Тема 1. Социология как наука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОЦИОЛОГИЯ

для студентов 1 и 2 курса экономических специальностей

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Доц. Целик Т.В.

Тема 1. Социология как наука

семинарское занятие (2 час.)

Основные понятия темы: общетеоретическая социология, макросоциология, микросоциология, объект социологического исследования, позитивизм, система социологического знания, социальная реальность, социальный закон, социология, специальные социологические теории, общество.

План семинарского занятия

1. Предмет и метод социологии.

2. Структура социологического знания и способы ее построения.

3. Функции и значения социологии для развития современного общества.

 

Темы рефератов

1. Социология: что она изучает.

2. Место и функции социологии в обществе.

3. Основные взгляды на структуру социологии и способы ее структуризации.

4. Социология и ее место в профессиональной подготовке студенческой молодежи.

5. Возможность использования социологического знания специалистами Вашей профессии.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда возникает социология как самостоятельная наука?

2. В чем отличие социальной философии и социологии?

3. Почему О. Конт и Г. Спенсер считаются основоположниками социологии?

4. Как можно определить предмет социологии?

5. Можно ли назвать социологию отраслью междисциплинарного знания?

6. Какой является структура социологического знания?

7. Назовите основные функции социологии.

8. В чем заключается значение социологии?

9. Изменяется ли влияние социологии на социальные процессы?

 

Тема 2. Становление и основные этапы развития социологии

семинарское занятие (2 час.)

Основные понятия темы: интеракционизм, натурализм в социологии, органическая школа в социологии, позитивизм, расово-антропологическая школа в социологии.

План семинарского занятия

1. Общество как предмет социально-философской мысли Древней Греции.

2. Взгляды на общество в христианско-теологической традиции европейского Средневековья.

3. Социальные идеи в произведениях гуманистов эпохи Возрождения.

4. Социальные теории Нового времени как форма развития социологического знания.

5. Социология ХІХ – первой половины ХХ вв..

6. Современные направления и школы в социологии.

7. Развитие отечественной социологической мысли.

 

Темы рефератов

1. Социальный порядок как ценность в религиозно-этичных учениях Древнего Востока.

2. Социально значимые идеи в наследии античных мыслителей-досократиков.

3. Идеальная модель социума в произведениях Платона.

4. Аристотель как систематизатор античного знания о человеке и обществе.

5. Христианство как целостная социально-этическая доктрина.

6. Утопический социализм как фактор становления социологического знания.

7. Социологические идеи Н. Макиавелли в области политической власти и управления.

8. Вклад Ш. Монтескье в теорию правового государства.

9. Ж.-Ж. Руссо как критик цивилизации.

10. Г. Спенсер – основоположник органицизма в социологии.

11. Позитивистско-натуралистическое направление в социологии.

12. Исторический материализм и его значение для анализа общества современной наукой.

13. Э. Дюркгейм – теоретик социологии.

14. Теория социального действия М. Вебера.

15. Формальная немецкая социология первой половины ХХ в.

16. Факторы возникновения и значение социологического психологизма для развития специальных социологических теорий.

17. Структурный функционализм как влиятельное направление западной социологии ХХ в.

18. П. Сорокин – теоретик социологии ХХ в. и выдающийся деятель Американской ассоциации социологов.

19. Протосоциологические идеи в наследии писателей полемистов XVII – XVIII вв.

20. Социологические взгляды И. Франко.

21. Славянофилы и западники о моделях развития российского общества.

22. Проблемы социологии экономики и права в работах М. Туган-Барановского и Б. Кистяковского.

23. М. Ковалевский как один из основоположников социологии в России.

24. Государственнические концепции и демократическое движение в Российской империи XIX – XX вв.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда начинается теоретическое осмысление социальной реальности?

2. Существовала ли социология в Древнем Мире?

3. Какие из социальных идей мыслителей античности не потеряли своего значения для современной социальной теории?

4. Остается ли целесообразной теория "среднего класса" Аристотеля? Обоснуйте свою позицию.

5. Какие социальные ценности рассматривали мыслители европейского Средневековья?

6. Какое место в новоевропейской социально-философской мысли занимает учение об общественном договоре?

7. Какие принципы справедливого общества отстаивали Т. Мор и Т. Кампанелла?

8. Какое значение для развития социологической теории имели взгляды мыслителей XVII – XVIII вв.?

9. Назовите наиболее социально значимые идеи представителей европейского Просвещения.

10. Почему социально-философские идеи И. Канта являются основополагающими для формирования современных социальных ценностей либерально-демократической направленности?

11. Какие идеи Г. Спенсера дали начало структурно-функциональному анализу? В чем методологическое значение этого подхода?

12. Какое место занимает социологическая доктрина марксизма в теоретической социологии второй половины XIX – XX вв.?

13. Почему теория Э. Дюркгейма получила название социологии солидаризма?

14. В чем заключается главная задача социологии по мнению М. Вебера?

15. Какую связь между протестантской этикой и становлением буржуазного общества исследовал М. Вебер?

16. Назовите ведущие направления и школы теоретической социологии ХХ в.

