Структура ИПР. Организация и правила ее заполнения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуальная программа реабилитации содержит:

· паспортную часть (п.п. 1-5),

· результаты экспертно-реабилитационной диагностики (п.п.6-23)

· показания к проведению реабилитационных мероприятий (п.26),

· экспертно-реабилитационное заключение (п.27),

· программу медицинской реабилитации,

· программу профессиональной реабилитации,

· программу социальной реабилитации,

· заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида.

ИПР для детей-инвалидов может быть дополнена программой психолого-педагогической реабилитации.

ИПР составляется на срок выполнения всех намеченных мероприятий с учетом реабилитационного прогноза и обязательной коррекцией по результатам динамического наблюдения не реже, чем через год с момента выдачи ИПР.

Пункты 1-20-заполняет специалист по реабилитации, при необходимости с участием специалиста по социальной работе.

Пункты 21-22-заполняет специалист по реабилитации совместно с врачем-экспертом.

Пункты 23-заполняет специалист по реабилитации и психолог.

Пункты 24-26-заполняет специалист по реабилитации на основании заключений врача-эксперта, психолога и специалиста по социальной работе.

Пункт 27-заполняет специалист по реабилитации.

Программа медицинской реабилитации заполняется специалистом по реабилитации совместно с врачем-экспертом. При этом в качестве основы для ее составления должны использоваться программы восстановительного лечения инвалидов, составленные специалистами лечебно-профилактических учреждений, которые в необходимых случаях дополняются, корректируются специалистами бюро МСЭ с учетом данных экспертно-реабилитационной диагностики. При составлении медицинской программы необходимо шире привлекать в качестве консультантов ведущих и главных специалистов лечебно-профилактических учреждений.

Программа профессиональной реабилитации заполняется специалистом по реабилитации на основании заключения врачей-экспертов бюро МСЭ при участии психолога. В необходимых случаях к разработке программы профессиональной реабилитации привлекаются врачи-эксперты (для уточнения медицинских противопоказаний и показаний к труду и др.).

Программа социальной реабилитации разрабатывается специалистом по реабилитации совместно со специалистом по социальной работе и психологом.

Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации заполняется специалистом по реабилитации на основании результатов комплексного изучения материалов экспертного дела.

В зависимости от этапа реабилитационного процесса и потребности инвалида в тех или иных мерах реабилитации на момент освидетельствования могут разрабатываться лишь программа медицинской и психологической реабилитации, в других случаях только профессиональной и социальной реабилитации и др.

Для своевременного назначения последующих мер реабилитации, и коррекции ИПР бюро МСЭ организует динамическое наблюдение за ходом ее реализации, для чего определяет инвалиду контрольные сроки посещения специалиста по реабилитации в бюро МСЭ. При освидетельствовании инвалида в бюро МСЭ в порядке динамического наблюдения за ходом реализации ИПР оценивается эффективность проведенных мероприятий, принимается решение о показаниях к проведению других этапов и мер реабилитации, ИПР уточняется и дополняется другими видами и мерами реабилитации. Конкретные сроки наблюдения за реализацией ИПР определяются датой выполнения назначенных мер реабилитационной помощи и реабилитационным прогнозом.

Бюро МСЭ оформляет 3 экземпляра ИПР: один с заполнением всех частей ИПР остается в делах бюро МСЭ, второй, включающий паспортную часть и программы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, выдается на руки инвалиду; третий- в таком же виде направляется для контроля за реализацией ИПР в отдел социальной защиты населения по месту жительства инвалида. Выданные на руки инвалидам ИПР в бюро МСЭ регистрируются в журнале учета индивидуальных программ реабилитации.

Оставшийся в бюро экземпляр ИПР подшивается к акту освидетельствования, составляя вместе с ним единое экспертное дело, которое хранится в алфавитном порядке в архиве бюро МСЭ. В случае необходимости динамического наблюдения за выполнением ИПР-экспертные дела хранятся отдельно в порядке установленных сроков наблюдения. Вызов инвалидов, а также контроль за их явкой на освидетельствование для динамического наблюдения осуществляется старшей медицинской сестрой бюро МСЭ.

 

Комментарии и рекомендации по заполнению ИПР.

Карта № - проставляется номер, соответствующий порядковому номеру ИПР в журнале регистрации.

Акт освидетельствования № - должен соответствовать порядковому номеру последнего акта освидетельствования инвалида с указанием бюро МСЭ и даты последнего освидетельствования.

Паспортная часть:

· Фамилия, имя, отчество-записываются полностью.

· Пол – мужской (женский) - подчеркнуть.

· Год рождения-записывается число, месяц, год.

· Адрес постоянного места проживания – подчеркнуть, указывается место проживания по данным паспорта, номера телефонов на основании сведений инвалида.

· Гражданство.

Результаты экспертно – реабилитационной диагностики.

6 Общее образование - подчеркнуть со слов инвалида.

6.1 не имеет

6.2 вспомогательная школа – специальная школа для детей с отклонением в развитии.

6.3 начальное образование – 4 класса.

6.4 неполное среднее образование – 8-9 классов

6.5 среднее образование – 10-11 классов.

7. Профессиональное образование – целенаправленный процесс обучения с целью получения профессии и соответствующей квалификации.

7.1 профессиональная подготовка – ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня.

7.2 профессиональное начальное образование – подготовка работников квалифицированного труда по всем направлением общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.

7.3 профессиональное среднее образование – подготовка специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего общего или профессионального начального образования.

7.4 профессиональное высшее образование – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня квалификации на базе среднего общего и среднего профессионального образования.

7.5 послевузовское профессиональное образование – повышение уровня профессионального образования, научной, педагогической квалификации на базе профессионального высшего образования в высших учебных заведениях и научных учреждениях.

7.6 дополнительное образование – повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов в рамках соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональное дополнительное образование в виде курсов повышения квалификации проводится в образовательных учреждениях профессионального дополнительного образования, а также в образовательных подразделениях предприятий, учреждений, имеющих соответствующую лицензию.

8. Профессия – вписываются в хронологическом порядке профессии, в которых работал больной в течение трудовой жизни, и длительность работы по каждой из профессий, указывается основная профессия. Профмарщрут заполняется по данным опроса или на основании трудовой книжки.

Профессия-род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате профессиональной подготовки, опыта работы.

Основная профессия-профессия, в которой работником достигнута наивысшая квалификация. В случае у работника двух и более разнозначных по квалификации профессий во внимание принимаются давность, длительность и стаж работы по профессии.

9. Специальность – комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Если функции по определенной специальности охватывает всю сферу трудовой деятельности работника – она соответствует понятию профессия (например, шофер, корректор и др.).

10. Квалификация – степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация характеризуется разрядом, классом, категорией, учеными степенью и знанием, занимаемой должностью и др. квалификационными характеристиками.

11. Выполняемая к моменту освидетельствования работа: (последнее место работы, заполняется по данным трудовой книжки):

11.1 должность – рабочее место работника в системе производственных отношений предприятия, учреждения или организации, определяемое штатным расписанием соответствующего предприятия, учреждения или организации.

11.2 профессия

11.3 специальность

11.4 квалификация

12 Адрес места работы – указывается почтовый индекс, город, улица, дом № и № телефона.

13. Социально-бытовой статус:

13.1 одинокий - человек, не имеющий семьи, проживает один.

13.2 семейный – человек, имеющий семью, указать число совместно проживающих членов семьи и их социальный статус – родители (работающие, безработные, пенсионеры по возрасту и др.)

13.3 кормилец – человек, на иждивении которого проживают остальные члены семьи (указать количество иждивенцев и их социальный статус).

13.4 иждивенец – человек, находящийся на полном или частичном содержании или получающий от кого-либо помощь или нуждающийся в помощи, которая является постоянным и основным источником средст к существованию.

13.5 сирота – несовершеннолетний, потерявший родителей или родственников.

14. Социально-экономический статус:

14.1 работающий – человек, занятый трудовой деятельностью, приносящей заработок (указать общий стаж работы);

14.2 неработающий - человек, не занятый трудовой деятельностью, т.е. не имеющий работы и заработка, или учащийся. Для учащихся указать класс и наименование образовательного учреждения. Например, учащийся – студент 1 курса медицинского института.

14.3 безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в государственной службе занятости по месту постоянного места жительства и признанный в соответствии с Федеральным законом РФ « О занятости населения в Российской Федерации» безработным.

14.4 пенсионер: по возрасту, по инвалидности, в связи с выслугой лет (подчеркнуть).

Пенсионер по возрасту – категория людей, получающие трудовую пенсию.

Пенсионер по инвалидности – категория людей, имеющих ту или иную группу инвалидности и получающие пенсию по инвалидности.

Пенсионер в связи с выслугой лет – категория людей, вышедшая на пенсию в связи с выслугой лет (военнослужащие, летний состав, МВД и др.). 

