Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики.
Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Задачи — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.
Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.
Методология – учение о структуре, принципах построение, формах и способах научного познания.
Метод – способ достижения какой-либо цели, решение конкретные задачи, совокупность приёмов или операций практического и теоретического освоения.
Методика – совокупная система общих и частных приёмов получения нового знания.
Научное исследование включает 2 типа методов исследования:
- имперические;
- теоретические.
Имперические приёмы – приёмы получения информации, её обработки в результате целенаправленной познавательной деятельности.
В систему научных наблюдений входят методы:
- непосредственных наблюдений, когда исследователь находится в непосредственном контакте с объектом исследования;
- опосредованные – контакт с объектом исследования осуществляется через специальные устройства;
- дистанционные – бесконтактные.
- Теоретические приёмы – приёмы выявления закономерностей по результатам накопленных данных и выхода из них:
1. Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение его от других частных его свойств и связей.
2. Анализ – расчленение объекта на элементы.
3. Синтез – соединение элементов в единое целое.
4. Моделирование – исследование какого-либо явлений, процессов или систем объектов путём построения и изучения их моделей, использование моделей для уточнения и определения характеристик и рационализация способов построения конструируемых объектов.
Модели делятся на:
- образные (изображение);
- образно-знаковые (схемы, диаграммы);
- знаковые или математические (математическое моделирование)
Эксперимент – чувственно-предметная деятельность в науке, опыт предметных моделей, воспроизводящих объект, проверка гипотез.
К числу экспериментальных методов относятся:
- натурные эксперименты, связанные с организацией направленных воздействий на природные системы и изучения реакции системы;
- модельный эксперимент, осуществляется на аналогах определённых природных систем.
Методологические основы геоэкологических исселедований
Геоэкология
Экосистема=биогеоценоз
Геосистема – географическое образование, состоящее из целостного множества взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов географической оболочки.
1 группа исследования геосистем – для природных географических образований.
2 группа – для социально-экономических географических образований
3 группа – для сложных образований, включающих одновременно элементы природы, населения общества, целостность которых поддерживаются прямыми, обратными и преобразованными связями.
4 группа – для обозначения всех объектов отрасли знания о Земле.
Подходы геоэкологических исследований:
1) гуманитарно-экологический – совокупность взглядов и действий, выражающихся в уважении к достоинствам и правам человека, создание благоприятных для человека среды жизнедеятельности с учётом экологической органической среды;
2) системный – рассмотрение объекта как системы, выявление многообразие типов, связей и сведение разнородных элементов в единую теоретическую картину;
3) экологический – представление о сложных системах, в которых одновременно с множеством разнородных элементов различают две подсистемы: хозяина – окружающей среды;
4) функциональный – представление о том, что состояние одного из элементов компонентов рассматривается, как функция масштаба активности других компонентов;
5) ланшафтный – выражает идею взаимной связи и обусловленности природных географических компонентов и элементов ПТК;
6) информационный анализ – строиться на основе представления о передаче информации в географической среде;
7) структурный – изучение взаимодействия составных частей геосистемы в целом;
8) структурно-морфологический – изучение морфологического характера объекта, его компонентов и элементного состава;
9) позиционный – определение положения объекта относительно природных и антропогенных потоков вещества и энергии.
Этапы исследования:
1) инвентаризационный – выявление, описание, систематизация, картографирование элементов – подготовительный и полевой периоды;
2) оценочный – включает приёмы анализа, синтеза, взаимодействия природных условий и ресурсов, выявление и картографирование, оценка сложившихся экологических ситуаций;
3) прогнозный – направлен на изучение ожидаемых изменений геоэкологических ситуаций за определённый промежуток времени.
Классификация методов физико-географических исследований:
По критериям:
По универсальности:
- общенаучные;
- междисциплинарные;
- специфические.
К общенаучным относятся методы материалистической диалектики и моделирование.
К междисциплинарным методам относятся геохимические, геофизические, геоэкологические и т.д.
Геохимический метод – связан с применением законов геохимии в изучении геосистем.
Геофизический метод – в основе лежит метод балансов, заключающийся в универсальном физическом законе вещества и энергии. Используется для изучения радиационных, тепловых условий; водного режима почв, продуктивности биоценозов; природных и природноантропогенных геосистем.
Геоэкологический метод – заключается в исследовании природных и природноантропогенных геосистем с позиции гуманитарно-экологического подхода и оценки экологической среды как среды жизнедеятельности человека. Отличительной чертой этого метода является качественно новый уровень синтеза знаний физико-географических и экономико-географических наук, использование экологического и системного подхода.
Математические методы – к ним относится методы и принципы теории вероятности, графов, игр, теория информации.
Специфические методы – включают в себя сравнительно-географический, картографический, ландшафтный, дистанционного зондирования, палеогеографический методы.
Сравнительно-географический метод – основной, традиционный метод анализа.
Картографический метод – заключается в создании карты как образно-знаковой модели, позволяет получать данные о качественных и количественных характеристиках объекта, изучать динамику, эволюцию.
Ландшафтный метод – направлен на комплексное изучение происхождения, структуры, современного состояния, функционирования природных компонентов ландшафтов, находящийся под воздействием природно-антропогенных факторов.
Метод дистанционного зондирования или аэрокосмический – относится к опосредованным наблюдениям и включает широкий спектр средств и методов зондирования земной поверхности, способов регистрации, доставки и обработки информации. Фотосъёмка в видимом диапазоне, тепловая съёмка. Годится для регулярных наблюдений, используется для уточнения границ и структуры природных территориальных комплексов.
Палеогеографический метод – в основе выступает естественно-исторический подход, заключающийся в объяснении процессов прошлого исходя из современных представлений, позволяет изучать (историю развития геосистем) прошлое состояние геосистем в конкретные временные рамки.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 294.