ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.(М: «Просвещение» 2014г.)
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не толькодля дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
· Математическое развитие младших школьников.
· Формирование системы начальныхматематических знаний.
· Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики во 2 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работас текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Содержание учебного предмета
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (16ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а ;при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
КЛАСС
Программа | УМК «Школа России» сборник рабочих программ 1-4 классы М.: «Просвещение», 2014 г. |
Учебники и учебно - методические пособия | Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2 частях [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. ] – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2012. Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко Поурочные разработки по математике, 2 класс (для учителя) М.: ВАКО, 2013 |
Контрольные работы (кол-во) | 10 |
Самостоятельные работы | 8 |
Проекты | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс
№ | Кол –во часов |
Тема |
Планируемые результаты | Дата\ корр. |
Примечание | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Числа от 1 до 100.Нумерация (16 ч) | ||||||||||||||||||
1 | 1 | Повторение: Числа от 1 до 20 | находить значения выражений; решать простые задачи, воспроизводить по памяти таблицу сложен.чисел в пред. 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания; | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: работать по предложенному плану. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | 03.09
04.09 |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||
2 | 1 | Повторение: числа от 1 до 20 | ||||||||||||||||
3 | 1 | Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 | узнает, что такое «десяток», как образуются числа, состоящие из десятков, определять разрядный состав числа, складывать и вычитать числа | Познавательные: находить ответы, используя учебник Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письм.форме Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке | Умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) | 05.09
06.09 |
| |||||||||||
4 | 1 | Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. |
| |||||||||||||||
5 | 1 | Поместное значение цифр в записи числа | научиться записывать и читать числа от 21 до 99, определять поместное значение цифр; совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать именованные числа; развивать логическое мышление и умение решать задачи; познакомится с понятиями «однозначные» и «двузначные числа» | Познавательные: ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: работать по плану. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 10.09
11.09 |
| |||||||||||
6 | 1 | Однозначные и двузначные числа. |
| |||||||||||||||
7 | 1 | Единицы длины: миллиметр. | познакомиться с единиц.измерения длины – миллиметром; научится читать и записывать значения длины
| Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: слушать и понимать речь других Регулятивные: работать по плану. |
| 12.09
13.09 |
| |||||||||||
8 | 1 | Единицы длины: миллиметр.
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
9 | 1 | Число 100 | Познакомиться с образованием и записью наименьшего трёхзначн. числа; сравнивать числа и записывать результат | Познавательные: делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке
| Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | 17.09 |
| |||||||||||
10 | 1 | Контрольная работа № 1 по теме «Образование чисел в пределах 100» (входная) | читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100, решать текст. задачи, , соотносить величины | 18.09 |
| |||||||||||||
11 | 1 | Единицы длины: метр. Таблица единиц длины. Работа над ошибками | познакомиться с новой единицей измерения длины - метром, научится сравнивать именованные числа, преобразовывать величины | 19.09 20.09 |
| |||||||||||||
12 | 1 | Сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 - 5, 35 - 30 | Выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30; | Познавательные: отличать новое от известного Коммуникативные: оформлять мысль в устн. или письм. форме. Регулятивныепрогнозирование результата |
| |||||||||||||
13 | 1 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. (36 = 30 + 6) | Научатся заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; вычитать из двузначного числа десятки или единицы; | 24.09 |
| |||||||||||||
14 | 1 | Рубль. Копейка. Соотношение между ними | Познакомятся с единиц.стоимости ; научатся проводить расчет монетами разного достоинства, измененных условиях; контролировать и оценивать свою работу и результат | Коммуникативные: оформлять мысль в устн. или письм. форме Регулятивные прогнозирование результатаПознавательные: отличать новое от известного | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 25.09 |