15. Социально – средовой статус:

15.1 иммигрант, вынужденный переселенец – подчеркнуть.

15.2 без определенного места жительства – подчеркнуть.

Лицо без определенного места жительства (БОМЖ) - человек, не имеющий установленного пропиской органов МВД места жительства.

15.3 условно отбывающий срок наказания – подчеркнуть.

В пункте 15. могут быть указаны и другие варианты социально-средового статуса граждан: осужденный – лицо, отбывающее срок наказания в местах лишения свободы; лицо, освободившееся из мест лишения свободы; лицо, пострадавшее от стихийных бедствий, и др.

16. Социально – средовые условия:

16.1 -16.6 собственный дом, отдельная квартира, арендуемая отдельная комната, жилая служебная площадь – нужное подчеркнуть и указать общую площадь жилых помещений, количество комнат.

16.7 этаж, лифт, пандус – указать этаж, наличие лифта, в том числе грузового, возможность передвижения инвалида на лифте в коляске, наличие пандуса.

Пандус – пологий подъем для подъезда к выходу в здания или внутри зданий для подъема на верхние этажи.

16.8 удаленность от транспортных коммуникаций - указывается в метрах, километрах расстояние до ближайшей остановки общественного транспорта.

16.9 удаленность жилья от места работы – указывается время и способ передвижения от дома до места работы (пешком, на транспорте, каком?).

16.10 централизованное отопление (указывается да, нет).

16.11 отопление с использованием привозного сырья (уголь, торф, дрова, газ) – нужное подчеркнуть.

16.12 централизованное электричество (указывается да, нет).

16.13 канализация (указывается да, нет).

В пункте 16 социально-средовые условия могут уточняться также следующими данными: наличием централизованного холодного и горячего водоснабжения, при его отсутствии – способом обеспечения холодной и горячей водой; наличием ванны, душа; характеристикой туалета и др.

17.Источники доходов – нужное подчеркивается с указанием размера дохода в рублях в месяц:

17.1 заработная плата

17.2 пенсия по старости

17.3 пенсия по инвалидности

17.4 пенсия за выслугу лет

17.5 пенсия по случаю потери кормильца

17.6 социальная пенсия

17.7 другие социальные выплаты (по безработице, ежемесячные на детей, регрессионные иски и др.)

Регрессный иск – материальные выплаты, предоставляемые своему сотруднику, заболевшему или получившему травму на производстве.

17.8 стипендия

17.9 другие источники доходов (алименты, рентная плата и др.)

Алименты – средства, которые в установленных законом случаях одни члены семьи выплачивают на содержание других, нуждающихся в этом членов семьи.

Рентная плата – материальная или натуральная оплата за сданное в аренду имущество.

18. Группа инвалидности – записывается прописью из акта освидетельствования с указанием причины инвалидности.

19. Динамика инвалидности за последние 5 лет – указывается последовательно по годам.

20. Общая продолжительность инвалидности – указывается число лет, месяцев.

21. Клинический диагноз – в п.п. 21.1-21.3 проставляется шифр основного и сопутствующих заболеваний и осложнений в соответствии с Международной классификацией болезней и причин смерти Х пересмотра.

22. Клинический прогноз – предсказание развития и исхода заболевания, основанное на знании закономерностей патологических процессов и течения болезней. Оценивается врачами-экспертами бюро МСЭ на основании комплексного анализа клинико-функциональных данных о состоянии здоровья освидетельствованного лица, особенностей этиологии, патогенеза и течения заболевания, приведшего к ограничению жизнедеятельности, возможностей эффективного лечения.

Клинический прогноз может быть:

- благоприятный - полное выздоровление или компенсация нарушенных в результате заболевания, травмы или увечья функций, приводящих к ограничению жизнедеятельности;

- относительно благоприятный – неполное выздоровление с остаточными проявлениями, уменьшение, стабилизация или частичная компенсация нарушения функций, приводящих к ограничению жизнедеятельности; при хроническом заболевании - замедление прогрессирования заболевания, удлинение периодов ремиссий и т.п.;

- неблагоприятный – невозможность стабилизации состояния здоровья, остановки прогрессирования патологического процесса и уменьшения степени нарушения функций организма, проводящих к ограничению жизнедеятельности;

сомнительный – неясное течение заболевания.

23. Оценка реабилитационного потенциала (РП) – комплекс биологических, психофизиологических и социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

 

В совокупности количественных и качественных характеристик здоровья, жизнедеятельности, социального положения обобщенная оценка реабилитационного потенциала проводится на основании результатов изучения составляющих его элементов:

- биомедицинского;

- социально-психологического;

- образовательного;

- профессионального;

- социально-бытового;

- социально-средового.

Биомедицинская составляющая РП – возможности человека к восстановлению или компенсации нарушений в анатомической и функциональной целостности органов, тканей, систем и организма в целом.

Социально-психологическая составляющая РП – возможности, способности и направленность личности активно участвовать в реабилитационном процессе и достигать поставленные реабилитационные задачи.

Образовательная составляющая РП – возможности человека к овладению общеобразовательными и профессиональными навыками и умениями.

Профессиональная (трудовая) составляющая РП – возможности восстановления профессионального и социально-трудового статуса или достижения иных целей в области трудовой деятельности.

Социально-бытовая составляющая РП – возможности восстановления самообслуживания, самостоятельности проживания и ведения личного хозяйства.

Социально-средовая составляющая РП – возможности включения или возвращения в привычные условия семейной и общественной жизни.

Может быть оценена также социально-экономическая РП - как возможность достижения экономической самостоятельности.

Реабилитационный потенциал оценивается как:

- высокий – полное восстановление здоровья, всех обычных для инвалида видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения.

Возможность возвращения к работе в прежней профессии в полном объеме или с ограничениями по заключению КЭК или возможность работы в полном объеме в другой профессии, равноценной по квалификации прежней профессии инвалида;

- удовлетворительный – неполное выздоровление с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций, выполнение основных видов деятельности возможно с трудом, в ограниченном объеме или с помощью технических средств реабилитации, частичное снижение трудоспособности, снижение уровня жизни, потребность в социальной поддержке и частичной материальной помощи.

Возможность продолжения работы в своей профессии с уменьшением объема работы или снижением квалификации или выполнение работы в полном объеме в другой профессии, более низкой по квалификации по сравнению с прежней профессией;

- низкий – медленно прогрессирующее течение хронического заболевания, выраженное нарушение функций, значительные ограничения в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижение трудоспособности, потребность в постоянной социальной поддержке и материальной помощи.

Возможность возвращения или приспособления к работе в рамках своей или другой профессиональной деятельности в специально созданных условиях;

- отсутствие реабилитационного потенциала – прогрессирующее течение заболевания, некомпенсируемое или резко выраженное нарушение функций, невозможность компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, стойкая частичная или полная утрата трудоспособности, потребность в постоянном уходе или надзоре и постоянной материальной помощи.

Фрагментарная оценка различных составляющих РП включается в совокупную обобщенную оценку РП.

При общей оценке реабилитационного потенциала решающее значение имеет прогностическая оценка возможного исхода реабилитации на высшем социальном уровне. Так, восстановление или компенсация на первом биомедицинском уровне может быть не полной, однако благодаря, компенсаторному замещению и адаптации ограничений жизнедеятельности, целеустремленности, высокому уровню притязаний, личным резервам и другим механизмам, возможно восстановление в полном объеме основных форм жизнедеятельности и прежнего социального положения инвалида. Недостаточный реабилитационный потенциал более низкого уровня, таким образом, может компенсироваться социально-психологическими, техническими, социальными и социально-средовыми механизмами более высокого уровня, обеспечивая тем самым полную реабилитацию инвалида.

23.1 Состояние физического развития, психофизиологической выносливости, эмоциональной устойчивости.

Физическое развитие – совокупность морфологических функциональных признаков организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и работоспособность. Физическое развитие оценивается на основании соматометрических, соматоскопических и физиометрических признаков. К соматометрическим признакам относятся: длина тела, вес тела, окружность грудной клетки и головы, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата и др.; к соматоскопическим – особенности телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата и др.; к физиометрическим – жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила и др.

Наибольшее значение получили следующие параметры: рост и вес тела, окружность головы и грудной клетки, жизненная емкость легких, мышечная сила кисти и становая сила. За последние годы для оценки физических возможностей организма человека нашел применение показатель физической работоспособности.

Рост человека измеряется с помощью ростомера. В норме рост мужчин колеблется в пределах 160-180 см., женщин 155-170 см.

