Формирование нового общественного строя и политического режима в 20 – 30-х гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности общественно-политической системы СССР

3.1. «Социалистический строй». К середине 30-х гг. советскую партийно-государственную систему можно считать окончательно сложившейся, что и было закреплено в новой Конституции СССР.

Конституция СССР, принятая на VIII Чрезвычайном съезде Советов 5 декабря 1936 г. и действовавшая до 1977 г., законодательно закрепляла «победу социалистического строя» в СССР. Высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (вместо съезда Советов), а между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности на средства производства, эксплуатацию человека человеком. Были сняты классовые ограничения в избирательной системе, устанавливались всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании. В 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) было заявлено «о победе социализма в основном» и о «переходе к развернутому строительству коммунизма».

• В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму: замена частной собственности коллективистской, отсутствие эксплуататорских классов, плановость, распространявшаяся на все народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всеобщее среднее образование, медицинское обслуживание; всеобщее избирательное право. Формально юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности – государственной и групповой (кооперативно-колхозной), хотя сложившаяся к тому времени директивная экономика характеризовалась фактически полным огосударствлением средств производства.

Но этими признаками характеристика советского строя не ограничивалась.

3.2. Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность советского политического режима 30-х гг., который приобрел форму режима личной власти (культа личности). Пирамида высших руководителей ВКП(б) и Советского государства замыкалась на генеральном секретаре ЦК И. В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Главным способом воздействия партии на деятельность государства стал ее контроль над кадровыми вопросами. К началу 30-х гг. в руках Сталина было сосредоточено назначение высших руководящих кадров в стране, размещение их на различных уровнях пирамиды государственной власти.

3.3. Социальная база сталинизма. Сложившийся общественно-политический режим имел свою социальную базу: активную – ближайшее окружение вождя и советская партийная номенклатура на местах – и пассивную. Последнюю представляли рабочие, сельская беднота, среднее крестьянство, маргинальные слои.

3.4. Идеологизация культуры и всех сторон жизни вылилась в требование соблюдения принципа партийности. Литература, живопись, музыка должны были отражать революционную борьбу пролетариата и успехи строительства социализма, воспитывать советских людей в духе преданности «делу партии и коммунизма». Все стороны жизни получили идейное обоснование; в науке также провозглашался «классовый подход».

3.5. Был установлен партийно-государственный контроль над различными сферами общественной жизни. Партийная, комсомольская, пионерская, огосударствленная профсоюзная организации (формально общественные, а фактически руководимые партией), содержавшиеся государством Союзы писателей, композиторов, художников – эти и другие организации, «добровольные» общества, включая домоуправления, охватывали все возрастные, социальные и профессиональные группы советских людей, контролировали различные стороны жизни общества и отдельных его членов.

Даже личная, в том числе семейная, жизнь могла стать предметом обсуждения и осуждения на собраниях общественности.

3.6. Идеология и общественное сознание.

• Сталинский режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию, охватывавшую все сферы жизни общества. В ее основе лежал марксизм-ленинизм, но еще более упрощенный и измененный. Пропаганда ленинизма служила превращению его в объект веры, в своеобразную новую, «социалистическую» религию.

При этом Сталин, которого с 1929 г. называли «Ленин наших дней», стремился объединить в сознании народа свою жизнь и деятельность с революцией, большевизмом и ленинизмом. Он добивался возвеличивания собственной роли в истории партии и революции, признания своей непогрешимости. «История ВКП(б). Краткий курс», вышедшая в 1938 г. под его редакцией, также служила целям унификации мировоззрения народа.

• В то же время в официальной идеологии произошла переориентация с «революционных» ценностей на развитие национальных традиций (в частности, русской культуры и русской истории).

Утверждение русских патриотических идей, проникнутых державными мотивами в сочетании с социалистическими идеями, превратилось в составляющую часть советского мировоззрения 30-х гг. Преодолевалось негативное отношение к семье как «ячейке общества», ставилась задача заботы о детях. Ужесточилось отношение к бракоразводным процессам, были запрещены аборты. Одновременно возродились некоторые дореволюционные традиция, в том числе празднования новогодних елок, постановок «старорежимных» детских сказок. Особое внимание уделялось воспитанию высоких нравственных принципов (культивировался спорт, крепкое физическое здоровье).

• Культурное строительство привело к формированию нового типа сознания и «нового человека», с одной стороны, вдохновленного идеей светлого будущего, уверенного в правильности «генеральной линии партии», а с другой – вынужденного постоянно опасаться стать жертвой «ошибки» карательных органов. Диктатура Сталина отождествлялась для советских людей с революционными идеями, социализмом, социалистическим государством, именно поэтому, как считают историки, даже подвергнувшись репрессиям, многие сохраняли веру в Вождя.

