Предмет истории политических и правовых учений. Понятие политико-правового учения. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения и его теоретического содержания, программных положений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, истории отраслевых государственно-правовых дисциплин.
Методология истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.
ТЕМА 2. Учение о государстве и праве в странах Древнего
Востока, Древней Греции и Рима
Общая характеристика основных направлений политической мысли в рабовладельческих государствах Древнего Египта и Древнего Вавилона. Религиозный характер политической идеологии.
Политическая идеология в Древней Индии. Оправдание кастового строя в законах Ману. Политические идеи брахманизма. Политическая идеология раннего буддизма. Индуизм.
Политическая идеология в Древнем Китае. Политические взгляды Конфуция. Конфуцианский идеал государства. Политические и правовые идеи Мао-Цзы, Дао-Цзы о естественном и человеческом «дао». Основные принципы и специфика древнекитайской политической и правовой мысли. Легисты /законники/. Шан Ян: теория государственного управления, формы контроля за деятельностью граждан. Вознаграждение и наказание. Критика конфуцианства.
Политические взгляды Платона. Отношение Платона к спартанскому строю. Критика демократии. Платон о формах государства. Проект организации господствующего класса на началах военно-лагерной жизни в диалоге «О государстве». Господство философов в идеальном государстве Платона. Государственное воспитание. Новый проект «идеального» государства в диалоге «Законы».
Общественно-политические воззрения Аристотеля. Апология частной рабовладельческой собственности. Критика проектов идеального государства Платона. Учение Аристотеля о справедливости, праве и законах. Естественное право, формы правления, закономерности их развития и причины их смены. Роль среднего класса. Аристотель о закона и законности.
Полибий, его учение о круговороте политических форм. Смешанная форма правления и ее элементы. Обычай и закон как основные начала государственной жизни.
Основные направления политической мысли в Древнем Риме. Политическая идеология в Риме в период республики. Воззрения Цицерона на государство и право. Его политическая программа. Защита интересов рабовладельческой знати. Критика демократии и защита «смешанной» формы правления.
ТЕМА 3. Политико-правовая мысль раннего средневековья
Х – Х V века
Социальные и политические аспекты зарождающегося христианства. Отношение к собственности и рабству. Отношение к государству и светской власти. Превращение христианства в государственную религию, изменение его политических идей. Политическое учение Блаженного Августина и его борьба с ересями. «Град Божий» и «Град Земной». Учение о двух градах как попытка обосновать преимущества церкви перед государством. Доводы в пользу необходимости повиновения существующим властям.
Политико-правовая теория Фомы Аквинского. Защита частной собственности. Схоластическое разграничение государственных форм. Вопрос о границах повиновения государственной власти, об элементах, ее составляющих. Попытка обоснования отличия царя от тирана. Фома Аквинский о соотношении светской и духовной властей. Учение Фомы Аквинского и современность.
Отражение идеологии средневекового бюргерства в политическом учении Марсилия Падуанского о законах и законодательной власти. Защита сословно-представительного строя. Требование свободы и совести.
Средневековые ереси и их социально-политические теории. Ереси как выражение социального протеста. Вальденсы. Движение лолардов в Англии. Табориты. Богемские братья.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.