семинарское занятие (2 час.)
Основные понятия темы : социология права, социология политики, политическая культура, правовая культура, правовые институты, политические институты, политическая структура общества, гражданская позиция, конформизм, нонконформизм, девиантное поведение, деликвентное поведение, электорат, электоральное поведение.
План семинарского занятия
1. Отраслевые социологические теории политики и права, их объект, предмет и функции.
2. Взаимодействие человека и власти как ключевая проблема социологии политики.
3. Политическая структура общества
4. Ведущие политические институты общества: специфика социологического исследования.
5. Правовое сознание и правовое поведение как предмет социологического исследования.
Темы рефератов
1. Социологические идеи Н. Макиавелли относительно политики и власти.
2. Вклад Ш. Монтескье в теорию правового государства.
3. Этапы развития мировой и отечественной социологии права.
4. Структура правового сознания и специфика ее социологического исследования.
5. Правовое воспитание и самовоспитание в процессе правовой социализации личности.
6. Понятие деликвентного поведения и субкультуры. Проблема распространенности субкультур в современном обществе.
7. Политические институты и их место в социо-культурной реальности.
8. Теории политической элиты в обществоведении ХХ в.
9. Экзитпол как ведущая форма социологического исследования политического самоопределения граждан.
10. Тенденции развития социологии политики и политтехнологии в современных обществах.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается специфика социологии права и социологии политики как социологических дисциплин?
2. Существует ли взаимосвязь социологии права с другими отраслями обществоведения?
3. Какое место в новоевропейской социально-философской мысли занимает учение об общественном договоре?
4. Какие принципы справедливого общества отстаивали Т. Мор и Т. Кампанелла?
5. Чем отличаются юридические явления от юридических фактов?
6. Как соотносятся социология политики и политология?
7. Назовите этапы становления социологии политики.
8. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу социально-правовых явлений?
9. Назовите формы социального действия права. Дайте характеристику нескольким из них.
10. Какие уровни правового сознания существуют в обществе?
Тема14. Структура и методы социологического исследования
семинарское занятие (2 час.)
Основные понятия темы : анкета, валидность (обоснованность) информации, выборочная совокупность, включенное наблюдение, генеральная совокупность, эмпирические социологические исследования, интервью, опросник, репрезентативность выборки, респондент, социальный эксперимент, социальный механизм развития экономики, социограмма, социологическое исследование, социологическое интервью, социологическое наблюдение, социоматрица, социометрический индекс, социометрический метод опроса.
План семинарского занятия
1. Программа социологического исследования. Разновидности выборок.
2. Методы сбора и обработки информации.
3. Оформление результатов социологического исследования.
Темы рефератов
1. Место полевых социологических исследований в изучении социальной реальности и социальных процессов.
2. Анкетный опрос как самая распространенная разновидность социального мониторинга.
3. Разновидности интервью и специфика их использования в социологии.
4. Проблема интерпретации социологических данных.
5. Социальная прогностика и социологическое прогнозирование.
6. Значение социологического моделирования и прогнозирования для управления социальными процессами.
7. Метод социометрии в социологическом исследовании.
8. Роль личности социолога в социологическом исследовании.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается разница между методологией и методикой социологического исследования?
2. Что отличает социологическое исследование общества среди подходов других социальных наук?
3. Почему разные способы социального измерения в конкретном социологическом исследовании используются комплексно?
4. Что такое генеральная совокупность и выборка?
5. Какую роль играет выборка в эмпирическом социологическом исследовании?
6. Какие главные требования выдвигаются к обоснованию программы конкретного социологического исследования?
7. Какой является структура программы конкретного социологического исследования?
8. Что такое рабочий план социологического исследования?
9. Какими являются значения анкеты и требования к ней в социологическом исследовании?
10. Какими являются условия надежности и репрезентативности конкретно-социологического исследования?
11. Какая роль принадлежит личности социолога в конкретно-социологическом исследовании?
12. В каких случаях целесообразным является обращение к социальному эксперименту как методу социологического исследования?
