В основе любых методов исследования лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.
1. Философский подход — всеобщие (методы материалистической диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные.
2. Сложность — простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов).
3. Охват явлений — общие и частные.
4. Области применения — физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.
5. Точность результатов использования — достоверные и вероятностные.
6. Структура — алгоритмические и эвристические.
7. Содержание — математические, статистические, экономические, экономике-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др.
8. Стадии исследования — подготовительные, исследовательскопроектные, внедренческие.
9. Направления использования — способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений.
10. Отношение к теории и эмпирике — теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.).
11. Отношение к источнику получения информации — интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексированные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов).
12. Охват научного инструментария — общенаучные и частно-научные.
13. Отношение к науке и особенностям управления: общенаучные, использующие современный научный аппарат (мыслительно-логические — дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и др.); индукции; мыслительного эксперимента; эмпирические — практического эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического; прямого и косвенного наблюдения); специфические, основанные на специфике управления и учитывающие его особенности (исследование документов; проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры; социологические исследования — наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование; коллективный анализ (типа «мозгового штурма»); социометрические оценки, в том числе экспертные оценки; деловые и инновационные игры; имитационное моделирование; систематизация факторов); диверсифицированные, соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приемы (интуитивный — случайный поиск; систематический поиск — целенаправленная упорядоченность всех процедур — матричные методы анализа, классификации, декомпозиции; алгоритмический — логический поиск; «мозговой штурм»; Дельфи; синектика, соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании; имитационное моделирование).
Таким образом, совокупность методов физико-географических исследований, применяемых в геоэкологии, рассмотрена по следующим критериям:
- степени их универсальности общенаучные, междисциплинарные, специфические;
- уровню познания эмпирические, теоретические;
- способу изучения полевые и камеральные исследования;
- классам задач методы изучения пространственного размещения, становления, функционирования геосистем, оценки их геоэкологического состояния;
- научной новизне традиционные, новые, новейшие.
16. Обоснование методов контроля экологического состояния объекта (ов) изучения геоэкологии.
Основными принципами КЭМ являются целенаправленность наблюдений, межотраслевое взаимодействие, системность, комплексность, периодичность, унификация.
Система КЭМ предусматривает:
- Выделение объекта наблюдения;
- Обследование выделенного объекта наблюдения;
- Составление для объекта наблюдения информационной модели;
- Планирование измерений;
- Оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;
- Прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
- Предоставление информации в удобной для исполнения форме и доведение ее до потребителей.
В основе любых методов исследования лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.
1. Философский подход — всеобщие (методы материалистической диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные.
2. Сложность — простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов).
3. Охват явлений — общие и частные.
4. Области применения — физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.
5. Точность результатов использования — достоверные и вероятностные.
6. Структура — алгоритмические и эвристические.
7. Содержание — математические, статистические, экономические, экономике-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др.
8. Стадии исследования — подготовительные, исследовательскопроектные, внедренческие.
9. Направления использования — способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений.
10. Отношение к теории и эмпирике — теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.).
11. Отношение к источнику получения информации — интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексированные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов).
12. Охват научного инструментария — общенаучные и частно-научные.
13. Отношение к науке и особенностям управления: общенаучные, использующие современный научный аппарат (мыслительно-логические — дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и др.); индукции; мыслительного эксперимента; эмпирические — практического эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического; прямого и косвенного наблюдения); специфические, основанные на специфике управления и учитывающие его особенности (исследование документов; проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры; социологические исследования — наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование; коллективный анализ (типа «мозгового штурма»); социометрические оценки, в том числе экспертные оценки; деловые и инновационные игры; имитационное моделирование; систематизация факторов); диверсифицированные, соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приемы (интуитивный — случайный поиск; систематический поиск — целенаправленная упорядоченность всех процедур — матричные методы анализа, классификации, декомпозиции; алгоритмический — логический поиск; «мозговой штурм»; Дельфи; синектика, соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании; имитационное моделирование).
Таким образом, совокупность методов физико-географических исследований, применяемых в геоэкологии, рассмотрена по следующим критериям:
- степени их универсальности общенаучные, междисциплинарные, специфические;
- уровню познания эмпирические, теоретические;
- способу изучения полевые и камеральные исследования;
- классам задач методы изучения пространственного размещения, становления, функционирования геосистем, оценки их геоэкологического состояния;
- научной новизне традиционные, новые, новейшие.
Превентивный подход означает, что ОВОС проводится до и в ходе принятия управленческих решений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Результаты ЭЭ используются при выработке и принятии решений по проекту.
Комплексный подход состоит в том, что ОВОС – оценка не только неблагоприятных воздействий на окружающую среду, но и связанных с ними социальных, экономических, политических и других последствий. Комплексный подход позволяет выделить проблемные ситуации, возникающие при решении трудно совместимых инженерно-технических, социально-экономических, природоохранных и других задач.
Региональный подход требует научной оценки конкретной обстановки (природной, экономической, социальной и т. п.) в границах не только объекта ЭЭ, но и окружающей территории (города, района и т. п.).
Ландшафтный подход позволяет оценивать возможные неблагоприятные воздействия хозяйственной и иной деятельности на конкретные объекты (природно-территориальные комплексы, геотехнические системы, экосистемы, т. е. ландшафты различных размеров). В этом случае предусматривает и научно обоснованное предвидение тенденций в изменении ландшафтов. Тогда ЭЭиП понимается как экспресс-анализ экологической ситуации, с целью принятия решений по её нормализации. Фактически экспертиза выступает как частный случай экологического мониторинга, но с ограниченным временным интервалом.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 328.