Методы оценки состояния, использования и охраны природных ресурсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе натуральной оценки лежит составление кадастров природных ресурсов, в которых отражаются экологические, экономические и некоторые другие их показатели.

Кадастр природных ресурсов (франц. cadastre) — систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Кадастры составляются для комплексного учета природных ресурсов на территориях республик, краев и областей, рационального их использования, для дифференциации платы за ресурсы и т. д.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую систему. Различают земельный, водный, лесной кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров.

Разработка кадастров является основой для экономической оценки природных ресурсов.

Одной из эффективных форм организации информации в банке данных системы информационного обеспечения могут быть паспорта объектов системы природопользования, отражающие такие признаки, знания которых необходимо и достаточно для управления выполнением природоохранных мероприятий.

Каждый раздел паспорта должен не только характеризовать состояние объекта на данный момент времени, но и давать возможность для оценки перспектив изменения тех или иных показателей на основе содержащейся в паспорте статистики изменения показателей за прошлые годы. Данные, содержащиеся в паспортах, предназначаются, главным образом, для среднесрочных и долгосрочных решений, и поэтому должны обладать устойчивостью во времени, следовательно, быть укрупненными. Все паспорта объектов системы природопользования должны быть увязаны по своим данным на всех уровнях управления.

Методы использования:

- экстенсивное (нерациональное природопользование);

- интенсивное (рациональное природопользование).

Методы охраны:

- непосредственные:

Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами организациями Минприроды: лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями. Основные задачи охраны лесов от пожаров — предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Важнейшие мероприятия по охране и рациональному использованию лесных ресурсов в курортно-рекреационных зонах заключаются в следующем:

а) усиление и дальнейшее совершенствование мер по охране лесов от пожаров, повышение пожароустойчивости лесов;

б) упорядочение и регулирование развивающегося процесса массового рекреационного использования лесов;

в) защита леса от вредного влияния твердых, газообразных, пылевых и других выбросов промышленных и других предприятий в атмосферу;

г) выявление и усиление мер по охране ценных лесных массивов — памятников природы, истории и культуры, реликтовых формации, лесных массивов, имеющих исключительно большое санитарно-оздоровительное и защитное значение;

д) всемерное улучшение санитарного состояния лесов, защита их от вредителей и болезней;

е) сохранение и обогащение полезных диких зверей, птиц и микроорганизмов, упорядочение применения ядохимикатов;

ж) регулирование гидрологического режима лесных земель;

з) регулирование перевода лесных площадей в другие категории земель в результате урбанизации, роста городских агломераций, строительства водохранилищ, транспортных систем и других коммуникаций.

- опосредованные:

1. Административные методы – обеспечены возможностью гос. принуждения. Это управление включает следующие виды деятельности:

- определение экологической политики

- осуществление организационно-технических мероприятий в рамках экологической политики

- подготовку и расстановку кадров

- нормирование хоз. деятельности

- лицензирование, сертификация, аудирование и учёт в сфере природопользования

Основой административного управления природопользованием являются экологические стандарты:

- стандарты качества окр. среды (ОБУВ)

- эмиссионные стандарты (ПДС, ПДВ)

- технологические стандарты

- стандарты качества продукции

- международные стандарты систем управления природопользованием (ISO 14000, в РБ – СТБ ИСО 14000)

Кроме стандартов административное управление широко использует нормативно-правовую базу в целях регулирования рационального природопользования. Осн. принцип административного управления – запретительный. Он реализуется след. образом: органы министерства природы определяют объёмы допустимого воздействия на окр. среду и в этих рамках устанавливают лимиты и выдают разрешения на природопользование. Далее они осуществляют контроль за деятельностью природопользователей. В случае нарушения лимитов или условий природопользования природными ресурсами на виновных накладываются штрафы, приостанавливающие их деятельность, изменяются условия пользования ресурсами, вплоть до закрытия предприятия.

2. Экономические методы – объединяют стоимостные рычаги, побуждающие природопользователя к рациональному использованию природных ресурсов:

- рентные платежи

- экологический налог

- компенсационные выплаты за изъятие ресурсов из основного пользования или его порчу

- штрафные санкции

- система налоговых и кредитных льгот и субсидии

Регулирование природопользования может быть успешным только в случае гармоничного сочетания механизма административного управления с экономическим стимулированием

3. Социально-психологические методы – поощрение, наказание.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 256.