17. Дайте характеристику этапам развития отечественной социологической мысли.

18. Какое отношение к социологии было в советском обществознании? Изменилось ли отношение к социологии в современной Украине?

19. Какое место в истории теоретической социологии занимает П. Сорокин?

20. Назовите известные Вам научные учреждения и центры социологических исследований.

 

План семинарского занятия

1. Социальная система как целостность и особенный вид системы.

2. Характеристика общественной жизни и ее основных подсистем.

3. Классификация и типологизация обществ в теоретической социологии.

4. Социальная статика и социальная динамика: проблема общественного развития и движущих сил социальных изменений.

Темы рефератов

1. Теории происхождения общества.

2. Теория антропосоциогенеза, ее значение для понимания социальной реальности.

3. Анализ общества в теории и методологии структурного функционализма.

4. Элита как фактор социальных изменений в теориях В. Парето и Г. Моски.

5. Концепция стадий экономического роста как модель социального развития. Феномен постиндустриального общества.

6. Эволюционистская и революционистская парадигмы общественного развития.

7. Глобалистика и альтернативные модели развития современного мира.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общество?

2. Какие подходы теоретического анализа общества Вам известны?

3. Почему общество рассматривают как социальную систему?

4. Можно ли оказать предпочтение одной из подсистем общественной жизни?

5. Рассмотрите несколько примеров социальных образований. Могут ли все они быть определены как общество?

6. На основании каких признаков можно дать определение обществу?

7. Какие характерные черты определяют индустриальное и постиндустриальное общества?

8. Какие способы социально-культурной типологии обществ предлагали мыслители XIX – XX ст.?

 

План семинарского занятия

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Система социальных институтов общества.

3. Теория социальной стратификации.

4. Социальная мобильность как фактор структуризации общества.

Темы рефератов

1. Социальная структура современного западноевропейского общества.

2. Социальная структура современного российского общества.

3. Социальная структура современного украинского общества.

4. Теория стратификации П. Сорокина.

5. Процессы институциализации в истории общественного развития.

6. Проблемы социальной структуры советского общества ХХ в.

7. Взаимоотношение внутрипоколенной и межпоколенной мобильности.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается содержание положения М. Вебера о социальном действии и его типах?

2. Какое место в социологии принадлежит категории "социальная группа"?

3. Что такое социальная институциализация?

4. Какие типы социальной стратификации Вы можете назвать открытыми или закрытыми и на каком основании?

5. Что такое социальная мобильность?

6. Приведите примеры вертикальной и горизонтальной мобильности.

7. Дайте характеристику процессам маргинализации и люмпенизации общества.

8. Какими стратами представлена социальная структура современного общества?

 

План семинарского занятия

1. Понятие социальной общности и социальной группы. Разновидности социальных общностей.

2. Место и роль социальных общностей в общественной системе.

3. Социальное взаимодействие как форма социальной коммуникации и его виды.

Темы рефератов

1. Политические общности в структуре западных обществ.

2. Причины дезорганизации социальных общностей.

3. Проблема национальной идентичности в теоретической социологии.

4. Межнациональные конфликты и способы их решения.

5. Проблема мультикультурализма в современной социологии.

6. Этнические общности и проблемы этносоциологии.

7. Типология социальных конфликтов.

8. Социометрические методы преодоления конфликтов.

9. Маргинализация как сложный социальный процесс в современном обществе.

10. Флешмоб как новая форма социального контакта.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся категории социальная группа, социальная общность и общество?

2. Какие демографическо-территориальные общности Вы можете назвать?

3. По каким критериям выделяются социальные общности в теоретической социологии?

4. Что такое «социальное действие» в интерпретации М. Вебера?

5. По каким критериям можно классифицировать типы социального взаимодействия?

6. В чем заключается сущность социального взаимодействия в теории символического интеракционизма?

7. Какова роль конфликта как формы социального взаимодействия в социальных преобразованиях?

8. Как Вы понимаете сущность солидаризма как типа социального взаимодействия?

Тема 6. Социология личности

семинарское занятие (2 час.)

Основные понятия темы : девиантное поведение, социализация, социальная адаптация, социальная роль, социальный статус личности, социальный характер, ценность.

План семинарского занятия

1. Историко-социологические аспекты формирования теории личности.

2. Ролевая теория и социальный статус личности.

3. Формирование личности в процессе социализации.

Темы рефератов

1. Девиантное поведение личности в современном обществе.

2. Ценностные ориентации личности в переходном обществе.

3. Фрейдизм и неофрейдизм о личности и факторах ее становления.

4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

5. Социально-историческая типология личности.

6. Идеальный тип личности в просветительской, марксистской и либерально-демократической идеологических системах.

7. Социальный престиж как мотивационное основание социализации современного человека.

8. Профессиональная деятельность в системе социальной мотивации личности.

9. Ресоциализация как общее явление постсоветских обществ.

10. Человек как наивысшая социальная ценность в Украине: соотношение конституционной нормы и социальной политики.

11. Модель социально-экономического человека.

