Рыночная экономика предполагает разнообразие форм собственности. Это положение нашло закрепление в Конституции Российской Федерации, где в качестве одной из основ конституционного строя признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, их равная защита (ст. 8). Признаются различные формы собственности на землю и природные ресурсы (ст. 9).
Закрепление права собственности на конституционном уровне свидетельствует о важности данного института, возведении его в ранг одного из основополагающих принципов строя, а также главного фундамента правового положения личности в обществе и государстве. Государству принадлежит определяющая роль в установлении правового режима не только государственной, но и частной и других форм собственности. Такого рода правовой режим включает в себя определение способов приобретения, использования и отчуждения различных форм собственности, границ их действия, пределов осуществления правомочий собственников, правил и свободы пользования собственностью и т.д. Таким образом, государство оказывает непосредственное воздействие на развитие института собственности, его функционирование и судьбу.
В теории и на практике возникает проблема вмешательства государства в отношения собственности, допустимых ограничений свободы распоряжения частной собственностью.
Вопреки долгое время бытовавшему в литературе представлению о том, что в условиях рыночной экономики вмешательство государства в отношения собственности резко уменьшается, теория государства — «ночного сторожа» перестала себя оправдывать. Современное государство активно вторгается в эти отношения и устанавливает немало ограничений права собственности в интересах баланса публичных и частных интересов.
Итак, конституции многих стран допускают ограничения государством права частной собственности. Действующее законодательство и судебная практика позволяют сформулировать следующие принципы такого ограничения:
1) допустимости ограничения права частной собственности исключительно в интересах «общего блага», «общественного интереса»;
2) справедливой компенсации государством собственнику имущественных потерь;
3) законности в установлении ограничений — на основании и в пределах закона;
4) равенства всех собственников перед лицом подобных ограничений, т.е. они должны устанавливаться не в отношении отдельных собственников, а путем общего правового регулирования;
5) судебной защиты права частной собственности (судебного оспаривания изъятия государством имущества из частной собственности).
С понятием общего блага и общественного интереса тесно связано понятие экономического публичного порядка. Он предполагает воздействие государства на экономику, выработку экономической политики, государственное регулирование экономических отношений, в том числе ограничение частной собственности, социальные обязательства собственника перед обществом, баланс индивидуальных прав и свобод и общественных интересов. Понятие экономического публичного порядка признается в настоящее время не только учеными, но и зарубежной судебной практикой.
Экономический публичный порядок не возникает спонтанно, в силу одного факта существования рыночных отношений. Последние служат лишь базой, предпосылкой его возникновения. Однако сам экономический публичный порядок устанавливается в результате целенаправленного законодательного регулирования, воздействия государства различными способами и средствами на экономические отношения и их сердцевину — институт собственности. Экономический публичный порядок всегда находится в движении, он должен быть гибким, учитывать все разнообразие условий, связанных с развитием экономических потребностей. Отсюда следует, что в современных условиях государство рыночной экономики защищает и охраняет право частной собственности с учетом интересов общества, интересов обеспечения экономического порядка, во благо общества. Принцип приоритета интересов личности ограничивается критериями экономического публичного порядка, общим благом населения, социальными обязательствами собственника перед обществом.
Право частной собственности, ее неприкосновенность нельзя характеризовать как абсолютное и всеобъемлющее. Вместе с тем это право должно быть надежно защищено от произвольного посягательства со стороны государства. Это чрезвычайно важно в условиях российской государственности, где такие конституционные понятия, как «общее благо», «публичный интерес», «общенациональный интерес», «социальные обязательства собственника», «общественное благосостояние» и т.д., служащие поводом для ограничения прав частной собственности, должны получить однозначную законодательную расшифровку. Иначе при всеобщем правовом нигилизме в России неопределенность терминов и понятий может послужить поводом для произвола со стороны государства, чиновников и необоснованного нарушения прав частной, муниципальной, акционерной и другой собственности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 413.