Социальная политика по сути своей является программой социального управления и развития, степень и детализация разработки которой зависят от целого ряда факторов - политической доктрины, социальной базы, финансового положения, отношения к социальной действительности (правящая, входящая в коалицию, оппозиционная), целей и средств их достижения (реформаторская или революционная).
Говоря о прогрессивной социальной политике партий необходимо отметить ряд основополагающих принципов:
- гуманизм;
- системность, непрерывность, преемственность;
- практическая реализация идеи социальной справедливости, выражающей неотъемлемые права и свободы, соответствующие сущности человека и уровню развития общества, соответствие между общественным вкладом, объективной ролью индивида или социальной общности в обществе и их социальным положением, между деянием и воздаянием;
- сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
- открытость социальной политики - свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики, наличие «обратной связи» органов управления с гражданами;
- контроль общества за реализацией социальной политики как средство борьбы против коррумпированности должностных лиц, установления социально не оправданных привилегий, своекорыстного обхождения законов, неуплаты или занижения налогов и др.;
- демократизм выработки и реализации социальной политики: обсуждение всех крупных социально-политических решений в обстановке гласности, всестороннее выявление общественного мнения по ключевым вопросам социальных преобразований;
- социальные гарантии, равные права и возможности всем без исключения гражданам государства;
- согласование социальных интересов разных общественных сил.
Депутаты ГД второго созыва интенсивно вели законотворческую деятельность, направленную на решение обострившихся проблем экономики, финансов, налогов, социальной сферы. В фокусе законотворчества находились вопросы социальной политики, социального обслуживания населения, особенно малообеспеченных его слоев. Фракции КПРФ, ЛДПР, «ЯБЛока», «Аграриев», НДР и др. стремились реализовать свои социальные новации посредством расширения их законодательной базы.
Программные установки политических партий сформировали законодательные инициативы их депутатских фракций по разработке проектов федеральных законов и федеральных программ приоритетной социальной значимости. В их числе федеральные программы «Дети России», «Развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения населения лекарственными средствами», «Санитарно-эпидемиологи-ческое благополучие населения России», «Социальная поддержка инвалидов», «Развитие образования», «Молодежь России», «Жилище» и др. Результатом думской деятельности фракций и депутатских групп по реализации программных установок своих партий и блоков стало то, что в планах законотворческой работы всех фракций в 1996-1997 гг. приоритетное место занимали вопросы социальной политики, их доля в программах деятельности Думы была такой: осень 1996 г. - 23%, весна 1997 г. - 18%, осень 1997 г. - 40%, весна 1998 г. - 37%. В итоге, осенью 1996 г. блок «Социальная политика» занимал третье место, весной 1997 г. - второе, а осенью 1997 и весной 1998 годов - первое место, главенствующее в системе законопроектов. Более того, осенью 1997 г. социальный блок был вдвое большим, чем годом ранее. Если на весенней сессии 1997 г. законопроекты касались 10 наименований социальных групп, то осенью - уже втрое больше.
Однако в целом, несмотря на активное участие думских партийных фракций в законотворчестве по проблемам социальной сферы, переломить тяжелую кризисную ситуацию в стране в рассматриваемый период не удалось[
Дата: 2019-02-19, просмотров: 484.