Полномочия в сфере контроля за наличным денежным обращением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Российским законодательством, как и законодательством большинства государств, предусмотрены специальные правила, регулирующие наличное денежное обращение. Эти правила установлены с целью защиты прав потребителей товаров и услуг, фискальных интересов государства, обеспечения финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. Поэтому судебная практика справедливо рассматривает правоотношения в сфере контроля за совершением операций с наличными денежными средствами в качестве административных[296].

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 18 июня 1993 г. Мв 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»[297] предприятия и предприниматели обязаны зарегистрировать контрольно-кассовые машины (ККМ) и использовать их при осуществлении расчетов с населением[298]. Использованию и регистрации подлежат только модели контрольно-кассовых машин, обладающие фискальной памятью и включенные в государственный реестр, публикуемый Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Несмотря на то что эти обязанности предприятий и предпринимателей не являются собственно налоговыми, органы МНС России наделены значительными полномочиями по осуществлению контроля в области наличного денежного обращения. Эти полномочия предоставлены им вышеуказанным Законом. Органы МНС России:

• регистрируют ККМ, которые используются при расчетах с населением;

• осуществляют контроль за соблюдением правил использования ККМ и за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях, проводят проверки правильности выдачи чеков;

• налагают штрафы на предприятия и на физических лиц, виновных в нарушении порядка применения ККМ (ст. 6 Закона от 18 июня 1993 г. №5215-1).

В 1998 году налоговыми органами Российской Федерации проведено 628 965 проверок правильности применения ККМ, причем каждая пятая (а в Москве — каждая вторая) проверка зафиксировала нарушения установленного порядка[299].

При проведении таких проверок предметом контроля являются паспорт контрольно-кассовой машины, книга кассира-операциониста, использованные контрольные ленты за отчетный период, ежедневная кассовая книга или сводный кассовый (товарный) счет, расчетные и платежные документы по учету выручки и дохода[300]. В соответствии с п. 11

Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением[301] контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.

Закон РФ "0 применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» не устанавливает ни правил проведения налоговыми органами проверок правильности применения ККМ, ни порядка производства по делам о нарушении законодательства о наличном денежном обращении. Данные вопросы регулируются общими нормами Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также подзаконными актами, такими, как Методические рекомендации по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены Госналогслужбой России и ДНП РФ 29 июля, 3 августа 1994 г. № НИ-6-14/281, ВЯ-1155)[302] и Методические рекомендации о порядке оформления результатов проверок, проведенных налоговыми органами по соблюдению требований Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и принятию мер по взысканию штрафных санкций (утверждены письмом Госналогслужбы России от 27 июля 1998 г. №ВК-6-16/472)[303].

Проверка соблюдения предприятием или индивидуальным предпринимателем законодательства о наличном денежном обращении проводится на основании поручения, которое подписывается руководителем налогового органа или его заместителем. Должностное лицо налогового органа, которое проводит проверку, предъявляет это поручение вместе со своим служебным удостоверением руководителю проверяемого предприятия или лицу, которое его замещает (п. 1.7 Методических рекомендаций от 29 июля 1994 г.).

Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения порядка наличных денежных расчетов, это отражается в акте проверки. По существу данный акт является протоколом об административном правонарушении и поэтому должен отвечать требованиям, предусмотренным главой 18 КоАП РСФСР. В частности, в акте должны быть указаны дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела (ст. 235 КоАП РСФСР).

Как и акт налоговой проверки, акт проверки соблюдения законодательства о наличных денежных расчетах является одним из доказательств в случае возникновения административного или судебного спора. Однако обстоятельства, изложенные в акте, могут и должны подтверждаться и иными доказательствами, например, документами бухгалтерского учета, актами контрольных закупок, свидетельскими показаниями, объяснениями должностных лиц проверяемого предприятия, документами предыдущих проверок (п. 1.9 Методических рекомендаций 1994 г., п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 сентября 1996 г. № 7 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»[304]). Отсутствие ссылок на такие документы является основанием для отмены решений, принятых по данному акту[305].

По результатам проверки налоговый орган вправе вынести постановление о применении штрафных санкций за нарушение порядка расчетов с населением. Такое постановление может быть вынесено в срок не более двух месяцев с момента обнаружения правонарушения (ст. 38 КоАП РСФСР).

В силу ст. 33 КоАП РСФСР при наложении взыскания должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст. 34 и 35 КоАП РСФСР). В случае возникновения судебного спора о применении ответственности за нарушение правил применения ККМ суд также обязан оценить соответствующие обстоятельства, что может привести к снижению судом размера санкций, наложенных на нарушителя[306].

В течение 10 дней с момента вынесения постановления о применении к предприятию или предпринимателю мер ответственности оно может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или в арбитражный суд (ст. 267—268 КоАП РСФСР, п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 4 августа 1999 г. № 10 «О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»).

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 224.