Ибн Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу (фрагменты)

На царе славян [лежит] дань, которую он платит царю хазар, от каждого дома в его государстве – шкуру соболя. И когда прибывает корабль из страны (города) хазар в страну (город) славян, то царь выезжает верхом и пересчитывает то, что в нем [имеется], и берет из всего этого десятую часть. А когда прибывают русы или же другие из прочих племен, с рабами, то царь, право же, выбирает для себя из каждого десятка голов одну голову. Сын царя славян [находится] заложником у царя хазар...

Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль. И я не видел [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. С каждым из них [имеется] секира, и меч, и нож, и он [никогда] не расстается с тем, о чем мы [сейчас] упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтя [ногтей] кого-либо из них (русов) до его шеи [имеется] собрание деревьев и изображений (вещей, людей) и тому подобного. А что касается каждой женщины из их числа, то на груди ее прикреплено кольцо или из железа, или из серебра, или [из] меди, или [из] золота, в соответствии с [денежными] средствами ее мужа и с количеством их. И у каждого кольца – коробочка, у которой нож, также прикрепленный на груди. На шеях у них (женщин) [несколько рядов] монист из золота и серебра... Самое лучшее из украшений у них (русов) это зеленые бусы из той керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают [торговые] контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают, как ожерелья, для своих жен. Они грязнейшие из твари Аллаха, – [они] не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы. Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле, а это большая река, и строят на ее берегу большие дома из дерева, и собирается [их] в одном [таком] доме десять и[ли] двадцать, – меньше и[ли] больше, и у каждого (из них) скамья, на которой он сидит, и с ними [сидят] девушки – восторг для купцов... И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды, какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Итак, он моет в ней свои обе руки и свое лицо, и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи, но [все это] делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто [сидит] рядом с ним, и [этот] делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в [этом] доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней. И как только приезжают их корабли к этой пристани, каждый из них выходит и [несет] с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набид, пока не подойдет к высокой воткнутой деревяшке, у которой [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг нее (куска дерева) маленькие изображения, а позади этих изображений [стоят] высокие деревяшки, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом [он] говорит ему: «О, мой господин, я приехал из отдаленной страны и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то шкур», пока не сообщит (не упомянет) всего, что [он] привез с собою из [числа] своих товаров – «и я пришел к тебе с этим даром»; – потом [он] оставляет то, что [было] с ним, перед этой деревяшкой, – «и вот, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца с многочисленными динарами и дирхемами, и чтобы [он] купил у меня, как я пожелаю, и не прекословил бы мне в том, что я скажу. Потом он уходит. И вот, если для него продажа его бывает затруднительна и пребывание его задерживается, то он опять приходит с подарком во второй и третий раз... Иногда же продажа бывает для него легка, так что он продаст. Тогда он говорит: «Господин мой уже исполнил то, что мне было нужно, и мне следует вознаградить его». И вот, он берет известное число овец или рогатого скота и убивает их, раздает часть мяса, а оставшееся несет и бросает перед этой большой деревяшкой и маленькими, которые [находятся] вокруг нее, и вешает головы рогатого скота или овец на эти деревяшки, воткнутые в землю. Когда же наступает ночь, приходят собаки и съедают все это. И говорит тот, кто это сделал: «Уже стал доволен господин мой мною и съел мой дар». И если кто-нибудь из них заболеет, то они забивают для него шалаш в стороне от себя и бросают его в нем, и помещают с ним некоторое количество хлеба и воды, и не приближаются к нему и не говорят с ним, но посещают его каждые три дня, особенно если он неимущий или невольник. Если же он выздоровеет и встанет, он возвращается к ним, а если умрет, то они сжигают его. Если же он был невольником, они оставляют его в его положении, так что его съедают собаки и хищные птицы. И если они поймают вора или грабителя, то они ведут его к толстому дереву, привязывают ему на шею крепкую веревку и подвешивают его на нем навсегда, пока он не распадется на куски от ветров и дождей.

И [еще прежде] говорили, что они делают со своими главарями при их смерти [такие] дела, из которых самое меньшее – [это] сожжение, так что мне очень хотелось присутствовать при этом, пока [наконец] не дошло до меня [известие] о смерти одного выдающегося мужа из их числа. И вот они положили его в его могиле и покрыли ее крышей над ним на десять дней, пока не закончили кройки его одежд и их сшивания. А это бывает так, что для бедного человека из их числа делают маленький корабль, кладут его [мертвого] в него и сжигают его [корабль], а для богатого [поступают так]: собирают его деньги и делят их на три трети, – [одна] треть [остается] для его семьи, [одну] треть [употребляют на то], чтобы для него на нее скроить одежды, и [одну] треть, чтобы приготовить на нее набид, который они будут пить в день, когда его девушка убьет сама себя и будет сожжена вместе со своим господином; а они, всецело предаваясь набиду, пьют его ночью и днем, (так что) иногда один из них (кто-либо из них) умирает, держа чашу в своей руке <…>

К порядкам (обычаям) царя русов (относится) то, что вместе с ним в его замке (дворце) находятся четыреста мужей из [числа] богатырей, его сподвижников,  и [находящиеся] у него надежные люди из их [числа] умирают при его смерти и бывают убиты [сражаясь] за него. И с каждым из них девушка, которая служит ему, и моет ему голову, и приготовляет ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, [которую] он употребляет как наложницу. И эти четыреста [мужей] сидят под его ложем (престолом). А ложе  его  огромно  и  инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек для его постели. Иногда он употребляет, как наложницу, одну из них в присутствии своих сподвижников, о которых мы (выше) упомянули. И он не спускается со своего ложа, так что если он захочет удовлетворить потребность, то он удовлетворяет ее в таз, а если он захочет поехать верхом, то лошадь его подводится к ложу, так что он садится на нее верхом с него (ложа). А если он захочет сойти [с лошади], то подводится его лошадь [к ложу] настолько,  чтобы  он сошел со своей лошади. У него есть заместитель, который управляет войсками и нападает на врагов и замещает его у его подданных.

Словарь:

Знахарь – человек, занимающийся врачеванием, в том числе – с помощью магических воздействий. Впоследствии термин всегда был связан с русской народной медициной.

Монисто – женское шейное украшение, состоящее из шнура, на которой нанизаны бусы из жемчуга, монет, бисера, кораллов и т. д.

Набид – алкогольный напиток из изюма, фиников и т. п.

 

№2. Киевский князь Игорь Рюрикович в средневековых хрониках.

Задание: прочитайте фрагменты из «Повести Временных лет» (1110–1118 гг.) летописца Нестора, отрывок из «Антаподосиса» («Воздаяние») (958–962 гг.) Лиутпранда Кремонского и ответьте на вопросы:

1. Что в «Повести...» сообщается об отношениях Игоря с печенегами и древлянами?

2. Что в источниках сообщается о первом походе Игоря на Константинополь? Каковы были его итоги? В чем заключалась военная хитрость греков?

3. Что «Повесть...» сообщает о втором походе? Кто состоял в войске Игоря? Каковы были итоги похода?

4. Что в источниках сообщается о верованиях славян?

5. Какие титулы Игоря указаны в источниках?

Источники:

1. Повесть временных лет. СПб.: Вита Нова, 2012. С. 30–32, 37–38.

2. Луитпранд Кремонтский. Антаподосис // Луитпранд Кремонтский. Антаподосис; Книга об Оттоне; Отчет о посольстве в Константинополь. М.: «SPSL»–«Русская панорама», 2012. С.96–97.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 70.