13. Что такое контент-анализ и когда его целесообразно использовать?
14. В чем заключается особенность применения социологического наблюдения?
15. Что такое социальное прогнозирование? Каковы его функции в современном обществе?
16. Что такое экспертная оценка как метод социологического исследования?
Литература
Основная
1. Бабосов, Е. М. Социология : энциклопедический словарь / Е. М. Бабосов ; предисл. Г. В. Осипова. - Москва : Кн. дом " ЛИБРОКОМ", 2009. - 474 с.
2. Волков, Ю. Г. Социология : учебник для студентов вузов / Ю. Г. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 668 с.
3. Добреньков, В. И. Социология : учебник для студентов вузов по специальностям социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 623 с.
4. Кравченко, А. В. Социология : учебник / А. В. Кравченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Проспект, 2008. – 534 с.
5. Кравченко, А. И. Социология : учебник по дисциплине "Социология" для студентов вузов, обучающихся по несоциол. специальностям и направлениям подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - М. и др. : Питер, 2008. - 431 с.
6. Кравченко, А. И. Социология : учебник для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим специальностям и направлениям подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 431 с.
7. Кравченко, А. В. Социология : учебник для бакалавров / А. В. Кравченко ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва : Проспект, 2014. - 534 с.
8. Кравченко, А. И. Социология в вопросах и ответах : учебное пособие / А. И. Кравченко. - Москва : Проспект, 2015. - 240 с.
9. Лавриненко, В. Н. Социология : конспект лекций / В. Н. Лавриненко. - Москва : Проспект, 2014. - 328 с.
10. Лукашевич, М. П. Соціологія : загальний курс / М. П. Лукашевич, М. В. Туленков. - 2-ге вид. - К. : Каравела, 2008. - 407 с.
11. Лукашевич, М. П. Соціологія : основи загальної, спеціальних і галузевих теорій / М. П. Лукашевич, М. В. Туленков. - Київ : Каравела, 2009. - 543 с.
12. Мухаев, Р. Т. Социология : конспект лекций / Р. Т. Мухаев. - Москва : Проспект, 2015. - 174 с
13. Немировский, В. Г. Социология : учебник / В. Г. Немировский. - Москва : Проспект, 2010. - 542 с.
14. Радугин, А. А. Социология : курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 3-е изд. - М. : Библионика, 2006. - 221 с.
15. Сірий, Є. В. Соціологія : Заг. теорія, історія розвитку, спец. та галуз. теорії / Є. В. Сірий ; М-во освіти і науки України. - Вид. 2-ге. - К. : Атіка, 2007. - 479 с.
16. Сірий, Є. В. Соціологія : заг. теорія, історія розвитку, спец. та галуз. теорії / Є. В. Сірий. - Вид. 3-тє. - Київ : Атіка, 2009. - 491 с.
17. Социология : учеб. для студентов вузов / [В. Н. Лавриненко, Г. С. Лукашева, О. А. Останина и др.] ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 447 с.
18. Социология : учебник / [В. Н. Лавриненко и др.] ; науч. ред. В. Н. Лавриненко. - 4-е изд. - Москва : Проспект, 2015. - 480 с.
19. Социология : учебник / [Н. Ф. Осипова, В. Д. Водник, Г. П. Климова и др.] ; под ред. Н. Ф. Осиповой. - Харьков : Одиссей, 2008. - 263 с.
20. Соціологія : навч. посіб. / [С. О. Макеєв, В. П. Чорноволенко, В. Л. Оссовський та ін.] ; за ред. С. О. Макеєва. - 4-ге вид. - Київ : Знання, 2008. - 566 с.
21. Соціологія : підручник / [В. Г. Городяненко, О. В. Гілюн, А. В. Демічева та ін.] ; за ред. В. Г. Городяненка. - 3-тє вид. - К. : Академія, 2008. - 542 с.