12. Хозяйственное поведение человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся социальные и биопсихические факторы в процессе формирования личности?

2. Как соотносятся понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"?

3. Поясните социологическое содержание понятий "социальный статус " и "социальная роль".

4. Что такое "социализация" и что есть ее составляющими?

5. Какие примеры Вы можете привести, характеризуя понятие "ресоциализация"?

6. Возможно ли выстроить социальную структуру личности, не учитывая такие ее элементы как деятельность и свобода? Обоснуйте свою позицию.

7. Какую роль играют мотивы и ценностные ориентации в формировании личности?

8. Что такое девиантное поведение?

9. Приведите примеры различных типов девиантности.

10. Что такое культура личности?

Тема7. Социология семьи

семинарское занятие (2 час.)

Основные понятия темы : гендерная социология, деинституциализация, демография, домашнее хозяйство, моногамия, нуклеарная семья, полиандрия, полигамия, сложная семья, социология семьи, брак.

План семинарского занятия

1. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

2. Система категорий и основные подходы социологического исследования семьи.

3. Тенденции развития современной семьи.

Темы рефератов

1. Тенденции развития семейных отношений в Украине.

2. Повторный брак – история и современность.

3. Основные теории семьи.

4. Развод – "за" или "против"?

5. Социальная селекция как средство создания идеального общества за Платоном.

6. Брачный контракт как форма современного брака в европейском и украинском обществах.

7. Семья и брак глазами молодежи XXI в.

8. Этнокультурные расхождения в отношении к семье и браку.

9. Социальный портрет студенческой семьи.

10. Проблема насилия в семье и его разновидности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом социологии семьи?

2. Назовите основные историко-социальные типы семьи.

3. Назовите основные элементы "структуры семьи", которые определяются современной социологией.

4. Почему семью рассматривают в социологии как социальный институт и малую социальную группу?

5. Назовите функции семьи. Какие из перечисленных функций доминируют в современном обществе, а какие преобладали в прошлом?

6. Какую роль играет семья в процессе социализации личности?

7. Какие тенденции существования и развития семьи в современном европейском социуме являются позитивными, а которые разрушают ее? Ваша точка зрения.

8. Является ли проблемой социологии отношения молодежи к браку и разводам?

9. Какие альтернативы брака и семьи предлагались в истории социологической мысли?

10. Какие изменения в моделях семьи Вы можете назвать? Какие социальные связи, с вашей точки зрения, характеризуются как нестандартные семьи?

11. Соглашаетесь ли Вы с тезисом Платона, что не все люди и семьи достойны воспитывать детей?

Тема 8. Социология молодежи

семинарское занятие (2 час.)

 

Основные понятия темы : демография, молодая семья, молодежь, молодежная политика, молодежное сознание, образование, самоопределение, социализация, субкультура, юность.

План семинарского занятия

1. Молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества.

2. Социальные характеристики молодежи Молодежное сознание.

3. Самоопределения молодежи: социальное, политическое, профессиональное, экономическое.

Темы рефератов

1. Особенности социализации и самоопределения молодежи в Украине.

2. Молодая (студенческая) семья и ее проблемы.

3. Девиантное поведение молодежи как объект социологического исследования.

4. Молодежная субкультура и контркультура.

5. Государственная молодежная политика и ее составляющие.

6. Социальный портрет украинской молодежи начала XXI в.

7. Проблема трудоустройства и занятости среди молодежи.

8. Проблема досуга в молодежной среде.

9. Модели и приоритеты жизненных стандартов современной молодежи.

10. Проблема социальной защиты молодежи.

11. Ценностные ориентиры молоды в обществах переходного типа.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое место занимает социология молодежи среди других отраслей социологического знания и гуманитарных наук?

2. Что является предметом и объектом социологии молодежи?

3. Какие возрастные границы предлагаются современной социологией для определения молодежи?

4. Какие задачи решает специальная социологическая теория молодежи?

5. Какие факторы социального самоопределения молодежи Вы знаете?

6. В чем заключается проблема политического самоопределения молодежи?

7. Почему, с Вашей точки зрения, в современной Украине молодежь является наиболее социально уязвимой общностью в плане экономического и политического самоопределения?

8. На основе каких факторов молодежь в большей степени характеризуется понятиям девиантности?

9.  В чем специфика молодежной субкультуры и контркультуры?

10. По каким направлениям можно характеризовать современную социальную политику Украины по делам молодежи?

 

План семинарского занятия

1. Социология экономики как научная дисциплина, ее объект, предмет, функции.

2. Историко-теоретическое развитие социологического знания об экономической сфере.

3. Экономика как социальный институт

4. Социологический анализ социально-экономических проблем в современной Украине.

Темы рефератов

1. Классические экономические теории XVII – XIX в. как предпосылка развития социологического знания об экономической сфере.

2. Социально-экономические модели развития общества в теориях либерализма и марксизма.

3. Робота М. Вебера "Экономика и общество".

4. Социоаналитическое направление в исследовании экономической сферы общественной жизни.

5. Социологическая экономика Й. Шумпетера.

