Формирование понятия об электронной почте. Обучение работе с электронной почтой. Привитие учащимся культуры сетевого общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В курсе 8 класса школьники осваивают работу с электронной почтой.

Электронная почта (e-mail) – предназначена для пересылки электронных сообщений и файлов от одного компьютера к другому.

Работа электронной почты построена на технологии клиент-сервер. Почтовый сервер – это программа, обслуживающая запросы клиентов и управляющая передачей электронных сообщений адресатам. Почтовый клиент – это программа, которая позволяет создавать, отправлять, получать, читать и сохранять электронные письма. Пример программы почтовый клиент – Microsoft Outlook Express.

E-mail – один из самых первых сервисов Интернет. Первоначально электронная почта предназначалась для передачи текстовых сообщений между учёными в исследовательских центрах США. Однако достаточно скоро она была адаптирована для пересылки любых типов файлов, перешагнула границы американского континента и сегодня является самым массовым и чрезвычайно популярным сервисом Сети

Электронная почта по принципу действует так же, как обычная почта. Вы пишите письмо, кладёте его в специальный «конверт», подписываете адрес получателя и обратный адрес и отсылаете на почтовый сервер. По смыслу это соответствует тому, что вы опустили письмо в почтовый ящик, и его доставили на сортировку в отделении связи. Основываясь на адресе компьютера-адресата, почтовый сервер пересылает письмо на центральный узел вашего города, тот «по эстафете» другим почтовым серверам Интернет. Наконец письмо попадает на центральный узел города, где стоит компьютер-адресат –на почтовый сервер, а уже оттуда получатель перекачивает электронное письмо на свой компьютер. Отличие от пересылки обычной почты состоит в том, что сообщение делится на небольшие части, которые упаковываются в «пакеты». По прибытии на место разрозненные части письма собираются воедино.

Электронная почта имеет ряд преимуществ в сравнении с обычной почтой: 1) высокая скорость пересылки сообщений; 2) сравнительно низкая стоимость обслуживания; 3) возможность отправки одного и того же письма одновременно нескольким адресатам; 4) возможность передачи не только текстового сообщения, но и вложенных файлов (программы, графику, звук); 5) простота и удобство использования.

Далее учитель знакомит школьников со структурой электронного письма. Для этого удобно использовать наглядный материал с бланком письма: плакат, слайд презентации или рисунок-копию экрана.

Письмо электронной почты содержит две основные части: заголовок письма и тело письма. В заголовке обязательно указывают адрес получателя. Адрес электронной почты состоит из двух частей, разделенных специальным значком @ (коммерческая эт) – «имя (идентификатор) пользователя»@«доменное имя». Кроме адреса в заголовке письма можно указать тему сообщения и электронные адреса других получателей письма, если они имеются. Тело письма – это сам текст сообщения. К письму можно прикрепить файлы.

При подготовке электронного письма следует соблюдать сетевой этикет, представляющий собой совокупность правил поведения и общения в сети. Основные правила заключаются в следующем: 1) регулярно проверяйте почту и оперативно отвечайте на поступившие письма; 2) излагайте мысли кратко, хорошо продумывайте структуру вашего письма; 3) будьте вежливы



Ознакомление со способами подключения к сети Интернет. Формирование понятия об организации службы WorldWideWeb (WWW). Обучение поиску информации в Интернет и способам ее сохранения. Ознакомление с национальными информационными ресурсами.

Все остальное сетевое ПО можно разделить на 2 группы: ПО компьютеров-серверов; ПО компьютеров-клиентов. Нас интересует, прежде всего, клиентское ПО, поскольку именно с ним приходится работать пользователю. К такому ПО относятся:

Ø сетевые операционные системы;

Ø программы-клиенты для навигации и просмотра страниц в сети Интернет. Такие программы называют браузерами. Например, Microsoft Internet Explorer, Opera, FireFox;

Ø программы почтовые клиенты. Например, Microsoft Outlook Express, The Bat;

Ø программы для обеспечения общения пользователей в сети. Например, ICQ, Skype.

Функционирование компьютерной сети обеспечивают сетевые протоколыединые стандарты организации взаимодействия компьютеров при объединении их в сети. Они определяют формат и необходимые правила при передаче и приеме сообщений между различными устройствами компьютерной сети. TCP и IP – наиболее важные в Интернет протоколы. TCP (Transmission Control Protocol) служит для управления передачей информации (установка логического соединения между компьютерами клиентов и сервером, контроль доставки электронных сообщений в пункты назначения и др.). IP (Internet Protocol) – определяет формат передачи данных, обеспечивает организацию транспортировки электронных сообщений по сети в пункты назначения по определенным маршрутам. Протоколы TCP и IP тесно взаимосвязаны, поэтому их объединяют и говорят о едином протоколе передачи данных TCP/IP в сети Интернет.