Сформировавшееся в этих условиях «коммунистическое» сознание являлось сильно политизированным, в значительной степени управляемым сверху. Оно не рассматривало человека как творческое начало, представляло его частью класса, партии, коллектива. Люди с таким сознанием были готовы исполнять чужую волю, опираясь на утопические идеалы. Вера в непогрешимость вождя становилась при этом сродни религиозной вере, в общественном сознании с помощью различных механизмов поддерживалась иллюзия единства общества и власти, партии и народа.

Неполнота идейного контроля. Однако даже в условиях сталинизма массовое сознание не представляло собой единого целого. В обществе существовали многочисленные группы людей, различающиеся по политическим симпатиям, нравственным убеждениям и социальным ориентирам. Проявлялось идеологическое инакомыслие в среде научной элиты (П. Л. Капица, И. П. Павлов, В. И. Вернадский и др.), деятелей культуры. Особенно на бытовом, повседневном уровне преодолевалось единообразие и единомыслие, что нашло отражение в письмах, которые посылали рядовые граждане в 30-е гг. на имя Сталина, Молотова, Микояна и других партийных деятелей с критическим анализом сложившейся ситуации в экономике, требованиями и просьбами изменить отношение к рабочему человеку, привести в соответствие реалии повседневной жизни с политическими заявлениями партии.

Кроме того, и сама власть, заигрывая с населением, допускала некоторые послабления. На основании принятого в 1930 г. постановления «О работе по перестройке быта» начинается период строительства индивидуальных квартир. Возрождается традиция индивидуального пошива одежды и обуви; модным стало стремление хорошо одеваться (хотя не всем это было доступно). Больницы, учебные, культурно-познавательные и культурно-развлекательные учреждения стали неотъемлемыми элементами городского быта, что достигалось бесплатностью и льготным характером здравоохранения, культурного обслуживания, политикой низких цен на книги, билеты в кино, театр, музеи и т. д.

Образование СССР: принципы построения новой модели многонационального государства, перспективность его развития.

ОБРАЗОВАНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Предпосылки объединения социалистических республик. После окончания гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики - РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские "народные республики" - Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны - Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния (Польша к тому же присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию).

В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунисты считали необходимым объединение всех наций и народностей для выполнения своей главной цели - построения социалистического общества. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость национальных районов. Объединение имело и внешнеполитическую причину - необходимость совместного выживания однотипных политических режимов перед лицом враждебного окружения. К тому же идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

В 1920-1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией были заключены союзные договоры в области военно-хозяйственной и дипломатической деятельности. Республики объединили под руководством высших государственных органов РСФСР свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. А Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), который предусматривал создание единой энергетической сети и развитие на этой базе экономики всех советских республик.

Принципы построения союзного государства. В самой большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным "Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками". Первый пункт этого документа гласил: "Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР..."

В. И. Ленин подверг "план автономизации" резкой критике. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждой республикой должно было сохраниться право свободного выхода из союза. ЦК партии одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства. Теперь первый пункт указанной резолюции звучал так: "Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза..."

Образование СССР. Первая Конституция СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве собрались делегации республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Декабрьский съезд вошел в историю как первый съезд Советов СССР. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей - и имел свой руководящий орган - Президиум ЦИК. Совет Союза избирался на съезде Советов СССР от всего состава делегатов съезда. Совет национальностей образовывался из представителей республик и национальных областей. Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров СССР.

В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г., были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы.

В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторявшие положения общесоюзной.

Национальная политика и межнациональные отношения. На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов.

Довольно гибкая политика проводилась и в отношении малочисленных народов Севера, занимавшихся охотой, рыболовством, оленеводством. Им предоставлялось право на самоуправление с учетом обычаев и традиций (родовые Советы и их съезды, туземные управы, исполкомы и т.п.), создавались условия для развития традиционного хозяйственного и культурного уклада.

Особое внимание центральные органы власти уделяли вопросам развития малых народностей СССР. В первую очередь весьма значительные средства выделялись на развитие народного образования, а также на организацию национальных издательств. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В Москве и Петрограде (который после смерти Ленина в 1924 г. был переименован в Ленинград) были открыты институты народов Востока и народов Севера.

Одним из направлений национальной политики в 20-е гг. являлась так называемая "коренизация". Ее целью было привлечение представителей местных народностей к государственному управлению. На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители. Через систему льгот, "национальных наборов" в вузы началась ускоренная подготовка кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные административно-управленческие должности и привилегированное социальное положение. В то же время политика "коренизации" на деле нередко оборачивалась ущемлением прав других национальностей.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 315.