6. Экономические проблемы в работе Г. Зиммеля "Философия денег".

7. Системный анализ общества и экономики в марксизме.

8. М. Туган-Барановський о роли социальных потребностей в хозяйственной деятельности.

9. Социально-экономические приоритеты современного европейского общества.

10. Экономическая культура: сущность и особенности

11. Особенности советской и постсоветской экономической культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является объектом и предметом исследования экономической социологии?

2. Назовите категории первого и второго уровней экономической социологии.

3. Раскройте содержание социальной и экономической сфер.

4. Что такое теория и методология экономической социологии?

5. Назовите социальные функции экономики.

6. Что такое экономическое поведение и экономическое сознание?

7. Назовите компоненты экономической культуры?

8. В чем смысл миросистемного подхода исследования экономик.

9. Чем различаются модели однолинейного и параллельного развития мира хозяйства?

10. Покажите связь экономической социологии с другими науками.

План семинарского занятия

1. Социология труда и управления как отраслевые социологические теории

2. Трудовая деятельность как социальный процесс, ее составляющие.

3. Роль социологии труда и управления в решении социально-экономических проблем.

4. Занятость и безработица как социально-экономические характеристики рынка труда.

Темы рефератов

1. Рынок труда в социологическом дискурсе.

2. Социальные гарантии занятости и трудоустройства молодежи как элемент современной молодежной политики.

3. Безработица как социально-экономическая проблема.

4. Проблема распределения трудовых ресурсов и прибылей в глобализованном мире.

5. Влияние технологических и социальных условий на отношение к труду.

6. Управленческие подходы в системе экономической и социологической теории.

7. Трудовой коллектив как социальная группа, его структура и функционирование.

8. Социальное управление хозяйственным поведением.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите предмет отраслевой социологической теории труда и управления.

2. Назовите основные категории социологии труда и управления.

3. Какие социальные последствия безработицы Вы можете назвать?

4. Что такое патернализм как модель управления производственно-трудовыми отношениями? Какими являются его социальные последствия?

5. Какое значение имеет социология труда и управления в современном мире?

6. Является ли необходимым применение методов социального управления трудовыми процессами?

7. Стоит ли полагаться на процессы саморегуляции в сфере производства?

8. Какую роль играют рыночные отношения в социальной регуляции?

 

План семинарского занятия

1. Основные концепции социологии этноса, ее предмет и задачи. Значение методологии этносоциологии в современной науке.

2. Проблема малых этнокультурных общностей в современном мире.

3. Социология религии как отраслевая социологическая теория, ее предмет, задание и составляющие.

4. Конфессиональная структура украинского общества : современные проблемы и перспективы их преодоления.

 

Темы рефератов

1. Специфика и соотношение предметных полей социологии этноса и этнографии.

2. Проблема этногенеза в современной науке.

3. Становления этносоциологии как социологической теории.

4. Проблема сохранения языков малочисленных народов как проблема современного социума.

5. Этносоциология в системе научной славистики.

6. Становление украинской национальной идеи: история и современность.

7. Мультикультурализм как теория и культурная политика.

8. Классические социологические теории М. Вебера и Е. Дюркгейма в сфере исследования религии.

9. Конфликтологическая парадигма в исследовании взаимодействия христианского и исламского миров современной цивилизации.

10. Экуменизм как теоретически-мировоззренческая модель общества будущего.

11. Межконфессиональное напряжение в современной Украине: история, факторы, перспективы.

12. Типы религиозного поведения в обществах современного мира.

13. Уровень религиозности населения современной Украины как социо-культурный и территориально-демографический маркер.

14. Проблема религиозных конфликтов в современном обществе.

15. Методологическое значение труда Г. Зиммеля "К социологии религии"

16. Религиеведческая концепция Б. Малиновского.

17. "Религиозный ренессанс" как явление современных постсоветских обществ.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается предметное поле этнографии и этносоциологии?

2. Какие общности можно назвать этническими, а какие национальными?

3. Совпадают ли категории "национальная культура" и "культура этноса"?

4. Какие функции выполняет социология этноса в системе научного украиноведения?

5. Отличаются ли этно-национальные и национально-политические общности?

6. Какая роль религии в формировании этно-национальной культуры?

7. Назовите этносоциологические концепции и подходы.

8. Является ли оправданной политика мультикультурализма в современном мире?

9. В чем заключается специфика предметной сферы социологии религии?

10. Назовите функции религии как социального института.

11. Назовите типы религиозного поведения.

12. Существует ли проблема религиозных конфликтов в современном мире?

13. Существует ли проблема религиозных конфликтов в современной Украине?

14. Чем характеризуется современная религиозная обстановка в Украине?

15. Что такое религиозная организация?

16. В течение какого времени формировалась церковь как социальный институт?

17. Кто из мыслителей конца ХІХ – первой половины ХХ в. разрабатывал концепцию экуменизма?

18. Чем определяется актуальность экуменистической идеологии в современном мире?

19. Являются ли конфессионально однородным современные общества?

20. Объясните специфику понятия "религиозный ренессанс".