Каждый компьютер, подключенный к сети, имеет свой уникальный IP-адрес, состоящий из четырех натуральных чисел, которые разделены точкой. Для удобства работы создана Доменная система имен (DNS), в которой адрес разделяется на несколько доменов (полей). Домены отделяются друг от друга точками. Количество доменов и число букв в них не ограничено. Например, доменное имя будет иметь вид www. bspu .unibel.by , если компьютер находится в сети учебного заведения bspu, которая является частью сети unibel, а сеть unibel расположена на территории Республики Беларусь, что определяется доменным именем by. Если одному из компьютеров, установленных в университете, присвоить имя pk, то полный доменный адрес этого компьютера будет pk.bspu.unibel.by. Таким образом, доменная система имён использует принцип последовательных уточнений. Домен низшего уровня находится в левой части имени, а высшего – в правой. Домен верхнего уровня обычно определяет тип учреждения или страну.

Доступ пользователей в Интернет выполняется при помощи организаций-поставщиков услуг Интернет – Интернет-провайдеров.

Наиболее распространенные способы подключения к компьютерной сети Интернет:

Ø подключение компьютеров к сети по телефонной линии (коммутируемый доступ). В этом случае необходимо специальное устройство, преобразующее данные компьютера для передачи их по телефонной сети и наоборот. Это устройство – модем;

Ø подключение к сети по специальному каналу связи (выделенной линии) оконечных систем (хостов) организаций и предприятий;

Ø беспроводное (мобильное) подключение к сети различных оконечных систем (хостов).

Полезно рассказать учащимся о современных технологиях подключения к Интернет, например, технологии ADSL. Технология ADSL (асимметричная цифровая абонентская линия, xDSL технологии) позволяет подключиться к Интернет по имеющейся телефонной линии с сохранением телефонных услуг на скорости передачи данных до 8 Мбит/с. Главное отличие постоянного доступа от коммутируемого заключается в том, что ваш компьютер подключен к Интернету постоянно. Следовательно, чтобы посмотреть электронную почту или заглянуть на какой-либо сайт, не нужно дозваниваться до модемного пула провайдера. Оплата Интернет-услуг производится только за переданный объем информации. Нет никаких ограничений на время нахождения в сети, не надо дополнительно оплачивать время за использование телефона. ADSL относится к классу широкополосных (broadband) технологий. Она обеспечивает скорость передачи данных в направлении к абоненту – до 7,5 Мбит/с, от абонента – до 1,5 Мбит/с. Высокая скорость позволяет комфортно работать с Web-сайтами, быстро перекачивать большие файлы и документы, работать с мультимедиа, полноценно использовать интерактивные приложения. Для такого подключения на АТС абонента должно быть соответствующее оборудование.

Возможно, многие учащиеся имеют опыт работы в Интернет. Поэтому рассмотрение подключения к сети Интернет можно провести с участием школьников, направляя их вопросами типа: Какие способы подключения к Интернет вам известны? Что такое модем? Как его выбрать и где установить, если подключается домашний компьютер? Как выбрать провайдера? Как оплачиваются услуги работы в Интернет?

Если в школе нет выхода в Интернет, можно кратко рассказать учащимся о программах, которые позволяют имитировать работу web-сервера при отсутствии реального выхода в Интернет. Например, о программе Small HTTP server или той, которая будет использоваться в работе. Учащимся сообщают: кем программа была разработана, откуда скачана, на каком основании (б/п), на каком ПК установлен www-сервер, какие имена имеют ПК www-клиентов.

 К источникам информации в Интернет относятся: web-страницы, тематические каталоги, базы данных, файловые серверы, материалы телеконференций, новости средств массовой информации и др.

Поиск информации в Интернет может быть выполнен по двум направлениям: поиск по адресу и тематический поиск. Основной тематический поиск информации в Интернет выполняют поисковые службы, которые разделяются на тематические каталоги и поисковые системы (машины). Каталог – систематизированная и рубрицированная подборка ссылок на интернет-ресурсы с описаниями. Поисковые системы – это автоматизированные интерактивные сервисные службы, которые выполняют поиск информации в Интернет по текстовому запросу пользователя. Под запросом в поисковой системе или поисковом сервере понимается комбинация из ключевых слов, которую пользователь применяет для поиска нужной информации. При создании пользователем сложных запросов используются логические операции.

При изложении материала можно пояснить обобщенные схемы работы поисковой системы и каталога, подчеркнуть различия между поисковыми системами и каталогами, привести факторы эффективности поиска информации в сети Интернет.

Приведем список некоторых поисковых систем.

