Режиссерский замысел спектакля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В этом разделе должны быть определены и разработаны:

2.1. Идейно-тематический анализ:

Ø Тема.

Ø Идея.

Ø Конфликт

Ø Сверхзадача

Ø Сквозное действие

Ø Контрсквозное действие.

Ø Жанр.

Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство

Ø Событийный ряд.

Ø Характеристика действующих лиц.

 

Тема - основной круг вопросов, на которых сосредоточил свое внимание автор. Это то, о чем говорится в произведении, это то, про что вы будете ставить спектакль.

Формулировать тему нужно так, чтобы каждое слово в ней могло быть сыграно в пространстве сцены.

  Для того, чтобы вывести тему, необходимо сделать следующее:

Ø Подробно выпишите все факты, которые есть в пьесе.

Ø Уберите те из них, которые не разворачивают действие в обратную сторону.

Ø Попробуйте свести все факты в одну фразу, начиная со слов «История про то, как…» и используя схему: «Кто-то несмотря на что-то, делает то-то и то-то и сделал (или не сделал)».

 

Идея – в искусстве главная мысль произведения, то, что хотел сказать автор (режиссер), В отличие от темы, сюжета, фабулы, идею нельзя пересказать в отрыве от художественной ткани. Идея отвечает на вопрос для чего? Ради чего?

     Формулируя идею, необходимо понять, о чем вы хотели бы заставить зрителя задуматься (проблема должна быть актуальной и волнующей). Идея режиссера вытекает из темы, определенной режиссером. Без собственной идеи не может быть режиссерского прочтения материала. Идея не может содержать в себе никакого отрицания и формируется примерно в таком виде: «Люди, делайте то-то и то-то», т.к. зритель приходит в зал, чтобы понять, что надо делать, а не что делать не надо. Идея на сцене, как и в жизни, утверждается в борьбе главного «сквозного» действия с контрдействием.

 

Конфликт – это, прежде всего, разность отношений, порождающая явное или скрытое столкновение:

Ø одного действующего лица с другим;

Ø одного лица и группы действующих лиц;

Ø одной группировки с другой;

Ø одного действующего лица с окружающими его предлагаемыми обстоятельствами, с вещественной или общественной средой и наоборот;

Ø человека с самим собой, со своим внутренним духовным миром или просто физическим самочувствием

   Сверхзадача – то, ради чего вы сегодня здесь и сейчас решили ставить именно это произведение. Это главная, высшая цель, вбирающая в себя все устремления режиссера и направляющая затем его творческую работу; главная мысль, которую зритель уяснит себе как вывод.

    Сверхзадача всегда имеет в виду зрителя и всегда обращена к зрителю. Это поворот идеи на зрительный зал сегодня (в это время, сейчас). Это поворот, определяющий «какое воздействие я хочу оказать на зрителя и во имя каких идеалов». В сверхзадаче определяется мера боли по поводу тематики и идеи, отраженных и выраженных в пьесе. При определении сверхзадачи надо быть предельно откровенным и не бояться саамы обнаженных и жестких для самого себя определений. Чем откровеннее вы ответите на вопросы «зачем» и «почему», тем глубже и дольше вас будет волновать проблематика постановки и тем острее и актуальнее будет результат на сцене.

 

Сквозное действие – это способ развертывания темы. Оно всегда направлено на достижение сверхзадачи, оно соединяет воедино все элементы и направляет их к общей сверхзадаче.

     Как сверхзадача объединяет и подчиняет себе все задачи, точно так же сквозное действие «подминает» под себя все без исключения действия и поступки персонажей, сбивает их в прочный остов, который служит роли, пьесе, спектаклю своеобразным стержнем.

Контрсквозное действие (контрдействие) – сопротивление действию. И то, и другое может достаточно быстро менять направление. Контрдействие неизбежный спутник сквозного действия. Оно питает и усиливает сквозное действие, придает своей «конфликтной неизбежностью» остроту и динамизм драматическому развитию событий.

При построении действия и контрдействия важно помнить о «законе перпендикуляра»: человек всегда говорит (думает) одно, а делает другое. Действие и контрдействие желательно подтверждать мизансценированием.

 

Жанр – это способ отражения действительности, угол зрения автора, режиссера, артистов на отраженную ими действительность, их отношение к ней;

Ø признак формы и содержания;

Ø правила игры (средства выразительности), соответствующие идее произведения, способствующие наиболее полному её выражению.

Жанр определяется исходя  из:

Ø природы литературного материала;

Ø способ отбора предлагаемых обстоятельств;

Ø способа отношения к зрителю и степени его включения в сценическое действие.

Следовательно, предлагаемые обстоятельства – все то, что предлагается режиссеру и актерам принять во внимание в их творчестве. Это факты, события, эпоха, место, время, фабула, условия, декорация, костюмы, свет и т.д.

Ø Исходное предлагаемое обстоятельство – подготавливает, создает почву для возникновения конфликта, для порождения события. Оно находится в конфликте с ведущим предлагаемым обстоятельством, этот конфликт разрешается только в кульминации. Оно является полем для эксперимента драматурга или режиссера, оно не описывается впрямую, открытым текстом, а подразумевается, обнаруживается через контекст.

Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство – главное предлагаемое обстоятельство, высекающее конфликт. Оно возникает здесь и сейчас, движет сюжет, развивает и обостряет конфликт.

