Программа социальной реабилитации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная реабилитация – система социальных, социально-психологических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами.

Меры социальной реабилитации включают:

· социально-бытовую и средовую адаптацию, в том числе:

· консультирование по вопросам социально-бытовой и средовой адаптации;

· обучение инвалида основным социальным навыкам, в том числе при помощи технических средств реабилитации;

· приспособление бытовых условий к потребностям инвалида;

· обеспечение техническими и иными средствами реабилитации;

· обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации;

· Социально-психологическую помощь и поддержку.

· Физическую реабилитацию.

· Другие виды социальной реабилитации (правовую помощь, обучение членов семьи навыкам обслуживания инвалидов и др.).

· Консультирование по вопросам социально-бытовой и социально-средовой адаптации.

Беседа с инвалидом. Выяснение потребностей, получение представлений о полной информации по видам и формам социальной помощи и услуг, оказываемых на территории административного района проживания инвалида.

Выполняют: специалисты по социальной работе бюро МСЭ, социальные работники территориальных органов и учреждений социальной защиты населения.

· Обучение социальным навыкам.

· Восстановление, развитие и формирование у инвалида повседневных навыков передвижения, самообслуживания, нарушенных или затрудненных в результате нарушения функций путем формирования нового стереотипа их выполнения за счет других сохранившихся функций на основе упражнения, тренировки, повторения и др. обучающих средств и технологий.

· Выполняют: детские и взрослые реабилитационные центры, специализированные дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания и т.п.

 

Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами и иными средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, Фонда социального страхования РФ.

 Предусмотренные ИПР инвалидов технических и иные средства реабилитации, предоставленные им за счет средств указанных источников, передаются инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические и иные средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных, не запрещенных законам источников.

Технические и иные средства реабилитации инвалидов предоставляются инвалидам по месту их жительства соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (органами социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами), Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

Тифло - и судотехника.

Тифлотехнические средства: оптические средства для коррекции зрения, средства для ориентации в пространстве (трости, фотоэлектрический щуп, ультразвуковые локаторы и сигнализаторы), средства для чтения и письма (приборы для чтения и письма по системе Брайля, пишущие машинки, специальные чертежные приборы, измерительные приборы, вычислительные аппараты и т.п.), бытовые средства (дозаторы, приспособления для шитья, Брайчевские часы и т.п.).

Сурдотехнические средства: вибрационные, сигнализаторы, усиливающие средства связи и передачи информации, декоры к телевизорам, телефонные аппараты (с усилителями, с бегущей строкой и т.п.)

Обеспечение осуществляют: сурдологические центры, правления ВОС и ВОГ, общество инвалидов, территориальные органы социальной защиты населения.

1.5. Обучение инвалидов пользования техническими средствами реабилитации.

Выполняют: реабилитационные центры, сурдологические центры, центры восстановления при ВОС и ВОГ, общественные организации инвалидов, территориальные органы социальной защиты населения.

 

2. Оказание социально-психологической помощи:

- психологическое консультирование;

- психокоррекции установок, мотивов, поведения и т.п.;

- психологический тренинг;

- обучение членов семьи общению с инвалидом;

- психокоррекции семейно-бытовых взаимоотношений и др. Выполняют: бюро МСЭ, территориальные центры социальной реабилитации инвалидов, территориальные центы социального обслуживания.

3. Физическая реабилитация:

- ориентация на занятии возможными видами спорта;

- обучение навыкам и техническим элементам в доступных видах спорта;

- помощь по вступлению в общие и специализированные спортивные клубы и общества;

- обучение навыкам проведения отдыха и досуга, участию в детских трах и др.

Выполняют: специалисты бюро МСЭ, территориальные спортивные комитеты, спортивные школы, клубы и общества, территориальные центры социального обслуживания и т.п.

4. Другие виды социальной реабилитации:

- помещение в дом-интернат (специализированный или общего типа, приют, детские дома т.д.);

- направление в реабилитационные центры (детские, взрослые);

- направление в общественные организации инвалидов;

- правовая помощь;

- обучение членов семьи навыкам обслуживания инвалидов и др. Выполняют: территориальные органы социальной защиты населения.