| |||||||||||
15 | 1 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация». | 26.09 27.09 |
| ||||||||||||||
16 | 1 | «Странички для любознательных» Работа над ошибками |
| |||||||||||||||
Сложение и вычитание (70 ч) | ||||||||||||||||||
17 | 1 | Задачи, обратные заданной. | узнавать и составлять обратные задачи | Познавательные: добывать новые знания; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в диалог; аргументировать способ решения задачи Регулятивные: постановка учебной задачи; прогнозирование результата; оценка качества и уровня усвоения материала. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 01.10 |
| |||||||||||
18 | 1 | Сумма и разность отрезков | Читать и записывать значения длины и соотношения между ними | 02.10 |
| |||||||||||||
19 | 1 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого | решать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | 03.10 |
| |||||||||||||
20 | 1 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого | решать задачи на нахождение неизвестн. вычитаемого; совершенствовать вычислительные навыки и умение преобразовыв. величины; развивать логическое мышление. | 04.10 |
| |||||||||||||
21 | 1 | Время. Единицы времени: час, минута. | представление о единицах времени – часе и минуте |
| 08.10 |
| ||||||||||||
22 | 1 | Длина ломаной | Ознакомление с двумя способами нахождения длины ломаной |
| 09.10 |
| ||||||||||||
23 | 1 | «Странички для любознательных»Самостоятельная работа | находить длину ломаной линии; определять время; использовать графическ. модели при решении задач |
| 10.10 |
| ||||||||||||
24 | 1 | Числовые выражения Порядок действий в числ. выражениях. Скобки | Ознакомление с понятиями «выражение», «значение выражения» |
|
| 11.10 |
| |||||||||||
25 | 1 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки. | Ознакомление с порядком выполнения действий при вычислен.; умения находить значен. выражений со скобками |
| 15.10 |
| ||||||||||||
26 | 1 | Сравнение числовых выражений | Сравнивать числовые выражения;совершенст. вычислительные навыки и умение решать задачи |
| 16.10 |
| ||||||||||||
27 | 1 | Периметр многоугольника | Ознакомление с понятием «периметр многоугольника»; находить периметр многоугольника |
| 17.10 |
| ||||||||||||
28 | 1 | Переместительное и сочетательное свойства сложения | Ознакомление с переместительным свойством сложения; совершенствовать навыки практического применения переместительного свойства сложения; навыки и умения решать текстовые задачи; развивать логическое мышление, внимание |
| 18.10
22.10
23.10 |
| ||||||||||||
| ||||||||||||||||||
29 | 1 | Применение переместительного и сочетательного свойства сложения |
| |||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
30 | 1 | Применение переместительного и сочетательного свойства сложения | ||||||||||||||||
31 | 1 | Контрольная работа по итогам 1 четверти | сравнивать числовые выражения, решать текстовые задачи, соотносить величины |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | 24.10 |
| ||||||||||||
32 | 1 | Наш проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» Работа над ошибками | Подготовка к выполнению проекта; развитие интереса к математике. Применять умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. |
| 25.10
6.11 |
| ||||||||||||
33
| 1 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
| |||||||||||||||
34 | 1 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | ||||||||||||||||
35 | 1 | Самостоятельная работапо теме «Единицы длины» | читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100, решать текст.задачи, представл. двузначные числа в виде суммы разряд. слаг-ых, соотносить величины | 7.11
8.11 |
| |||||||||||||
36 | 1 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
|
| ||||||||||||||
37
| 1 | Устные приёмы сложения вида 36 + 2, 36 + 20 | Ознакомление с приёмом вычислений вида 36+2, 36+20 |
Познавательные Поиск и выделение необход. информации. Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; понимание возможности различных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. Регулятивные Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения матер-ла | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 12.11
13.11
14.11
15.11 |
| |||||||||||
38 | 1 | Устные приёмы вычитания вида 36 -2, 36 - 20, | Умения использовать приём вычислений вида 36-2, 36-20 |
| ||||||||||||||
39 | 1 | Устные приёмы сложения вида 26+4, 95+5 | Использование приёма устных вычислений вида 26+4 |
| ||||||||||||||
40 | 1 | Устные приёмы вычитания вида 30-7 | ознакомление с приёмом вычислений вида 30-7 | 19.11 |
| |||||||||||||
41 | 1 | Устные приёмы вычитания вида 60-24 | Ознакомление с приёмом вычислений вида 60-24; применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях |
| 20.11 |
| ||||||||||||
