текста философского произведения: Платон. «Теэтет».

Самостоятельная работа

Инвариантная часть Вариативная часть
Самопроверка содержания лекции Работа с философским текстом (подготовка к семинару) Письменная работа (диктант) Письменная работа (on-line тест) Письменная работа (эссе) Философский форум на сайте  

 

Содержание Раздела 4

Дата: 2019-02-19, просмотров: 232.