YAHOO - http://www.yahoo.com     

AltaVista - http://www.altavista.com

Рамблер - http://www.rambler.com

Yandex - http://www.yandex.com

Каждая из поисковых систем предлагает два способа поиска – простой и сложный. Простой поиск заключается в том, что запрос состоит из набора ключевых слов, а поисковая машина возвращает документы, содержащие хотя бы одно из этих слов. Понятно, что при таком поиске будет найдено множество лишних документов, не представляющих интерес для пользователя. Для повышения эффективности поиска необходимо использовать сложные запросы. Правила построения сложных запросов можно найти в справочных файлах каждой поисковой системы. Рассмотрим основные принципы поиска.

Для поиска всех слов, имеющих общий корень, используется знак *. Например, результатом поиска по запросу компьютер* будут найдены документы, содержащие слова компьютер, компьютеры, компьютером, компьютерные и т. д. Ряд поисковых систем делают это автоматически, разыскивая документы, содержащие все морфологические формы ключевого слова.

Для поиска в документе фразы или словосочетания используются двойные кавычки. По запросу «информационные технологии» будут найдены документы, содержащие это словосочетание без вариантов.

Знак плюс, указанный перед словом или фразой без пробела, требует включения этого слова или фразы в документ, а знак минус – его исключение.

Когда элементы запроса связаны союзом OR (или), это означает, что в любом из найденных документов должен присутствовать хотя бы один из них. Например, сыщик OR детектив. По этому запросу будут найдены документы, содержащие как оба слова, так и каждое из них в отдельности. Союз AND (и) употребляется в том случае, когда необходимо присутствие всех соединённых им слов. Например, информационные AND технологии. В найденных документах будут присутствовать оба слова. Но это не означает, что они находятся в тексте близко друг от друга или связаны по смыслу. Слова или фразы, перед которыми стоит NOT (не), будут исключены из результатов поиска. Например, «поиск в Интернет» NOT «поисковые машины».

Каждая поисковая система по-разному представляет пользователям результаты поиска. Обычно это список найденных по запросу документов. Для каждого сообщается его название, URL, размер, время обновления и несколько первых фраз текста, по которым можно судить о его содержании. Название документа и его URL оформляются в виде гиперссылки, по которой пользователь имеет возможность загрузить документ на свой компьютер для прочтения, сохранения и печати.

Поисковые системы выводят список документов в определённом порядке В начале списка будут находиться документы, имеющие более высокую степень соответствия запросу. Однако, каждая поисковая система использует собственные критерии ранжирования документов, поэтому результат поиска по одинаковому запросу будет различным для каждого поискового инструмента. Пользователь может сам повлиять на порядок ранжирования документов, указав в соответствующем окне наиболее значимые слова и фразы.

Необходимо показать учащимся, как можно сохранить найденную в Интернет информацию. Учащимся объясняют, как сохранить: Web-страницу в формате HTML; Web-страницу с разметкой; Web-архив – страницу с рисунками; отдельный рисунок; фрагмент текста; адрес страницы в папке Избранное.

Для проведения урока желателен доступ к сети Интернет. При его отсутствии можно использовать: 1) программы имитации работы сервера; 2) соответствующие иллюстрации учебного пособия. Во втором случае учитель заранее скачивает отдельные Web-страницы и предлагает практическое задание по сохранению и копированию информации с них. Например, составить по материалам Web-страниц реферат на одну из следующих тем.

Создание всемирной информационной паутины (WWW) было вызвано необходимостью объединения различных услуг сети Интернет, что дало возможность расширить доступ к информационным ресурсам сети. Вводятся понятия: «браузер», «гипертекст», «гиперссылка», «web-страница», «сайт».

Браузер – это клиентская программа, предназначенная для осуществления навигации в сети Интернет (например, MS Internet Explorer, Netscape Communication и др.). Первый браузер назывался Mosaic, создан в 1993 году Марком Андреесеном в университете штата Иллинойс.

Гипертекстспособ организации информации, внутри которой присутствуют гиперссылки.

Гиперссылкизапись, связывающая между собой части одного документа или несколько документов с различными информационными ресурсами.

Web-страницадокумент, содержащий объекты, расположение которых описывается в специальном формате HTML (HyperText Markup Language – язык разметки гипертекстовых документов).

Web-сайт (сайт) – несколько web-страниц, объединенных общей темой и дизайном. На сайте, как совокупности web-страниц, обычно существует главная web-страница, которая может содержать ссылки на другие web-страницы сайта. Так как все эти web-страницы хранятся на компьютере, то для организации доступа к ним одного доменного имени DNS мало. В связи с этим необходим специальный адрес, который называется универсальным указателем ресурса – URL (Uniform Resource Locator) – единообразный локатор (определитель местонахождения) ресурса. Применяется для обозначения адресов почти всех ресурсов Интернет. Ранее он назывался Universal Resource Locator – универсальный локатор ресурса. URL – это стандартизированный способ записи адреса ресурса в сети Интернет.



Дата: 2019-02-19, просмотров: 222.