План семинарского занятия

1. Отраслевые социологические теории политики и права, их объект, предмет и функции.

2. Взаимодействие человека и власти как ключевая проблема социологии политики.

3. Политическая структура общества

4. Ведущие политические институты общества: специфика социологического исследования.

5. Правовое сознание и правовое поведение как предмет социологического исследования.

Темы рефератов

1. Социологические идеи Н. Макиавелли относительно политики и власти.

2. Вклад Ш. Монтескье в теорию правового государства.

3. Этапы развития мировой и отечественной социологии права.

4. Структура правового сознания и специфика ее социологического исследования.

5. Правовое воспитание и самовоспитание в процессе правовой социализации личности.

6. Понятие деликвентного поведения и субкультуры. Проблема распространенности субкультур в современном обществе.

7. Политические институты и их место в социо-культурной реальности.

8. Теории политической элиты в обществоведении ХХ в.

9. Экзитпол как ведущая форма социологического исследования политического самоопределения граждан.

10. Тенденции развития социологии политики и политтехнологии в современных обществах.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается специфика социологии права и социологии политики как социологических дисциплин?

2. Существует ли взаимосвязь социологии права с другими отраслями обществоведения?

3. Какое место в новоевропейской социально-философской мысли занимает учение об общественном договоре?

4. Какие принципы справедливого общества отстаивали Т. Мор и Т. Кампанелла?

5. Чем отличаются юридические явления от юридических фактов?

6. Как соотносятся социология политики и политология?

7. Назовите этапы становления социологии политики.

8. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу социально-правовых явлений?

9. Назовите формы социального действия права. Дайте характеристику нескольким из них.

10. Какие уровни правового сознания существуют в обществе?

План семинарского занятия

1. Программа социологического исследования. Разновидности выборок.

2. Методы сбора и обработки информации.

3. Оформление результатов социологического исследования.

Темы рефератов

1. Место полевых социологических исследований в изучении социальной реальности и социальных процессов.

2. Анкетный опрос как самая распространенная разновидность социального мониторинга.

3. Разновидности интервью и специфика их использования в социологии.

4. Проблема интерпретации социологических данных.

5. Социальная прогностика и социологическое прогнозирование.

6. Значение социологического моделирования и прогнозирования для управления социальными процессами.

7. Метод социометрии в социологическом исследовании.

8. Роль личности социолога в социологическом исследовании.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается разница между методологией и методикой социологического исследования?

2. Что отличает социологическое исследование общества среди подходов других социальных наук?

3. Почему разные способы социального измерения в конкретном социологическом исследовании используются комплексно?

4. Что такое генеральная совокупность и выборка?

5. Какую роль играет выборка в эмпирическом социологическом исследовании?

6. Какие главные требования выдвигаются к обоснованию программы конкретного социологического исследования?

7. Какой является структура программы конкретного социологического исследования?

8. Что такое рабочий план социологического исследования?

9. Какими являются значения анкеты и требования к ней в социологическом исследовании?

10. Какими являются условия надежности и репрезентативности конкретно-социологического исследования?

11. Какая роль принадлежит личности социолога в конкретно-социологическом исследовании?

12. В каких случаях целесообразным является обращение к социальному эксперименту как методу социологического исследования?

13. Что такое контент-анализ и когда его целесообразно использовать?

14. В чем заключается особенность применения социологического наблюдения?

15. Что такое социальное прогнозирование? Каковы его функции в современном обществе?

16. Что такое экспертная оценка как метод социологического исследования?

 

Литература

Основная

1. Бабосов, Е. М. Социология : энциклопедический словарь / Е. М. Бабосов ; предисл. Г. В. Осипова. - Москва : Кн. дом " ЛИБРОКОМ", 2009. - 474 с.

2. Волков, Ю. Г. Социология : учебник для студентов вузов / Ю. Г. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 668 с.

3. Добреньков, В. И. Социология : учебник для студентов вузов по специальностям социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 623 с.

4. Кравченко, А. В. Социология : учебник / А. В. Кравченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Проспект, 2008. – 534 с.

5. Кравченко, А. И. Социология : учебник по дисциплине "Социология" для студентов вузов, обучающихся по несоциол. специальностям и направлениям подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - М. и др. : Питер, 2008. - 431 с.

6. Кравченко, А. И. Социология : учебник для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим специальностям и направлениям подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 431 с.

7. Кравченко, А. В. Социология : учебник для бакалавров / А. В. Кравченко ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва : Проспект, 2014. - 534 с.

8. Кравченко, А. И. Социология в вопросах и ответах : учебное пособие / А. И. Кравченко. - Москва : Проспект, 2015. - 240 с.

9. Лавриненко, В. Н. Социология : конспект лекций / В. Н. Лавриненко. - Москва : Проспект, 2014. - 328 с.

10. Лукашевич, М. П. Соціологія : загальний курс / М. П. Лукашевич, М. В. Туленков. - 2-ге вид. - К. : Каравела, 2008. - 407 с.

11. Лукашевич, М. П. Соціологія : основи загальної, спеціальних і галузевих теорій / М. П. Лукашевич, М. В. Туленков. - Київ : Каравела, 2009. - 543 с.