Вес тела определяется с помощью медицинских весов и в зависимости от роста может оцениваться по специальной таблице.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой в состоянии покоя в моменты полного вдоха и максимального выдоха. Сантиметровая лента накладывается так, чтобы она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мужчин - по нижнему сегменту соска, у женщин – над молочной железой по месту прикрепления 4 ребра к грудине. В норме окружность грудной клетки у мужчин равна 88-92 см., у женщин – 83-85 см.; экскурсия грудной клетки в зависимости от ее объема и роста исследуемого колеблется в пределах соответственно 6-8 и 3-6 см. У лиц, регулярно занимающихся спортом, она может достигать 12-15 см.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) определяется спирометром. Исследование проводят 3 раза подряд и записывается лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин составляют 3,5-4 литра, у женщин – 2,5-3 литра.

Мышечная сила кистей определяется с помощью ручного динамометра. Исследование проводят трижды с регистрацией лучшего результата. В норме средние показатели силы правой кисти у мужчин составляют 40-45 кг., левой кисти – обычно на 5-10 кг меньше.

Физическая работоспособность – потенциальная способность человека проявлять максимум физического усилия в динамической, статической или смешанной работе. Является интегральным показателем, характеризующим состояние и способность, прежде всего карднореспираторной системы человека. Оценка физической работоспособности проводится на основе измерения максимума потребления кислорода или же мощности нагрузки, при которой частота сердечных сокращений стабилизируется на уровне 170 уд. мин.

Определение максимума потребления кислорода проводится с помощью автоматических газоанализаторов.

Средние значения в норме для мужчин и женщин в возрасте 2,9-3,3 л/ мин и 2,0-2,2 л/мин, в возрасте 50-60 лет – соответственно 2,2-2,6 л/мин и 1,6-1,8 л/мин.

Уровень физического развития оценивается как высокий, средний и низкий.

- Психофизиологическая выносливость – способность человека поддерживать длительно какую-либо деятельность без снижения эффективности ее выполнения, т.е. в широком понимании – работоспособность. Психофизиологическая выносливость определяется степенью физического развития, состоянием функциональных систем организма, свойствами личности, темпераментом, уровнем мотивации к выполнению деятельности и др. факторами. Оценка производится на основании анализа динамики психологических и физиологических показателей в процессе выполнения психологических тестов, сенсорных, сенсомоторных и физических нагрузок, а также зданий, имитирующих различные виды бытовой, профессиональной и другой деятельности.

Интегральная оценка физической и психофизиологической выносливости включает: изучение силы, уравновешенности, подвижности, лабильности, динамичности и др. характеристик центральной нервной системы; оценки состояния сенсорных, сенсомоторных и двигательной систем, состояния психодинамических функций; уровня развития речи и специфических корковых функций: письма, счета, чтение и др. При оценке данной способности человека оценивается не просто уровень развития или состояния тех или иных функций, а прежде всего такие их характеристики как устойчивость и способность длительно поддерживать деятельность на определенном уровне.

В зависимости от нормы психофизиологическая выносливость оценивается по комплексу показателей как высокая, средняя и низкая.

- Эмоциональная устойчивость – способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, а также выполняемую им целенаправленную деятельность. Эмоциональная устойчивость наиболее полно отражает особенности эмоциональноволевой сферы человека, которая объединяет эмоции, эффекты, чувства и настроения, и определяет зависимость индивида от эмоционального состояния, степень деструктивного влияния эмоций на протяжении его деятельности. Адекватное эмоциональное реагирование на болезнь, условия жизни, во взаимоотношениях с людьми, врачами, коллегами по работе, при выполнении какой-либо деятельности является важным фактором, обеспечивающим успех лечения, реабилитационных мероприятий, обучения, формирования профессиональных навыков и умений, профессиональной пригодности в целом ряде профессий, социальной адаптации и интеграции и т.п.

Для изучения эмоционального состояния используются: анамнестический метод, позволяющий оценивать изменения в эмоциональной сфере в процессе жизни больного, связанные со значимыми для него событиями; метод клинического наблюдения за поведением больного; физиологические, биохимические и экспериментально-психологические методы исследования.

Чувствительным индикатором эмоционального реагирования являются вегетативные реакции по показателям кожно-гальванической реакции, частоты сердечных сокращений, ЭКГ, частоты и глубины дыхательных волн, артериального давления и др., а также электроэнцефалографические корреляты эмоционального напряжения. Эмоциональное состояние отражается также в экспрессивных проявлениях.

Представления об эмоциональных состояниях и отношениях могут быть получены с помощью различных проективных методик, опросников и шкал, а также методики Б.В. Зейгарника, основанной на феномене «незавершенных действий», «методики сопряженных моторных действий» А.Р. Лурия для оценки эмоционально-моторной устойчивости, методики К. К. Платонова, позволяющей оценивать эмоционально-сенсорную устойчивость и др.

Оценка эмоциональной устойчивости основывается на анализе легкости возникновения и угасания эмоциональных реакций, их интенсивности, инертности, модальности возникающих эмоций, в том как эмоциональные процессы оказывают влияние на деятельность индивида, насколько его эмоции поддаются контролю.

Адекватность эмоциональных реакций, отношений и состояний оценивается как «эмоциональная устойчивость». Она отражает способность к хорошей социально-психологической адаптации, уравновешенности способности быстро, точно, правильно выполнять ту или иную деятельность, оценивать себя и свои поступки, взаимодействовать с другими людьми и т.д.

Неполная адекватность эмоциональных реакций, отношений и состояний оценивается как «эмоциональная лабильность». Преобладание депрессионного фона в эмоциональной сфере - оценивается как «выраженная неустойчивость».

23.2 Уровень развития профессионально важных знаний, навыков и умений.

Это основные характеристики, определяющие уровень профессиональной квалификации, компетентности работника. Наряду с развитием профессионально значимых психофизиологических качеств и способностей человека данные характеристики определяют степень его профессиональной пригодности к работе в той или иной профессии. Знание уровня сохранности профессиональных способностей инвалида является основанием для определения дальнейших путей его профессиональной деятельности, направлений и форм профессиональной переподготовки, целенаправленного формирования и восстановления профессионально важных психофизиологических качеств и способностей.

- Профессионально важные знания – совокупность систематизированных сведений, освоенных человеком в какой-либо конкретной деятельности и способность их актуализировать и применять при ее выполнении. Уровень их развития характеризуется уровнем профессионального образования, квалификацией и др. характеристиками.

 -Профессионально важные навыки – приобретенная в результате научения способность автоматически осуществлять трудовые действия в рамках определенной профессиональной деятельности.

- Профессионально важные умения – способность выполнять определенные трудовые и рабочие операции с хорошим качеством и успешно справляться с трудовой деятельностью, включающей эти действия.

Профессионально важные знания, навыки и умения оцениваются по всем видам профессиональной деятельности, которыми был занят освидетельствованный в течение трудовой жизни. При оценки сохранности тех или профессионально важных качеств принимаются во внимание следующие факторы: давность и длительность работы в той или иной профессии, вид профессиональной подготовки по ней, уровень достигнутой квалификации, причины прекращения работы, выполнение норм выработки и производственных знаний, наличие брака в работе и др. характеристики. Данные сведения выясняются на основании опроса освидетельствованного лица, данных профмаршрута, а в отношении последнего места работы – на основании данных производственной характеристики, запрашиваемой с предприятия.

Уровень сохранности профессионально важных знаний, навыков и умений оцениваются по шкале: высокий, средний, низкий, с указанием 1-2 профессий, в которых наиболее полно сохранились эти качества.

23.3 Оценка социально психологического и социально-экономического статуса (социально-психологической реактивности, направлений социальной деятельности, семейно-бытовых взаимоотношений и др.).

Социально-психологическая реактивность – субъективная оценка создавшейся в жизни ситуации и структура психологических реакций на нее. Может оценивать как адекватная, неопределенная, неадекватная.

Направления социальной деятельности – участие в различных видах деятельности, таких как учебная, деятельность по собственному выздоровлению, досуговые занятия, различные виды творчества, участие в работе общественных организаций.

Примерный перечень направлений социальной деятельности:

· Создание, сохранение и поддержание семейно-супружеских отношений.

· Воспитание детей и внуков.

· Профессиональная самореализация.

· Трудовая деятельность.

· Общение в кругу родственников.

· Общение в референтной группе.

· Общение в профессиональной группе.

· Увлечения, хобби.

Направления социальной деятельности анализируются психологом или специалистом по социальной работе на основании собеседования с больным, психологического исследования и анализа документов, представленных в бюро МСЭ. Оценка основывается на сопоставлении актуального для больного на момент освидетельствования перечня направлений социальной деятельности с имевшимися в преморбите.

Сохранившиеся и значимые направления социальной деятельности могут быть использованы для активного включения инвалида в реабилитационный процесс по его социальной адаптации и интеграции. Меры реабилитации должны быть направлены и на восстановление или оказание помощи инвалиду в формировании и актуализации мотивации на реализацию тех направлений социальной деятельности, которые были значимы для него до заболевания и наступления инвалидности.

