Проблематика реорганизации юридических лиц в Республике Беларусь

 

Проблематика оптимизации расходов, сокращения численности работников, реструктуризации кредиторской задолженности, увеличения активов и повышения кредитоспособности особенно актуальна в настоящее время. Правовым основанием для обеспечения всех этих эффективных управленческих механизмов может служить реорганизация юридического лица, что позволит модернизировать хозяйственную деятельность и обеспечить тем самым более устойчивое положение на рынке.

Дополнительно реорганизация может не только разрешить вопросы изменения состава участников, замены стороны в гражданских, налоговых обязательствах, но и отложить, приостановить исполнительные действия в судах, обеспечить переход ответственности с одного лица на другое [14, с. 47].

В связи с этим, реорганизация юридических лиц в настоящее время является весьма насущной темой, широко обсуждаемой в кругах юристов. Как практиками, так и учеными отмечается, что существует множество важных вопросов, однозначное решение которых не нашло своего отражения в норме закона. Многие юристы, обеспокоенные недостаточной заинтересованностью законодателя данной темой, призывают его уделить проблемам реорганизации юридических лиц должное внимание [12, с. 42].

Определяя формы и порядок реорганизации юридических лиц, законодатель, тем не менее, не дает определения данному понятию. Более того, Гражданский кодекс Республики Беларусь посвящает реорганизации юридических лиц всего четыре статьи.

Исходя из вышесказанного, сложилось несколько подходов относительно того, что следует понимать под реорганизацией юридического лица. Наиболее распространенной на сегодняшний день является точка зрения, в соответствии с которой в основу определения реорганизации юридического лица ставится прекращение его деятельности.

Функ Я.И., к примеру, определяет реорганизацию как прекращение коммерческой организации без прекращения ее дел и имущества с универсальным правопреемством в отношении прав, обязанностей и имущества реорганизуемой организации со стороны вновь возникших лиц [13, c. 147].

Сторонниками данной позиции также являются, в частности, Суханов Е. А., Черепахин Б. Б., Брагинский М. И. и другие [12, с. 42].

Гражданский кодекс рассматривает реорганизацию и ликвидацию скорее как самостоятельные правовые явления. На основании этого можно сделать предположение, что законодатель наметил отход от категоричного и безусловного понимания реорганизации как вида прекращения деятельности.

Однако справедливость такого вывода ставится под сомнение Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Говоря об отдельных формах реорганизации, ст.17 и 18 Закона о хозобществах определяют присоединение и разделение как прекращение деятельности хозяйственного общества. [4, ст.17-18].

Кроме того, в Примерном уставе колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) прямо указывается, что реорганизация является прекращением деятельности колхоза [5, п.120].

Вместе с тем нельзя не заметить, что прекращение деятельности не характерно для такой формы реорганизации, как выделение.

В качестве противоположного подхода к определению реорганизации стоит выделить позицию некоторых законодательных актов. Например, Закон о хозобществах в ст. 10 указывает, что реорганизация является одним из способов создания хозяйственных обществ [4, ст. 10]. Кроме того, ст. 16 и 19 Закона о хозобществах гласят, что реорганизация в форме слияния и выделения есть создание нового хозяйственного общества [4, ст. 16, 19]. Однако необходимо заметить, что определение реорганизации как создание юридического лица также не является всеобъемлющим. Например, при присоединении не происходит создания нового юридического лица.

Обобщая вышесказанное, полагаем возможным предложить следующее определение реорганизации юридических лиц: реорганизация юридических лиц - это прекращение деятельности реорганизуемых и (или) возникновение новых юридических лиц, сопровождающееся передачей имущественных прав и обязанностей между этими юридическими лицами.

Формы реорганизации, перечисленные в гражданском кодексе (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), на сегодняшний день являются весьма традиционными для гражданского законодательства стран постсоветского пространства. Перечисленные формы реорганизации стоит отличать от понятия «поглощение» юридических лиц, которое в нашей стране не имеет законодательного закрепления. Поглощение свойственно, в частности, корпоративному праву Европейского союза. Поглощение осуществляется путем приобретения части уставного капитала (акций, долей, паев и т.п.) юридического лица. Оно не влечет ни прекращения существующих, ни возникновения новых организаций, его результатом является лишь перераспределение полномочий по контролю и управлению организацией, а следовательно, поглощение не является реорганизацией [2, с. 44].

Отдельно следует сказать о правопреемстве при реорганизации. Согласно ст. 129 Гражданского кодекса правопреемство при реорганизации юридических лиц именуется универсальным. В данном вопросе также существует несколько подходов. Так, Черепахин Б.Б. понимает под универсальным правопреемством переход всей совокупности прав и обязанностей определенного лица [6]. Вместе с тем, универсальный характер правопреемства при таком его понимании имеет определенные исключения. Не стоит забывать, что при реорганизации в форме выделения не происходит перехода всей совокупности прав и обязанностей, часть из которых остается у реорганизуемого юридического лица. На этом основании Ваулин В.П. пришел к заключению, что вывод об универсальном характере правопреемства при реорганизации коммерческой организации представляется спорным, более уместно будет говорить о правопреемстве как таковом без определения его характера [7, с, 37].

