Обоснование программы психологической коррекции детско-родительских отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Так же была разработана коррекционная программа направлена на работу с родителями и подростками, имеющими проблемы в детско-родительских отношениях.

Цель коррекционной программы: формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях; сплочение детей и родителей. А также гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий.

Задачи коррекционной программы:

‑ сплочение членов семьи.

‑ гармонизация внутрисемейных отношений

‑ развитие коммуникативных навыков детей, повышение самооценки.

‑ положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.

В программе участвуют родители и подростки от 14 до 17 лет. Срок реализации программы 1 месяц.

Организация занятий: цикл занятий включает в себя 4 встречи, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 4час. 30 минут. С 1 по 2 занятие – совместные для родителей и детей, 3 занятие – только с участием родителей, 4 занятие – совместное завершающее.

Структура занятий:

1. Приветствие, разминка.

2. Работа по теме: игры, рисование, дискуссии, упражнения.

3. Рефлексия.

Методические средства, используемые в программе: коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей (рисование, конструирование), ролевое моделирование.

Структура цикла:

1. Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и на заключительном занятии.

Задача: диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.

Для родителей: опросник (АСВ), оценка по пятибалльной шкале межличностного общения с ребенком, кинетический рисунок семьи, семейная социограмма.

Для детей: кинетический рисунок семьи, диагностика уровня коммуникативных навыков, совместный с родителем рисунок на одном листе, семейная социограмма.

2. Практические (совместные) занятия для родителей и детей.

Основные задачи:

- знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности;

- обучение навыкам сотрудничества родителя и ребенка;

- снятие у детей барьеров в общении со взрослыми;

- развитие навыков рефлексии.

3. Практические занятия для родителей

Основные задачи:

- обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.

- апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.

4. Завершающий.

Основные задачи:

- подведение итогов.

- подтверждение эффективности программы посредством диагностики участников.

Таблица 1 – План коррекционной программы

Тема Цель Количество часов Форма проведения

Раздел 1. Диагностические мероприятия для родителей

1. Опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ) Выявление нарушений процесса воспитания. 45 мин. Групповое тестиро-вание
2. Заполнение анкеты «Оценка своих взаимоотношений с ребенком» Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком.    
Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком. Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого родителя.    
4. Выполнение проективной методики «Семейная социограмма» Получение информации о межличностных семейных отношениях.    

Диагностические мероприятия для детей

1. Выполнение кинетического рисунка семьи Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. 45 мин. Групповое тестирование
2. Выполнение проективной методики «Семейная социограмма» Выявление положения ребенка в системе межличностных семейных отношений.    
3. Заполнение психологом бланка коммуникативных навыков ребенка Определение уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка.   Индивидуальная беседа

Раздел 2. Практические занятия для детей и родителей

Занятие № 1 1. Разминка Упражнения: «Помнишь мое имя?», «Символ», «Меняемся местами». 2. Основная часть Упражнения: «Фигуры», «Сиамские близнецы», «Тень». 3.Завершение группы. Упражнение «Клубок». Знакомство, повышение уровня доверия между участниками. Сотрудничество родителя и ребенка. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 2 1. Разминка Упражнения: «Снежный ком», «А я еду!». 2. Основная часть Упражнения: «Родители и дети», «Слепой», «Мозговой штурм. (Афоризмы о семье)». 3. Завершение группы. Упражнение «Волшебная палочка». Повышение групповой сплоченности. Сотрудничество родителя и ребенка. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 3 1. Разминка Упражнения: «Лобное место», «Путаница», «Найди себе пару». 2. Основная часть Упражнения: «Слепое слушание», «Что говорит тебе кукла?», «Построение». 3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи. Сотрудничество родителя и ребенка. Диагностика тревожных состояний. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 4 1. Разминка Упражнения: «Комплименты», «Кричалки – шепталки - молчалки», «Дыхание доброго животного». 2. Основная часть Упражнения: «Водитель», «Мне нравится», «Мозговой штурм (Ты остался один дома)». 3. Завершение группы. Упражнение «Подарки». Сотрудничество родителя и ребенка. Выявление уровня самостоятельности ребенка. Выявления уровня волевой регуляции ребенка. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 5 1. Разминка Упражнения: «Снежный ком», «Передай предмет», «Что можно сделать с предметом?». 2. Основная часть Упражнения: «Похвастайся мамой (папой)», «Семейный портрет». 3. Завершение группы. Упражнение «Лобное место». Сотрудничество родителя и ребенка. Диагностика внутрисемейных отношений. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 6 1. Разминка Упражнения: «Поздороваемся частями тела», «Паровозик я + хороший». 2. Основная часть Упражнения: «Совместное творчество», «Поссорились», «Коллаж семьи». 3. Завершение группы. Упражнение «Аплодисменты». Сотрудничество родителя и ребенка. Актуализация ценности семьи. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 7 1. Разминка Упражнения: «Я и мама (папа)», «Имитатор». 2. Основная часть Упражнения: «Держи дистанцию», «Скульптура», «Покрывало». 3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи. Сотрудничество родителя и ребенка. Исследование психологической дистанции в семейных отношениях. Выявление внутрисемейной волевой структуры. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 8 1. Разминка Упражнения: «Я + ты», «Согласованность действий». 2. Основная часть Упражнения: «Репортер», «Семейные заповеди», «Мне кажется, что мы похожи». 3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи. Сотрудничество родителя и ребенка. Исследование семейных ценностей и традиций. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)

Раздел № 3. Занятия для родителей (Повышение уровня родительской компетенции)

Занятие № 9 «Я-высказывания» 1. Разминка Упражнения: «Недетские запреты», 2. Основная часть Мини лекция «Ты-сообщения», «Я-сообщения». 3. Практическая часть. 1. Формулирование «Я-сообщений». 2. Проигрывание ситуаций с использованием «Я-сообщений» 4. Завершение группы. Упражнение «Солнце любви» 1. Понять психологическое различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием». 2. Освоить навык «Я-высказывания». 1,5 часа Групповая (только родители)
Занятие № 10 «Активное слушание» 1. Разминка Упражнения: «Лучшее воспоминание детства». Обсуждение домашнего задания. 2. Основная часть Мини лекция «Правила активного слушания». Упражнения: «Выслушай другого», «Слушай чувства». 3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи. Знакомство с приемами активного слушания, развитие навыков активного слушания. 1,5 часа Групповая (только родители)
Занятие № 11 «Поощрения и наказания» 1. Разминка Упражнение: «Ассоциация». 2. Основная часть Упражнение: «Яркое негативное воспоминание детства, связанное с наказанием родителями». Обсуждение домашнего задания. Заполнение анкеты: «Методы воздействия на ребенка». Мини лекция «Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону)». 3. Завершение группы. Мини лекция «Основные принципы использования поощрений и наказаний» Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний и каталогом негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону). 1,5 часа Групповая (только родители)

Раздел № 4. Завершающий этап

Занятие № 12 Завершение группы. 1. Разминка. Упражнение: «Любимые игры». 2. Основная часть Упражнения: «Если бы». 3. Диагностическая часть. 4. Завершение группы. Подведение итогов, награждение грамотами, вручение фотографий. Подведение итогов. Заключительная диагностика. Вручение грамот и фотографий. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)

Дата: 2019-02-19, просмотров: 318.