Тема 3. Общество как целостная система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

семинарское занятие (2 час.)

Основные понятия темы : аномия, корреляция, среда социальная, социальное взаимодействие, социальное действие, социальная организация, социальная потребность, социальная система, социальное явление, социальный институт, социальные изменения, система, структура, функции, процесс, механизм, развитие, общество.

План семинарского занятия

1. Социальная система как целостность и особенный вид системы.

2. Характеристика общественной жизни и ее основных подсистем.

3. Классификация и типологизация обществ в теоретической социологии.

4. Социальная статика и социальная динамика: проблема общественного развития и движущих сил социальных изменений.

Темы рефератов

1. Теории происхождения общества.

2. Теория антропосоциогенеза, ее значение для понимания социальной реальности.

3. Анализ общества в теории и методологии структурного функционализма.

4. Элита как фактор социальных изменений в теориях В. Парето и Г. Моски.

5. Концепция стадий экономического роста как модель социального развития. Феномен постиндустриального общества.

6. Эволюционистская и революционистская парадигмы общественного развития.

7. Глобалистика и альтернативные модели развития современного мира.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общество?

2. Какие подходы теоретического анализа общества Вам известны?

3. Почему общество рассматривают как социальную систему?

4. Можно ли оказать предпочтение одной из подсистем общественной жизни?

5. Рассмотрите несколько примеров социальных образований. Могут ли все они быть определены как общество?

6. На основании каких признаков можно дать определение обществу?

7. Какие характерные черты определяют индустриальное и постиндустриальное общества?

8. Какие способы социально-культурной типологии обществ предлагали мыслители XIX – XX ст.?

 

Тема 4. Социологические проблемы социальной структуры

семинарское занятие (2 час.)

Основные понятия темы : институциализация, религия, социальный слой, социальная группа, социальная дифференциация, социальная мобильность, социальная организация, социальная роль, социальная стратификация, социальная структура общества, социальный институт, социальные движения.

План семинарского занятия

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Система социальных институтов общества.

3. Теория социальной стратификации.

4. Социальная мобильность как фактор структуризации общества.

Темы рефератов

1. Социальная структура современного западноевропейского общества.

2. Социальная структура современного российского общества.

3. Социальная структура современного украинского общества.

4. Теория стратификации П. Сорокина.

5. Процессы институциализации в истории общественного развития.

6. Проблемы социальной структуры советского общества ХХ в.

7. Взаимоотношение внутрипоколенной и межпоколенной мобильности.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается содержание положения М. Вебера о социальном действии и его типах?

2. Какое место в социологии принадлежит категории "социальная группа"?

3. Что такое социальная институциализация?

4. Какие типы социальной стратификации Вы можете назвать открытыми или закрытыми и на каком основании?

5. Что такое социальная мобильность?

6. Приведите примеры вертикальной и горизонтальной мобильности.

7. Дайте характеристику процессам маргинализации и люмпенизации общества.

8. Какими стратами представлена социальная структура современного общества?

 

Тема 5. Социальные общности и социальное взаимодействие

семинарское занятие (2 час.)

 

Основные понятия темы : этническая идентичность, этнос, конфликт, маргинализация, нация, социальная группа, социальное сообщество, социальное отчуждение, социальные изменения, социология конфликта.

План семинарского занятия

1. Понятие социальной общности и социальной группы. Разновидности социальных общностей.

2. Место и роль социальных общностей в общественной системе.

3. Социальное взаимодействие как форма социальной коммуникации и его виды.

Темы рефератов

1. Политические общности в структуре западных обществ.

2. Причины дезорганизации социальных общностей.

3. Проблема национальной идентичности в теоретической социологии.

4. Межнациональные конфликты и способы их решения.

5. Проблема мультикультурализма в современной социологии.

6. Этнические общности и проблемы этносоциологии.

7. Типология социальных конфликтов.

8. Социометрические методы преодоления конфликтов.

9. Маргинализация как сложный социальный процесс в современном обществе.

10. Флешмоб как новая форма социального контакта.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся категории социальная группа, социальная общность и общество?

2. Какие демографическо-территориальные общности Вы можете назвать?

3. По каким критериям выделяются социальные общности в теоретической социологии?

4. Что такое «социальное действие» в интерпретации М. Вебера?

5. По каким критериям можно классифицировать типы социального взаимодействия?

6. В чем заключается сущность социального взаимодействия в теории символического интеракционизма?

7. Какова роль конфликта как формы социального взаимодействия в социальных преобразованиях?

8. Как Вы понимаете сущность солидаризма как типа социального взаимодействия?

Тема 6. Социология личности

семинарское занятие (2 час.)

Основные понятия темы : девиантное поведение, социализация, социальная адаптация, социальная роль, социальный статус личности, социальный характер, ценность.

План семинарского занятия

1. Историко-социологические аспекты формирования теории личности.

2. Ролевая теория и социальный статус личности.

3. Формирование личности в процессе социализации.

Темы рефератов

1. Девиантное поведение личности в современном обществе.

