Социальная структура - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, институтов и отношения между ними. Основные элементы - социальные группы, социальные слои, социальные страты, социальные институты.
Социальная структура общества обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Начиная с 30-х годов в советской литературе устоялось положение о том, что в социальной структуре СССР есть 3 класса:
1) рабочий класс
2) колхозное крестьянство
3) интеллигенция (экономический критерий).
С начала перестройки (80-90-е годы) академиком Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных социологических исследованиях:
1) рабочий класс (- высокообразованные, политически активные; - среднеобразованные; - рабочие)
2) крестьянство (- сельские рабочие; - фермеры; - колхозники)
3) интеллигенция
4) военнослужащие
5) предприниматели
6) крупные хозяйственные руководители
7) государственные и партийные работники
8) высшее политическое руководство
9) люмпены (студенты, пенсионеры, священнослужители, бомжи)
10) заключенные
Современное общество (Заславская):
1) верхние слои (- крупные и средние предприниматели; - лидеры директорских предприятий; - политическая и экономическая элита; - военная элита)
2) средние слои (- мелкие и частные предприниматели; - представители бизнеса; - финансисты; - интеллигенция; - специалисты)
3) базовый (- помощники специалистов; - работники массовых профессий, торговли и сервиса; - квалифицированные рабочие и крестьяне)
4) нижний (- технические служащие; - люди без квалификации и профессии; - люмпены) Современные изменения социальной структуры в России обуславливают два разнонаправленных процесса; усложнение социальной дифференциации и ее упрощение.
Усложнение происходит вследствие возникновения новых форм собственности (смешанной, частной, акционерной, кооперативной и др.), а упрощение - вследствие исчезновения номенклатуры с неинституциализированными видами привилегий, иерархизации собственников по величине дохода, большей или меньшей свободы, саморегуляции, самореализации и др., то есть в связи с формированием экономических классов.
Социальная структура современного российского общества характеризуется крайней социальной неустойчивостью, как на уровне процессов, происходящих внутри социальных групп и между ними, так и на уровне самосознания личностью своего места в системе социальной иерархии.
Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоca исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл.Под социальной трансформацией обычно понимаются следующие изменения:
Изменение политической и государственной системы, отказ от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общая демократизация общественных отношений.
Обновление экономических основ общественной системы, отход от так называемой центральной плановой экономики с ее распределительными функциями, ориентация на экономику рыночного типа, в интересах которой:
проводится разгосударствление собственности и широкая программа приватизации;
создается новый правовой механизм экономических и финансовых отношений, допускающий многоукладность форм экономической жизни и создающий инфраструктуру для развития частной собственности;
вводятся свободные цены.
11. Донаучный этап становления социальной политики.
В примитивных и первобытных обществах устанавливаются характерные, хотя и элементарные защитные функции. Они проявлялись в нравах и обычаях людей и передавались из поколения к поколению. Эти защитные функции характерны для социально слабых групп населения – детей, больных и пожилых. Конечно же, на эту деятельность существенное влияние оказывало элементарное производство, низкая производительность труда, существующие патриархальные отношения, родовая раздробленность и пр. Социальные защитные функции у людей в эту эпоху основывались на инстинкте самосохранения. Практика у различных народов была крайне противоречива. Так, например, у эскимосов пожилые и больные дети оставлялись на произвол судьбы. В то же время у индейцев устанавливается культ к пожилым людям.
В рабовладельческом обществе на развитие социальной политики общества существенное влияние оказывают ряд факторов, таких как:
повышенная, хотя и элементарная производительность труда
появление частной собственности на средства производства;
устоявшаяся патриархальная семья;
наличие государства, государственного управления и государственных органов;
двойственная мораль в отношении рабов и свободных людей.
В философии древних мыслителей вместе с идеями свободы и морали развиваются и идеи социальной справедливости и гуманности. Это хорошо выражено Аристотелем. По его мнению, «тот, кто желает властвовать, должен помогать». В Египте, еврейском государстве и Древней Греции социально-политические функции имели характер вспомогательных функций. Многие идеи Аристотеля, Солона, Фукидида, Платона и др., отражающие дух своего времени, звучат современно и сейчас. Например, согласно Фукидиду: «Никто не должен стыдиться того, что беден, стыдно не убрать нищету трудом». Основные социально защитные функции в древности исполнялись семьей, следуя общепринятым моральным принципам. Если лицо лишилось близких, эти функции исполнялись государством, церковью и согражданами.
Интерес в историческом аспекте представляет социальная политика старо-еврейского государства. При ней в обществе насаждалось чувство солидарности с бедными, больными и инвалидами, а также строгое соблюдение определенных религиозных норм поведения. Социальная защита оказывалась лишь нетрудоспособным, в свою очередь, здоровый гражданин, который принимал помощь, строго наказывался.
