Социально-психологическая динамика конфликта, его разрешение и профилактика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В динамике конфликтов А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков выделяют четыре стадии: начальную, вторичную, апогей – открытое столкновение сторон и заключительную. К процессу конфликтного состояния относят и такие стадии, как возникновение предконфликтной ситуации, осознание этой ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта (См.: Исправительно-трудовая психология. – Рязань, 1985. С. 238-240.).

И.Б. Пономарев (2002), А.Н. Сухов (1985) выделяют семь стадий конфликта: первая – предконфликтная; вторая – возникновение объективной конфликтной ситуации, хотя столкновения между участниками нет; третья – преимущественно интеллектуальный этап развития конфликта, когда он обнаруживается и осознается конкретными участниками; четвертая – критический этап развития конфликта (основным показателем является преобладание эмоционального накала в противодействии сторон друг другу); пятая – спад напряженности в противодействии участников конфликта друг другу; шестая – сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения участников конфликта, исходящих от ближайшего окружения; седьмая – разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон с установкой временно прекратить противоборство.

Продолжение Приложения А Макет лекции с рабочим коллективом организации на тему: «Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных».

 

Конфликты в общностях осужденных развиваются по схеме: 1-я стадия – возникновение предконфликтной ситуации; 2-я стадия – конфликтное взаимодействие; 3-я стадия – обстановка после конфликта. На первой стадии происходит осознание участниками ситуации как конфликтной. В связи с этим мобилизуются усилия на то, чтобы либо добиться желаемой цели, либо обеспечить максимальную защиту.

Вторая стадия предусматривает выбор стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации. В данном случае возможны три варианта поведения:

1) осознав ситуацию как конфликтную, один из двух участников взаимодействия может принять решение о выходе из системы отношений;

2) одна из сторон (или обе) может выбрать способ разрешения конфликтной ситуации в форме переговоров, когда каждая из сторон идет на компромисс;

3) конфликтное взаимодействие, когда каждая из сторон стремится получить максимум.

Осознание конфликтной ситуации сопровождается эмоциональными переживаниями (сужением сознания, повышенной тревожностью, страхом, властью, предубежденностью, агрессивностью). Такой эмоциональный фон характерен для всего процесса протекания конфликта.

Развитие конфликтов включает в себя различные уровни осознания мотивов – от смутного беспокойства до разработки изощренных расчетливых планов.

В зависимости от целей участников конфликты могут протекать по различным схемам с учетом их некриминогенности или криминогенности. Например, некриминогенный конфликт, в котором участвуют несколько осужденных, может развиваться по схеме: появление конфликтной ситуации; Продолжение Приложения А Макет лекции с рабочим коллективом организации на тему: «Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных».

 

осознание ситуации; оценка конфликта; принятие решения о выборе средств разрешения конфликта с учетом исхода; столкновение в случае невозможности устранить противоречия путем переговоров; разрешение конфликта. Криминогенный конфликт развивается по другой схеме: конфликт; умышленное нарушение режима (побеги, поджоги, убийства и т.п.); штрафной изолятор, осуждение, перевод в другую колонию.

Участники конфликтов – главным образом осужденные, совершившие насильственные преступления (хулиганство, убийства, тяжкие телесные повреждения), большинство которых, по мнению В. Елеонского и Ю. Лукина (1973), сомневаются в справедливости их осуждения и наказания. Вид конфликта зависит от структуры формальных и неформальных отношений осужденных (А.Н. Сухов, 1978):

а) по вертикали: бригадир – новичок; бригадир – лидер малой группы: бригадир – бригада;

б) по горизонтали: лидер группы – лидер группы; лидер – малые группы; группа – группа.

Нормами проявления конфликтов в среде осужденных по рангу являются: оскорбления, угрозы, нецензурная брань; распространение ложных слухов: высмеивание (клички); отказ разговаривать друг с другом и др. Активные позиции в конфликтах осужденных занимают друзья, авторитетные осужденные, бригада, малые неофициальные группы, их лидеры.

К способам разрешения конфликтов относятся: беседы с конфликтующими, их примирение, санкция в отношении зачинщиков, невмешательство.

Продолжение Приложения А Макет лекции с рабочим коллективом организации на тему: «Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных».

 

Большое значение для разрешения и профилактики конфликтов и групповых эксцессов, осужденных имеет позиция сотрудников по отношению к ним, которая может быть:

‑ выжидательной (сотрудники вмешиваются в ход конфликта тогда, когда он начинает негативно влиять на оперативно-режимную обстановку);

‑ пассивной (сотрудники пытаются уйти от ответственности, ограничиваясь передачей информации о конфликте);

‑ авторитарной (сотрудники стараются авторитарно подавить конфликт путем применения карательных мер воздействия);

‑ отрицательной (своими действиями сотрудники способствуют развитию конфликта);

‑ рационального вмешательства (сотрудники предпринимают какие-либ: действия).

В зависимости от позиции сотрудники применяют те или иные средства разрешения и профилактики конфликтов и групповых эксцессов. Процесс разрешения реализуется двояко. В одном случае конфликт ликвидируется самимг участниками путем признания ошибок, принесения извинений, принятия компромиссных решений, добровольного выхода из конфликтной ситуации, в другом – разрешается объективно, что предполагает установление и нейтрализацию причин, его вызывающих, и предотвращение скрытых или открытых столкновений сторон.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 297.