Наблюдая за ребенком во время письма, вы отмечаете скованность в движениях, сильное сжимание ручки, трудности передвижения ручки по строке, неровные штрихи, дрожащие линии и т.п
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определите проблему: что является причиной напряжения и нарушения графики письма: неправильное положение ручки, несформированность моторных функций, слишком быстрый темп деятельности и т.п.?

ВТОРОЙ ШАГ. Разработайте или выберите тактику и варианты работы и решите, с чего начинать. Конечно, с обучения ребенка правильному способу держать ручку. Но это совсем не простая задача, ее нельзя решить за одно занятие. Очень поможет игра с ручкой – различные повороты, удерживания разными пальцами и очень медленное выполнение сначала штрихов, а потом овалов при правильном положении ручки (не больше 5 минут). Параллельно специалист в школе или родители дома могут развивать координацию движений. Важно объяснить родителям, как правильно это делать, обсудить тактику и варианты работы с другими специалистами – логопедом, психологом, педагогом-воспитателем и т.п.

ТРЕТИЙ ШАГ. Используйте выбранные варианты работы (отдельно или в разных сочетаниях).

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Проанализируйте и оцените эффективность работы. Не стоит торопиться – в приведенном нами примере при настойчивой и систематичной работе результат может быть получен через месяц-два. Если вы не удовлетворены результатом, проанализируйте, в чем причина. Может быть, вы просто ждете быстрого результата, может быть, желая изменить поведение ребенка, вы не изменили своего отношения к нему и его поведению, а может быть, не учли какие-то условия, не проявили достаточной гибкости или работали время от времени. Результат зависит не от количества часов, которое вы отработали, а от регулярности, систематичности занятий. Ежедневные 15-минутные занятия дают больший эффект, чем 1,5 часа один раз в неделю.

Попробуйте проанализировать также свои чувства, оценки, реакцию: всегда ли они адекватны, удается ли даже в критических ситуациях сохранять спокойный тон, доброжелательное отношение или вы все же предпочитаете варианты «жестокого обращения». Возможно, необходимо согласовать тактику работы с родителями или другими педагогами.

Анализ неудач и ошибок обязателен, так как помогает не повторять их. Целесообразно привлечь к этой работе специалистов, работающих в школе (психолога, логопеда, врача). При любых вариантах и формах помощи детям необходимы индивидуальные занятия (вне зависимости от того, кто их проводит – учитель, родитель, специалист). При этом необходимо соблюдать следующие правила:

· Перед каждым занятием объясните ребенку его цель: что будете делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Не только объясните, но и покажите. Убедитесь, что ребенок понял инструкцию.

· Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через «ступеньки».

· Соблюдайте продолжительность непрерывного выполнения заданий – не больше 3–5 минут – и общую продолжительность занятия – 20 минут.

· Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний. Не торопите ребенка: пусть работает медленно. Постарайтесь каждый раз найти, за что его похвалить. При неудаче повторяйте задания, давайте аналогичные.

· Никогда не начинайте занятие с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка похвалой, так как уверенность в правильности выполнения помогает ему.

· Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

Не спешите получить результат – успех придет, если ребенок будет доверять вам и будет уверен в себе.

· Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте говорить: «Ты делаешь не так», «Это неправильно».

· Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна.

· Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематичной (лучше ежедневной), но непродолжительной. Кроме того, эта работа не должна быть нудной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Задачи, которые вы ставите перед ним, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволят понять, что он действует правильно, дадут уверенность в том, что трудности преодолимы и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть только наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь...», «Правильно», «Хорошо», «Молодец, ты меня радуешь», – эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют, повышают мотивацию.

Жестокое обращение (негативное подстегивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи, рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувство обиды, особенно если она осознается как незаслуженная, может дать обратный эффект. Поэтому

рекомендуем чаще хвалить, а не осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно.
о чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить взрослые – учитель и родители.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое гиперактивность? В каких особенностях поведения она может проявляться?

2. Какие проблемы обучения письму и чтению наиболее типичны для гиперактивных детей?

3. Охарактеризуйте основные симптомы гиперактивности.

4. Предложите свою тактику работы с гиперактивным ребенком в классе.

Рекомендуемая литература

1. Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение. М.: Академия, 2006.

2. Безруких М.М. Ребенок-непоседа. – М.: Вентана-Граф, 2005.

3. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.

4. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. – М.: МГПИ, 2007.

5. Дети с проблемами в развитии / под ред. Л.П. Григорьевой – М.: Академкнига, 2002.

6. Дети с СДВС: причины, диагностика, комплексная помощь / под ред. М.М.Безруких – Москва – Воронежь, МОДЭК, 2009.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 257.