42 | 1 | Решение задач. Запись решения задачи выражением | Умения решать задачи на нахождение суммы; совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать; развивать логическое мышление. |
Познавательные преобразовывать информацию Коммуникативные понимание возможности различных точек зрения на один и тот же вопрос. Регулятивные постановка учебной задачи |
| 21.11
22.11
26.11 |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||
43 | 1 | Решение задач. Запись решения задачи выражением | ||||||||||||||||
44 | 1 | Решение задач. Запись решения задачи выражением | ||||||||||||||||
45 | 1 | Устные приёмы сложения вида 26+7, 64+9 | Научатся применять правила сложения и вычитания при вычислен |
Познавательные составлять задачи на основе простейших математических моделей Коммуникативные понимание возможности различных точек зрения на один и тот же вопрос Регулятивные целеполагание как постановка учеб.задачи | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 27.11 28.11 |
| |||||||||||
46 | 1 | Устные приёмы вычитания вида 35-7 | Ознакомление с приёмом вычислений вида 35-7; |
| ||||||||||||||
47 | 1 | Вычисления изученных видов с устн. объяснением Самостоятельная работа | применять приемы сложения и вычитания при устныхвычисл-ях |
29.11
3.12 |
| |||||||||||||
48 | 1 | Вычисления изученных видов с устн. объяснением | ||||||||||||||||
49 | 1 | «Странички для любознательных» | Научатся выполнять задания творческого и поискового характера; |
| 4.12 |
| ||||||||||||
50
| 1 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | Научатся соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат | Познавательные составлять задачи на основе простейших математическ. моделей. Коммуникативные понимание возможности различных точек зрения на один и тот же вопрос Регулятивные постановка учебной задачи | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | 5.12
6.12
10.12
11.12 |
| |||||||||||
51 | 11 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | ||||||||||||||||
52 | 1 | Повторение пройденного Работа над ошибками | ||||||||||||||||
53 | 1 | Выражения с переменной видаа + 12, Ъ - 15, 48-е | научатся находить значения буквенных выражений; планиров., контролировать и оценивать учебные действия; оценивать себя и товарищей |
Познавательные Выбор эффективных способов решения задач. Коммуникативные аргументировать свой способ решения задачи. Регулятивные Оценка качества и уровня усвоения материала. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 12.12
13.12 |
| |||||||||||
54 | 1 | Выражения с переменной видаа + 12, Ъ - 15, 48-е |
| |||||||||||||||
55 | 1 | Уравнение | решать уравнения методом подбора; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; оценивать себя и товарищей | 17.12
18.12 |
| |||||||||||||
56 | 1 | Уравнение |
| |||||||||||||||
57 | 1 | Проверка сложения вычитанием | проверять вычисления, выполн. при сложении; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи |
Познавательные выбор эффективных способов решения задач. Коммуникативные аргументировать свой | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | 19.12 |
| |||||||||||
58
| 1 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия | Умение работать самостоятельно; соотносить знания с заданием; планировать ход работы; контролир. и оценивать свою работу | способ решения задачи. Регулятивные Оценка качества и уровня усвоения материала | 20.12 |
| ||||||||||||
59 | 1 | Проверка вычитания сложением и вычитанием Работа над ошибками
| проверять вычисления, выполн. при вычитании; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи; развивать познавательн. активность. |
| 24.12
25.12 |
| ||||||||||||
| ||||||||||||||||||
60
| 1 | Проверка вычитания сложением и вычитанием | ||||||||||||||||
61
| 1 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | Научатся выполнять письменные и устные вычисления в пред. 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; преобразовывать одни единицы длины в другие; рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера | Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные понимание возможности различных точек зрения на один и тот же вопрос Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | 26.12 |
| |||||||||||
62 | 1 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 27.12
14.01 |
| ||||||||||||||
63 | 1 | Повторение пройденного «Чему научились» Самостоятельная работа |
| |||||||||||||||
64
| 1 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились | выбрать правильное решение на вопрос из предложенных ответов |
| 15.01 |
| ||||||||||||
65 | 1 | Сложение вида 45 + 23 | Ознакомление с письменным приёмом сложения вида 45+23; |
Познавательные ориентироваться в учебнике Коммуникативные Сотрудничество в поиске информации. Регулятивные Волевая саморегуляция. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 16.01
17.01
21.01 |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||
66 | 1 | Вычитание вида 57 - 26 | Моделировать прием вычитания вида 57-26 с помощью предметов; сравнивать разные способы вычитания |