2. Ценностные ориентации личности в переходном обществе.

3. Фрейдизм и неофрейдизм о личности и факторах ее становления.

4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

5. Социально-историческая типология личности.

6. Идеальный тип личности в просветительской, марксистской и либерально-демократической идеологических системах.

7. Социальный престиж как мотивационное основание социализации современного человека.

8. Профессиональная деятельность в системе социальной мотивации личности.

9. Ресоциализация как общее явление постсоветских обществ.

10. Человек как наивысшая социальная ценность в Украине: соотношение конституционной нормы и социальной политики.

11. Модель социально-экономического человека.

12. Хозяйственное поведение человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся социальные и биопсихические факторы в процессе формирования личности?

2. Как соотносятся понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"?

3. Поясните социологическое содержание понятий "социальный статус " и "социальная роль".

4. Что такое "социализация" и что есть ее составляющими?

5. Какие примеры Вы можете привести, характеризуя понятие "ресоциализация"?

6. Возможно ли выстроить социальную структуру личности, не учитывая такие ее элементы как деятельность и свобода? Обоснуйте свою позицию.

7. Какую роль играют мотивы и ценностные ориентации в формировании личности?

8. Что такое девиантное поведение?

9. Приведите примеры различных типов девиантности.

10. Что такое культура личности?

Тема7. Социология семьи

семинарское занятие (2 час.)

Основные понятия темы : гендерная социология, деинституциализация, демография, домашнее хозяйство, моногамия, нуклеарная семья, полиандрия, полигамия, сложная семья, социология семьи, брак.

План семинарского занятия

1. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

2. Система категорий и основные подходы социологического исследования семьи.

3. Тенденции развития современной семьи.

Темы рефератов

1. Тенденции развития семейных отношений в Украине.

2. Повторный брак – история и современность.

3. Основные теории семьи.

4. Развод – "за" или "против"?

5. Социальная селекция как средство создания идеального общества за Платоном.

6. Брачный контракт как форма современного брака в европейском и украинском обществах.

7. Семья и брак глазами молодежи XXI в.

8. Этнокультурные расхождения в отношении к семье и браку.

9. Социальный портрет студенческой семьи.

10. Проблема насилия в семье и его разновидности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом социологии семьи?

2. Назовите основные историко-социальные типы семьи.

3. Назовите основные элементы "структуры семьи", которые определяются современной социологией.

4. Почему семью рассматривают в социологии как социальный институт и малую социальную группу?

5. Назовите функции семьи. Какие из перечисленных функций доминируют в современном обществе, а какие преобладали в прошлом?

6. Какую роль играет семья в процессе социализации личности?

7. Какие тенденции существования и развития семьи в современном европейском социуме являются позитивными, а которые разрушают ее? Ваша точка зрения.

8. Является ли проблемой социологии отношения молодежи к браку и разводам?

9. Какие альтернативы брака и семьи предлагались в истории социологической мысли?

10. Какие изменения в моделях семьи Вы можете назвать? Какие социальные связи, с вашей точки зрения, характеризуются как нестандартные семьи?

11. Соглашаетесь ли Вы с тезисом Платона, что не все люди и семьи достойны воспитывать детей?

Тема 8. Социология молодежи

семинарское занятие (2 час.)

 

Основные понятия темы : демография, молодая семья, молодежь, молодежная политика, молодежное сознание, образование, самоопределение, социализация, субкультура, юность.

План семинарского занятия

1. Молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества.

2. Социальные характеристики молодежи Молодежное сознание.

3. Самоопределения молодежи: социальное, политическое, профессиональное, экономическое.

Темы рефератов

1. Особенности социализации и самоопределения молодежи в Украине.

2. Молодая (студенческая) семья и ее проблемы.

3. Девиантное поведение молодежи как объект социологического исследования.

4. Молодежная субкультура и контркультура.

5. Государственная молодежная политика и ее составляющие.

6. Социальный портрет украинской молодежи начала XXI в.

7. Проблема трудоустройства и занятости среди молодежи.

8. Проблема досуга в молодежной среде.

9. Модели и приоритеты жизненных стандартов современной молодежи.

10. Проблема социальной защиты молодежи.

11. Ценностные ориентиры молоды в обществах переходного типа.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое место занимает социология молодежи среди других отраслей социологического знания и гуманитарных наук?

2. Что является предметом и объектом социологии молодежи?

3. Какие возрастные границы предлагаются современной социологией для определения молодежи?

4. Какие задачи решает специальная социологическая теория молодежи?

5. Какие факторы социального самоопределения молодежи Вы знаете?

6. В чем заключается проблема политического самоопределения молодежи?

7. Почему, с Вашей точки зрения, в современной Украине молодежь является наиболее социально уязвимой общностью в плане экономического и политического самоопределения?

8. На основе каких факторов молодежь в большей степени характеризуется понятиям девиантности?

9.  В чем специфика молодежной субкультуры и контркультуры?

10. По каким направлениям можно характеризовать современную социальную политику Украины по делам молодежи?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 680.