 

Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида.

 

Заключение о выполнении ИПР выносит реабилитолог-экспер при очередном переосвидетельствовании или при контрольной явке инвалида в порядке динамического наблюдения в бюро МСЭ, однако не позднее, чем через год после выдачи ИПР на руки инвалиду.

Оценка результатов реализации ИПР проводится:

1. По полноте ее выполнения:

- выполнена полностью, если все намеченные мероприятия программы выполнены полностью (указывается срок выполнения - число, месяц, год);

- выполнена частично - указать процент выполненных мероприятий к запланированным по всем разделам ИПР;

• не выполнена - указать причины невыполнения {отказ инвалида, отказ предприятия, учреждения или организации, ответственных за реализацию реабилитационных мероприятий, отсутствие финансирования реабилитационных мероприятий и др.).

2. По достигнутым результатам выполнения программ медицинской; профессиональной и социальной реабилитации (подчеркнуть указанные в тексте «Заключения» достигнутые результаты).

3. По динамике инвалидности:

- инвалидность не установлена (полная реабилитация),

- установлена менее тяжелая группа инвалидности (частичная реабилитация);

- группа инвалидности осталась без изменений (стабильная инвалидность);

- установлена более тяжелая Грунт инвалидности (утяжеление инвалидности).

4. По степени соответствия достигнутых результатов реабилитационному потенциалу инвалида:

- реабилитационный потенциал реализован полностью (высокая эффективность от реализации ИПР);

- реабилитационный потенциал реализован частично (удовлетворительная эффективность от реализации ИПР);

- реабилитационный потенциал не реализован (отсутствие эффективности от реализации ИПР).

Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждается руководителем бюро МСЭ (ставятся подпись, печать и дата утверждения заключения).

 

Приложение 1

ТАБЛИЦА для определения массы тела (ИМ Г) I» зависимости от роста

 

Рост 1кмспгт. Здоровый «Слегка» Избыточный Ожирение
    вес и:>быт. асе вес  
см. КГ. КГ. м кг. КГ.
145 42 42-53 53-57 57-63 63
148 44 44-55 55-59 59-66 66
150 45 45-54 56-61 61-68 68
152 46 46-58 58-62 62-69 69
155 48 48-60 60-65 65-72 72
158 50 50-62 62-67 67-75 75
160 51 51-64 64-69 69-77 77
162 52 53-66 66-71 71-79 79
165 55 55-68 68-74 74-82 82
168 57 57-7! 71-76 76-85 85
170 58 58-72 72-78 78-87 87
172 59 59-74 74-80 80-89 89
175 о2 62-77 77-83 83-92 92
177 63 63-78 78-86 86-94 94
180 65 65-81 81-87 87-97 97
183 67 67-84 84-90 90-100 100
185 69 69-86 86-92 92-103 103
188 71 71-88 88-95 95-106 106
190 72 72-90 90-98 98-108 108
  75 75-93 93-101 101-112 112

 

Приложение 2

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧВСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧВСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Аа — Анализатор зрительный
Ао — Анализатор слуховой
э — Эмоции
До — движения общие
Др — движения руки
Ра — речь активная
Рп — речевое понимание
И — Навыки

10 дней — Аа - удерживает я поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

 Ао - вздрагивает и мигает при резком звуке

20 дней — Аа - удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

I месяц — Аа «кратковременная фиксация взгляда на ярком, плавно следит за движущимся предметом

                   Ао - вздрагивает при резком звуке, прислушивается к голосу взрослого

                   Э  - первая улыбка в ответ на разговор взрослого

                  До - пытается поднимать и держать голову лежа на животе

2 месяца — Аа - длительно следит за движением и игрушкой (до 1 метра)

                   Ао - прислушивается (ищущие повороты головы при длительном звуке)

                   Э  - улыбается в ответ на речь

                  До - держит голову, находясь в вертикальном положении, лежа на животе, непродолжительно держит голову

                   Ра - произносит отдельные звуки

З месяца — Аа - фиксирует взгляд на неподвижном предмете в любом положении. Зрительное сосредоточение. 

