Анализ и интерпретация результатов диагностики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подросткам была предложена методика диагностики состояния агрессии (Опросник «Басса-Дарки»).

Рисунок 1 ‒ Процентное соотношение показателей агрессивности подростков

 

Как видно из рисунка 1, у большинства испытуемых (46 %) показатели агрессивности не превышают норму (от 17 до 25 баллов). Так же из рисунка 1, у испытуемых показатели агрессивности превышают норму (от 21 до 28 баллов) (38 %), что говорит о том, что подростки способны злобно, целенаправленно причинять боль окружающим. Низкая агрессивность наблюдается у 16% испытуемых. Их показатели агрессивности ниже 17 баллов.

Рисунок 2 ‒ Процентное соотношение показателей враждебности подростков

 

В рисунке 2 отображены результаты враждебности, по ней мы можем увидеть, что, больше чем у половины испытуемых (64 %) она не превышает норму (от 4 до 7 баллов). Всего у одного подростка (2 %) показатели враждебности находятся ниже нормы. Как видно из рисунка 2, то высокий уровень враждебности у 17 подростков (34 %), то есть эти подростки могут интенсивно и длительно испытывать неприязнь, при которой агрессивное отношение к кому-либо проявляется, как активно и открыто, так и скрытым образом. Часто появляется желание, побуждение причинить вред кому-либо, кто воспринимается как «враг». Возможно, это связано с тем, что дети не видели доверительных партнёрских отношений и не умеют доверять, поэтому рассматривают окружающих как людей, которые могут нанести вред. Возможно для таких подростков в этом случае лучшая защита – это нападение.

Но необходимо отметить, что данные выводы, полученные в результате исследований, нельзя применять ко всем подросткам. Прежде всего, нужно обращать внимание на специфику воспитания и социализации.

Рисунок 3 ‒ Средние значения шкал по тесту Баса-Дарки

 

Анализ данных, представленных на рисунке 1, показывает, что для подростков характерна повышенная Вербальная агрессия, сочетающаяся с пониженным Негативизмом. Однако, в случае таких показателей как Косвенная агрессия и Раздражение разница незначительна. Это говорит о том, что эти черты присущи подростковому возрасту вообще. То есть подростки относятся к человеку, людям, а иногда к жизни и миру в целом с негативным предубеждением, склонны отказать или сделать всё в пику, сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям.

Высокий балл наблюдается и по показателям Физической агрессии, что говорит о том, что подростки могут использовать физическую силу против другого лица. Кроме того, подозрительность расценивают как психологическую проекцию. Возможно, что, проявляя недоверие к другим людям, подозревающий переносит на них собственную склонность к обману.

Обобщая полученные данные можно сделать вывод, что в данном возрастном периоде (14-17 лет) агрессивность в различных её проявлениях присуща многим подросткам, но в подавляющем большинстве показатели по агрессивности, враждебности находятся в пределах нормы, но всё же агрессивность выражена сильнее враждебности.

В ходе исследования также был использован опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Рисунок 4 ‒ Средние значения шкал по опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним»

 

Из представленного выше 4 рисунка видно, что по шкале «Директивность» показатели выходят за пределы нормы (норма – 3 балла) как в отношениях с матерью, так и в отношениях с отцом. Это может говорить о том, что мать любыми способами пытается исключить нежелательное для нее поведение сына, а отец в свою очередь проявляет тенденцию к лидерству путём завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях. Также по полученным результатам можно сказать, что в отношениях отца и подростка присутствуют высокие баллы по шкале «Враждебность». Это говорит о том, что подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением.

Рисунок 5 ‒ Процентное соотношение показателей фактора близости

 

По данной методике так же можно определить фактор близости, полученные по нему данные представлены в рисунке 5. Из данной диаграммы видно, что фактор близости в отношениях и с матерью (50 %), и с отцом (46 %) находится ниже нормы, что свидетельствует об отвержении подростков их родителями. Высокие показатели по данному фактору преобладают в одинаковой мере и в отношениях с матерью и в отношениях с отцом (30 %). Из этих данных можно сказать, родители этих подростков проявляют по отношению к ним чрезмерные теплые чувства. А принимают своего ребёнка, как считают подростки, 20 % матерей и 24 % отцов, их показатели находятся в пределах нормы.

Рисунок 6 ‒ Процентное соотношение показателей фактора критики

Был также выявлен фактор критики во взаимоотношениях подростков с родителями. По рисунку 6 видно, что у большинства испытуемых (70 %) низкий уровень фактора критики в отношениях как с матерью, так и с отцом в равной мере. Это может свидетельствовать об отсутствии заинтересованности в воспитании своего ребёнка в сочетании с полной безнадзорностью как со стороны матери, так и со стороны отца. Высокий уровень фактора критики наблюдается у маленького процента подростков (16 % с матерью и 14 % с отцом). Это говорит о высокой заинтересованности и чрезмерном тотальном контроле родителя в отношении своего ребёнка. Норма фактора критики присутствует в 14 % в отношениях с матерью и 16 % в отношениях с отцами, это говорит, что в этих семьях присутствует гармоничное воспитание.

Таким образом, основными характеристиками детско-родительских отношений являются характер эмоциональной связи, мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности в детско-родительские отношения, удовлетворение потребностей ребенка, стиль общения, социальный контроль, степень устойчивости и последовательности семейного воспитания и всё это влияет на образование у подростка агрессивных тенденций.


Приложение А Макет лекции с рабочим коллективом организации на тему: «Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных».


Дата: 2019-02-19, просмотров: 292.