Общие принципы налогообложения установлены в настоящее время в таких актах, как Европейская Социальная Хартия (1961 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), договоры о создании Европейского Союза, Генеральное соглашение по торговле услугами (1994г.) и др.
Кроме того, в настоящее время в мире заключено более 400 международных налоговых соглашений.
Все существующие международные соглашения, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на две группы:
• собственно налоговые соглашения;
• международные договоры, в которых наряду с другими решаются налоговые вопросы.
В первую группу входят следующие виды соглашений. Ограниченные налоговые соглашения. Основным критерием для отнесения налоговых соглашений к ограниченным является распространение их на конкретный вид налога, конкретный вид плательщика и т.п.
К ним относятся, в частности, соглашения об устранении двойного налогообложения в области перевозок (например. Соглашение между Правительством СССР и Австрийским Федеральным Правительством о воздушном сообщении, 1968 г., Соглашение между Правительством Союза ССР и Правительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложения на доходы от морских и воздушных перевозок, 1976 г.), об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам (Многосторонняя Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения, 1979 г.)[169] и др.
Общие налоговые соглашения. К ним относятся, прежде всего, международные договоры рекомендательного характера, в частности, Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о налогообложении доходов и капитала 1977 года в редакции 1992 года[170]. В этой Конвенции дана модель международного договора об избежании двойного налогообложения. Она является основой большинства действующих налоговых соглашений.
В настоящее время отмечается тенденция вытеснения ограниченных налоговых соглашений общими соглашениями, охватывающими обычно все вопросы, относящиеся к взаимодействию договаривающихся государств в сфере налогообложения; часто такие соглашения дополняются отдельными соглашениями об административной взаимопомощи по налоговым вопросам. Но эти вопросы могут быть включены и в тексты общих налоговых соглашений.
Основную часть общих налоговых соглашений составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. У Российской Федерации в настоящее время имеется более 50 действующих двусторонних налоговых соглашений.
Соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам. Пример — Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (1997г.).
Эти соглашения регулируют вопросы взаимодействия компетентных органов договаривающихся государств (со стороны Российской Федерации — Федеральная служба налоговой полиции) по оказанию взаимной помощи в борьбе с налоговыми нарушениями путем передачи информации, предоставления документов, проведения расследований и обмена опытом. Исключение составляют случаи, когда запрашиваемая помощь может нанести ущерб суверенитету, общественному порядку, безопасности или другим существенным интересам государства, а также повлечь нарушение законодательства запрашиваемого государства.
К группе международных договоров, в которых налоговые вопросы «представлены» наряду с другими, относятся следующие.
Соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами. В таких соглашениях обычно присутствует Положение о налоговой недискриминации, т.е. о предоставлении физическим и юридическим лицам другой стороны такого же налогового режима, как и гражданам и юридическим лицам своего государства. При этом каждая сторона сохраняет за собой право предоставления своим гражданам и компаниям налоговых льгот без обязательного их распространения на граждан и компании других стран.
Договоры о дипломатических и консульских сношениях между государствами. В таких договорах устанавливается освобождение дипломатических и консульских работников, а также самих представительств государств от всех налогов, сборов и пошлин принимающей стороны (налоговый иммунитет). К таким договорам в первую очередь относятся Венская Конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.) и Венская Конвенция о консульских сношениях (1963 г.), а также многочисленные двусторонние соглашения.
Торговые договоры. Предусматривают применение режима наибольшего благоприятствования в отношении товаров и услуг, ввозимых из страны-партнера (например. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан о торгово-экономическом сотрудничестве (1999 г.).
Специфические международные соглашения. Определяют принципы взаимоотношений международных организаций со странами местонахождения этих организаций (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным валютным фондом о постоянном представительстве МВФ в Российской Федерации (1997 г.). В подобные соглашения наряду с правилами размещения и функционирования организаций на территории принимающей страны включаются и вопросы о налоговых льготах для этих организаций и их сотрудников, а также представительств государств при этих организациях.
Наибольший научный и практический интерес в области соотношения национального налогового законодательства и международных соглашений по налоговым вопросам представляют три аспекта:
• порядок инкорпорации международных налоговых соглашений в национальную правовую систему;
• соотношение по юридической силе национального налогового законодательства и международных налоговых соглашений;
• соотношение национального налогового законодательства и международных налоговых соглашений по налоговому бремени (схема VI-4).
Схема VI-4
Дата: 2019-02-19, просмотров: 216.