Позиция Пунько Т.Н. и Кулак М.Н. по данному вопросу, на наш взгляд, выглядит весьма обоснованной. Они отмечали, что сущность реорганизации юридического лица состоит в общем (генеральном) или частном (сингулярном) правопреемстве [18, с. 54].

Резюмируя, полагаем возможным дополнить предложенное выше определение реорганизации юридических лиц: реорганизация юридических лиц - это прекращение деятельности реорганизуемых и (или) возникновение новых юридических лиц, сопровождающееся передачей имущественных прав и обязанностей между этими юридическими лицами в порядке общего или частного правопреемства.

Отсутствие в действующем законодательстве определения понятия «реорганизация юридического лица» приводит к тому, что наряду с этим термином используются схожие или близкие по смыслу понятия, неверное отождествление с которыми приводит к ошибкам в правотворческой и, как следствие, в правоприменительной деятельности [19, с. 90].

Однако это не единственный пробел в законодательстве по рассматриваемому вопросу. Кроме этого существует еще ряд пробелов и противоречий.

Важным в процессе реорганизации является вопрос о том, в какой степени законодательство должно обеспечивать защиту интересов кредиторов. Действующее законодательство Республики Беларусь закрепляет гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации в ст. 56 Гражданского кодекса: кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

При защите прав кредиторов важно учитывать и интересы должника. Часто право кредитора требовать досрочного исполнения или прекращения обязанностей перед ним реорганизуемым юридическим лицом приводит к негативным последствиям для предприятия [19, с. 91]. Кроме того, положение о праве кредитора на возмещение убытков является неоднозначным.

Как справедливо отмечает Коровайко А.В., убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности за совершенное правонарушение. Поскольку реорганизация не является правонарушением, факт ее проведения не может служить основанием к применению мер гражданско-правовой ответственности, чем является взыскание убытков [20, с. 40]

Помимо этого, следует рассмотреть вопрос о необходимости проведения экспертизы, целью которой будет рассмотрение вопроса о целесообразности проведения регистрации. Ведь реорганизация может быть направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, сборов, иных платежей, а также выплат кредиторам, сохранению условий труда работников. По итогам данной экспертизы будет возможно сделать вывод о том, является ли реорганизация добросовестной или недобросовестной [19, с. 91] имущественный кредиторский реорганизация юридический

Ещё одной актуальной проблемой является проведение «смешанной» реорганизации. Закрепление на законодательном уровне данного вида реорганизации может позволить эффективно провести реорганизацию юридического лица, создавая при этом организации в удобных организационно-правовых формах, а также исключить необоснованные временные и материальные издержки на «двойную реорганизацию».

Кроме того, существует ряд вопросов, касающихся оформления передаточного акта и разделительного баланса. В процессе реорганизации переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому/другим оформляется соответствующими правоустанав-ливающими документами: передаточным актом (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения).

Указанные документы должны содержать точные и достоверные сведения обо всем имуществе реорганизуемого юридического лица, обо всех обязательствах долгового характера и всех правах требования, которые такое реорганизуемое лицо передает своему правопреемнику; с подробной балансовой расшифровкой денежных сумм, числящихся по каждому должнику и кредитору реорганизуемого юридического лица. Однако на практике часто между принятием юридическим лицом решения о реорганизации и внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ проходит довольно много времени. В этот период деятельность юридического лица не прекращается и не приостанавливается, и оно вправе совершать различного рода сделки, в результате которых объем передаваемого имущества, прав и обязанностей может существенно измениться. Таким образом, вновь создаваемое юридическое лицо может получить помимо собственно имущества также долговые и иные обязательства, о которых ранее не было ничего известно, либо они отсутствовали [17, с. 157].

Для решения данной проблемы следует установить, что помимо первичного передаточного акта или разделительного баланса, юридическое лицо обязано составлять окончательный передаточный акт/разделительный баланс. При этом запретить юридическому лицу после составления окончательного передаточного акта/разделительного баланса и до момента подачи документов в налоговую инспекцию заключать какие-либо сделки, оказывающие влияние на изменение активов общества и его обязательств.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, по данной теме курсовой работы можно сделать следующие выводы.

1. В современных условиях усложняющихся экономических общественных отношений юридические лица все чаще прибегают к реорганизации, что позволяет модернизировать хозяйственную деятельность, и обеспечить тем самым более устойчивое положение на рынке.

2. В законодательстве нет определения понятия «реорганизация юридического лица», в связи с чем сложилось множество подходов к рассматриваемому вопросу.

Кроме того, это приводит к тому, что наряду с этим термином используются схожие или близкие по смыслу понятия, неверное отождествление с которыми приводит к ошибкам в правотворческой и, как следствие, в правоприменительной деятельности.

3. Реорганизация юридических лиц - это прекращение деятельности реорганизуемых и (или) возникновение новых юридических лиц, сопровождающееся передачей имущественных прав и обязанностей между этими юридическими лицами в порядке общего или частного правопреемства.

4. По рассматриваемому вопросу существует ряд пробелов и противоречий, для решения которых требуются кардинальные меры по совершенствованию действующего законодательства.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 22.