Последние три главы посвящены собственно проблемам технологической безопасности производства порохов и твердых ракетных топлив
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 5, содержащая описание правил устройства и эксплуатации предприятий,  представлена в редакции члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктора технических наук, профессора Л.В. Забелина, принявшего самое активное участие в их создании.

Введение

Энергонасыщенные конденсированные материалы (ЭКМ) относятся к важнейшим научно-тех­ническим объектам и составляют основу оборонного и экономического потенциала развитых стран.

 Начиная с древних времен (с черного пороха),  ЭКМ являются источниками энергии во всех видах оружия. Также ЭКМ широко используются в мирной жизни.  Современные технические средства становятся все более энергонасыщенными, особенно интенсивно этот процесс пошел с середины ХХ века в результате создание ядерных объектов и гигантских химических производств. С тех пор человечество стало способно инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы, вызывающих необратимые экологические изменения, соизмеримые со стихийными бедствиями. Возможными видами техногенных бедствий от аварий и техногенных катастроф могут быть пожары, взрывы, обрушения сооружений, затопление, крушение транспортных средств, нарушение систем жизнеобеспечения, выбросы опасных веществ (радиационных, химических, биохимических).

Ущерб от взрывов и пожаров в потенциально опасных производ­ствах ЭКМ растет во всех индустриально развитых странах, что обусловлено расширением масштабов производства и, как следствие этого, накоплением в одном месте боль­шого количества ЭКМ. Сюда следует добавить также увеличение габа­ритов изделий, усложнение технологических процессов и оборудования и, связанный с этим, рост числа ошибок персонала и т. д.

Как правило, производство ЭКМ из ка­чественного сырья на исправном оборудовании при соблюдении правил его эксплуатации  и технологического регламента не приводит к авариям.

Однако при производстве, транспортировании и использовании ЭКМ нередки случаи, когда из-за воздействия неблагоприятных факторов или их сочетания возникает начальный очаг заго­рания, развитие которого может привести к взрыву.

Актуализация вопросов обеспечения взрывобезопасности в производстве ЭКМ привела к созданию нового научного направления − технологической безопас­ности. Это научное направление изучает причины возникновения начального очага загорания в перерабатываемых материалах, условия распространения химической реакции после возникновения начального очага и процессы формирования сопровождающих эти реакции поражающих факторов, а также влияние на эти факторы различных защитных средств и сооружений.

Сначала превалировала концепция «абсолютной безопасности», цель которой − не допустить никаких аварий. В настоящее время она сменилась качественно новой наукой, способной обнаруживать наиболее риско­ванные звенья производственных комплексов и подсказывать оптималь­ные пути их замены. Новый подход в обеспечении безопасности состоит в том, что необходимо оценить не только вероятность возникновения той или иной аварии, но и масштабы ее последствий, то есть оценить риск аварии. Необходимо разработать совокупность специальных мер, не позволяющих аварии развиться до значительных масштабов.

Решение этих вопросов позволяет сформулировать требования к технологическому оборудованию, его размещению в производственных зданиях, размещению зданий и защитных сооружений на производственных площадях, определить эффективность различных видов защитных сооружений и выбрать оптимальные из них в каждом конкретном случае, устано­вить безопасные и допустимые расстояния между ними.

Целью настоящего учебного пособия является формирование знаний в области выявления потенциальных опасностей, способ­ных нанести существенный урон при производстве и применении ЭКМ и организации технологического процесса, направленного на снижение вероятности возникновения и тяжести последствий возможных аварий.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 627.