                        Ло - слуховая сосредоточенность

                         Э  - звуки + движение +улыбка (локомоция) комплекс оживления, а ответ на общение с ним

                        До - держит голову лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья, есть упор ног при поддержке за подмышки

                        Др - случайно наталкиваете на висящую над ним игрушку

                        Ра - гудит

4 месяца —  Аа - узнает мать (радуется)

                         Ао - поворачивает голову на звук, находит глазами невидимый источник звука

                         Э  - громко смеется в ответ на общение

                         До - то же что и в Э + поворот со спины на живот

                         Др - «захватывает игрушки

                         Ра - длительно гудит

                          Н - придерживает бутылочку, грудь матери при кормлении

5 месяц — Аа - отличает чужих и своих (по разному реагирует)

                       Ао - различает интонации, узнает голос матери

                       До - стоит, не сгибая ног при поддержке, переворачивается со спины на живот

                       Ра - длительно, громко, певуче гудит

                       Др - захватывает, удерживает подолгу и играет игрушкой, берет игрушку из рук взрослого

                         И  - ест густую пищу с ложки

6 месяцев — До «поворот с живота на спину, подползает, сидит

                         Др - берет игрушки из любого положения, подолгу ими

занимается, перекладывает из рук в руку 

                          Ра - первые отдельные слоги (начало лепета) 

                          И  - хорошо ест с ложки, снимая, пишу губами с ложки

7 месяц —    До - хорошо ползает в разных направлениях

                          Др - перекладывает игрушку из руки в руку, игрушкой стучит, размахивает, бросает

                              Ра - слоги (денет), подолгу лепечет 

                           Рп - на вопрос «где?» находит знакомый предмет

8 месяц —     До - сам садится, сидит, ложится, встает, ходит (переступая)

                          Др - занимается игрушками подолгу и разнообразно, подражает действиям взрослого (катает, стучит...)

                          Ра - громко повторяет слоги

                          Рп - но просьбе повторяет ранее разученные, «ладушки», «до свидания», «дай ручку»

                          Н  - сам ест сухарик, корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый

9 месяц —  До - ходит за руки, может, придерживаясь переходить от пред-

мета к предмету

                       Др - действует с предметами по их предназначению

                       Ра - подражает взрослым, повторяя за ними слоги, имеющиеся в его лепете

                       Рп - «знает свое имя, находит по просьбе предметы, независимо от их местоположения

                        Н - «хорошо умеет пить из чашки, спокойно относится к процессу высаживания на горшок

10 месяц — До - влезает и входит на невысокую поверхность и затем спускается   оттуда

                        Др - открывает, закрывает, вынимает, вкладывает

                        Ра - подражает взрослым, повторяя за ними слоги, которых

еще не было в его лепете

                        Ри - знает название частей тела, дает предмет по просьбе

                         Н  - закрепляются умения 9 месяца

11 месяц -   До - стоит самостоятельно, ходит при поддержке за I руку

                        Др - складывает кубики, пирамидку, выполняет действия со слов взрослого

                        Ра - произносит первые слова обозначения (дай, на, ав, па, ба, и т.д.)

                        Ри - первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе находит любые мячи, машинки, часики), знает элементы требования

                        Н  - пьет из чашки

12 месяц — До - ходит самостоятельно, без опоры

                         Ра - знает 10 слов, легко подражает новым слогам

                         Ри - выполняет требования и поручения (найди, подай, принеси, положи на место, НЕЛЬЗЯ), знает многие названия

                          Н - сам берет чашку, сам пьет, сам стает на стол

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ

I год — I год 3 месяца

Сенсорное развитие (С) — играя, различает 2 разных по величине предмета (например ,2 куба)

Общее движение (ДО)) — ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется)

Игра (И)                   — умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду)

Речь активная (РА)   — пользуется лепетом и облегченными словами

(машииа-«би-би», собака-«ав-ав»

Речепонимание (РП) — значительно увеличивается запас понимаемых слов

Навыки (II)                 — самостоятельно ест густую пишу ложкой

I год 3 месяца — 1 год 6 месяцев

Сенсорное развитие (С) — из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (к кубику кубик)

Общие движения (ДО) — движения более координированные — перешагивает через препятствие приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу)

Игра (И)                    — умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.)