В Древней Греции были созданы первые законы гуманитарно-демократического характера. Таким был закон, который обязывал каждого родителя обеспечить получение детьми определенной профессии или готовить к какой-либо трудовой деятельности. В то же время в Древней Греции существовали и антигуманные законы, например, детей-инвалидов бросали со скалы.
Обобщая исторические данные за этот период, можно подчеркнуть три основные характеристики:
низкая производительность труда и массовая бедность среди населения;
сильное влияние государства на социальную политику;
появление зародышей профессиональных ассоциаций социальной защиты.
12. Социально-политические доктрины X начало XX веков.
1.Марксизм:
Карл Маркс. Основной труд: «Капитал». Основные положения: учение о прибавочной стоимости, исторический материализм, учение о диктатуре.
Философско-диалектический и исторический материализм - научные концепции в экономике, социологии политологии…
Политическая неизбежность классовой борьбы и социальной революции ведущая роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению частной собственности и товарного производства, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.
Ранний Маркс – в центре проблема отчуждения и его преодоления. Общество отчуждения – капиталист отчужден от средств производства, рабочий – от своего труда.
Поздний Маркс – вскрытие экономического базиса всемирной истории. Базис – производительные силы, которые формируют производственные отношения. Над базисом возвышается надстройка – политика, культура, религия.
Смена производительных сил меняет производственные отношения. Базис изменяет надстройку.
Пять формаций – спобов производства:
1. Первобытно-общинный
2. Рабовладельческий
3. Феодальный
4. Капиталистический
5. Коммунистический.
Для стран Азии Маркс выделяет азиатский способ производства – отдельно.
Каждое государство должно пройти все пять стадий развития. Но не все государства находятся наодинаковом уровне.
2.Ницшеанство. Фридрих Ницше («Так говорил Заратустра», «Воля к власти»)
Основные принципы:
1.Критика морали, религии, нравственности, современного общества, социализма. Ницше выступает как последовательный нигилист, разрушая основы западной цивилизации.
2. Ницше также критикует и нигилизм, предлагая в качестве идеи иерархию, дарвинизм, неравенство, борьбу, идеологию ненависти и презрения к слабым.
3. В качестве идеала для Ницше выступает сверхчеловек – высшее существо, презирающее слабых, идеальное физически и духовно, для которого высшая ценность – иерархия, борьба и биологические инстинкты.
На рубеже конца XIX — начала XX вв. социально-политические теории и концепции развиваются по двум основным идейным направ-
лениям: марксистско-ленинская и буржуазная политология, которые имеют множество течений и представляют собой современный этап в развитии политической науки.
В этот период появляются социальные концепции политики, в которых политика анализируется через призму общественных отношений и интересов. Социальную концепцию политики развивали Э. Берк, А. де Токвилъ, И. Бентам, Дж. Ст. Милль.
Г” Э. Берк, большое значение придавал традициям в развитии политики! и права, а также роли государства в обществе как гаранта стабильно- 1 сти и порядка. А. Токвиль в работе «Демократия в Америке» рассматривал проблему соотношения политического равенства и политической свободы в демократическом обществе. И. Бентам создал учение
о позитивном законе, обосновал необходимость прогрессивных реформ в Англии. Дж. Милль был последовательным защитником представительного правления: в работе «Размышления о представительном правлении» высказывался за пропорциональное представительство; против подавления невеждами образованных людей; за повышение социальных функций государства. В политических и правовых исследованиях этого периода широкое распространение получает позити-
._ ВИЗМу^. основоположником которого был французский мыслитель
О. Конт. Он считал, что наука об обществе должна быть такой же достоверной и точной, как и естественные науки, опираться на наблюдения, факты и точные методы их сбора.
В 40—50-е гг. XIX в. возникает марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс - обосновали материалистическое понимание истории ПнГвнесли значи - тельный вклад в понимание социально-экономических истоков политики. Суть материалистического подхода к политике состоит в понимании ее как надстройки по отношению к экономической структуре общества Маркс доказал, что все явления политической жизни в своем существовании зависят от экономического базиса. В соответствии с концепцией марксизма, все важнейшие исторические события, в том числе и политические, предопределяются экономической составляющей общества. Основным элементом политического учения марксизма является теория классовой борьбы и социальной революции. Маркс обосновывал положение о классовом характере государства и права, закономерности отмирания государства и всякой политики коммунистическом обществе. Дальнейшее развитие теория марксизма получает в трудах В. И. Ленина, который детально разработал теорию социалистической революции и социалистического строительства. Теория марксизма-ленинизма стала основой коммунистической идеологии в борьбе рабочего класса за социалистическое переустройство общества.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 403.