22. Соціологія : підруч. для студ. вищ. навч. закл. / [В. І. Волович, М. І. Горлач, В. Г. Кремень та ін.]. - Київ : ЦУЛ, 2009. - 807 с.
23. Соціологічна енциклопедія / редкол.: В. І. Астахова та ін ; упоряд. В. Г. Городяненко. - Київ : Академвидав, 2008. - 455 с.
24. Танчин, І. З. Соціологія : навч. посіб. / І. З. Танчин. - 2-ге вид. - К. : Знання, 2007. - 351 с.
25. Черниш, Н. Й. Соціологія : підруч. за рейтингово-модульною системою навчання / Н. Й. Черниш. - 5-те вид. - Київ : Знання, 2009. - 468 с.
26. Юрій, М. Ф. Соціологія : підруч. для студ. вузів / М. Ф. Юрій. - К. : Кондор, 2007. - 287 с.
Дополнительная
1. Американская социологическая мысль : тексты / Р. Мертон и др. ; сост. Е. И. Кравченко ; под ред. В. И. Добренькова. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 496 с. 1 экз.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича ; Пер. с фр.: А. И. Рычагов, В. А. Скиба. - М. : Прогресс : Универс, 1993. - 607 с. 2 экз.
3. Арон Р. Вступ до філософії історії : есе про межі історичної об'єктивності / Р. Арон ; пер. з фр., післямова та прим. О. Йосипенко, С. Йосипенка. - Нове вид. - Київ : Укр. Центр духов. культури, 2005. - 578 с. 1 экз.
4. Арсеєнко А. Що таке неолібералізм у контексті сучасної «економікс» та економіки / А. Арсеєнко // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2011. – № 2. – С. 78–106.
5. Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / М. Вебер ; сост., общ. ред. и послесл. [с. 736-769] Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко [с. 5-41 ; коммент. А. Ф. Филиппова]. - М. : Прогресс, 1990. - 804,[1] с. 2 экз.
6. Вебер М. Избранное ; Образ общества : Пер. с нем. / Макс Вебер. - М. : Юрист, 1994. - 704 с. 2 экз.
7. Вебер М. Протестантська етика і дух капіталізму / Пер. з нім. О. Погорілий. - К. : Основи, 1994. - 261 с. 2 экз.
8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда ; Метод социологии : [пер. с фр.] / Э. Дюркгейм ; изд. подгот. А. Б. Гофман ; [примеч. В. В. Сапова]. - М. : Наука, 1991. - 572,[2] с. 1 экз.
9. Дюркгейм Э. Самоубийство : Социол. этюд / Пер. с фр. А. Н. Ильинского. - СПб. : Союз, 1998. - 496 с. 1 экз.
10. Жоль К. К. Философия и социология права : Учеб. пособие для студентов вузов / К. К. Жоль. - 2-е изд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с. 2 экз.
11. Захарченко М. В. Історія соціології : Від античності до початку XX ст. / М. В. Захарченко, О. І. Погорілий. - К. : Либідь, 1993. - 335 с. 1 экз.
12. Зборовский Г. Е. История социологии : Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - М. : Гардарики, 2004. - 607 с. 1 экз.
13. Зборовский Г. Е. Прикладная социология : Учеб. пособие для гуманит. (несоциол.) специальностей / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М. : Гардарики, 2004. - 176 с. 2 экз.
14. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А. Г. Здравомыслов. - М. : Аспект, 1997. - 286 с. 2 экз.
15. История теоретической социологии : В 4 т. Т. 1 / Авт. коллектив: А. Б Гофман, Ю. Н. Давыдов, А. Д. Ковалев и др. ; Ин-т социологии РАН. - М., 1997. - 495 с. 3 экз.
16. История теоретической социологии : В 4 т. Т. 2 / Авт. коллектив: А.Б Гофман, Ю. Н. Давыдов, А. А Зотов и др. ; Ин-т социологии РАН. - М. : Канон+, 1998. - 557 с. 3 экз.
