Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равно- правиеявляетсяосновополагающийпринципоммеждународ- но-правовогорегулирования социального обеспечения (схема 24). Принцип равноправия был зафиксирован в Конвенции № 16 «О регулировании правоотношений в области возмещения ущерба при несчастных случаях» (1925). Она охватывала случаи производственного травматизма и выплаты возмещений, т.е. касалась в основном ответственности работодателей. Поэтому особое значение при трудовом увечье или профессиональном заболевании придавалось ее распространению в полном объеме на иностранцев, беженцев и лиц без гражданства независимо от типа или продолжительности занятости.
1. Принцип равноправия в области социального обеспечения. Он установлен Конвенцией № 118 (1962). Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории
Схема 24
гражданам любого другого государства — члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952).
Принцип равноправия касается не только обращения, но и сохранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды социального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.
Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты.
Граждане любого государства, ратифицировавшего Конвенцию, имеют такие же права на получение семейных пособий, как и граждане той страны, на территории которой они назначаются.
Действие Конвенции не затрагивает специальные системы страхования служащих государственных учреждений, специальные режимы по выплате пенсий и пособий жертвам войны, а также не относится к условиям предоставления социальной помощи.
2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий:
✓ продолжительности страхового или трудового стажа;
✓ времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с учетом или без учета гражданства.
Разнообразие условий, определяющих право на пенсию по старости, в течение долгого времени приводило к негативным последствиям для лиц, чья трудовая деятельность проходила на территории разных государств. Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере правоотношений стала Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982). Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.
Конвенция охватывает наемных работников и членов их семей, являющихся гражданами одного из ратифицировавших ее государств, беженцев и лиц без гражданства, проживающих на территории одного из таких государств. Она содержит толкование общепринятых терминов, правила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за границей. В соответствии с ней термин «периоды страхования» означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также приравненные к ним периоды. Суммирование названных периодов производится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.
Принцип сохранения приобретаемых прав определяет порядок предоставления различного рода пенсий и пособий. Если законодательством разных стран предусмотрена выплата одного и того же пособия в конкретном случае, но установлен разный механизм его исчисления, Конвенция содержит норму о назначении более высокого по размеру пособия.
По законодательству большинства стран минимальным периодом страхования для пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца является пять лет, а для
краткосрочных пособий (например, по болезни, беременности, родам) — один год. Если лицо не имеет указанного минимального периода страхования, то права на выплаты по законодательству конкретной страны не возникает. Чтобы не лишать права на пенсию лиц, работавших в разных странах, целесообразно суммировать периоды страхования. Но размер пенсии или пособия, исчисленного с помощью суммарного подсчета периодов страхования, не должен быть ниже минимума, установленного законодательством страны.
3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальности, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне территории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется:
• на специальные безвзносовые пособия, назначаемые в качестве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют ndco- бия, предоставление которых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обеспечению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;
• пособия, предоставляемые по переходным системам. В соответствии с используемой терминологией «переходные системы» охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу применяемого законодательства превышает установленный.
Согласно Конвенции № 157 государства — члены МОТ, ратифицировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохранению приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член гарантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инвалидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству. Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.
Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь «стремятся принимать участие в системе сохранения прав, приобретенных на основании их законодательства» в отношении: медицин ского обслуживания, пособий по болезни, беременности и родам, безработице; семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двухсторонних соглашений.
Если право на медицинское обслуживание, пособия по болезни, беременности и родам приобретено по законодательству одного государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социальном обеспечении, то первое государство возмещает второму фактические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.
Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службах занятости всех государств, на территории которых он ищет работу. Производится суммирование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы общая продолжительность не превышала установленного срока.
Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву- или многосторонними соглашениями могут предусматриваться следующие механизмы. В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором — по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финансированию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.
Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются международными договорами.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 260.