Значительная группа детей с нарушением зрения при условии обеспечения им индивидуального подхода может обучаться в массовой школе. Это дети с относительно легким нарушением зрения, аномалией рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм).
Условия обучения детей с нарушениями зрения в общеобразовательной школе:
14. правильное освещение;
15. соблюдение режима зрительной работы (для охраны зрения слабовидящих детей необходимы перерывы в зрительной работе через каждые 10-15 мин);
16. лечение сопутствующих заболеваний, ослабляющих организм и способствующих ухудшению зрения.
Таким образом, зрительный дефект обусловливает в целом весь ход психического развития ребёнка, поэтому необходима специальная медико-психолого-педагогическая помощь, позволяющая восполнить недостаточность зрительной информации и нормализовать формирование личности ребёнка.
В нашей стране лица с глубокими дефектами зрения пользуются льготами (пенсионное обеспечение, сокращенный рабочий день, бесплатный проезд и т. д.). Растет число слепых, работающих вместе со зрячими. Многие слепые и слабовидящие занимаются интеллектуальным и творческим трудом. Среди выдающихся ученых, литераторов, педагогов – имена Н. Островского, математика Л.С. Понтрягина, поэта Э. Асадова, тифлопедагога, члена-корреспондента АПН СССР Б.И. Коваленко и др.
Цель школьной психологической службы в специальных образовательных учреждениях – наиболее полное раскрытие индивидуальных возможностей учащихся, что способствует прочному овладению знаниями, улучшению подготовки учащихся к активной самостоятельности в жизни, к адаптации в обществе.
Для ее реализации необходимо решение следующих задач:
17. определить психологическую готовность детей к школьному обучению;
18. составлять совместно с учителем, офтальмологом и дефектологом-методистом программу индивидуальной работы с детьми с целью формирования и развития их познавательной деятельности, лучшей адаптации к школе;
19. держать под постоянным контролем детей (особенно с прогрессирующим заболеванием органа зрения) в переходные, переломные моменты жизни школьников;
20. диагностировать интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию учебно-воспитательного процесса, осуществлять их коррекцию совместно с педагогическим и родительским коллективом;
21. проводить диагностико-коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
22. выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, воспитателем, со сверстниками, родителями и др.;
23. консультировать администрацию школы, педагогический и родительский коллективы по психологическим проблемам развития, обучения и воспитания детей;
24. давать необходимые рекомендации;
25. проводить индивидуальное и групповое консультирование школьников по вопросам обучения, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания и т.д.;
26. осуществить постоянную профориентационную работу с учащимися, которая должна подвести их к профессиональному самоопределению с учетом зрительных возможностей;
27. вести курс «Этика и психология семейной жизни»
Основные виды работы тифлопсихолога:
28. психодиагностика, заключающаяся в углубленном обследовании познавательного и личностного развития детей с нарушением зрения;
29. психокоррекция, направленная на устранение отклонений в познавательном и личностном развитии детей, имеющих нарушение зрения;
30. психологическое консультирование – помощь в решении неотложных проблем, с которыми приходят к психологу учителя, воспитатели, учащиеся, родители;
31. психологическое просвещение.
Начинать психодиагностическую работу тифлопсихологу надо с детьми 5-6 лет, т. е. в детском саду. Поэтому следует вести учет детей с нарушением зрения как можно с более раннего возраста, подробно знакомиться с результатами комплексного медицинского обследования.
Перед поступлением в школу выясняется успешность продвижения в развитии ребенка. При достижении им достаточного уровня развития для начального школьного обучения его зачисляют в 1класс.
Если же ребенок в результате повторного обследования оказывается не подготовленным, то ему еще на год продлевается подготовительный период. В таком случае составляется новая программа психолого-педагогической коррекции с учетом выполнения первой, намечаются особые педагогические меры.
Параметры психодиагностического обследования на выявление готовности к обучению детей с нарушением зрения:
32. общее интеллектуальное развитие;
33. особенности игровой деятельности;
34. развитие двигательной сферы;
35. определение ведущей сенсорной основы обучения ребенка;
36. возможности произвольного поведения;
37. выраженность познавательного интереса;
38. склонность к фантазиям;
39. умение общаться со сверстниками и взрослыми;
40. стремление к лидерству;
41. преобладающий эмоциональный фон;
42. наличие физических недостатков и болезней (кроме заболеваний органов зрения).
Результаты такого обследования будут основанием для заключения.
Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе – один из видов профилактики возможных последующих трудностей.
Психокоррекция включает в себя:
- реализацию психолого-педагогической программы по исправлению недостатков в развитии;
- программы развития выявленных способностей (предлагаемые педагогом-психологом рекомендации должны быть конкретными и понятными).
Психолого-коррекционная работа будет способствовать устранению недостатков развития ребенка с нарушениями зрения и его дальнейшей социальной адаптации.
Категории детей с нарушениями слуха, их общая психолого-педагогическая характеристика (по состоянию слуха, по времени наступления снижения слуха, по наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии, по состоянию словесной
Речи детей)
Глубоким и стойким считается такое поражение слуховой функции, при которой процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными.
Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные.
В большинстве случаев слуховое нарушение не передается непосредственно потомству, но вероятность рождения аномального ребенка у родителей с дефектом слуха значительно большая, чем у слышащих.
Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Это зависит:
43. от времени возникновения патологического процесса;
44. его степени и периода развития.
К категории детей с нарушением слуха относятся дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое, так как слух восстановить нельзя) двустороннее (на обо уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шёпотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха (с полным выпадением слуха), приобретённым в раннем детстве или врождённым, и вследствие этого неспособные к самостоятельному овладению речью.
В развитии ребенка слух и речь тесно связаны между собой. Поэтому не только дефект слуха, но и вторично возникшая недостаточность речи затрудняют обучение этих детей и определяют его особенности.
Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха.
Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, звонки), однако разборчивое восприятие речи невозможно.
Среди глухих детей различают:
45. глухие без речи (ранооглохшие дети со стойким и глубоким нарушением речи, врожденным или приобретенным, в раннем детстве, до сформирования речи);
46. глухие, сохранившие в той или иной мере речь (позднооглохшие).
Ранняя глухота приводит к глухонемоте, что отражает наличие причинной зависимости между поражением слуха (глухотой) и отсутствием речи (немотой). Немота есть следствие глухоты. Замедляется темп психического развития глухонемого ребенка.
Однако, обучение в специально организованных условиях, стимулирующих компенсаторные процессы глухонемых, постепенно сглаживает и выправляет дефекты психического развития. Глухонемой ребенок, оставаясь глухим, постепенно перестает быть немым и становится глухим говорящим.
В результате специальных мероприятий по развитию и использованию остаточного слуха значительно повышаются возможности детей в овладении устной речью.
Обучение глухих детей в специальных образовательных учреждениях способствует компенсации дефекта за счет овладения навыками дактилологии, мимико-жестовой и письменной речи и, что особенно важно, словесной речи.
Обучение осуществляется с использованием зрительного восприятия, кинестетической и вибрационной чувствительности. Овладевая чтением с лица, глухие дети начинают понимать обращенную речь, а научившись производить речевые движения, начинают произносить слова. Овладение словесной речью способствует преодолению и вторичных дефектов у глухих детей.
Наиболее выражены различия в понижении слуха при тугоухости. Так, один слабослышащий ребёнок может слышать речь разговорной громкости на расстоянии 4 – 6 метров и более и испытывать затруднения при восприятии шёпота, который он может слышать, например, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребёнок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесённые голосом разговорной громкости у самого уха.
Таким образом, слабослышащие дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.
Существуют различные классификации степени понижения слуха. Наиболее широко в образовательных учреждениях используется аудиолого-педагогическая классификация Л.В. Неймана, согласно которой слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц (на 4 речевых частотах), могут быть отнесены к одной из степеней тугоухости (Таблица №3).
Таблица №3. Классификация нарушений слуха, составленная Л.В.Нейманом.
Степень нарушения слуха | Средняя потеря слуха в дБ (500 – 4000Гц) | Условия разборчивого восприятия речи |
I степень | Не превышает 50 дБ | Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шёпот – у ушной раковины и далее |
II степень | От 50 до 70 дБ | Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5 - 1 м, шёпот – нет |
III степень | Более 70 дБ | Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шёпот - нет |
При тугоухости у детей особенно важно учитывать не только степень снижения слуха, но и время, когда наступило это снижение.
По времени наступления снижения слуха дети делятся на две группы:
ранооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух на первом – втором году жизни или родились неслышащими;
позднооглохшие дети – дети с потерей слуха в 3-4 года и позже, но с сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты (в дошкольном и школьном возрасте). Термин «позднооглохшие дети», хотя и является общепринятым, носит условный характер, так как данную группу характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.
На степень сохранности речи этих детей влияет:
47. время наступления глухоты;
48. условия роста и развития ребенка;
49. уровень остаточного слуха;
50. качество работы по развитию речи ребенка.
Позднооглохшие дети, в связи со своим своеобразием, составляют особую категорию детей со сниженным слухом. Они обучаются отдельно от глухих детей в специальной школе II вида, где важное место уделяется развитию зрительного восприятия речи и сохранению имеющегося речевого запаса.
По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:
51. дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;
52. дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.
Было отмечено, что дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора – на формирование речи.
Врождённая тугоухость, а также тугоухость, возникшая в доречевом периоде или в начальном периоде формирования речи, приводит к нарушению нормального речевого развития ребёнка.
Глухота, врождённая или приобретённая в доречевом периоде, лишает ребёнка возможности овладеть речью без специальных приёмов обучения, а если речь уже начала формироваться, то ранняя глухота может привести к распаду недостаточно упрочившихся речевых навыков.
У позднооглохших детей степень сохранности речи зависит от времени наступления глухоты (чем позже произошла потеря слуха, тем дольше будет сохраняться речь даже при отсутствии коррекционной помощи) и от условий последующего развития ребёнка, в частности, от наличия (или отсутствия) специальной работы по сохранению и развитию речи.
По состоянию словесной речи среди детей с нарушенным слухом можно выделить:
53. неговорящих (необученные дети);
54. детей, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения);
55. детей, имеющих короткую фразу с аграмматизмом;
56. детей с развёрнутой фразовой речью с аграмматизмом;
57. детей с нормальной фразовой речью, соответствующей возрасту.
При прочих равных условиях, как впервые было отмечено Р.М. Боскис, чем меньше был снижен слух у ребёнка, тем выше уровень его речевого развития; чем позже возникает нарушение слуха, тем менее пагубно оно влияет на состояние речи ребёнка. При своевременном начале коррекционной работы и её систематическом и адекватном проведении в течение длительного времени уровень речевого развития даже глухого ребёнка может быть максимально сближен с нормой. Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушениями слуха зависят от взаимодействия четырёх основных факторов:
58. от степени снижения слуха;
59. от времени возникновения поражения слуха;
60. от наличия дополнительных отклонений в развитии;
61. от условий развития ребёнка после поражения слуха.
Таким образом, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота); временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.
В данной лекции не рассматривался вопрос о характере нарушения слуха (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость). Познакомиться с данным материалом можно, изучив литературу сурдопедагогического профиля.
Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Дети, несмотря на то, что сегодня у медицины нет возможности вернуть им физический слух, могут максимально сближаться по уровню психомоторного и речевого развития с нормально слышащими сверстниками.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 461.