| ||||||||||||||
67
| 1 | Письменные приёмы сложен.и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. | Умения проверять правильн. выполнения сложения, используя взаимосвязь сложения и вычитания; читать равенства, моделировать и решать задачи; объяснять и обосновыв. действие, выбранное для решения задачи |
Познавательные составлять математичес. задачи на основе математическ. моделей. Коммуникативные сотрудничество в поиске информации. Регулятивные умение проговаривать последовательность действий на уроке |
| |||||||||||||
| ||||||||||||||||||
68 | 1 | Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. | ||||||||||||||||
69 | 1 | Углы. Виды углов (прямой, тупой, острый). | Определять виды углов (острый, тупой, прямой) распознавать геометрич. фигуры | 22.01 |
| |||||||||||||
70
| 1 | Решение текстовых задач | Моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; находить сумму длин сторон геометрических фигур; читать и сравнив.выражения, используя математ. терминологию |
Познавательные перерабатывать информацию. Коммуникативные аргументировать выбор способа решения задачи. Регулятивные Прогнозирование результата. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | 23.01
24.01 |
| |||||||||||
71 | 1 | Решение текстовых задач |
| |||||||||||||||
72
| 1 | Письменное сложение вида 37 + 48 | Выполнять вычисления вида 37+53 |
Познавательные делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 28.01
29.01 |
| |||||||||||
73 | 1 | Письменное сложение вида 37 + 53 | Выполнять вычисления вида 37+53 |
Коммуникативные оформлять свои мысли в устной и письмен.форме Регулятивные |
| |||||||||||||
74 | 1 | Прямоугольник. | Умения распознавать виды углов; чертить фигуры с прямыми углами | Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала | 30.01 |
| ||||||||||||
75
| 1 | Сложение вида 87+13 Самостоятельная работа | Выполнять вычисления вида 87+13; решать текстовые задачи; чертить геомет. фигуры |
|
| 31.01 |
| |||||||||||
76 | 1 | Вычитание вида 40-8 и сложение вида 32+8 | Выполнять вычисления вида 32+8,40-8; решать задачи разн. способами; читать и сравнивать выражения |
|
| 4.02 |
| |||||||||||
77
| 1 | Вычитание вида 50-24 | выполнять вычисления вида 50-24; моделиров. и решать текст.задачи; читать и сравнивать выражения |
|
| 5.02 |
| |||||||||||
78 | 1 | «Странички для любознательных» Повторение пройденного | выполнять задания творческ. и поискового характера; применять знания; контролиров. и оценивать работу и её результат. |
|
| 6.02 |
| |||||||||||
79
| 1 | Контрольная работапо теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | Выполнять письменные и устные вычисления в пределах 100; моделир. и решать текст.задачи; преобразовывать един. длины; соотносить свои знания с заданием; рассуждать и делать выводы |
Познавательные делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; сравнивать и группиров. математическ. объекты. Коммуникативные аргументировать выбор способа решения задачи Регулятивные Оценка уровня усвоения материала | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 7.02
11.02 |
| |||||||||||
80 | 1 | Повторение пройденного Работа над ошибками |
| |||||||||||||||
81
| 1 | Письменное вычитание вида 52-24 | Выполнять вычисления вида 52 -24; моделировать и решать текстовые задачи; читать выражения | 12.02 |
| |||||||||||||
82
| 1 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. | Соотносить предметы и их элементы с геометрич. фигурами; выполнять чертеж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать и решать текстовые задачи | Познавательные сравнивать предметы, объекты; классифицир. предметы, Коммуникативные оформлять мысли в устной и письмен.форме Регулятивные Оценка качества и уровня усвоения материала. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 13.02 |
| |||||||||||
83 | 1 | Квадрат | 14.02 |
| ||||||||||||||
84
| 1 | Наш проект: «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата | Выполнять поделки в технике оригами; работать с дополнител. литературой и компьютером; работать в парах и группах |
Познавательные Поиск и выделение информации. Коммуникативные Понимание возможности различных точек зрения на один и тот же вопрос. Регулятивные постановка учебной задачи | 18.02 |
| ||||||||||||
85
| 1 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | Выполнять письменные вычисления в пред. 100; моделировать и решать текстовые задачи; соотносить предметы с геометрическими фигурами; находить периметр геометр.фигур |
Познавательные находить ответы на вопросы Коммуникативные аргументировать своё предложение. Регулятивные прогнозиров. результата | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и оцениваемой деятельности | 19.02 |
| |||||||||||
86
| 1 | Контрольная работапо теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | Выполнять задания творческ. и поискового характера; контролиров. и оценивать работу и её результат |
