Правовой статус и функции Банка России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом[3]. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделён имущественной и финансовой самостоятельностью.

 

 

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах[3].

35 Правовые основы защиты государственной тайны и другой информации ограниченного доступа

Сегодня не установлено четкой единой классификации видов информации ограниченного доступа, хотя действующими нормативными актами определяется свыше 30 ее разновидностей. Наиболее часто в правовых документах употребляются понятия: «государственная тайна», «служебная тайна», «коммерческая тайна», «профессиональная тайна» и «тайна частной жизни». Государственные служащие могут иметь отношения в процессе профессиональной деятельности ко всем перечисленным тайнам.

Государственная тайна. Согласно Закону «О государственной тайне»2, (1993), государственной тайной (ст. 2) называются защищаемые государством сведения в области «военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». На государственных служащих по Федеральному Закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» возлагается обязанность хранить государственную тайну (п. 8 ст. 10).

Допуск государственных служащих к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке после принятия следующих обязательств: неразглашение доверенных им сведений; согласие на частичные временные ограничения в правах; ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне; письменное согласие на проведение проверочных мероприятий в отношении допускаемого к государственной тайне. Для допущенных к государственной тайне на постоянной основе устанавливаются льготы, в том числе процентные надбавки к зарплате и преимущественное право на оставление на работе при проведении организационных и штатных мероприятий.

Существуют три формы допуска к государственной тайне: к «сведениям особой важности», «совершенно секретным» и «секретным». Допуск государственного служащего к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Основаниями для отказа государственному служащему в допуске к государственной тайне являются следующие показатели: признание его недееспособным или ограниченно дееспособным, а также опасным рецидивистом; нахождение его под судом или следствием за государственные или тяжкие преступления, или не снятая судимость за такие преступления; медицинские противопоказания (согласно перечню, утвержденному Министерством здравоохранения РФ); постоянное место жительства его самого или близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов на выезд на постоянное проживание в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий, создающих угрозу безопасности России или уклонение от проверочных мероприятий (ст. 22).

Прекращение допуска государственного служащего к государственной тайне может быть осуществлено в случаях расторжения трудового договора, однократного нарушения взятых обязательств или в связи с возникшими обстоятельствами, представляющими основание для отказа в допуске к государственной тайне (ст. 22). При этом прекращение допуска к государственной тайне не освобождает государственного служащего от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

В связи с допуском (настоящим или бывшим) к государственной тайне государственные служащие могут подвергаться ограничениям в плане выезда за границу, распространения сведений, составляющих государственную тайну и неприкосновенности частной жизни, при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к гостайне.

Законом определяется, что руководители структур государственной службы несут персональную ответственность за создание условий, при которых государственный служащий, допущенный к государственной тайне, знакомится только с теми сведениями и в том объеме, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей. Руководители структур государственной службы осуществляют отнесение сведений к государственной тайне в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ, причем лица, указанные в Перечне, несут персональную ответственность за принятые ими решения (ст. 9).

Не могут быть засекречены следующие сведения:

— о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

— о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

— о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

— о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

— о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами (ст. 7).

Служебная тайна. Как и коммерческая тайна, служебная тайна, согласно ст. 139 ГК РФ, представляет собой конфиденциальную информацию, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой обладатель информации обязан принимать меры к охране ее конфиденциальности. Однако применительно к государственной службе служебная тайна трактуется как несекретная информация, касающаяся деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Иначе говоря, служебная тайна представляет собой сведения, не составляющие государственной тайны, но и не подлежащие оглашению. Служебная тайна для государственного служащего — это скорее соблюдение требований по порядку работы со служебной информацией Российской Федерации. В ст. 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», где определяются основные обязанности государственного служащего, отмечается, что госслужащий обязан «соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией»).

Ответственность за сохранение служебной тайны несет руководитель государственной организации, и он же определяет состав информации, доступ к которой ограничивается в

Профессиональная тайна. Под профессиональной тайной понимаются сведения, связанные с профессиональной деятельностью. Доступ к этим сведениям ограничивается в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, регулирующими различные виды деятельности. Профессиональная тайна бывает врачебной, нотариальной, адвокатской, следственной, тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д. Например, врачебную тайну составляет информация о факте обращения гражданина за медицинской помощью, о результатах обследования, о диагнозе и иных сведениях о состоянии его здоровья. Содержание врачебной тайны определяется ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья.