Речь активная (РА) — в момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы

Речепонимание (РП) — находит по слову среди нескольких внешне схожих предметов — два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине

Навыки (Н)             — самостоятельно ест жидкую пишу ложкой

I год 6 месяцев — I год 9 месяцев

Сенсорное развитие (С) — играя, различает три разных по величине предметов (например, 3 куба)

Общие движения (ДО) — умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см.

на высоте от пола 15-20 см

Игра (И)                        — строит «ворота», «скамейку», «домик»

Речь активная (РА)      — пользуется двухсловными предложениями

Речепонимание (РП)    — отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок

Навыки (Н)                   — умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослых

1 год 9 месяцев — 2 года

Сенсорное развитие (С) — подбирает по образу по просьбе 3-4 конкретных цвета

Общие движения (ДО) — перешагивает через препятствия чередующимся

шагом

Игра (И)                      — воспроизводит несколько последовательных действий, т.е. начало сюжета

Речь активная (РА)     — в общении пользуется двухсловными предложениями, местоимениями

Речепонимание (РП)  — понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

Навыки (И)                 — частично надевает одежду, с небольшой помощью взрослого

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ

2 - 2,5 года Раг — (грамматика) говорит многословными предложениями

                   Раз — (вопросы) появляются вопросы «где?» и «куда?»

                   Сф — (форма) по образу подбирает геометрические фигуры из различного материала

                   Сц — (цвет) подбирает по образу разнообразные предметы 4 основных цветов

                   И — носят сюжетный характер, где действия взаимосвязаны и сцен не менее 3

                   К — (консультативная деятельность) делает простые сюжетные постройки из кубиков или пластилина и называет их

                   Но — (одевание) полностью одевается, но не застегивается и не зашнуривается

                   Нк  — (кормление) ест аккуратно

                   До — перешагивает через препятствие на полу до 20 см приставным шагом

2,5 - 3 года Раг — употребляет придаточные предложения, сложные предложения

                 Рав — появляются вопросы «когда?» и «почему?»

                 Сф — правильно использует геометрические формы и знает их названия

                 Сц — знает названия 4 основных цветов

                 И   — начинается ролевая игра

                 К   — сюжетные постройки

                 Изо — (изображение) карандашом или красками изображает простые предметы и называет их

                 Но  — застегивается и завязывается с небольшой помощью

                 Нк — пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания

                 До — перешагивает через препятствия высотой 10-15 см или длиной 35 см чередующимся шагом

ПОКАЗАТЕЛИ НПР ДЕТЕЙ 4-8 ЛЕТ

Критерии оценки: «соответствует норме» или «с отклонениями»

4 года

1. Мышление и речь.

- соответствует норме: Умеет группировать простые предметы, но классам: мебель, посуда, животные, птицы и др.; классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (непохожую на другие); складывает из 3-х частей разрезанные картинки. Составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечая на вопросы взрослого - с отклонениями:          Группирует предметы по несущественному признаку:

например, по цвету.

2. Моторика.

- соответствует норме.  Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и, продвигаясь вперед; балансирует около 5 секунд на одной ноге.

Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы, молнию самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.

- с отклонениями:          Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед:

отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

3. Внимание и память.

- соответствует норме.  Внимателен, собран. Стихи соответственно возрасту,

запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но, в целом успешно. Из 4-5 показанных предметов вспоминает названия 1-2 после того, как их убирает взрослый.

4. Социализация.

- соответствует норме. Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая

правила игру. Знает свое имя, фамилию, пол.

      - с отклонениями. Часто ссорится с другими детьми, обижается, дерется.

