Основные физико-химические свойства масел
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вязкость. Один из основных показателей качества масел. Он определяет надежность гидродинамического (жидкостного) трения, то есть режима смазки. По уровню вязкости масла можно условно разделить на маловязкие (3-4 мм2/с при 100оС), средневязкие (4-6 мм2/с при 100оС) и вязкие (8-9 мм2/с при 100оС и выше).

Индекс вязкости (ИВ). Чем выше ИВ, тем более пологой является вязкостно-температурная кривая масла в области плюсовых температур. ИВ характеризует качество (глубину) очистки масла - чем выше ИВ, тем лучше очищено масло. Этот показатель не следует абсолютизировать. Его значение зависит от углеводородной природы сырья для производства масел. Из нефтей нафтенового основания производство базовых масел с высокими ИВ весьма затруднительно, что однако не делает эти масла непригодными для выработки товарных масел определенного ассортимента. По ИВ масла можно разделить на низкоиндексные (ИВ не выше 80), среднеиндексные (ИВ равно 80-90) и высокоиндексные (ИВ равно 90-95 и выше). В качестве компонентов базовых масел современного уровня качества используют базовые масла со сверхвысоким ИВ (выше 100), представляющие собой продукты глубокой гидрокаталитической переработки нефтяного сырья. Учитывая важность и высокую информативность и высокую информативность ИВ как показателя, Американский нефтяной институт (API) рекомендует классифицировать базовые масла по трем показателям: индекс вязкости, доля нафтено-парафиновых углеводородов и содержание серы (классификация приведена в п. 4, табл. 4.7.).

Температура застывания. Показатель, характеризующие низкотемпературные свойства масла, то есть возможность его эксплуатации при отрицательных температурах. Большинство базовых масел имеют температуры застывания от 0оС до -15оС. Однако имеется группа низкозастывающих масел с температурой застывания ниже -30оС. В основном это маловязкие базовые масла, являющиеся основами трансформаторных, авиационных, некоторых гидравлических, а также зимних моторных и трансмиссионных масел.

Температура вспышки масел характеризует наличие в масле легкокипящих фракций и связана с таким важным для производства моторных масел показателем, как испаряемость.

Цвет масел является товарным показателем и как и ИВ характеризует глубину и качество их очистки.

Коксуемость - характеристика остаточных масел (в дистиллятных коксуемость весьма незначительна), достаточно четко характеризующая качество масел с точки зрения нагаро- и лакообразования в процессе эксплуатации товарного (моторного) масла на этой основе. Значение коксуемости зависит от глубины и качества процессов деасфальтизации и селективной очистки при производстве масла.

Физико-химические показатели, характеризуя качество базового масла, в значительной степени являются косвенными. В основном качество базовых масел и, в конечном итоге, эксплуатационные показатели товарных масел зависят от химического и фракционного состава.

Зависимость эксплуатационных свойств товарного масла от состава базового масла. От углеводородного (химического) состава базового масла зависят:

вязкость - определяет толщину смазывающей пленки, то есть надежность смазывания; текучесть и прокачиваемость при низких температурах; сохранения необходимой для надежного смазывания вязкости при высоких температурах; потери энергии; износ;

стабильность к окислению - определяет сохранение первоначальных физико-химических и эксплуатационных свойств масла, включая его минимальную коррозионную активность в процессе эксплуатации;

поверхностная активность - определяет вспениваемость и эмульгируемость масла; в определенной степени влияет на коррозионную активность масла;

растворяющая способность - определяет способность базового масла растворять композицию присадок; в определенной степени влияет на моющие (детергентно-диспергирующие) свойства масла.

От фракционного состава базового масла зависит испаряемость, характеризующая расход масла и степень его загущения в процессе эксплуатации, ведущего к образованию отложений.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 201.