12. Мухаев, Р. Т. Социология : конспект лекций / Р. Т. Мухаев. - Москва : Проспект, 2015. - 174 с

13. Немировский, В. Г. Социология : учебник / В. Г. Немировский. - Москва : Проспект, 2010. - 542 с.

14. Радугин, А. А. Социология : курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 3-е изд. - М. : Библионика, 2006. - 221 с.

15. Сірий, Є. В. Соціологія : Заг. теорія, історія розвитку, спец. та галуз. теорії / Є. В. Сірий ; М-во освіти і науки України. - Вид. 2-ге. - К. : Атіка, 2007. - 479 с.

16. Сірий, Є. В. Соціологія : заг. теорія, історія розвитку, спец. та галуз. теорії / Є. В. Сірий. - Вид. 3-тє. - Київ : Атіка, 2009. - 491 с.

17. Социология : учеб. для студентов вузов / [В. Н. Лавриненко, Г. С. Лукашева, О. А. Останина и др.] ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 447 с.

18. Социология : учебник / [В. Н. Лавриненко и др.] ; науч. ред. В. Н. Лавриненко. - 4-е изд. - Москва : Проспект, 2015. - 480 с.

19. Социология : учебник / [Н. Ф. Осипова, В. Д. Водник, Г. П. Климова и др.] ; под ред. Н. Ф. Осиповой. - Харьков : Одиссей, 2008. - 263 с.

20. Соціологія : навч. посіб. / [С. О. Макеєв, В. П. Чорноволенко, В. Л. Оссовський та ін.] ; за ред. С. О. Макеєва. - 4-ге вид. - Київ : Знання, 2008. - 566 с.

21. Соціологія : підручник / [В. Г. Городяненко, О. В. Гілюн, А. В. Демічева та ін.] ; за ред. В. Г. Городяненка. - 3-тє вид. - К. : Академія, 2008. - 542 с.

22. Соціологія : підруч. для студ. вищ. навч. закл. / [В. І. Волович, М. І. Горлач, В. Г. Кремень та ін.]. - Київ : ЦУЛ, 2009. - 807 с.

23. Соціологічна енциклопедія / редкол.: В. І. Астахова та ін ; упоряд. В. Г. Городяненко. - Київ : Академвидав, 2008. - 455 с.

24. Танчин, І. З. Соціологія : навч. посіб. / І. З. Танчин. - 2-ге вид. - К. : Знання, 2007. - 351 с.

25. Черниш, Н. Й. Соціологія : підруч. за рейтингово-модульною системою навчання / Н. Й. Черниш. - 5-те вид. - Київ : Знання, 2009. - 468 с.

26. Юрій, М. Ф. Соціологія : підруч. для студ. вузів / М. Ф. Юрій. - К. : Кондор, 2007. - 287 с.

Дополнительная

1. Американская социологическая мысль : тексты / Р. Мертон и др. ; сост. Е. И. Кравченко ; под ред. В. И. Добренькова. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 496 с. 1 экз.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича ; Пер. с фр.: А. И. Рычагов, В. А. Скиба. - М. : Прогресс : Универс, 1993. - 607 с. 2 экз.

3. Арон Р. Вступ до філософії історії : есе про межі історичної об'єктивності / Р. Арон ; пер. з фр., післямова та прим. О. Йосипенко, С. Йосипенка. - Нове вид. - Київ : Укр. Центр духов. культури, 2005. - 578 с. 1 экз.

4. Арсеєнко А. Що таке неолібералізм у контексті сучасної «економікс» та економіки / А. Арсеєнко // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2011. – № 2. – С. 78–106.

5. Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / М. Вебер ; сост., общ. ред. и послесл. [с. 736-769] Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко [с. 5-41 ; коммент. А. Ф. Филиппова]. - М. : Прогресс, 1990. - 804,[1] с. 2 экз.

6. Вебер М. Избранное ; Образ общества : Пер. с нем. / Макс Вебер. - М. : Юрист, 1994. - 704 с. 2 экз.

7. Вебер М. Протестантська етика і дух капіталізму / Пер. з нім. О. Погорілий. - К. : Основи, 1994. - 261 с. 2 экз.

8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда ; Метод социологии : [пер. с фр.] / Э. Дюркгейм ; изд. подгот. А. Б. Гофман ; [примеч. В. В. Сапова]. - М. : Наука, 1991. - 572,[2] с. 1 экз.

9. Дюркгейм Э. Самоубийство : Социол. этюд / Пер. с фр. А. Н. Ильинского. - СПб. : Союз, 1998. - 496 с. 1 экз.

10. Жоль К. К. Философия и социология права : Учеб. пособие для студентов вузов / К. К. Жоль. - 2-е изд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с. 2 экз.

11. Захарченко М. В. Історія соціології : Від античності до початку XX ст. / М. В. Захарченко, О. І. Погорілий. - К. : Либідь, 1993. - 335 с.  1 экз.

12. Зборовский Г. Е. История социологии : Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - М. : Гардарики, 2004. - 607 с. 1 экз.