Адвокатскую тайну составляют сведения о преступлении, соучастниках, личной, семейной жизни обратившегося за защитой; сами акты обращения за юридической помощью; сведения из досье адвоката и т.д. Согласно УПК РСФСР (п. 1, 3. ст. 72) адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, которые ему стали известны в связи с выполнением обязанностей защитника. В этом случае адвокат не несет ответственности за недоносительство.

Нотариальную тайну составляет, как и в ранее описанных тайнах, уже сам факт обращения гражданина к нотариусу Нотариальная тайна распространяется на все дела и документы, находящиеся у нотариуса.

Ответственность за разглашение профессиональной тайны может возлагаться и на государственных служащих, если им доверена профессиональная тайна.

Любой вид профессиональной тайны охраняется законом.

Одновременно закон устанавливает порядок разглашения сведений, составляющих профессиональную тайну. Так, ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан допускает нарушение врачебной тайны при угрозе распространения инфекционных заболеваний, при нанесении вреда здоровью в результате противоправных действий и т.п. Информация о действиях нотариуса может быть выдана по требованию судебных органов в связи с находящими в производстве уголовными и гражданскими делами.

Тайна частной жизни. Конституция России определила неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина Российской Федерации (ст. 23). Это означает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни не допускается без согласия гражданина. Персональные данные, согласно Указу Президента РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», отнесены к конфиденциальной информации.

36. Понятие, предмет и метод экологического права

Экология — это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и ок­ружающей среды. Впервые в научную терминологию термин «эколо­гия» был введен немецким ученым Гсккелем в 1866 г., но как наука эко­логия возникла в начале XX века. Современная экология в литературе определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окру­жающей их природной средой обитания.

Экологическое право — это совокупность норм, регулирующих обще­ственные (экологические) отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений лю­дей [77, с. 2].

Предметом экологического права являются общественные (эколо­гические) отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения ~ это земельно-охранитель­ные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха.

Комплексные отношения относятся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологи­ческое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.

Метод экологического права — это совокупность приемов и спосо­бов правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления значимых элементов экологиче­ской системы страны, стриктуры органов управления и круга природа-пользователей, а также установление четкой регламентации правил природопользования и юридической ответственности за их нарушение. Содержание метода экологического права составляют следующие элементы.

1. Закрепление в экологическом законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономиче­ски значимы и использование которых нуждается в правовом регули­ровании и обеспечении,

  1. Закрепление в экологическом законодательстве структуры орга­нов, осуществляющих управление использованием природных объек­тов и контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.
  2. Закрепление в экологическом законодательстве круга природо-пользователей, а также лиц, которые своими действиями неизбежно влияют на экосистему страны.
  1. Четкая регламентация правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с дру­гой — правовым статусом природопользователя.
  2. Установление юридической ответственности за нарушение пра­вил природопользования.

36. Источники экологического права

Источниками экологического права признаются нормативно-право­вые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие эколо­гические отношения.

К источниками экологического права относятся федеральные законы, указы, постановления и распоряжения высших должностных лиц Рос­сийской Федерации (Президента РФ, Правительства РФ), норматив­ные акты федеральных министерств и ведомств (Минприроды, Минздра­ва, Минпромнауки, Госсанэпиднадзора, Росземкадастра и др.), законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Источники экологического права обладают всеми признаками, свойственными источникам права вообще, но при этом имеют свои особенности:

а) в них представлен значительный вес законов по сравнению с дру­гими формами права;

б) они отличны по содержанию так называемых «экологизирован­ных» норм и нормативных актов, иначе говоря, тех актов, кото­рые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопут­ствующие им требования охраны окружающей среды;

в) в числе источников экологического права определенное место за­нимают между народно-право вые акты, регулирующие внутрен­ние экологические отношения на основе примата международно­го права.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природоресурсного законодательств.

37Тема 1 «Экологическая безопасность»

Дата: 2018-12-28, просмотров: 204.