В основе натуральной оценки лежит составление кадастров природных ресурсов, в которых отражаются экологические, экономические и некоторые другие их показатели.
Кадастр природных ресурсов (франц. cadastre) — систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Кадастры составляются для комплексного учета природных ресурсов на территориях республик, краев и областей, рационального их использования, для дифференциации платы за ресурсы и т. д.
Единого кадастра природных ресурсов не существует. Они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую систему. Различают земельный, водный, лесной кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров.
Разработка кадастров является основой для экономической оценки природных ресурсов.
Одной из эффективных форм организации информации в банке данных системы информационного обеспечения могут быть паспорта объектов системы природопользования, отражающие такие признаки, знания которых необходимо и достаточно для управления выполнением природоохранных мероприятий.
Каждый раздел паспорта должен не только характеризовать состояние объекта на данный момент времени, но и давать возможность для оценки перспектив изменения тех или иных показателей на основе содержащейся в паспорте статистики изменения показателей за прошлые годы. Данные, содержащиеся в паспортах, предназначаются, главным образом, для среднесрочных и долгосрочных решений, и поэтому должны обладать устойчивостью во времени, следовательно, быть укрупненными. Все паспорта объектов системы природопользования должны быть увязаны по своим данным на всех уровнях управления.
Методы использования:
- экстенсивное (нерациональное природопользование);
- интенсивное (рациональное природопользование).
Методы охраны:
- непосредственные:
Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами организациями Минприроды: лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями. Основные задачи охраны лесов от пожаров — предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Важнейшие мероприятия по охране и рациональному использованию лесных ресурсов в курортно-рекреационных зонах заключаются в следующем:
а) усиление и дальнейшее совершенствование мер по охране лесов от пожаров, повышение пожароустойчивости лесов;
б) упорядочение и регулирование развивающегося процесса массового рекреационного использования лесов;
в) защита леса от вредного влияния твердых, газообразных, пылевых и других выбросов промышленных и других предприятий в атмосферу;
г) выявление и усиление мер по охране ценных лесных массивов — памятников природы, истории и культуры, реликтовых формации, лесных массивов, имеющих исключительно большое санитарно-оздоровительное и защитное значение;
д) всемерное улучшение санитарного состояния лесов, защита их от вредителей и болезней;
е) сохранение и обогащение полезных диких зверей, птиц и микроорганизмов, упорядочение применения ядохимикатов;
ж) регулирование гидрологического режима лесных земель;
з) регулирование перевода лесных площадей в другие категории земель в результате урбанизации, роста городских агломераций, строительства водохранилищ, транспортных систем и других коммуникаций.
- опосредованные:
1. Административные методы – обеспечены возможностью гос. принуждения. Это управление включает следующие виды деятельности:
- определение экологической политики
- осуществление организационно-технических мероприятий в рамках экологической политики
- подготовку и расстановку кадров
- нормирование хоз. деятельности
- лицензирование, сертификация, аудирование и учёт в сфере природопользования
Основой административного управления природопользованием являются экологические стандарты:
- стандарты качества окр. среды (ОБУВ)
- эмиссионные стандарты (ПДС, ПДВ)
- технологические стандарты
- стандарты качества продукции
- международные стандарты систем управления природопользованием (ISO 14000, в РБ – СТБ ИСО 14000)
Кроме стандартов административное управление широко использует нормативно-правовую базу в целях регулирования рационального природопользования. Осн. принцип административного управления – запретительный. Он реализуется след. образом: органы министерства природы определяют объёмы допустимого воздействия на окр. среду и в этих рамках устанавливают лимиты и выдают разрешения на природопользование. Далее они осуществляют контроль за деятельностью природопользователей. В случае нарушения лимитов или условий природопользования природными ресурсами на виновных накладываются штрафы, приостанавливающие их деятельность, изменяются условия пользования ресурсами, вплоть до закрытия предприятия.
2. Экономические методы – объединяют стоимостные рычаги, побуждающие природопользователя к рациональному использованию природных ресурсов:
- рентные платежи
- экологический налог
- компенсационные выплаты за изъятие ресурсов из основного пользования или его порчу
- штрафные санкции
- система налоговых и кредитных льгот и субсидии
Регулирование природопользования может быть успешным только в случае гармоничного сочетания механизма административного управления с экономическим стимулированием
3. Социально-психологические методы – поощрение, наказание.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 313.