Раздел 2. Введение в онтологию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

2.1. Вопросы и упражнения для самопроверки содержания лекции 2 раздела (2 ч.)

 

1. Приведите примеры явлений и сущностей, относящихся либо к материальной, либо идеальной форме бытия.

2. Что представляет собой виртуальность как форма бытия?

3. Опираясь на рассуждения Фомы Аквинского, объясните бытие как соотношение реального (актуального) и потенциального, материи и формы.

4. Как древние философы характеризовали первоначала мира?

5. В чем смысл апорий Зенона Элейского? Что в этих апориях можно подвергнуть критике?

6. Докажите тезис Платона, высказанный по поводу учения Парменида, «если существует только единое целое и ничего другого, то не существует и этого единого целого». Как преодолеть этот парадокс?

7. В известном мультфильме «38 попугаев» рост Удава пытается измерить Мартышка, но результат ее измерений Удава не удовлетворил. В чем заключалась ошибка Мартышки?

8. В чем суть онтологических взглядов Гераклита Эфесского?

9. Дайте пояснения к рис. 6 на стр. 77 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

10. В чем суть онтологических взглядов древнегреческого философа Плотина?

11. В чем учения о бесконечности Николая Кузанского?

12. Какие главные положения учения Дж. Бруно о бытии характеризуют его как представителя пантеизма?

13. Дайте пояснения к рис. 7 на стр. 85 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

14. Найдите сходство и различие онтологических позиций Спинозы и Шеллинга.

15. Чем характеризуются атомы в учении Демокрита?

16. Почему Демокрит считал, что атомы огня шарообразные?

17. Какими свойствами (признаками) характеризуются атомы-монады в учении Лейбница?

18. Объясните суть идеи Г. Лейбница о «предустановленной гармонии» между монадами.

19. Дайте пояснения к рис. 12 на стр. 94 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

20. Охарактеризуйте позицию реализма в споре об универсалиях.

21. Охарактеризуйте позицию номинализма в споре об универсалиях.

22. Дайте пояснение к рис. 13 на стр. 97 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

23. Что такое «принцип дополнительности» и «принцип неопределенности» в квантовой физике?

24. Почему, по мысли Пифагора, божественная гармония бытия заключается в числовых отношениях?

25. В чем заключается онтологическое значение теории хаоса?

26. Какой философский смысл вкладывается в понятие «идея»?

27. Какие характеристики термину «идея» давали Платон и Аристотель?

28. Объясните суть пяти доказательств бытия Бога Фомы Аквинского.

29. В чем суть критики Кантом этих «доказательств»?

30. К каким главным выводам относительно характеристики пространства привело отождествление Пифагором геометрической точки с арифметической единицей?

31. В чем отличия представлений о пространстве современной и классической науки?

32. Чем характеризуется объективное и субъективное время? Дайте сравнительную характеристику взглядам на время Н.А. Бердяева, Августина Блаженного и Э. Гуссерля.

33. Что такое пространственно-временной континуум?

34. Дайте пояснение к рис. 17 на стр. 126 (Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010).

35. Дайте характеристику основным положениям эволюционной модели мира.

36. Дайте характеристику основным положениям креационной модели мира.

37. В чем суть концепций «Большого взрыва» и «тепловой смерти Вселенной»?

38. Дайте сравнительную характеристику эволюционным теориям Ч. Дарвина, А. Бергсона и П. Тейяра де Шардена.

39. Дайте описание основным уровням организации живого.

 

2.2. Терминологический минимум и персоналии (Диктант) (1 ч.)

 


«Квантовый скачок»

«Линия Аристотеля»

«Линия Платона»

«Предустановленная гармония»

«Принцип дополнительности»

«Принцип интеллигибельности»

«Принцип неопределенности»

«Пространственно-временной континуум»

«Спор об универсалиях»

«Точка бифуркации»

A priori

Res cogitas и res extensa

Актуальное и потенциальное

Апория

Архе

Атом

Атрибуты и модусы

Аттракторы

Бытие

Виртуальность

Гилозоизм

Деизм

Диссипация

Квантитативное и квалитативное

Логос

Материя и форма

Монада

Номинализм средневековый

Ноуменальное и феноменальное

Пантеизм

Перцепция и апперцепция

Реализм средневековый

Синергетика

Субстанция и акциденция

Схоластика

Теизм

Трансцендентное и имманентное

Флуктуация

Эволюционизм и креационизм

Эйдос

Эманация

Энтелехия

Эссенция и экзистенция


 


Абеляр П.

Августин Блаженный

Аристотель

Бергсон А.

Бруно Д.

Гераклит

Гуссерль Э.

Дарвин Ч.

Демокрит

Зенон Элейский

Ибн Араби

Кант И.

Лейбниц Г.В.

Николай Кузанский

Оккам У.

Парменид

Пифагор

Платон

Плотин

Спиноза Б.

Фома Аквинский

Шеллинг Ф.В.Й.

Эйнштейн А.


 


2.3. Вопросы к семинару: Декарт Р. «Рассуждение о методе» (2 ч.)






Часть 1.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 234.