Оценка сохранности и значимости основных направлений социальной деятельности оцениваются по шкале: высокая, удовлетворительная и низкая сохранность.

- Семейно – бытовые взаимоотношения – социально – психологический микроклимат в семье инвалида. Определяется особенностями взаимоотношений между инвалидом и совместно поживающими с ним родственниками и близкими. Социально – психоло8гический микроклимат в семье оказывает существенное влияние на возможность осуществления и эффективность результатов реабилитации инвалида. Семейно – бытовые отношения оцениваются по результатам собеседования, опроса об информированности родственников о состоянии здоровья инвалида, понимании ими его нужд и проблем, отношении к нему, умении и готовности оказывать инвалиду необходимую, в том числе реабилитационную помощь и др. Семейно – бытовые взаимоотношения оцениваются по шкале: хорошие, удовлетворительные, плохие.

- Уровень и структура кругозора.

Кругозор – диапазон познаний, просвещенности, информированности человека о различных сторонах материальной, культурной и духовной жизни общества. Уровень и структура кругозора оцениваются на основании изучения с помощью беседы опроса инвалида уровня и структуры его познаний (информированности) и способности выносить суждения в политической, экономической, культурной, духовной и др. областях и сфера жизни общества и знаний, а также – методов психологического исследования интеллекта (памяти и мышления).

Память – совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память может быть словесно – логической, наглядно – образной, эмоциональной и двигательной; произвольной и непроизвольной; долговременной, кратковременной и оперативной. Для изучения памяти применяются методики «память на числа», «память на слова», тесты «информационный поиск», «двойной тест» и др.

Мышление - опосредованное, обобщенное отражение действительности человека в ее существенных связях и отношениях. Человек познает окружающий мир как через органы чувств (чувственное познание), так и легким путем (логическое познание). Содержательными компонентами мышления являются представления, образы и понятия. Для исследования мышления могут быть использованы различные методики, основанные на оценке решения испытуемым различного рода логических задач: «сложения чисел с переключением», «количественные отношения», «числовые ряды», «исключения понятий», «отыскание аналогий», «сложные ассоциации», «арифметический счет», «диктант», «прогрессивной матрицы» (методика Равена) и т.д.

Обобщенная оценка памяти и мышления проводится по шкале: в пределах нормы, умеренное снижение, выраженное снижение.

Уровень и структура кругозора оценивается по шкале: «широко и глубоко просвещение», (т.е. разносторонне информирован), «умеренно просвещен» (т.е. односторонне или поверхностно информирован), «примитивно просвещен» (информированность на чисто житейском уровне).

Оценка социально – психологического статуса может быть дополнена и другими характеристиками: социальная, в том числе реабилитационная активность, адекватность реакции, уровень социально – психологической адаптации и другие.

- Социально – экономический статус.

      Социально – экономический статус характеризует положение инвалида в зависимости от уровня его материального благополучия, вида и величины доходов. Оказывает существенное влияние на возможности реализации ИПР инвалидом за счет собственных финансовых средств. Социально – экономический статус инвалида оценивается на основании опроса и документов, представляемых в бюро МСЭ, по шкале: «материально обеспечен», «материально ущемлен» и «материально зависим».

      23.4. Структура потребностей.

      Потребности – осознания человеком нужда в чем – либо, необходимом для ее нормального существования и деятельности. Реально потребности проявляются в материальных и духовных желаниях, влечениях, объектах, которые необходимы для существования и развития индивида, и выступают в качестве источника, внутреннего побудителя его активности на удовлетворения своей жизнедеятельности. Потребности могут изменяться, развиваться в зависимости от возраста, состояния здоровья, условий жизни и т.д. Они классифицируются по сферам деятельности: труд, познания, общение, рекреация, и другие; по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и другие; по формам деятельности: (биологические, социальные, духовные (интеллектуальные, эстетические, творческие, самореализации и самоутверждения) и другие. Наряду с общими (для всех людей) инвалиды имеют социальные потребности, определяемые особенностями последствий болезни, ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточности, в частности потребности в социальной защите.

      Структура потребностей оценивается на основании собеседования с инвалидом или его опроса (интервьюирования, анкетирования). При этом в реабилитационных целях очень важно, чтобы структура потребностей инвалида соответствовала его объективной нуждаемости в тех или иных мерах реабилитации и социальной защиты, установленной по результатам реабилитационно–экспертной диагностики. Структура потребностей оценивается как адекватная, вполне адекватная и неадекватная.

      23.5. Круг интересов.

      Интерес – особое внимание к чему – либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Интерес – реальная причина действий, стоящая за непосредственными побуждениями, мотивами, помыслами, идеями и т.д., участвующего в этих действия человека; отношение человека к чему – либо, непосредственно для него ценному, привлекательному. Структура интересов человека определяется как особенностями мотивов и потребностей, так и характером культурных форм и средств предметного освоения действительности, которыми он обладает. Интересы могут быть сознательными и бессознательными; по сферам направленности – материальными, политическими, духовными, познавательными, эстетическим и другие.

      Круг интересов – проявление познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности и активности индивида инвалида по возобновлению в максимально возможной степени своего привычного образа жизни и реинтеграции в общество. Выявляется психологом на основание целей деятельности и активности индивида инвалида по возобновлению в максимально возможной степени своего привычного образа жизни и реинтеграции в общество. Выявляется психологом на основании беседы или психологического обследования актуальных, долговременных интересов инвалида. При характеристике данного фактора выделяются и указываются основные интересы инвалида; оцениваются сохранность круга интересов по сравнению с преморбитным состоянием (без изменений, уменьшился, значительно сузился) и его широта на момент исследования (широкий, средний, узкий).

При оценке круга интересов в целях профессиональной ориентации важное значение играет уточнение профессиональных интересов инвалида, предпочтений к обучению и работе в определенной сфере профессиональной деятельности. Профессиональные интересы могут выявляться в ходе беседы, а также с помощью ряда психологических тестов: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), «Тест профессиональных интересов» (ТПИ) и др.

23.6.Уровень притязаний – степень трудностей целей и их достижения. В контексте реабилитационной диагностике заслуживает внимание установление того, на что конкретно инвалид претендует в своей жизни (профессиональной, семейной, экономической и т п) и на сколько цели, которые он перед собой ставит, реально достижимы и адекватны его возможностям и способностям.

Уровень притязаний оценивается как высокий, удовлетворительный и низкий. Однако в плане реабилитации и определения мер психологической реабилитации важно оценить устойчивость и адекватность притязаний, а также возможность их психологической коррекции или тренинга, в зависимости от особенностей биологического и социально-психологического, профессионального, образовательного статуса инвалида.

24. Реабилитационный потенциал (высокий, удовлетворительный, низкий, реабилитационный потенциал отсутствует) – нужное подчеркивается. Оценка реабилитационного, образовательного статуса инвалида.

25. Реабилитационный прогноз (благоприятный, относительно благоприятный, сомнительный (неопределенный), неблагоприятный - нужное подчеркнуть.

Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала и предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество. Реабилитационный прогноз определяется не только уровнем и содержанием реабилитационного потенциала, а так же реальными возможностями применения для его реализации современных реабилитационных технологий, средств и методов.

 Реабилитационный прогноз оценивается как:

 - благоприятный – при возможности полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и полной социальной, в том числе профессиональной интеграции инвалида;

 - относительно благоприятный – при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, при уменьшении степени их ограничений или стабилизации, при расширении способности к социальной интеграции и переходу от полной к частичной социальной поддержке и материальной помощи;

 -сомнительный (неопределенный) – неясный прогноз;

 - неблагоприятный- при возможности восстановления или компенсации нарушенных ограничений жизнедеятельности, каких-либо существенных положительных изменений в личностном, социальном и социально-средовом статусе инвалида.

26. показания к проведению реабилитационных мероприятий

В данном пункте в таблицу последовательно по категориям ограничений жизнедеятельности (с обведением кружочком или подчеркиванием степени ограничения) вносятся записи в отношении полноты ожидаемого или восстановления или компенсации (полное или частичное восстановление или компенсация). Если та или иная категория жизнедеятельности не подлежит восстановлению или компенсации, то делается соответствующая запись – «не подлежит».

Пример: Инвалид 111 группы, 20 лет, профессии не имеет, с диагнозом: Ампутационная культя правой голени на уровне верхней трети с выражением контрактурой правого тазобедренного и коленного суставов после корригирующей остеотомии по поводу врожденного вывиха правого бедра вне обострения.

Ограничения жизнедеятельности: в самообслуживании -1степени; в передвижении – 1 степени ; в трудовой деятельности -1 степени.

