Л. Дюги. Учение о норме солидарности. Децентрализация верховной власти. Корпоративный характер государства.
Г. Кельзен. Нормативистское учение о праве. «Чистая теория права». Связь с основными положениями теории права И. Канта. Ступенчатая структура права и роль в ней основной нормы. Государственно-правовое устройство будущего. Конфедерация как форма государственного устройства и ее основные элементы.
Е. Эрлих. «Школа свободного права». Требование расширения судейского усмотрения /на основе англосаксонской прецендентной системы права/. Соотношение законодательной и правоприменительной практики. Представление об источниках права. «Право юристов» как стадия, предшествующая кодификация. Интерпретация основных положений исторической школы права.
Р. Паунд. Право как форма контроля социальной жизни индивида и инструмент для построения общественной солидарности. Разработка теории Р. Иеринга об интересе, выраженном в праве.
Р. Штаммлер. Неокантианство – основные идеи науки о природе Понятие права и его отличие от понятия права в марксистской теории.
Доктрина технократии. Дж. Бернхем. Выдвижение нового правящего класса – менеджеров.
О. Тоффлер. Периоды истории человечества. Теория третьей волны. Основные принципы третьей волны.
Теория конвергенции /Дж. Росс, Р. Арон, П. Сорокин и др./ Принципы объединения социалистических и капиталистических принципов построения социальной структуры современного общества. Поиски "среднего пути" на основе компромисса различных форм собственности и политических систем.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Учебной программой и тематическим планом по «Истории политических и правовых учений» предусмотрены следующие виды занятий: лекции, семинары, самостоятельные работы под руководством преподавателя и контрольные работы. Для заочной формы обучения особое значение придается лекциям и самостоятельной работе, а также выполнению контрольных заданий и подготовке к экзамену.
Лекции являются ведущей формой изучения «Истории политических и правовых учений». В процессе чтения лекций по «Истории политических и правовых учений» реализуются следующие основные функции:
· передача новых знаний по «Истории политических и правовых учений»;
· формирование научного мировоззрения и правового сознания;
· вооружение курсантов и слушателей методологией познания и практического действия.
Важнейшие требования, предъявляемые к лекциям по «Истории политических и правовых учений» – это высокий идейно-теоретический уровень, умелое сочетание научного и учебного подхода, аргументированное изложение наиболее сложных проблем курса, тесная связь с современностью, логическая стройность и убедительность, целенаправленность выводов, простота и доходчивость изложения.
Темы лекций по дисциплине «История политических и правовых учений» определяются тематическим планом. Перед преподавателем стоит задача наметить учебные, развивающие и воспитательные цели лекции, осмыслить ее логическую структуру, сформулировать проблемные вопросы и задачи для ориентации обучаемых на плодотворную самостоятельную работу и составить развернутый план. Уяснение целевой установки включает определение ее теоретико-познавательных, научно-методических и воспитательно-развивающих задач.
Теоретико-познавательная цель предусматривает необходимость вооружить обучаемых новыми знаниями по данной теме, рассмотрев их методологическое значение в системе курса «Истории политических и правовых учений».
Вместе с тем необходимо учитывать, что на 1 курсе обучаемые проходят курс теории государства и права - фундаментальной базовой общетеоретической юридической науки, в ходе изучения которой курсанты и слушатели рассматривают основной понятийный аппарат. Вследствие этого в лекциях по «Истории политических и правовых учений» не дается подробного объяснения всех юридических терминов и отраслевых юридических тонкостей.
Учитывая наличие преподавания в институте схожих исторических и юридических дисциплин, а также определенного фонда учебников и учебных пособий по «Истории политических и правовых учений»,. в лекции рассматриваются не все вопросы программы, а лишь наиболее сложные и фундаментальные, нередко дискуссионные проблемы, которые имеют первостепенное значение для формирования правового сознания, научного мировоззрения, профессиональной подготовленности юриста-правоведа.
Целевая установка определяет целостность и внутреннюю структуру лекции. Исходя из нее, составляется план лекции.
Контрольная работа по «Истории политических и правовых учений» выполняется в виде письменных ответов на предварительно доведенные до курсантов примерные вопросы по разделу курса или по ряду пройденных тем.
Они имеют цель проверить глубину знаний обучаемых по указанным темам и их умение письменно излагать программный материал.
Самостоятельная работа студентов занимает важное место в учебном процессе и является одним из главных методов глубокого и всестороннего изучения программного материала по курсу «Истории государства и права». Она способствует формированию историко-правового мировоззрения, глубокому усвоению знаний, развивает самостоятельность мышления, организованность, целеустремленность, самоконтроль, дисциплинированность и настойчивость в труде.
Самостоятельная работа в широком понимании - это активная работа студентов, направленная на глубокое, творческое овладение программного материала, приобретение практических навыков самообразования и методики исследования.
Как форма учебного процесса самостоятельная работа включает в себя следующие основные направления деятельности обучаемого:
· предварительное изучение учебной программы по дисциплине;
· ознакомление с литературой по теме предстоящей лекции, слушание лекции, проведение осмысленной записи с последующей ее доработкой;
· изучение и анализ рекомендованной литературы и выполнение контрольных заданий;
· выяснение возникших вопросов на консультации у преподавателя;
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дата: 2019-02-19, просмотров: 234.