Девиация или девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от ожидаемого (от групповой нормы), от одобряемого в социуме и, потому, влекущее за собой наказание нарушителя: формальное (штраф, увольнение, тюремное заключение), или неформальное (поругали, пальчиком погрозили и пр.)
Преступность (делинквентное поведение) - это одна из форм девиантного поведения.
Девиантное поведение может проявляться, например, в том, что в обществе существуют различные социальные ожидания (одни люди ориентированы на соблюдение привычных норм, а другие на их изменение). Или в неопределености поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны, или когда правила ясны, но у населения могут быть разногласия по поводу их законности и правильности (отношение к абортам, к уплате налогов, к проституции, к многоженству в России и на Востоке и пр.).
Различаюткультурноосуждаемые отклонения(хулиганство, воровство и пр.)икультурноодобряемые отклонения(трудолюбие, сверхмотивация, сверхинтеллектуальность, особые склонности, позволяющие проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности (гений, герой, лидер).Есть еще психические или физические отклонения – но они в социологии не рассматриваются.
Выделяют такжеиндивидуальные и групповые отклонения,первичные и вторичные отклонения. (X. Беккер) Первичное отклонение - незначительное и терпимое, индивид социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Вторичное отклонение - которое социально определяется как девиантное, личность идентифицируется как девиант.
Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида: стоит получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее.
Структура девиации включает в себя 3 основных компонента:
- человек,которому свойственно определенное поведение,
- норма, которая является критерием оценки поведения, девиантного по виду,
- другие людиили организации, реагирующие на поведение этого человека.
Девиация ассоциируется как зло в религиозных мировоззрениях, как болезнь в медицине, как незаконность в праве, как что-то не нормальное в обыденном сознании. Но для социолога девиантность в обществе - так же естественна и нормальна, как и конформизм (стремление поступать “как все”), так как всегда имеет свои причины. Девиация всегда была и будет в любом обществе.
Причины девиантного поведения:
- биологические (Ч. Ламброзо - человек таким родился)
- психологические (З.Фрейд - дело в психологических комплексах, которые мы получаем с детства)
- социальные (различные условия жизнедеятельности или образа жизни, закономерно приводят к тому, что у людей складываются различные представления о том, как следует вести себя в обществе, и толкают людей на девиантное поведение)
Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская или материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счете, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единствен-ный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
Например, Э.Дюркгейм (теория "аномии") - считал, что основной причиной девиации является "разрегулированность" в обществе. Во время кризисов, радикальных или слишком быстрых перемен в обществе, у людей возникает состояние запутанности, дезориентации, когда становится непонятно “что такое хорошо, и что такое плохо?”, как себя следует вести в той или иной ситуации?. То есть причина - в социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и привычные взаимосвязи ослабевают, отсутствуют, противоречат друг другу. В состоянии аномии (нет единства понимания норм) может находиться целая страна (в период радикальных перемен), отдельные социальные группы или люди (когда для них резко меняются условия их жизнедеятельности).
Р. Мертон, в отличие от Дюркгейма, видит причину девиантного поведения в разрыве между одобряемыми культурными целями общества и социально одобряемыми (приемлемыми) средствами их достижения. Например, одобряемая цель - богатство, но если у человека нет доступных и одобряемых средств, что бы стать богатым, то он ищет не одобряемые (девиантные) средства достижения богатства.
Распространенность девиантного поведения объясняют и существующими в обществе конфликтами между различными нормами культуры (за нормами стоят различные группы, интересы), влиянием субкультур низших слоев общества, влиянием преуспевающих девиантов (девиантное поведение тем более вероятно, чем более оно сулит реальные блага) и т.п.
Виды социального контроля.
Виды социального контроля.
В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, последний подразделяется на формальный и неформальный. Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества — государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный контроль — это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения — первичной группы. Исторически неформальный контроль появился гораздо раньше формального. Функцию социального контроля, как уже говорилось выше, выполняли обычаи, традиции в синкретизме с религиозными нормами. Традиции регламентировали общинный быт, семейные и половые отношения, образ жизни, манеру себя вести со старшими, сверстниками, вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице людьми. Поведение, выходящее за рамки предписываемых обществом требований, сразу замечалось и наказывалось санкциями — общественным презрением или бойкотом, изгнанием из общины, превращением в аутсайдера или пар^ю, наконец, казнью, в осуществлении которой мог принять участие любой член общины.
С возникновением и развитием государственных форм управления, специальных механизмов принуждения и права формальный контроль оттеснил неформальный на задний план. В современном обществе неформальный контроль действует преимущественно на уровне первичных групп. Его инструментами преимущественно являются сплетня, насмешка, бойкот. На уровне больших групп сила общественного мнения слабеет и неформальный контроль становится малоэффективным. Формальный же контроль принимает все более глобальный характер. Для его реализации существуют агенты социального контроля — люди, для которых такая деятельность является профессией. Они, как правило, имеют специальную подготовку и получают от государства зарплату за выполнение своих функций. Это полицейские, судьи, прокуроры, чиновники правоохранительного аппарата, работники тюрем и исправительно-трудовых учреждений, сыщики и т.д.
В традиционных обществах социальная регламентация была неписаной и состояла в представлениях о должном, передававшихся из уст в уста. Социальный контроль в современном обществе опирается на существование норм, зафиксированных в письменных текстах: это законы, инструкции, судебные решения, постановления правительства, правила дорожного движения и т.п.
По форме осуществления контроль подразделяется на общий и детальный, или надзор. Общим называется такой способ контроля, когда контролирующий субъект ограничивается тем, что следит только за выполнением требования в целом. Например, начальника интересует только конечный результат работы, и он не вникает в то, как именно, сам или с чьей-то помощью, каким методом, какими инструментами подчиненный реализует его требование. В случае надзора субъект контроля следит за каждой мелочью, регламентируя ход выполнения работы, сроки, проверяя подчиненного на каждом этапе. Если надзор практикуется в масштабе государства, то это означает формирование государства полицейского типа, которое контролирует не только поступки, но и образ мыслей, и частную жизнь своих граждан. Оно создает тотальную систему слежки и взаимного доносительства с сетью осведомителей и платных агентов, специальной службой сыска, заполнением личных досье на каждого члена общества, институтом цензуры.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.