Прогнозируется: восстановление способности к трудовой деятельности – полное (после обучения на телемастера может работать по этой профессии в полном объеме)

Компенсация способности к самообслуживанию и передвижению – частичная (функциональная способность правой голени из-за выраженных контрактур в сочетании с хроническим остеомиелитом может быть компенсирована с помощью вспомогательных технических средств реабилитации не в полном объеме ).

Образец заполнения таблицы

Ограничения жизнедеятельности

Подлежит

 

Восстановле- нию Компенса- ции Восстановле- нию Компенса- ции
Способность к: Передвижению (степень1,2,3) к трудовой деятельности (степень 1,2,3) самообслуживанию (степень1,2,3)   полной     частичной   Не подлежит  

27. Экспертно-реабилитационное заключение

В экспертно-реабилитационном заключении в краткой форме обосновывается экспертное решение:

- о нуждаемости (потребности) инвалида в мерах реабилитации;

- о показаниях к проведению основных реабилитационных мероприятий;

- о необходимости или отсутствии необходимости или отсутствии необходимости разработки ИТР.

Содержание и структура экспертно-реабилитационного заключения определяются вынесением экспертным решением о реабилитационном потенциале и реабилитационном прогнозе.

Примерные схемы экспертно-реабилитационного заключения:

· при высоком реабилитационном потенциале и благоприятном реабилитационном прогнозе:

высокий реабилитационный потенциал и благоприятный реабилитационный прогноз при проведении соответствующих мер медицинской, профессиональной и социальной реабилитации позволяют(с большой вероятностью) ожидать полного устранения последствий болезни и возвращение инвалида к обычной профессиональной деятельности (полной реабилитации), что является основанием для разработки ИРП.

2. при удовлетворительном при реабилитационном потенциале и относительно благоприятном реабилитационном прогнозе:

Высокая вероятность приостановления дальнейшего прогрессирования заболевания, (или стабилизации в течении заболевания, длительной ремиссии и т.п.), частично восстановление(компенсации) нарушенных функций(указать каких), позволяют ожидать полного восстановления (компенсации ) навыков самообслуживания, передвижения и частичного восстановления трудоспособности, что является основанием для разработки инвалиду ИТП.

· при низком реабилитационном потенциале и неблагоприятном или неясном реабилитационном прогнозе:

Несмотря на выраженные нарушения со стороны ЦНС и ограничения в самообслуживании и передвижении (3 степени) проведение восстановительной терапии и соответствующих мер социальной реабилитации, обеспечение техническими средствами приспособления с учетом высокой реабилитационной направленности инвалида позволяют рассчитывать на частичную компенсацию ограничений в самообслуживании и передвижении (частичной реабилитации), что служит основанием для разработки медицинской и социальной частей ИТП.

Программы реабилитации

Программы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации заполняются на отдельных , не скрепленных между собой листах (бланках).

Графа 1- вписываются конкретные реабилитационные мероприятия, услуги и технические средства, в которых нуждается инвалид.

Графа 2 – вписывается дата первично назначенных инвалиду мероприятий.

Графа 3 - вписывается планируемая дата коррекции ИПР – динамического наблюдения, а также дата назначенных новых или отменных по результатам динамического наблюдения мероприятий. Планируемая дата динамического наблюдения назначается специалистом по реабилитации не реже 1 раза в год. При необходимости по согласованию с врачами – экспертами, психологом и специалистом по социальной работе может быть назначен любой срок – через месяц, квартал, полугодие.

       Цель динамического наблюдения - проверка хода, своевременности, полноты и качества выполнения программ реабилитации, оценка эффективности выполнения мероприятий, изменений в состоянии здоровья, трудоспособности, личностном и социальном статусе, внесение дополнений и изменений в ИПР.

По результатам динамического наблюдения в графу 1 записываются дополнительные мероприятия или вносятся изменения в назначенные мероприятия с проставлением даты коррекции в графу 3. О внесенных изменениях в программе реабилитации делается соответствующая запись, которая заверяется подписью председателя бюро МСЭ и печатью. При большом объеме изменений в программе реабилитации оформляется новая ИПР.

Показаниями для динамического наблюдения являются:

- неясный клинический и реабилитационный прогноз;

- завершение назначенных мероприятий (или реабилитационного этапа), необходимость к назначению новых реабилитационных мероприятий в соответствии с назначенным планом поэтапной реабилитации инвалида (в частности, начало или завершение обучения в учреждениях общего и профессионального образования и необходимость проведения профориентации или оказания помощи в подборе рабочих мест);

- проверка рациональности трудового устройства и успешности социально-трудовой адаптации инвалидов, в первую очередь инвалидов 2 группы и впервые признанных инвалидами 3 группы;

- наличие проблем правового, психологического, конфликтных ситуаций в семье, на работе, по месту учебы и т.п.;

- подлежат обязательному динамическому наблюдению дети-инвалиды»

Графа 4 • записываются предприятия, учреждения и организации, отвечающие за исполнение ИПР: бюро и главное бюро МСЭ, лечебно-профилактические учреждения, протезно-ортопедические предприятия, учреждения общего и профессионального образования, органы социальной защиты населения, органы службы занятости населения, работодатель идр.

Графа 5 - указывается форма оказания реабилитационных услуг. Для мероприятий медицинской реабилитации - стационарная, в том числе дневной стационар, амбулаторная, стационарно-амбулаторная, на дому и др.; для мероприятий профессиональной реабилитации - дневная и вечерняя, очная и заочная формы обучения и др.; социальной реабилитации -стационарная, амбулаторная, на дому и др. В зависимости от вида назначенного мероприятия указывать только там, где это необходимо.

Графа б - указываются сроки выполнения назначенных мероприятий (месяц, квартал, полугодие).

Графа 7 - указывается объем назначенных мероприятий (длительность, кратность и др.).

С учетом рекомендаций лечащего врача (врача-специалиста или -консультанта) могут конкретно указываются, например, кратность санаторно-курортного лечения - 1 раз в год, стационарного лечения - 2 раза в год с длительность в 1 месяц, полный курс лечебной физкультуры с повторением через 2 месяца, два десятидневных курса мануальной терапии с интервалом в 1 месяц, диспансерное наблюдение с кратностью 2 раза в год, трудотерапия в течении 6 месяцев и т.п.

Объем указывается в отношении тех мероприятий, где это необходимо.

Графа 8 - Прогнозируемый результат.

В графе 8 программы медицинской реабилитации указывается: полное восстановление, частичное восстановление, компенсация, профилактика утяжеления, профилактика рецидивов, обострений, осложнений и т.п.

В графе 8 программы профессиональная реабилитация соответственно указывается: профориентация (профотбор, профподбор) - правильный выбор профессий; психологическая коррекция трудовых мотиваций - снятие рентной установки на труд; обучение (переобучение) - возможность получения полного общего образования, другой профессии; создание специального рабочего места - приспособление рабочего места в соответствии с анатомо-функциональными особенностями инвалида; профессионально-производственная адаптация - достижение рациональности трудоустройства и закрепления инвалида на рабочем месте.

В графе 8 программы социальной реабилитации соответственно указывается:       полное или частичное восстановление навыков самообслуживания, бытовой деятельности, передвижения, ориентации, общения, личностного, социально-психологического, социального и социально-средового статуса и др.

Графа 9 - Полученный результат.

В графе 9 программы медицинской реабилитации указывается: восстановление (полное, частичное), компенсация (полная, частичная), отсутствие результата.

В графе 9 программы профессиональной реабилитации соответствен' но указывается: подобрана профессия, сформирована положительная установка на труд, приобретена новая профессия, сформированы профессионально важные качества, полная или частичная занятость, самозанятость, рациональное или нерациональное трудоустройства, стойкое или нестойкое закрепление инвалида на рабочем месте и др.

В графе 9 программы социальной реабилитации указывается соответственно: полное или частичное восстановление навыков самообслуживания, бытовой деятельности, передвижения, ориентации, общения, личностного, социального и социально-средового статуса и др.

Графа 10 - Отметка о невыполнении мероприятий в установленный срок и причине их невыполнения • указывается причина невыполнения назначенных мероприятий.

Программа медицинской реабилитации

Медицинская реабилитация - комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций здоровья больных и инвалидов. Синонимом термина «медицинская реабилитация» является термин «восстановительное лечение».

Цель медицинской реабилитации заключается в устранении или ослаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного.

Медицинская реабилитация проводится в рамках Федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования Российской Федерации за счет средств Федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования (статья 8 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Комплекс восстановительного лечения составляют следующие меры, услуги, методы и средства (вписываются в графу 1 «Мероприятия, услуги и технические средства»):

1. Медикаментозное (патогенетическое) лечение - фармакотерапия.

2. Оперативное восстановительное лечение - сконструктивно-восстановительные и пластические операции, аортокоронарное шунтирование, протезирование клапанов сердца и сосудов, трансплантация органов и др.

