В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика.
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективно существующую действительность и на основе этого отражения строить свое собственно поведение и деятельность.
Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями.
Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств:
1. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи (Амеба- раздражимость). Живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т.е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.
2. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. И. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды.
В дальнейшем в процессе развития органической материн у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.
3. Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Червь меняет направление столкнувшись с преградой, собака избегает человека, явл. угрозой, человек- реагирует, формирует осознанное и целенаправленное поведение. Человек- деятельность, труд, коллективный труд- речь (у животных сигналы).
4. Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку. Животные оценивают силы, человек- иррациональные идеи, от этого зависит цель.
Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью
Основные функции психики: отражение окружающей действительности (интересное- отражаю, нет- не отражаю), сознание всегда активно, регуляция поведения, направленность (всегда на что-то направлено). Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Филогенезом называется процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них - к человеку).
Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
o антропсихизм (Р. Декарт) полагает, что психика присуща только человеку;
o панпсихизм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);
o согласно биопсихизму психика - свойство живой природы (т.е. присуща и растениям);
o нейропсихизм (Ч. Дарвин) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;
o мозгопсихизм (К. К. Платонов) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга).
Согласно А. Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Под чувствительностью понимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности выступает способность образовывать условные рефлексы - закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.
Сознание и личность - качества, которые отличают человека от животных. Но возникают сознание и личность на определенной стадии культурной эволюции человека, вот почему их нет у животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая появляется в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. В процессе эволюции общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие общественно обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюции. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества. Материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человека.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 436.