Принципы выбора и применения метода или системы методов в экологических исследованиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе любых методов исследования лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.

1. Философский подход — всеобщие (методы материалистической диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные.

2. Сложность — простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов).

3. Охват явлений — общие и частные.

4. Области применения — физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.

5. Точность результатов использования — достоверные и вероятностные.

6. Структура — алгоритмические и эвристические.

7. Содержание — математические, статистические, экономические, экономике-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др.

8. Стадии исследования — подготовительные, исследовательскопроектные, внедренческие.

9. Направления использования — способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений.

10. Отношение к теории и эмпирике — теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.).

11. Отношение к источнику получения информации — интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексированные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов).

12. Охват научного инструментария — общенаучные и частно-научные.

13. Отношение к науке и особенностям управления: общенаучные, использующие современный научный аппарат (мыслительно-логические — дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и др.); индукции; мыслительного эксперимента; эмпирические — практического эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического; прямого и косвенного наблюдения); специфические, основанные на специфике управления и учитывающие его особенности (исследование документов; проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры; социологические исследования — наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование; коллективный анализ (типа «мозгового штурма»); социометрические оценки, в том числе экспертные оценки; деловые и инновационные игры; имитационное моделирование; систематизация факторов); диверсифицированные, соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приемы (интуитивный — случайный поиск; систематический поиск — целенаправленная упорядоченность всех процедур — матричные методы анализа, классификации, декомпозиции; алгоритмический — логический поиск; «мозговой штурм»; Дельфи; синектика, соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании; имитационное моделирование).

Таким образом, совокупность методов физико-географических исследований, применяемых в геоэкологии, рассмотрена по следующим критериям:

- степени их универсальности общенаучные, междисциплинарные, специфические;

- уровню познания эмпирические, теоретические;

- способу изучения полевые и камеральные исследования;

- классам задач методы изучения пространственного размещения, становления, функционирования геосистем, оценки их геоэкологического состояния;

- научной новизне традиционные, новые, новейшие.

 

16. Обоснование методов контроля экологического состояния объекта (ов) изучения геоэкологии.

Основными принципами КЭМ являются целенаправленность наблюдений, межотраслевое взаимодействие, системность, комплексность, периодичность, унификация.

Система КЭМ предусматривает:

- Выделение объекта наблюдения;

- Обследование выделенного объекта наблюдения;

- Составление для объекта наблюдения информационной модели;

- Планирование измерений;

- Оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;

- Прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

- Предоставление информации в удобной для исполнения форме и доведение ее до потребителей.

В основе любых методов исследования лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.

1. Философский подход — всеобщие (методы материалистической диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные.

2. Сложность — простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов).

3. Охват явлений — общие и частные.

4. Области применения — физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.

5. Точность результатов использования — достоверные и вероятностные.

6. Структура — алгоритмические и эвристические.

7. Содержание — математические, статистические, экономические, экономике-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др.

8. Стадии исследования — подготовительные, исследовательскопроектные, внедренческие.

9. Направления использования — способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений.

10. Отношение к теории и эмпирике — теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.).

11. Отношение к источнику получения информации — интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексированные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов).

12. Охват научного инструментария — общенаучные и частно-научные.

13. Отношение к науке и особенностям управления: общенаучные, использующие современный научный аппарат (мыслительно-логические — дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и др.); индукции; мыслительного эксперимента; эмпирические — практического эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического; прямого и косвенного наблюдения); специфические, основанные на специфике управления и учитывающие его особенности (исследование документов; проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры; социологические исследования — наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование; коллективный анализ (типа «мозгового штурма»); социометрические оценки, в том числе экспертные оценки; деловые и инновационные игры; имитационное моделирование; систематизация факторов); диверсифицированные, соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приемы (интуитивный — случайный поиск; систематический поиск — целенаправленная упорядоченность всех процедур — матричные методы анализа, классификации, декомпозиции; алгоритмический — логический поиск; «мозговой штурм»; Дельфи; синектика, соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании; имитационное моделирование).

Таким образом, совокупность методов физико-географических исследований, применяемых в геоэкологии, рассмотрена по следующим критериям:

- степени их универсальности общенаучные, междисциплинарные, специфические;

- уровню познания эмпирические, теоретические;

- способу изучения полевые и камеральные исследования;

- классам задач методы изучения пространственного размещения, становления, функционирования геосистем, оценки их геоэкологического состояния;

- научной новизне традиционные, новые, новейшие.

Превентивный подход означает, что ОВОС проводится до и в ходе принятия управленческих решений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Результаты ЭЭ используются при выработке и принятии решений по проекту.

Комплексный подход состоит в том, что ОВОС – оценка не только неблагоприятных воздействий на окружающую среду, но и связанных с ними социальных, экономических, политических и других последствий. Комплексный подход позволяет выделить проблемные ситуации, возникающие при решении трудно совместимых инженерно-технических, социально-экономических, природоохранных и других задач.

Региональный подход требует научной оценки конкретной обстановки (природной, экономической, социальной и т. п.) в границах не только объекта ЭЭ, но и окружающей территории (города, района и т. п.).

Ландшафтный подход позволяет оценивать возможные неблагоприятные воздействия хозяйственной и иной деятельности на конкретные объекты (природно-территориальные комплексы, геотехнические системы, экосистемы, т. е. ландшафты различных размеров). В этом случае предусматривает и научно обоснованное предвидение тенденций в изменении ландшафтов. Тогда ЭЭиП понимается как экспресс-анализ экологической ситуации, с целью принятия решений по её нормализации. Фактически экспертиза выступает как частный случай экологического мониторинга, но с ограниченным временным интервалом.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 275.