13. Зборовский Г. Е. Прикладная социология : Учеб. пособие для гуманит. (несоциол.) специальностей / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М. : Гардарики, 2004. - 176 с. 2 экз.

14. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А. Г. Здравомыслов. - М. : Аспект, 1997. - 286 с. 2 экз.

15. История теоретической социологии : В 4 т. Т. 1 / Авт. коллектив: А. Б Гофман, Ю. Н. Давыдов, А. Д. Ковалев и др. ; Ин-т социологии РАН. - М., 1997. - 495 с. 3 экз.

16. История теоретической социологии : В 4 т. Т. 2 / Авт. коллектив: А.Б Гофман, Ю. Н. Давыдов, А. А Зотов и др. ; Ин-т социологии РАН. - М. : Канон+, 1998. - 557 с. 3 экз.

17. История теоретической социологии : В 4 т. Т. 3 / Авт. коллектив: С. П. Баньковская, А.Б Гофман, Ю. Н. Давыдов и др. ; Ин-т социологии РАН. - М. : Канон+, 1998. - 445 с. 3 экз.

18. Коржов Г. Територіальні ідентичності: концептуальні інтерпретації в сучасній зарубіжній соціологічній думці / Г. Коржов // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2010. – № 1. – С. 107–124.

19. Лавріненко Н. Гендерні відносини в українській родині / Н. Лавріненко // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2010. – № 1. – С. 138–162.

20. Малюк А. Економіко-соціологічна концепція К. Полані як теоретико-методологічне підґрунтя соціально-критичного дослідження неоліберальної глобалізації / А. Малюк // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2011. – № 2. – С. 107–126.

21. Малюк А. Концепт глобалізації крізь призму ідей Карла Полані / А. Малюк // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2011. – № 3. – С. 26–46.

22. Парсонс Т. О структуре социального действия / Талкотт Парсонс ; Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского ; Пер. с англ. И. Б. Бакштейн и др. - 2-е изд. - М. : Акад. проект, 2002. - 879 с. 1 экз.

23. Погорілий О. І. Соціологічна думка XX століття : [навч. посіб.] / О. І. Погорілий ; Міжнар. фонд "Відродження". - Київ : Либідь, 1996. - 220 с.  1 экз.

24. Радаев В. В. Экономическая социология : Учеб. пособие для студентов вузов по направлению подготовки "Социология" / В. В. Радаев. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 601,[2] с.. 1 экз.

25. Ручка А. О. Курс історії теоретичної соціології : Навч. посібник для студентів та аспірантів вузів / Ручка А. О., Танчер В. В. ; Міжнар. фонд "Відродження". - К. : Наук. думка, 1995. - 223 с. 1 экз.

26. Смелзер Н. Социология : Пер. с англ. / Науч. ред. В. А. Ядов. - М. : Феникс, 1994. - 688 с. 5 экз.

27. Смелзер Н. Дж. Проблеми соціології : Георг-Зімелівські лекції, 1995 / Н. Д. Смелзер ; [Пер. з англ. В. Дмитрук]. - Л. : Кальварія, 2003. - 128 с. 2 экз.

28. Соколова Г. Н. Экономическая социология : Учеб. для студентов соц. и экон. спец. вузов / Г.Н. Соколова. - М. : Филинъ ; Минск : Беларус. навука, 2000. - 376 с. 1 экз.

29. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., послесл. и прил. Т. С. Васильевой ; РАН ; Ин-т социологии. - М. : Наука, 1997. - 352 с. 1 экз.

30. Сорокин П. А. Социология революции / Питирим Сорокин ; [вступ. ст. Ю. В. Яковца ; предисл. И. Ф. Куроса и др. ; сост. и коммент. В. В. Сапов]. - Москва : Астрель, 2008. - 783 с. 10 экз.

31. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество : Пер. с англ. / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. - М. : Политиздат, 1992. - 544 с. 5 экз.

32. Соціологія : Підручник / В. М. Піча, А. Г. Хоронжий, Н. Й. Черниш та ін. ; За ред. В. М. Пічі. - Л. : Магнолія Плюс : Новий світ, 2004. - 277 с. 19 экз.

33. Сурмин Ю. П. Методология и методы социологических исследований: Учеб. пособие / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков ; Межрегион. Акад. упр. персоналом. - К. : МАУП, 2000. - 302 с. 1 экз.

34. Штомпка П. Социология социальных изменений / Ин-т "Открытое о-во" ; Прогр. "Высш. образование" ; Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. - М. : Аспект, 1996. - 415 с. 2 экз.

35. Экономическая социология : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В. Е. Пилипенко ; В. Е. Пилипенко, Э. А. Гансова, В. С. Казаков и др. ; Межрегион. акад. упр. персоналом. - К. : МАУП, 2002. - 295 с. 5 экз.