17. История теоретической социологии : В 4 т. Т. 3 / Авт. коллектив: С. П. Баньковская, А.Б Гофман, Ю. Н. Давыдов и др. ; Ин-т социологии РАН. - М. : Канон+, 1998. - 445 с. 3 экз.
18. Коржов Г. Територіальні ідентичності: концептуальні інтерпретації в сучасній зарубіжній соціологічній думці / Г. Коржов // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2010. – № 1. – С. 107–124.
19. Лавріненко Н. Гендерні відносини в українській родині / Н. Лавріненко // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2010. – № 1. – С. 138–162.
20. Малюк А. Економіко-соціологічна концепція К. Полані як теоретико-методологічне підґрунтя соціально-критичного дослідження неоліберальної глобалізації / А. Малюк // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2011. – № 2. – С. 107–126.
21. Малюк А. Концепт глобалізації крізь призму ідей Карла Полані / А. Малюк // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2011. – № 3. – С. 26–46.
22. Парсонс Т. О структуре социального действия / Талкотт Парсонс ; Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского ; Пер. с англ. И. Б. Бакштейн и др. - 2-е изд. - М. : Акад. проект, 2002. - 879 с. 1 экз.
23. Погорілий О. І. Соціологічна думка XX століття : [навч. посіб.] / О. І. Погорілий ; Міжнар. фонд "Відродження". - Київ : Либідь, 1996. - 220 с. 1 экз.
24. Радаев В. В. Экономическая социология : Учеб. пособие для студентов вузов по направлению подготовки "Социология" / В. В. Радаев. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 601,[2] с.. 1 экз.
25. Ручка А. О. Курс історії теоретичної соціології : Навч. посібник для студентів та аспірантів вузів / Ручка А. О., Танчер В. В. ; Міжнар. фонд "Відродження". - К. : Наук. думка, 1995. - 223 с. 1 экз.
26. Смелзер Н. Социология : Пер. с англ. / Науч. ред. В. А. Ядов. - М. : Феникс, 1994. - 688 с. 5 экз.
27. Смелзер Н. Дж. Проблеми соціології : Георг-Зімелівські лекції, 1995 / Н. Д. Смелзер ; [Пер. з англ. В. Дмитрук]. - Л. : Кальварія, 2003. - 128 с. 2 экз.
28. Соколова Г. Н. Экономическая социология : Учеб. для студентов соц. и экон. спец. вузов / Г.Н. Соколова. - М. : Филинъ ; Минск : Беларус. навука, 2000. - 376 с. 1 экз.
29. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., послесл. и прил. Т. С. Васильевой ; РАН ; Ин-т социологии. - М. : Наука, 1997. - 352 с. 1 экз.
30. Сорокин П. А. Социология революции / Питирим Сорокин ; [вступ. ст. Ю. В. Яковца ; предисл. И. Ф. Куроса и др. ; сост. и коммент. В. В. Сапов]. - Москва : Астрель, 2008. - 783 с. 10 экз.
31. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество : Пер. с англ. / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. - М. : Политиздат, 1992. - 544 с. 5 экз.
32. Соціологія : Підручник / В. М. Піча, А. Г. Хоронжий, Н. Й. Черниш та ін. ; За ред. В. М. Пічі. - Л. : Магнолія Плюс : Новий світ, 2004. - 277 с. 19 экз.
33. Сурмин Ю. П. Методология и методы социологических исследований: Учеб. пособие / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков ; Межрегион. Акад. упр. персоналом. - К. : МАУП, 2000. - 302 с. 1 экз.
34. Штомпка П. Социология социальных изменений / Ин-т "Открытое о-во" ; Прогр. "Высш. образование" ; Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. - М. : Аспект, 1996. - 415 с. 2 экз.
35. Экономическая социология : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В. Е. Пилипенко ; В. Е. Пилипенко, Э. А. Гансова, В. С. Казаков и др. ; Межрегион. акад. упр. персоналом. - К. : МАУП, 2002. - 295 с. 5 экз.
