Модели человека в экономической науке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Литература для подготовки рефератов и докладов

Автономов, В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли) / В.С. Автономов. – М.: Наука, 1993. – 176 с.


Тезис. Создание модели человека в экономической науке предполагает отвлечение от многих реально существующих качеств человеческой природы, которые в бесчисленных сочетаниях как раз и характеризует отдельных людей.

Но именно это многообразие и разностороннее богатство человеческой личности и не позволяют экономической науке при исследовании хозяйственной жизни опираться на эмпирические образы конкретных людей.

Требуется создать более простой и абстрактный объект «человек». Такой абстрактный объект и будет выполнять функцию модели человека, в которой представлена хозяйственная и экономическая деятельность.

 Параметры модели «человека экономического»:

эгоизм,

рациональность,

высокий уровень интеллекта, позволяющий соотносить выгоды и издержки,

способность к эмпатии,

способность ранжировать свои предпочтения,

рассчитывает на максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов,

свобода выбора.

Ограничения модели:

экономическая система, в которой действует подобный человек, выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов,

государство выполняет функцию «ночного сторожа» и обеспечивает безопасность граждан,

извлекаемая человеком экономическим полезность ограничена располагаемым доходом.

Экономисты классифицируют известные на данный момент разновидности рациональности как ее сильную (полную), полусильную (ограниченную) и слабую формы.

Полная рациональность предполагает, что человек достигает максимума выгоды при минимуме затрат. «Человек экономический» в первоначальном виде соответствовал именно полной рациональности

В случае ограниченной рациональности решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и расчета, а выигрыш при этом меньше максимального (теория Г. Саймона)

Гипотеза слабой формы рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными способами, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем традициями, нормами поведения и т.п. (А. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, Ф. Хайек)

                 
 
Первое направление представлено английской классической школой политической экономии, маржинализмом и неоклассиками. В основе этого направления определяется эгоистический индивидуум, главным мотивом деятельности которого является денежный интерес. В соответствии с этой теоретической конструкцией индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. Используется гипотеза полной рациональности  
 
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, немецкой исторической школе политэкономии. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на гипотезе ограниченной рациональности. Ослабляются экономические свойства и усиливаются социальные свойства человека экономического. Учитывается альтруизм и самоограничения в принятии решений
 
Третье направление представлено принципиально новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей современные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельности по сравнению с моделью «рационального максимизатора»: возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности, включая удовлетворенность от процесса труда, его социальной значимости, сложности и др.



Тема 2. Предмет экономической науки и ее основные категории

 


Становление и развитие предмета экономической науки

 

 

ü Представления меркантилистов – исторически первой школы о предмете экономической науки, сводились к исследованию сферы обращения, торгового капитала. Источником богатства они считали торговлю
ü Физиократы полагали, что источником богатства является земля
ü Представители классической буржуазной политэкономии исследовали природу (источник) и причины (факторы) общественного богатства уже в сфере материального производства, что наиболее полно отвечало потребностям развития современного им капиталистического общества (XVII в)
ü Предметом марксисткой политэкономии являются производственные отношения и экономические законы, управляющие производством. Анализируя капиталистический способ производства, К. Маркс и Ф. Энгельс сделали вывод о том, что ему свойственны антагонистические противоречия, которые приведут в результате их обострения к более прогрессивному способу производства – коммунистическому
ü Но марксисты не предлагали путей повышения эффективности капиталистического производства. Этим активно занялись в 20 веке ученые-экономисты немарксистского направления. Повторяющиеся экономические кризисы заставляли их искать способы выживания капиталистической рыночной экономики. Предметом немарксистской экономической науки стали: 1) на микроуровне (уровне предприятий, фирм) – изучение мотивов и принципов экономического поведения людей, фирм (потребителей и производителей), т.е. поиск эффективных направлений деятельности фирмы в условиях конкуренции; 2) на макроуровне – механизм функционирования экономики как единого целого

 

В современных западных учебниках по экономической теории, называемых «экономикс», приводятся следующие определения ее предмета:

 

 


                                                             

 

ü Экономика - это общественная экономическая наука, исследующая проблему такого использования или применения редких ресурсов (средств производства), при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества
ü Экономика - это исследования поведения людей в условиях производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов
ü Экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения маржинального удовлетворения материальных потребностей человека
ü Экономика - это наука выбора. Она изучает, как люди выбирают способ использования ограниченных производительных ресурсов (земли, труда, оборудования, технических знаний) для производства различных товаров и распределения

 
Во всех приведенных выше определениях предмета экономической теории так или иначе речь идет о выборе эффективных путей использования ограниченных природных ресурсов в производстве

 

 


                                                          

 

 







Дата: 2019-02-19, просмотров: 206.