Значение экономической науки                            
                          
							
							
							
   |    |    |    |  
   |     |  Значение экономической теории в целом заключается в ее функциях, но особенно стоит отметить то, что формирует у индивида научное мировоззрение и развивает экономическое мышление
  |       |  
   |  
   |    |      |  
 
  
  
    |  ü Оно характеризуется точным и всесторонним отражением всей сложности явлений и процессов социально-экономической деятельности
  |  
  |  ü Свободно от односторонности в понимании прошлой и сегодняшней хозяйственной практики
  |  
  |  ü Является мышлением творческим
  |  
  |  ü Для него характерны прагматизм и рациональность, т.е. направленность на максимизацию конечных результатов деятельности людей
  |  
  |  ü Является социально-ориентированным и должно быть направлено прежде всего на реализацию потребностей человека, его всестороннее развитие
  |  
 
      |  В современных условиях экономическая наука призвана формировать у людей новое, а именно рыночное экономическое мышление, основанные черты которого сводятся к следующим качествам:
  |       |  
 
                                                                      
  
 
  
  
 
  Позитивная и нормативная экономическая теория: позитивная теория направлена на описание и познание экономических явлений «как есть». Нормативная теория содержит оценки явлений и рекомендации в области государственной политики «как должно быть»
     
    |    |    |    |  
   |     |  Три основных течения современной экономической теории
  |       |  
   |  
   |    |      |  
 
    |  ü Неоклассическое 
  |  
  |  ü Кейнсианское
  |  
  |  ü Социально-институциональное
  |  
 
    |    |    |    |    |    |    |  
   |     |  Так, в рамках формирования неоклассического течения существовали различные школы: австрийская, кембриджская, американская и лозаннская школы маржинализма. Их объединяло единое понимание предмета экономической науки. Суть его сводится к тому, что экономическая наука изучает поведение хозяйствующих субъектов в условиях ограниченных ресурсов. По другим проблемам представители этих школ имеют свой специфический подход
  |       |  
   |  
   |   |     |  Кейнсианское течение (базируется на идеях известного английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883 – 1946)
  |       |  
   |    |     |  Неоклассическое течение 
 «Экономикс»
  |       |  
   |  
   |   |      |  
   |  
 
 
  
  
    |  ü Сторонники неоклассического подхода (А. Маршалл, М. Фридмен, Ж. Рюэфф, К. Кларк, А. Вебер, А. Форстман и др.) считают, что рыночный механизм сам способен регулировать экономические процессы, устанавливать равновесие спроса и предложения и т. д.;
  |  
  |  ü Другими словами, в основу этого течения изначально был положен принцип невмешательства государства в экономику. Позже они согласились с тем, что без определенного вмешательства все же не обойтись, но оно должно быть минимальным;
  |  
  |  ü В целом для неоклассиков характерным является анализ проблем микроэкономики, связанных с мотивами и стимулами экономического поведения предприятий и организаций всех секторов экономики,  собственников ресурсов, предпринимателей и домохозяйств.
  |  
 
 
   |  ü Для него характерен макроэкономический подход к исследованию экономических явлений и процессов, т.е. они анализируют зависимости и пропорции на уровне всего народного хозяйства (национальный доход, инвестиции, сбережения, потребление и т.д.);
  |  
  |  ü Центральной проблемой экономического анализа кейнсианства стало государственное регулирование экономики. Полагая, что без государства рыночная экономика не может решить такие проблемы, как кризисы, инфляция, безработица и т.д., они предложили целую систему мер государственного воздействия на экономику. Их рекомендации были положены практически всеми развитыми государствами в основу экономической политики в послевоенный период вплоть до середины 1990-х гг.
  |  
 
  
 
  
  
    |    |    |    |  
   |     |  С середины 1970-х гг. наметилась тенденция сближения двух рассмотренных выше течений в одно, а именно: Пол Самуэльсон создал новую концепцию (течение), которое называется «неоклассический синтез». Его суть сводится к тому, что будущее капитализма – за «смешанной экономикой», предполагающей участие государства в бизнесе в форме совместных, смешанных предприятий и компаний.
  |       |  
   |  
   |    |     |  Социально-институциональное течение
  |       |  
 
  
  
    |  ü С критикой всех других течений выступают представители институционально – социального течения (Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Ф. Перру, Де Сото и др.), которые рассматривают экономику как совокупность взаимодействия различных «институтов» ( предприятия, профсоюзы, государство)
  |  
  |  ü В экономическом поведении субъектов большое значение отводится правовым нормам, морально-этическим, психологическим особенностям (обычаям, привычкам и т.д.)
  |  
  |  ü Это течение отражает потребность в новом подходе к государственному регулированию экономики; необходимость учитывать возросший уровень социально-экономических потребностей населения, поиска путей более эффективного функционирования государства в экономике
  |  
 
  
							  
							  
							 Дата: 2019-02-19, просмотров: 282.