3. Физические методы лечения - физиотерапия, в том числе: электролечение (гальванизация, электрофорез, электросон, диадинамотерапия, амплипульстерапия, электростимуляция, флююуризация, дарсонвализация, индуктотермия, УВЧ- и СВЧ-терапия, магнитотерапия и др.), светолечение (инфракрасное облучение, ультрафиолетовое облучение, лечение ультразвуком, включая ультрафонофорез), водолечение - бальнеотерапия (ванны, души, обливания, лечение минеральными водами), теплолечение (парафино-, озокеритолечение, аппликации и ванны), ингаляционная терапия (аэрозоль- и     аэроионотерапия, галотерапия), лазеротерапия, баротерапия, оксигенотерапия и др.

4. Лечебная физкультура - лечебная гимнастика (индивидуальная и групповая), утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки и восхождения (терренкур), ближний туризм, спортивные упражнения, спортивные игры и др.

5. Механотерапия.

6. Массаж (сегментарный, точечный, перкуссионный, вибромассаж и др.).

7. Трудотерапия - активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у больных при помощи полноценной и разумной работы по созданию общественно полезного продукта. Трудотерапия может быть общеукрепляющей (тонизирующей), восстановительной и профессиональной (направлена на восстановление прежних и формирование новых профессионально важных качеств и способностей, а также трудовых навыков).

8. Психотерапия.

9. Диетотерапия.

10. Традиционные и народные методы лечения - акупунктура, гомеопатия, мануальная терапия, в том числе, остепатия и хиропрактика, фитотерапия и др.

11. Социопсихологические методы лечения (терапия занятостью, терапия средой, восстановительная терапия речи).

12. Протезно-ортопедическая помощь - специализированный вид медико-технической помощи, включающий комплекс восстановительного, консервативного и хирургического лечения, снабжение больных и инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и обучение пользованию ими. К протезно-ортопедическим изделиям относятся протезы, ортеэы и ортопедическая обувь.

Протезы - устройства, замещающие отсутствующую часть конечности или другой части тела и служащие для восполнения анатомического и функционального дефекта (косметические и функциональные протезы, в том числе протезы верхних и нижних конечностей, глазные и слуховые протезы, протезы молочной железы и др.).

Ортезы - устройства, надеваемые на сегмент опорно-двигательного аппарата с целью его фиксации, разгрузки и восстановления нарушенных функций (тутор, бандаж, корсет, шина, реклинатор, обтуратор и др.).

Ортопедическая обувь - специальная обувь, предназначенная для коррекции анатомических и функциональных нарушений нижних конечностей.

13. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации и обучение инвалидов пользованию ими.

К техническим средствам медицинской реабилитации относятся: средства диализационной терапии (аппарат для диализа крови, для диализа брюшины), велотренажеры и велоэргометры, слуховые аппараты, в том числе имплантируемые, стимуляторы сердца (пейсмейкеры), противопро-лежневые средства, средства для тренировки восприятия, средства для коммуникативной тренировки, средства для тренировки статодинамических функций и вестибулярного аппарата, калоприемники и мочеприемники, устройства для введения пищи через стому, парентерально и др.

Медицинская реабилитация может осуществляться в следующих формах:

- стационарное лечение

- амбулаторное лечение

- санаторное лечение

- диспансерное наблюдение.

К учреждениям реабилитационного типа, в которых предоставляются услуги по медицинской реабилитации , относятся:

- центры медицинской реабилитации (больницы, поликлиники, отделения восстановительного лечения);

- санатории и санатории-курорты;

- санатории-профилактории;

- больницы и отделения долечивания;

- протезно-ортопедические предприятия (медицинские отделы); • больницы и отделения сестринского ухода;

- учреждения диспансерного типа (психоневрологические, врачебно-физкультурные, противотуберкулезные и др. диспансеры);

- прочие, в том числе коммерческие центры реабилитации.

Для проведения реабилитационных мероприятий могут быть использованы и другие учреждения, в которых восстановительное лечение может осуществляться в качестве сопутствующего их основной деятельности: центры Здоровья, центры профессиональной реабилитации, специальные учебные заведения для инвалидов, территориальные центры социальной защиты, дома-интернаты, пансионаты и др.

Программа профессиональной реабилитации

Профессиональная реабилитация - система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями.

Система мер профессиональной реабилитации включает:

1. медико-социальную экспертизу;

2. профессиональную ориентацию;

3. подготовку инвалида к профессиональному труду;

4. подготовку производства к использованию труда инвалидов;

5. мероприятия по трудовому устройству (обеспечению занятости) инвалидов;

6. динамическое наблюдение и контроль за рациональностью трудоустройства и успешностью социально-трудовой адаптации инвалидов;

7. мероприятия по социально-трудовой адаптации (закреплению) инвалидов на производстве.

I. Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза включает оценку характера и степени ограничения в трудовой деятельности (состояния трудоспособности), знание которых является необходимым условием для определения потребности инвалида в мерах профессиональной реабилитации. МСЭ осуществляется учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

2. Профессиональной ориентация.

Профессиональная ориентация - система государственных мер, направленных на оказание помощи человеку, в том числе инвалиду, в правильном выборе видов и условий трудовой деятельности, т.е. в профессиональном самоопределении. Система мер профессиональной ориентации включает: профессиональный подбор, профессиональную врачебную консультацию, профотбор, профессиональную пропаганду, профессиональную информацию, профессиональное воспитание и просвещение, коррекцию профессиональных интересов, профессиональную агитацию и др.

Профессиональный подбор - процедура, включающая совокупность методов изучения биопсихосоциального статуса инвалида, с целью формирования рекомендаций инвалиду о возможных направлениях его профессиональной дальнейшей деятельности, наиболее соответствующей состоянию здоровья, трудоспособности, профессиональным интересам, наклонностям и желаниям. Профессиональный подбор включает:

- медицинский аспект (профессиональную врачебную консультацию) - определение медицинских показаний и противопоказаний к продолжению профессиональной деятельности, доступных инвалиду характера, условий, режимов и форм организации труда, примерных профессий и видов труда;

- психофизиологический аспект (профотбор) - оценка пригодности инвалида к выполнению работы в показанных ему по состоянию здоровья профессиях;

- психологический аспект - выяснение и учет при подборе профессий на основе детерминант субъективно личностной активности желательных видов профессиональной деятельности;

- технический аспект - определение показаний к обеспечению инвалида технических средствами профессиональной реабилитации и эргономическому приспособлению рабочего места;

- социальный аспект - учет при подборе профессиональной деятельности социальных факторов, характеризующих уровень общего и профессионального образования, квалификацию, профессиональный маршрут, семейное и материальное положение, жилищные условия, расстояние от дома до места работы и способ передвижения и др.;

- социально-экономический аспект - учет при подборе профессий состояния и динамики рынка труда.

При подборе профессий должны соблюдаться следующие основные

требования:

- профессии должны быть безвредными и безопасными для инвалида, по возможности способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций;

• инвалид должен быть пригоден к работе в рекомендуемых ему профессиях, качественно, эффективно и в полном объеме выполнять должностные и функциональные обязанности, быть конкурентоспособным в данных профессиях на рынке труда;

- профессии должны отвечать наклонностям и желаниям инвалида обучаться и в них работать;

- рекомендуемые профессии должны наиболее полно соответствовать уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки инвалида, его профессиональному опыту и знаниям, сформировавшемуся рабочему стереотипу, быть перспективными для квалификационного роста;

- в рекомендуемых профессиях должна быть реальные возможности для трудоустройства инвалида.

Подбор инвалидам профессиональной деятельности осуществляется учреждениями государственной службы МСЭ, районными, и городскими центрами занятости населения, биржами труда инвалидов, центрами профессиональной реабилитации инвалидов (профотбор), врачами КЭК, в том числе врачами подростковых кабинетов лечебно-профилактических учреждений (профессиональная врачебная консультация) и др.

В бюро МСЭ по результатам профессионального подбора инвалиду определяются показанные условия труда в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки и классификацией условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (утверждены Главным государственным санитарным врачом России 23.04.99 г. - Р 2.2.755-99) и оформляется трудовая рекомендация, которые заносятся в раздел «Характеристика показанных условий труда» профессиональной программы реабилитации инвалида.

Общая характеристика условий труда, показанных для трудоустройства инвалидов

1. Оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды (1 и 2 классы) по физическим (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химическим (вредные вещества, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам.

2. Работа с незначительной (1 класс) или умеренной (1 класс) физической динамической и статической нагрузкой; в отдельных случаях - с выраженной физической нагрузкой (3 1 .класс).

3. Работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела; в отдельных случаях стоя или с возможностью ходьбы.

4. Рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям.