Познавательные делать выводы в результ. работы в паре Коммуникативные слушать и понимать других Регулятивные Прогнозирование результата. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | 20.02 |
| |||||||||||
Познавательные сравнив.и группировать математическ. объекты Коммуникативные находить общее решение Регулятивные постановка учеб.задачи | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | 21.02 |
| |||||||||||||||
88 | 1 | Связь умножения со сложением | 25.02 |
| ||||||||||||||
89 | 1 | Текстовые задачи, раскрывающие смысл умножения |
|
| 26.02 |
| ||||||||||||
90
| 1 | Периметр прямоугольника Самостоятельная работа | Научатся распознавать геометрические фигуры и называть особенности; находить периметр |
|
| 27.02 |
| |||||||||||
91 | 1 | Приёмы умножения 1 и 0. | заменять умножение сложением одинаковых слагаемых и сравнивать полученные результаты |
Познавательные ориентироваться в учебнике; сравнивать и группировать математические объекты Коммуникативные слушать и понимать речь других; донести свою позицию до других. Регулятивные оценка качества и уровня усвоения материала; прогнозирование результата | Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | 28.02 |
| |||||||||||
92 | 1 | Название компонентов и результата умножения. | выполнять письменные вычисления в пред. 100; моделировать и решать текстовые задачи | 4.03 |
| |||||||||||||
93
| 1 | Текстовые задачи, раскрывающие смысл умножения | выполнять письменные вычисления в пред. 100; решать геометр.задачи | 5.03 |
| |||||||||||||
94
| 1 | Переместительное свойство умножения | заменять действие умножение сложением одинаковых слагаемых и сравнивать результаты; использов. переместител. свойство умножения при вычислениях |
| 6.03
7.03 |
| ||||||||||||
| ||||||||||||||||||
95 | 1 | Переместительное свойствоумножен. | ||||||||||||||||
96 | 1 | Конкретный смысл действия деления | моделировать и записывать действие деления; использовать переместительное свойство умножения при сравнении выражений; называть компоненты и результат деления; записывать решение, используя названия чисел при сложении и вычитании
|
| 11.03
12.03
14.03
18.03 |
| ||||||||||||
97 | 1 | Задачи, раскрывающие смысл деления |
| |||||||||||||||
98 | 1 | Названия компонентов и результата деления. |
| Формирование мотива, реализующего потребность в значимой и оцениваемой деятельности |
| |||||||||||||
| ||||||||||||||||||
99 | 1 | Контрольная работа по итогам 3 четверти | ||||||||||||||||
100 | 1 | Задачи, раскрывающие смысл деления. Работа над ошибками | моделировать и записывать действие деления; использовать переместительное свойство умножения при |
|
| 19.03 |
| |||||||||||
101
| 1 | Задачи, раскрывающие смысл деления | сравнении выражений; |
|
| 20.03 |
| |||||||||||
102
| 1 |
Повторение пройденного Самостоятельная работа | рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат |
|
| 21.03
1.04 |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||
103 | 1 | Повторение пройденного «Чему научились» | ||||||||||||||||
104 | 1 | «Странички для любознательных» | Соотносить знания с заданием, которое нужно выполнить; рассуждать и делать выводы; |
|
| 2.04 |
| |||||||||||
105
| 1 | Связь между компонентами и результатом умножения | моделировать действия умножения и деления; находить множители на основе взаимосвязи умножения и деления |
Познавательные осознанно и произвол.строить своё речевое высказывание; рассматрив., сравнивать, | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Адекватно воспринимать оценку учителя. | 3.04
8.04 |
| |||||||||||
106
| 1 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | моделировать и записывать умножение и деление; выполнять устные и письменные вычисления в пред. 100; решать геометр.задачи | классифицировать Коммуникативные слушать и понимать речь других; находить общее решение, уступать и договариваться Регулятивные Прогнозирование результата; оценка качества и уровня усвоения материала
|
| |||||||||||||
107 | 1 | Приём умножения и деления на число 10 | Научатся умножать и делить на 10 на основе переместительного свойства и взаимосвязи умножения и деления |
| 9.04 |
| ||||||||||||
108 | 1 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | моделировать с помощью таблицы и записывать задачи с величинами «цена», «количество» , «стоимость» | 10.04 |
| |||||||||||||
109 | 1 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого; выполнять устные и письменные вычисления в пред. 100; решать элементарные комбинаторные задачи |
|
| 11.04
8.04 |
| |||||||||||
110 | 1 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | ||||||||||||||||
111
| 1 | Контрольная работапо теме «Умножение и деление» | работать самостоят-но; соотносить знания с заданием; планировать ход работы; контролир. и оценивать работу |
|
| 9.04 |
| |||||||||||
112 | 1 |
Умножение числа 2 и на 2 Работа над ошибками | моделировать прием умножения числа 2; решать задачи на нахождение третьего слагаемого и задачи на умножение |