 

Событийный ряд – событийная структура, событийное течение ( переход из одного события в другое). События определяются предлагаемыми обстоятельствами.

Ø Исходное событие – первый этап в цепи развития конфликта, причина порождающая конфликт. Лежит за пределами пьесы.

Ø Предшествующее событие – повод для обострения конфликта.

Ø Начальное событие – начало интриги. ( Кто первый?)

Ø Главное событие – открытое столкновение конфликтующих сторон, лобовая атака враждующих сил, когда их слова, действия и поступки проявляются совершенно открыто и в подавляющем большинстве случаев без подтекста. Это полное и всестороннее проявление главного конфликта.

Ø Кульминационное событие – разрешение противоречий, развязка. Последнее событие спектакля. «Пора закрывать занавес».

Характеристика действующих лиц  включает в себя:

1) Предлагаемые обстоятельства, как мотивировка к совершению поступков.(предлагаемые обстоятельства большого, среднего и малого круга)

2) Что происходит с персонажем во время событий спектакля.

3) Главная фраза роли (фраза, которая наиболее полно и глубоко характеризует персонажа)

4) Зерно роли. (Это такая особенность, которая позволяет артисту жить в предлагаемых обстоятельствах роли, это действенный образ роли, дающий ей определенный окрас.)

5) Биографические факты прошлого и настоящего - «легенда роли»

7) Привычки, пристрастия, манеры, вкусы и внешние особенности.

8) Сверхзадача героя.

9) Сверхзадача актера (прописывается только в дипломной работе, относящейся к дипломному спектаклю) (Приложение 4)

 2.2. Художественное оформление спектакля.

 Выполняется в свободной форме, включающей в себя:

1) Определение времени, эпохи стиля оформления.

2) Количество мест действия и перемен декораций.

3) Тип декорационного оформления:

· По степени реалистичности:

- безусловные (дающие конкретное изображение места действия)

- условные (создающие образ действия, его знак)

· По форме презентации:

- покартинные

- симультантные

- единая пластическая установка

· По участию в действии:

-вынос-внос осуществляется на глазах у зрителя.

- чистые перемены ( в темноте или при закрытом занавесе)

· По технологии изготовления:

- кулисно-передвижная

-кулисно-арочная подъемная

-симультантная

- пространственная (окружает зрителя со всех сторон)

- объемная

-проекционная

4) Описание мест действий, технологию перемены декораций, освещение, одежда сцены.

5) Костюмы героев, грим.

Так же описываются функции, которые выполняет художественное оформление в данной работе, каким образом художественное оформление работает на замысел спектакля. Какой художественный образ несет в себе.

2.3. Музыкальное оформление спектакля (обоснование) Оформляется в свободной форме по согласованию с педагогом. (Приложение 5)

 

3.Приложения (предполагаемые, т.к. студент может на свое усмотрение добавить что-то)

Ø Текст пьесы ( оригинал или адаптированный для работы вариант) 

Ø Художественное оформление спектакля (эскизы, макеты сцены, афиши, программки)

Ø Музыкальная партитура спектакля плюс диск с музыкой.

Ø Световая партитура спектакля. (для практической дипломной работы)

Ø Перечень необходимых декораций, костюмов, реквизита.

Ø План репетиций

Ø План работы с костюмами, декорациями и т.д

 

 

                          3. Требования к оформлению ВКР

Работа начинается с титульного листа (Приложение 1).

На титульном листе последовательно сверху вниз помещаются следующие реквизиты:

- полное наименование ведомства (министерства, агентства), в структуру которого входит АКИ;

- полное название учебного заведения (ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»);

- наименование отделения (отделение театрального творчества);

- тема выпускной квалификационной работы (слово «тема» не пишется);

- сведения об исполнителе, его подпись, дата подписания работы;

- сведения о преподавателе, являющимся руководителем курса и контролирующем написание дипломной работы (ФИО, звание, подпись, дата подписания работы);

- местонахождение (город);

- год написания работы;

- на титульном листе помещается отметка о допуске к защите, который подписывается заведующим отделением.

- Указывается председатель выпускной квалификационной комиссии (ФИО, должность, звание, подпись)

- Место для итоговой оценки дипломной работы.

Выпускная квалификационная работа выполняется на компьютере. Текст помещается на одной стороне формата А 4, печатается через 1,5 компьютерных интервала с применением 14-го размера шрифта. Текст должен быть отформатирован по левому и правому полям страницы.

Каждая страница имеет одинаковые поля: размер левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 25 мм.

Абзацный отступ должен быть во всем тексте одинаковым и равен 5 знакам.

 

4. Общие требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы

Структура и содержание выпускной квалификационной работы определяются ее целями и задачами.

Структура рукописи включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

- Титульный лист (Приложение 1);

- Оглавление (Приложение 2);

- Обоснование выбора пьесы;

- Режиссерский замысел спектакля;

- Список использованной литературы (Приложение 3);

- Приложения.

-

Общий объем ВКР, включая введение, основную часть и заключение, должен составлять не менее 30 страниц компьютерного текста без (!) учета списка использованной литературы и Приложений. Список использованной литературы должен состоять из не менее 10 источников.

ВКР представляется на электронном и бумажном носителе.

 

 

                                  Приложение 1

Министерство культуры Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Асбестовский колледж искусств»

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 349.