Критерии оценивания
Баллов
· полное выполнение всех обязательных и выборочных заданий;
· глубокие знания по истории социологии, в частности, основных этапов развития мировой и отечественной социологической мысли, конкретных социологических теорий;
· понимание и умение анализировать основные тенденции развития общества, социальных процессов, социального взаимодействия, социальных общностей;
· знание основных проблем специальных и отраслевых социологических теорий и характер освещения их в научной литературе;
· понимание и умение анализировать основные тенденции социальных процессов, изменений социальных систем, мобильности, конфликтов, политических и экономических структур;
· знание закономерностей развития теорий личности, социальной динамики, экономики, труда и управления, этапов их формирования, изменений систем ценностей;
· правильное обоснование научных положений конкретными фактами, статистическими материалами и тому подобное;
· знание методов и методик конкретного социологического исследования;
· владение категориальным аппаратом социологии на современном уровне;
· последовательное изложение материала с выводами в конце ответа;
· свободное владение нормами современного литературного языка. Допускается 1-2 неточности в изложении материала, не влияющие на правильные выводы или решения, полученный высокий результат.
Баллов
· полное выполнение всех обязательных заданий;
· правильное изложение основного содержания материала в соответствии с определенным заданием;
· умение выделять главные этапы и факторы социального развития в целом и современного общества, анализировать общественные явления и процессы;
· основательные знания по истории социологии;
· знание основных проблем социального бытия и развития экономики, характеристик процессов труда и управления, освещение их в научной литературе;
· владение категориальным аппаратом и методикой социологии на современном уровне;
· последовательное изложение материала;
· свободное владение нормами современного литературного языка.
Допускается 1-3 неточности в использовании понятийного материала, незначительные погрешности в обобщениях и выводах, которые не влияют на общий достаточный уровень ответа.
Баллов
· выполнение 50 – 70 % обязательных заданий;
· содержание материала изложено частично, с несоблюдением в отдельных случаях последовательности;
· студент поверхностно применяет теоретические знания для решения практической проблемы;
· частичное знание фактического материала и методов социологии;
· ошибки при объяснении категорий социологии;
· раскрытие сути вопросов вообще, несмотря на отмеченные выше недостатки;
· недостаточное владение нормами современного литературного языка.
Баллов
· выполнение 30 – 50 % обязательных заданий;
· неумение раскрыть основное содержание задания; необоснованность выводов;
· отсутствие знаний основных тенденций развития социального, социальной динамики, социальных закономерностей и явлений;
· недостаточное владение категориальным аппаратом и методиками социологии;
· ограниченное владение нормами современного литературного языка.
Баллов
· выполнение менее 30 % обязательных заданий;
· неумение раскрыть основное содержание задания;
· неспособность формулировать выводы;
· отсутствие элементарных знаний основных тенденций развития социальных процессов и явлений, истории социологии, методов и методик социального исследования;
· недостаточное владение категориальным аппаратом социологии;
слабое владение нормами современного литературного языка.
Выполнение реферата - это проверка качества усвоения студентом учебной дисциплины и творческая работа по тематике материала, который изучается на лекциях
Цель - самостоятельное изучение студентами части программного материала, систематизация, углубление, обобщение, закрепление знаний и осознание сфер их практического применения, а также развитие навыков самостоятельной работы студента. Реферат сдается на проверку преподавателю, заслушиваются на занятии или на конференции. Качественное выполнение работы положительно отражается на модульной и итоговой успешности по курсу "Социология".
Этот вид самостоятельной работы требует от студента умения творчески работать с литературными источниками, выделять и грамотно обобщать актуальный для темы материал.
Реферат должен включать титульный лист, содержание, иметь четкую структуру со вступлением и основной частью, заканчиваться выводами и списком использованных источников. Во вступлении формулируются актуальность, цели и задачи работы. Требования оформления ссылок, цитат, таблиц и рисунков – общенаучные. Объем реферата – 12-15 стр. А4 или 20 тыс. печатных знаков с пробелами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 534.