 

Критерии оценивания

Баллов

· полное выполнение всех обязательных и выборочных заданий;

· глубокие знания по истории социологии, в частности, основных этапов развития мировой и отечественной социологической мысли, конкретных социологических теорий;

· понимание и умение анализировать основные тенденции развития общества, социальных процессов, социального взаимодействия, социальных общностей;

· знание основных проблем специальных и отраслевых социологических теорий и характер освещения их в научной литературе;

· понимание и умение анализировать основные тенденции социальных процессов, изменений социальных систем, мобильности, конфликтов, политических и экономических структур;

· знание закономерностей развития теорий личности, социальной динамики, экономики, труда и управления, этапов их формирования, изменений систем ценностей;

· правильное обоснование научных положений конкретными фактами, статистическими материалами и тому подобное;

· знание методов и методик конкретного социологического исследования;

· владение категориальным аппаратом социологии на современном уровне;

· последовательное изложение материала с выводами в конце ответа;

· свободное владение нормами современного литературного языка. Допускается 1-2 неточности в изложении материала, не влияющие на правильные выводы или решения, полученный высокий результат.

Баллов

· полное выполнение всех обязательных заданий;

· правильное изложение основного содержания материала в соответствии с определенным заданием;

· умение выделять главные этапы и факторы социального развития в целом и современного общества, анализировать общественные явления и процессы;

· основательные знания по истории социологии;

· знание основных проблем социального бытия и развития экономики, характеристик процессов труда и управления, освещение их в научной литературе;

· владение категориальным аппаратом и методикой социологии на современном уровне;

· последовательное изложение материала;

· свободное владение нормами современного литературного языка.

Допускается 1-3 неточности в использовании понятийного материала, незначительные погрешности в обобщениях и выводах, которые не влияют на общий достаточный уровень ответа.

Баллов

· выполнение 50 – 70 % обязательных заданий;

· содержание материала изложено частично, с несоблюдением в отдельных случаях последовательности;

· студент поверхностно применяет теоретические знания для решения практической проблемы;

· частичное знание фактического материала и методов социологии;

· ошибки при объяснении категорий социологии;

· раскрытие сути вопросов вообще, несмотря на отмеченные выше недостатки;

· недостаточное владение нормами современного литературного языка.

Баллов

· выполнение 30 – 50 % обязательных заданий;

· неумение раскрыть основное содержание задания; необоснованность выводов;

· отсутствие знаний основных тенденций развития социального, социальной динамики, социальных закономерностей и явлений;

· недостаточное владение категориальным аппаратом и методиками социологии;

· ограниченное владение нормами современного литературного языка.

 

Баллов

· выполнение менее 30 % обязательных заданий;

· неумение раскрыть основное содержание задания;

· неспособность формулировать выводы;

· отсутствие элементарных знаний основных тенденций развития социальных процессов и явлений, истории социологии, методов и методик социального исследования;

· недостаточное владение категориальным аппаратом социологии;

слабое владение нормами современного литературного языка.

 

Выполнение реферата - это проверка качества усвоения студентом учебной дисциплины и творческая работа по тематике материала, который изучается на лекциях

Цель - самостоятельное изучение студентами части программного материала, систематизация, углубление, обобщение, закрепление знаний и осознание сфер их практического применения, а также развитие навыков самостоятельной работы студента. Реферат сдается на проверку преподавателю, заслушиваются на занятии или на конференции. Качественное выполнение работы положительно отражается на модульной и итоговой успешности по курсу "Социология".

Этот вид самостоятельной работы требует от студента умения творчески работать с литературными источниками, выделять и грамотно обобщать актуальный для темы материал.

Реферат должен включать титульный лист, содержание, иметь четкую структуру со вступлением и основной частью, заканчиваться выводами и списком использованных источников. Во вступлении формулируются актуальность, цели и задачи работы. Требования оформления ссылок, цитат, таблиц и рисунков – общенаучные. Объем реферата – 12-15 стр. А4 или 20 тыс. печатных знаков с пробелами.

СОЦИОЛОГИЯ

для студентов 1 и 2 курса экономических специальностей

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Доц. Целик Т.В.

Тема 1. Социология как наука

семинарское занятие (2 час.)

Основные понятия темы: общетеоретическая социология, макросоциология, микросоциология, объект социологического исследования, позитивизм, система социологического знания, социальная реальность, социальный закон, социология, специальные социологические теории, общество.

План семинарского занятия

1. Предмет и метод социологии.

2. Структура социологического знания и способы ее построения.

3. Функции и значения социологии для развития современного общества.

 

Темы рефератов

1. Социология: что она изучает.

2. Место и функции социологии в обществе.

3. Основные взгляды на структуру социологии и способы ее структуризации.

4. Социология и ее место в профессиональной подготовке студенческой молодежи.

5. Возможность использования социологического знания специалистами Вашей профессии.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда возникает социология как самостоятельная наука?

2. В чем отличие социальной философии и социологии?

3. Почему О. Конт и Г. Спенсер считаются основоположниками социологии?

4. Как можно определить предмет социологии?

5. Можно ли назвать социологию отраслью междисциплинарного знания?

6. Какой является структура социологического знания?

7. Назовите основные функции социологии.

8. В чем заключается значение социологии?

9. Изменяется ли влияние социологии на социальные процессы?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 467.