Так же была разработана коррекционная программа направлена на работу с родителями и подростками, имеющими проблемы в детско-родительских отношениях.
Цель коррекционной программы: формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях; сплочение детей и родителей. А также гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий.
Задачи коррекционной программы:
‑ сплочение членов семьи.
‑ гармонизация внутрисемейных отношений
‑ развитие коммуникативных навыков детей, повышение самооценки.
‑ положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.
В программе участвуют родители и подростки от 14 до 17 лет. Срок реализации программы 1 месяц.
Организация занятий: цикл занятий включает в себя 4 встречи, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 4час. 30 минут. С 1 по 2 занятие – совместные для родителей и детей, 3 занятие – только с участием родителей, 4 занятие – совместное завершающее.
Структура занятий:
1. Приветствие, разминка.
2. Работа по теме: игры, рисование, дискуссии, упражнения.
3. Рефлексия.
Методические средства, используемые в программе: коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей (рисование, конструирование), ролевое моделирование.
Структура цикла:
1. Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и на заключительном занятии.
Задача: диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.
Для родителей: опросник (АСВ), оценка по пятибалльной шкале межличностного общения с ребенком, кинетический рисунок семьи, семейная социограмма.
Для детей: кинетический рисунок семьи, диагностика уровня коммуникативных навыков, совместный с родителем рисунок на одном листе, семейная социограмма.
2. Практические (совместные) занятия для родителей и детей.
Основные задачи:
- знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности;
- обучение навыкам сотрудничества родителя и ребенка;
- снятие у детей барьеров в общении со взрослыми;
- развитие навыков рефлексии.
3. Практические занятия для родителей
Основные задачи:
- обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.
- апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.
4. Завершающий.
Основные задачи:
- подведение итогов.
- подтверждение эффективности программы посредством диагностики участников.
Таблица 1 – План коррекционной программы
Тема | Цель | Количество часов | Форма проведения |
Раздел 1. Диагностические мероприятия для родителей | |||
1. Опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ) | Выявление нарушений процесса воспитания. | 45 мин. | Групповое тестиро-вание |
2. Заполнение анкеты «Оценка своих взаимоотношений с ребенком» | Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком. | ||
Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком. | Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого родителя. | ||
4. Выполнение проективной методики «Семейная социограмма» | Получение информации о межличностных семейных отношениях. | ||
Диагностические мероприятия для детей | |||
1. Выполнение кинетического рисунка семьи | Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. | 45 мин. | Групповое тестирование |
2. Выполнение проективной методики «Семейная социограмма» | Выявление положения ребенка в системе межличностных семейных отношений. | ||
3. Заполнение психологом бланка коммуникативных навыков ребенка | Определение уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка. | Индивидуальная беседа | |
Раздел 2. Практические занятия для детей и родителей | |||
Занятие № 1 1. Разминка Упражнения: «Помнишь мое имя?», «Символ», «Меняемся местами». 2. Основная часть Упражнения: «Фигуры», «Сиамские близнецы», «Тень». 3.Завершение группы. Упражнение «Клубок». | Знакомство, повышение уровня доверия между участниками. Сотрудничество родителя и ребенка. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 2 1. Разминка Упражнения: «Снежный ком», «А я еду!». 2. Основная часть Упражнения: «Родители и дети», «Слепой», «Мозговой штурм. (Афоризмы о семье)». 3. Завершение группы. Упражнение «Волшебная палочка». | Повышение групповой сплоченности. Сотрудничество родителя и ребенка. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 3 1. Разминка Упражнения: «Лобное место», «Путаница», «Найди себе пару». 2. Основная часть Упражнения: «Слепое слушание», «Что говорит тебе кукла?», «Построение». 3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи. | Сотрудничество родителя и ребенка. Диагностика тревожных состояний. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 4 1. Разминка Упражнения: «Комплименты», «Кричалки – шепталки - молчалки», «Дыхание доброго животного». 2. Основная часть Упражнения: «Водитель», «Мне нравится», «Мозговой штурм (Ты остался один дома)». 3. Завершение группы. Упражнение «Подарки». | Сотрудничество родителя и ребенка. Выявление уровня самостоятельности ребенка. Выявления уровня волевой регуляции ребенка. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 5 1. Разминка Упражнения: «Снежный ком», «Передай предмет», «Что можно сделать с предметом?». 2. Основная часть Упражнения: «Похвастайся мамой (папой)», «Семейный портрет». 3. Завершение группы. Упражнение «Лобное место». | Сотрудничество родителя и ребенка. Диагностика внутрисемейных отношений. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 6 1. Разминка Упражнения: «Поздороваемся частями тела», «Паровозик я + хороший». 2. Основная часть Упражнения: «Совместное творчество», «Поссорились», «Коллаж семьи». 3. Завершение группы. Упражнение «Аплодисменты». | Сотрудничество родителя и ребенка. Актуализация ценности семьи. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 7 1. Разминка Упражнения: «Я и мама (папа)», «Имитатор». 2. Основная часть Упражнения: «Держи дистанцию», «Скульптура», «Покрывало». 3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи. | Сотрудничество родителя и ребенка. Исследование психологической дистанции в семейных отношениях. Выявление внутрисемейной волевой структуры. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 8 1. Разминка Упражнения: «Я + ты», «Согласованность действий». 2. Основная часть Упражнения: «Репортер», «Семейные заповеди», «Мне кажется, что мы похожи». 3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи. | Сотрудничество родителя и ребенка. Исследование семейных ценностей и традиций. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Раздел № 3. Занятия для родителей (Повышение уровня родительской компетенции) | |||
Занятие № 9 «Я-высказывания» 1. Разминка Упражнения: «Недетские запреты», 2. Основная часть Мини лекция «Ты-сообщения», «Я-сообщения». 3. Практическая часть. 1. Формулирование «Я-сообщений». 2. Проигрывание ситуаций с использованием «Я-сообщений» 4. Завершение группы. Упражнение «Солнце любви» | 1. Понять психологическое различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием». 2. Освоить навык «Я-высказывания». | 1,5 часа | Групповая (только родители) |
Занятие № 10 «Активное слушание» 1. Разминка Упражнения: «Лучшее воспоминание детства». Обсуждение домашнего задания. 2. Основная часть Мини лекция «Правила активного слушания». Упражнения: «Выслушай другого», «Слушай чувства». 3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи. | Знакомство с приемами активного слушания, развитие навыков активного слушания. | 1,5 часа | Групповая (только родители) |
Занятие № 11 «Поощрения и наказания» 1. Разминка Упражнение: «Ассоциация». 2. Основная часть Упражнение: «Яркое негативное воспоминание детства, связанное с наказанием родителями». Обсуждение домашнего задания. Заполнение анкеты: «Методы воздействия на ребенка». Мини лекция «Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону)». 3. Завершение группы. Мини лекция «Основные принципы использования поощрений и наказаний» | Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний и каталогом негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону). | 1,5 часа | Групповая (только родители) |
Раздел № 4. Завершающий этап | |||
Занятие № 12 Завершение группы. 1. Разминка. Упражнение: «Любимые игры». 2. Основная часть Упражнения: «Если бы». 3. Диагностическая часть. 4. Завершение группы. Подведение итогов, награждение грамотами, вручение фотографий. | Подведение итогов. Заключительная диагностика. Вручение грамот и фотографий. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 318.