5. Работа преимущественно не связанная со значительными перемещениями (переходами).                                                                        .

6. Работа преимущественно в одну (дневную) смену.

7. Работа, характеризующаяся незначительной (1 класс), умеренной (2 класс), в отдельных случаях - выраженной (3.1 класс) интеллектуальной, сенсорно-эмоциональной нагрузкой, без риска для жизни и ответственности за безопасность других людей.

8. Работа без выраженной монотонности труда.

Общая характеристика условий труда, противопоказанных для трудоустройства инвалидов

1. Вредные и опасные условия труда - 3 класс (см. «Гигиенические критерии оценки и классификацию условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» Р 2.2.755 - 99). В отдельных случаях допускается использование труда инвалидов в условиях, относящихся к 3.1 классу условий труда.

2. Воздействие повышенных уровней шума, вибрации, электромагнитных полей, неблагоприятного микроклимата и других вредных и опасных физических факторов, токсических веществ.

3. Значительные постоянные физические динамические и статические нагрузки по подъему, перемещению и удержанию тяжестей. В отдельных случаях допускается значительная физическая динамическая и статическая нагрузка (3.1 класс условий труда).

4. По результатам профессионального подбора формируется трудовая рекомендация

5. Работа преимущественно в вынужденных позах, преимущественно стоя, без смены рабочего положения тела; длительная ходьба.

6. Регламентированный (заданный) темп и ритм работы.

7. Выраженная монотонность труда.

8. Значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, в отдельных случаях допускается значительно выраженная нервно-психическая нагрузка (3.1 класс условий труда).

9. Работа в экстремальных условиях, на высоте, с повышенным риском для жизни.

Трудовая рекомендация должна отвечать следующим требованиям:

1. Форма и содержание трудовой рекомендации должны соответствовать вынесенному экспертному решению о состоянии трудоспособности инвалида (степени ограничений в трудовой деятельности);

2. Трудовая рекомендация должна быть полной и включать подробное описание всех факторов и элементов предстоящей трудовой деятельности инвалида. Она должна включать:

- противопоказанные по состоянию здоровья инвалиду факторы профессиональной деятельности или противопоказания к выполнению работы по прежней профессии в целом;

• показанные инвалиду условия труда (тяжесть и напряженность, режим труда и отдыха, форму организации труда, санитарно-гигиенические факторы); в случае возможности продолжения инвалидом работы в своей профессия с уменьшением объема работы - необходимые ограничения в отношении выполнения отдельных должностных и функциональных обязанностей, плановых заданий, норм выработки и др.;

- в необходимых случаях - особые требования к охране труда и технике безопасности (к работе на высоте, у движущихся механизмов, с электрооборудованием и др.);

- в показанных случаях - необходимые для выполнения работы по профессии рабочие приспособления (тифлотехнические, сурдотехнические и др. средства) и специальные требования по организационно-технической и эргономической адаптации рабочего места применительно к особенностям патологии инвалида;

- перечень примерных профессий и видов труда.

3. Конкретность трудовой рекомендации - предполагает четкую количественную и качественную регламентацию указываемых в трудовой рекомендации противопоказанных и показанных факторов профессиональной деятельности в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями к профессиям и специальностям, классификацией тяжести, напряженности, вредности и опасности труда, санитарными нормами и правилами и др., а также «Временными требованиями к специальным рабочим местам инвалидов», утвержденных Минтрудом России от 27.12.93 г. №2232-РБ.

4. Указываемые в трудовой рекомендации противопоказания и ограничения в работе должны соответствовать характеру и тяжести патологического процесса, степени нарушения функций, а также санитарно-гигиенической характеристике профессии инвалида или рекомендуемых ему других примерных профессий.

Типовые схемы трудовых рекомендаций

В зависимости от характера и степени ограничений в трудовой деятельности инвалидам III группы могут быть предложены следующие типовые схемы трудовых рекомендаций:

- при неспособности инвалидом продолжать работу в своей профессии и возможности работать в полном объеме в обычных производственных условиях в других профессиях трудовая рекомендация должна включать:

1. противопоказания к продолжению работы в своей профессии;

2. противопоказанные и показанные инвалиду характер, условия, режим и формы организации труда;

3. примерные для трудоустройства профессии и виды труда.

Пример: Б'Ой А., 50 лет, образование 7 классов. Диагноз: Гипертоническая болезнь II стадии. Дисциркуляторная энцефалопатия // степени в виде общемозговых церебральных кризов средней частоты и тяжести, умеренного выраженного астено-невротическога синдрома. Работает кузнецом в кузнечно-штамповочном цехе завода тяжелого машиностроения. Экспертное решение - /// группа инвалидности. Трудовая рекомендация: Работа кузнецом противопоказана. Может выполнять легкие и средней тяжести виды труда (1-2 классы), в свободной рабочей позе, в благоприятных микроклиматических условиях, вне шумных помещений, без ночных смен, например, слесарем-сборщиком, контролером ОТК, упаковщиком готовой продукции.

- при возможности инвалидом продолжать работу в своей профессии с уменьшением объема работы и (или) снижением квалификации трудовая рекомендация должна включать:

1. противопоказанные факторы трудовой деятельности в профессии инвалида;

2. показания к продолжению работы в своей профессии;

3. показанные характер, условия, режим и форма организации труда, а также ограничения в отношении функциональных обязанностей, при соблюдении которых возможно продолжение работы инвалида в своей профессии.

Например: Б-ной Г., 48 лет, образование общее среднее. Диагноз: Последствия черепно-мозговой травмы в виде эпилептикоформного синдрома, общесудорожных припадков средней частоты, умеренного астено-невротического синдрома. Работает слесарем-сборщиком на конвейере по сборке радиоузлов. Экспертное решение - III группа инвалидности. Трудовая рекомендация: противопоказан заданный, навязанный ритм работы на конвейере с высокой монотонностью и напряженностью труда, у движущихся механизмов. Может продолжить работу

слесарем-сборщиком вне конвейера, на индивидуальной сборке, в дневные смены, вне шумных помещений с неполным рабочим днем (5-6 часов).

3. Подготовка инвалидов к профессиональному труду (формирование установок на профессиональное обучение и труд, профессиональное обучение и переобучение, обеспечение и обучение пользованию техническими средствами приспособления к труду, восстановление прежних, формирование и развитие новых профессионально значимых психофизиологических качеств и способностей, трудовых м профессиональных навыков -профессиональный тренинг и др.);

Профессиональное обучение - процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области, рекомендуемой инвалидам профессиональной деятельности.

Профессиональное обучение (переобучение) инвалидов может осуществляться:

1. в общей системе профессионального образования и подготовки населения:

- учреждения начального, среднего и профессионального высшего образования (ПТУ, техникумы, вузы);

- на предприятиях, в учреждениях и организациях (индивидуальное, групповое, курсовое обучение);

2. в системе подготовки безработных граждан службы занятости населения ( курсы, училища, техникумы и др. типы образовательных учреждений);

3. в специализированной системе профессионального образования инвалидов:

• учреждения профессионального образования для инвалидов: училища-интернаты и техникумы-интернаты Минтруда России, специализированные институты для инвалидов;

- специальные отделения (факультеты) для профессионального образования инвалидов в общего типа вузах, техникумах и училищах;

- центры профессиональной реабилитации инвалидов;

- центры социально-трудовой реабилитации инвалидов;

- учебно-производственные предприятия Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих (УПП ВОС и УПП ВОГ);

- специализированные предприятия, в том числе предприятия, учреждения, действующие в составе общественных организаций инвалидов (индивидуальное, групповое, курсовое обучение).

Уровни профессионального образования:

- профессиональная подготовка;

- профессиональное начальное образование;

- среднее профессиональное образование;

- профессиональное высшее образование;

- послевузовское профессиональное образование;

- дополнительное образование. Рекомендуемые формы обучения:

- очное, заочное, очно-заочное, вечернее, экстернат, краткосрочные курсы;

- индивидуальное, групповое, курсовое;

- на дому.

Рекомендация инвалиду о профессиональном обучении должна включать:

1. Наименование типа учебного заведения;

2. Название профессии (или специальности);

3. Возможность инвалида работать по приобретенной профессии (специальности) с указанием объема, а при необходимости - и ограничений в работе;

4. В необходимых случаях - особую форму обучения (заочная, на дому и т.п.) или другие специальные требования по организации и обеспечению учебного процесса инвалида (обеспечение тифлотехническими средствами обучения, специальная организация сдачи экзаменов и зачетов, обучение по индивидуальному графику и т.п.).

Примеры рекомендаций о профессиональном обучении:

1. Может обучаться в медицинском институте по специальности «врач-педиатр» и в дальнейшем работать по приобретенной специальности в полном объеме.

2. Может обучаться в техникуме-интернате Минтруда России по специальности «бухгалтер» и в дальнейшем работать по приобретенной специальности со специальной организацией рабочего места для инвалида-колясочника.