Познавательные делать выводы в результ. совместной работы Коммуникативные понимание возможности различных точек зрения | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | 10.04
11.04
|
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||
113 | 1 | Умножение числа 2 и на 2 | ||||||||||||||||
114 | 1 | Приёмы умножения числа 2 |
|
Регулятивные оценка качества и уровня усвоения | 15.04 |
| ||||||||||||
115 | 1 | Деление на 2. | использов. взаимосвязь умножения и деления при делении на 2; решать задачи; выполнять устные вычисления в пред. 100 |
|
| 16.04
17.04
|
| |||||||||||
116 | 1 | Деление на 2. |
| |||||||||||||||
117 | 1 | Деление на 2. |
|
| 18.04 |
| ||||||||||||
118 | 1 | Умножение числа 3 и на 3. | Научатся моделировать прием умножен.числа 3; решать задачи изученн. |
Познавательные делать выводы в результате совместной | Умение определ. и высказывать правила поведения при сотрудничестве Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | 22.04 |
| |||||||||||
119
| 1 | Умножение Числа 3 и на 3. Арифметический диктант | видов; решать уравнения | работы класса и учителя. Коммуникативные понимание возможности различных точек зрения на один и тот же вопрос. Регулятивные | 23.04
24.04
|
| ||||||||||||
| ||||||||||||||||||
120 | 1 | Умножение числа 3 и на 3. | ||||||||||||||||
121 | 1 | Деление на 3 | Научатся использовать взаимосвязь умножения и деления при делении | Готовность к преодолен.трудностей. | 25.04 |
| ||||||||||||
122 | 1 | Деление на 3 | на 3; решать задачи изученных видов; |
| 29.04 |
| ||||||||||||
123
| 1 | Деление на 3 | дополнять условие задачи вопросом |
|
| 30.04 |
| |||||||||||
124 | 1 | Повторение пройденного "Что узнали. Чему научись" | выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать работу |
Познавательные делать выводы в результ. совместной работы класса и учителя. Коммуникативные оформлять мысли в устной и письмен.форме Регулятивные Оценка качества и уровня усвоения материала. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | 3.05 |
| |||||||||||
125
| 1 | Самостоятельная работа по теме «Табличное умножение и деление» (тест) | Научатся работать самостоятельно; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; планировать ход работы; | 6.05 |
| |||||||||||||
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» (10 ч + 1 ч проверка знаний) | ||||||||||||||||||
126
| 1 | Числа от 1 до 100. Нумерация | Обучающийся будет знать: -конкретный смысл действия умножения и деления; - знать переместительное свойство умножения; - знать таблицу умножен.и деления на 2 и 3; - периметр прямоугол-ка Уметь: - находить значение числ. выражений в 1 – 2 действия без скобок; - применять приемы вычислений: при сложении – прибавление по частям; перестановка чисел; при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания случая сложения; - выполнять сложение и вычитание с числом 0; - находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного; - уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание и обратные задачи. -познакомятся с уравнением и буквенн. выражениями. Познавательные Ориентироваться в учебниках.Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты. Группировать, классифицировать предметы, объекты по заданным критериям. Регулятивные: Организовывать рабочее место. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном. Вносить дополнения, исправл-ия в работу. Определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные: Соблюдать нормы речевого этикета. Вступать в диалог. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Участвовать в коллектив.обсуждении учебной проблемы. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя.
| 7.05 | |||||||||||||
127
| 1 | Числовые и буквенные выражения | 8.05 | |||||||||||||||
128 | 1 | Равенство. Неравенство. Уравнение | 10.05 | |||||||||||||||
129
| 1 | Контрольная работа по итогам года | 13.05 | |||||||||||||||
130 | 1 | Сложение и вычитание. Свойства сложен. Работа над ошибками | 14.05 15.05 16.05 |
| ||||||||||||||
131 | 1 | Решение задач изученных видов | ||||||||||||||||
132 | 1 | Решение задач изученных видов Самостоятельная работа | ||||||||||||||||
133
| 1 | Длина отрезка. Единицы длины. | 20.05 | |||||||||||||||
134 | 1 | Геометрические фигуры |
| 21.05 | ||||||||||||||
135 | 1 | Решение задач изученных видов |
|
| 22.05 | |||||||||||||
136 | 1 | Решение задач изученных видов |
|
| 23.05 | |||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.(М: «Просвещение» 2014г.)
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не толькодля дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
· Математическое развитие младших школьников.
· Формирование системы начальныхматематических знаний.
· Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержаниеобучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение иделение).На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различныеприёмы проверки выполненныхвычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 218.