Избегает других детей, любит играть в одиночестве, не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье.

 - соответствует норме. Без отклонений,

 - с отклонениями. Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

5 лет

I. Мышление и речь.

- соответствует норме.  Умеет составить по картинке рассказ из нескольких

предложений с открытым и скрытым смыслом. Правильно отвечает на вопрос, какой герой попал в данную ситуацию. Строит и составляет по образцу различные узоры (из чубиков, мозаики, лего).

- 4 отклонениями.           Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как

герой попал в данную ситуацию, не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета.

2. Моторика.

- соответствует норме. Общая: умеет прыгать на месте |М одной ноге двигаясь вперед. Ручная: одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. Рисует фигуру человека из 3-6 частей.

- отклонениями.               Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью

не одевается и не раздевается или делает это очень редко.

3. Внимание и память.

- соответствует норме. Внимателен, собран. Стихи, соответственно возрасту запоминает быстро, прочно или медленно после многих повторений, но в целом успешно запоминаете скороговорки или считалки. Запоминает последовательность разложения на столе картинок (5) находит одинаковые детали или предметы в двух положенных рядом картинках.

- с отклонениями. Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом непрочно запоминает стихи.

4. Социализация.

- соответствует норме. Умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь , соблюдая правила игры.

- с отклонениями. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье

- соответствует норме. Без отклонений.

- с отклонениями. Наличие отклонений соматовегетативного и эмоционального, психомоторного характера. 

Лет

I. Мышление и речь.

- соответствует норме. Умеет составить по 2-3 картинку рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущею. Решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду). 

Понимает значения всех слов из бытовой лексики, называет из чего сделаны отдельные предметы.

- с отклонениями. При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, и чем все завершится.

2. Моторика.

- соответствует норме. Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 40 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить карандашом круг диаметром 2 см, не более чем за 70 сек. Рисует человека из 6 частей.

- с отклонениями. Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 40 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек.

3. Внимание и память. - соответствует норме. Внимателен, собран. Стихи и сказки, соответственно возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Запоминает 68 слов и однозначных цифр, названных взрослым.

- с отклонениями. Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социализация. - соответствует норме.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Оценивает поступки и поведение окружающих. Дает самооценку. Знает имя, отчество родителей. Знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку и т. п.

- с отклонениями. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье. - соответствует норме.

- с отклонениями. Без отклонений. Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

 

Приложение 3

СОЦИАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Определение: Под социальной недостаточностью в характеристиках здоровья принимают такой недостаток индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять роль, которая считается нормальной (в зависимости от возраста, пола и социальных и культурных факторов) для этого индивида.

Характеристики: Социальная недостаточность имеет отношение к значению, придаваемому положению и опыту индивида, когда оно имеет отклонений от нормы. Она характеризуется несоответствием между действиями индивида или его положением и ожиданиями в этом отношении самого индивида или определения группы, членом которой он является. Таким образом, социальная недостаточность представляет собой социализацию нарушения или ограничения жизнедеятельности и, как таковая, отражает культурные, социальные, экономические и бредовые последствия для индивида, которые вытекают из наличия нарушения или ограничения жизнедеятельности.

Классификация: Важно понять, что номенклатура социальной недостаточности не является ни таксономией неудобств социального характера, ни классификацией индивидов. Скорее это классификация обстоятельств, в которых часто оказываются лица с ограниченной жизнедеятельностью, которые ставят таких индивидов в невыгодное, с точки зрения общественных норм, положение по сравнению с другими людьми.

Список измерителей

1. Социальная недостаточность из-за ограничения физической независимости

2. Социальная недостаточность из-за ограничения мобильности.

3. Социальная недостаточность из-за ограничения способности заниматься обычной деятельностью.

4. Социальная недостаточность из-за способности к получению образования.

5. Социальная недостаточность из-за ограничения способности к профессиональной деятельности.

6. Социальная недостаточность из-за ограничения экономической самостоятельности.

7. Социальная недостаточность из-за ограничения способности к интеграции в общество.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 184.