4. Подготовка производства к использованию труда инвалидов

(организация специальных цехов, участков, предприятий, предназначенных для трудоустройства инвалидов, улучшение условий труда, создание специальных рабочих мест в организованном ив индивидуальном порядке, определение на предприятиях перечней профессий и должностей, подлежащих замещению инвалидами и др.).

Формы организации труда инвалидов:

1. Обычные производственные условия - трудоустройство инвалидов на обычных независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятиях, в учреждениях и организациях на обычных рабочих местах вместе со здоровыми людьми. В основном предназначена для инвалидов Ш группы.

Трудоустройство инвалидов в зависимости от характера ограничений в трудовой деятельности в обычных производственных условиях может осуществляться:

- в новой для инвалида профессии с возможностью выполнения работы в полном объеме (с использованием или без использования профессиональных навыков);

- в прежней профессии с уменьшением объема работы (перевод на работу с неполным рабочим временем (неполный рабочий день или неполную рабочую неделю), на 0,5-0,75 ставки, сокращение функциональных и должностных обязанностей, плановых и производственных заданий, уменьшение норм выработки, освобождение от ночных и вечерних смен, предоставление гибкого графика работы, ограничения в физической и нервно-эмоциональной нагрузке, перевод с конвейерной на индивидуальную форму организации труда и др. ограничения в работе);

- в прежней профессии со снижением квалификации (перевод с работы главного бухгалтера на работу бухгалтера по учету материальных ценностей и т.п.).

2. Специально созданные условия - трудоустройство инвалидов на специально создаваемых для них предприятиях и специальных рабочих местах. Предназначены для трудоустройства инвалидов I и II групп, в исключительных случаях по социальным показаниям наряду с рекомендацией трудоустройства в обычных производственных условиях данная форма организации труда может быть рекомендована инвалидам III группы (предпенсионный и пенсионный возраст, низкий уровень общего образования, семейное положение и др.).

Специально созданные условия - комплекс мероприятий и льгот, обеспечивающих необходимые для инвалида условия и режим труда: значительно сокращенный рабочий день с предоставлением показанных видов труда, льготные нормы выработки, введение дополнительных перерывов, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, систематическое медицинское наблюдение, возможность полностью или частично работать на дому и др. особо оговариваемые специалистами бюро МСЭ особенности в условиях труда.

Трудоустройство инвалидов в специально созданных условиях осуществляется:

- на специальных рабочих местах;

- в спеццехах, спецучастках, на специализированных предприятиях, предназначенных для труда инвалидов;

- в надомных условиях;

Специальное рабочее место - рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации,

Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание - за счет средств работодателей.

В соответствии с «Временными требованиями к специальным рабочим местам инвалидов» (утверждены Минтрудом России в 1993 г.). предусмотрено создание специальных рабочих мест для инвалидов со следующими формами заболеваний: нервно-психические болезни, туберкулез легких, сердечно-сосудистые и др. соматические болезни, болезни органов зрения и органов слуха, опорно-двигательного аппарата.

Специализированное предприятие (цех, участок), применяющее труд инвалидов, - предприятие (цех, участок), независимо от организационно-правовой формы и форм собственности с особой формой организации, условиями и режимов труда, обеспечивающих рациональное трудоустройство инвалидов в соответствии с их трудовыми возможностями, их полную или частичную профессиональную реабилитацию, имеющие соответствующий статус специализированного предприятия (цеха, участка).

Надомные условия труда - создание специальных условий, обеспечивающих возможность выполнения инвалидами работы на дому. Надомные виды труда могут предоставляться инвалидам как обычными, так и специализированными предприятиями («Положение об условиях труда надомников», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 сентября 1981 года № 275/17-99).

5. Мероприятия по трудовому устройству (обеспечению занятости) инвалидов (профессиональная информация, профконсультирование, подбор рабочих мест для трудоустройства, содействие в трудоустройстве и др.).

В соответствии с Федеральным законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственные функции по трудоустройству инвалидов возложены на органы Федеральной службы занятости населения (районные и городские центры занятости населения, а в их составе -на специализированные подразделения (сектор, группа) или отдельных специалистов по проведению работы с инвалидами).

Данные органы проводят следующие мероприятия по трудоустройству инвалидов:

- информирование инвалидов об услугах, оказываемых службой занятости населения;

- информирование и консультирование обращающихся в службу занятости инвалидов о возможностях получения работы, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессии;  

-оказание персональной помощи инвалидам в подборе подходящей работы, обеспечение контроля за трудоустройством и адаптацией инвалидов;

- направление на переобучение инвалидов, испытывающих затруднения в устройстве на работу, обеспечение контроля за процессом обучения;

- организация трудоустройства инвалидов, оканчивающих учреждения профессионального образования;

- оказание услуг по профессиональной ориентации;

- организация контроля за выполнением работодателями установленной квоты для трудоустройства инвалидов и др.

 6. Динамическое наблюдение и контроль за рациональностью трудоустройства и успешностью социально-трудовой адаптации инвалидов.

Рациональное трудоустройство – выполнение трудовой деятельности потенциально и реально, обеспечивающей на производстве необходимые условия для достижения социально-трудовой адаптации и реабилитации инвалида, квалификационный рост, восстановление трудоспособности и закрепление его на производстве.

Критериями рациональности трудового устройства инвалидов 3 группы являются:

· Показанность выполняемой инвалидом работы, оцениваемая соответствием требований профессиональной деятельности состоянию здоровья инвалида, т.е. отсутствием медицинских противопоказаний в работе;

· Пригодность инвалида выполнять работу в полном объеме с достаточной производительностью и качеством, оцениваемая соответствием психофизиологических качеств и способностей инвалида требованием профессиональной деятельности;

· Возможность квалифицированного роста в выполняемой инвалидом профессиональной деятельности, т.е. достижения равноценного с основной профессией инвалида уровня квалификации.

Для оценки рациональности трудоустройства инвалидов 1 и 2 групп достаточно использовать только первый критерий.

Рациональное трудоустройство является важнейшим условием достижения стойкой социально-трудовой адаптации инвалида на производстве.

Социально-трудовая адаптация – процесс приспособления инвалидов к наиболее адекватному и оптимальному выполнению социальных функций, связанных с трудовой деятельностью. Процесс приспособления к труду рассматривается с физиологической, профессиональной, психологической и социальной позиций.

Физиологическая составляющая приспособления к труду – процесс формирования у работника устойчивой системы функциональных связей, обеспечивающей эффективное выполнение работы при наименьших затратах организма. Успешность физиологической адаптации к труду оценивается по положительной динамике показателей функционального состояния организма, адекватности функционального напряжения и энергетических затрат организма тяжести и напряженности выполняемого труда, длительности устойчивого периода работоспособности и степени утомления, частоте и длительности заболеваемости с временной утратой трудоспособности и др. по результатам физиологических, психологических и биохимических исследований.

Профессиональная составляющая приспособления к труду – процесс овладения работником необходимыми знаниями, навыками и умениями быстро ориентироваться в производственных ситуациях, программировать и контролировать свои трудовые действия. Критериями трудовой адаптации являются: выполнение норм выработки, плановых производственных заданий и функциональных обязанностей, квалификационный и служебный рост и др.

Психологическая составляющая приспособления к труду – процесс формирования субъективного отношения работника к выполняемой работе, осознания им объективного характера и содержания труда и их соответствия внутренней структуре личности, интересам, установкам работника. Критериями успешности психологической адаптации к труду являются: удовлетворенность работой, профессиональное самоопределение, желание продолжить или прекратить работу, характер ощущений в процессе работы и др.

Социальная составляющая приспособления к труду – процесс приспособления работника к правилам и нормам поведения, действующим в конкретном трудовом коллективе, освоение им социально-психологических отношений, понимание и претворение целей и задач трудового коллектива, его традиций, интересов и т.п. Успешность социальной адаптации оценивается состоянием межличностных связей инвалида в трудовом коллективе, участие в общественной жизни и др.

Комплексная оценка успешности социально-трудовой адаптации проводится последовательно по всем ее составляющим приспособления инвалида к труду.

Динамическое наблюдение за рациональностью трудоустройства и успешностью социально-трудовой адаптации инвалидов осуществляется специалистами бюро МСЭ.

Возможны следующие формы динамического наблюдения за рациональностью трудоустройства инвалидов в бюро МСЭ:

- освидетельствование;

- обследование фактического трудоустройства инвалидов на рабочем месте при обследовании предприятия специалистами бюро МСЭ;

- опрос инвалидов о характере трудоустройства и др.

Контроль за трудоустройством, адаптацией и профессиональным обучением инвалидов осуществляется органами службы занятости населения, а также общественными организациями инвалидов.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 183.