В окружающей природной среде гидросфере принадлежит особое место. Подземные и поверхностные воды в зависимости от аспекта исследований рассматриваются как в качестве объектов жизнедеятельности, так и распространителей отрицательного техногенного воздействия, или в обоих качествах.
Мониторинг водных объектов должен идти с учетом порядка водотока, его площадных и линейных размеров, степени влияния природных условий на формирование его поверхностного и подземного стока и экологической обстановки на водосборной территории. Схема и виды мониторинга для крупных водотоков будут существенно отличаться от схем и видов мониторинга для водотоков другого порядка. Чем выше порядок водотока, тем больше отличий.
Мониторинг больших водотоков заключается в наблюдении за их гидробиологическими и гидрохимическими особенностями и источниками антропогенного загрязнения, так как для них практически все виды загрязнения имеют техногенную природу. Гидробиологические наблюдения на крупных водотоках имеют приоритетное значение в силу того, что эти водотоки являются судоходными и на них расположены гидроэлектростанции.
Природные особенности территории, прилегающей к крупному водотоку, не оказывают заметного влияния на его состояние, поэтому мониторинг крупных водотоков должен сводиться к созданию сети гидробиологических и гидрохимических наблюдений и контролю за сбросами загрязняющих веществ на предприятиях и очистных сооружениях. Повышение эффективности мониторинга связано здесь с внедрением видов наблюдений, которые позволяют сокращать время между ними и оперативно информировать об аварийных сбросах.
Для малых рек схема усложняется, так как приходиться иметь дело с большим количеством факторов. Финансовые ограничения не позволяют постоянно наблюдать за гидрологическим и гидрохимическим режимом всех малых рек.
Вместе с тем нормативные и сверхнормативные сбросы сточных вод наносят существенный вред малым рекам, а аварийные сбросы могут привести к полной деградации водотока. Природные ландшафты оказывают существенное влияние на гидрологический и гидрохимический режим малых рек. Все это надо учитывать при подготовке их мониторинга.
В настоящее время в рамках проекта ООН создана глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС), частью которой является программа, посвященная водным проблемам - ГСМОС (Вода) - с центром в Канаде. В программе ГСМОС (Вода) активное участие принимают 4 специализированных учреждения ООН: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Задачами программы ГСМОС (Вода) является следующее:
-мониторинг распространения и трансформации загрязняющих веществ в водной среде;
-оповещение о серьезном нарушении состояния водных объектов;
-напоминание правительствам о необходимости принятия мероприятий по охране, восстановлению и улучшению окружающей среды.
Программа ГСМОС (Вода) включает 7 основных пунктов:
-создание всемирной сети станций мониторинга;
-разработка единой методики отбора и анализа проб воды;
-осуществление контроля за точностью данных;
-использование современных систем хранения и распространения информации;
-организация повышения квалификации для специалистов;
-подготовка методических справочников;
-обеспечение необходимым оборудованием (в отдельных случаях).
В 1972 г. на базе станций гидрометеослужбы организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу:
ОГСНК состоит из нескольких уровней:
- станций наблюдения (первичных пунктов), осуществляющих наблюдения, определенную обработку и обобщение данных;
- территориальных и региональных центров, осуществляющих обобщения, анализ материалов, составление местных прогнозов и оценку состояния окружающей среды по своей территории;
- высшего Гидрометцентра и других головных центров (НИИ).
В обработанном и систематизированном виде полученная информация представлена в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям).
Учет поверхностных вод суши по качественным показателям осуществляется в рамках ОГСНК. Основными требованиями к гидрохимической сети применительно к государственному учету вод являются следующие:
- строгая увязка сети пунктов (створов) гидрохимических наблюдений с размещением на них водопользователей, особенно водопользователей с водоемкими производствами;
- достаточная полнота пространственного охвата водных объектов сетью наблюдений, обеспечивающих получение соответствующей информации о качестве забираемых водопользователями поверхностных вод, а также данных об изменении качества воды в результате водопользования;
- достаточная частота наблюдений во времени;
- строгая увязка перечня определяемых загрязняющих веществ и показателей загрязнения в воде водоема или водотока со спецификой состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект основными водопользователями.
Публикуемая часть ГВК имеет следующую структуру:
-поверхностные воды (реки и каналы; озера и водохранилища; качество вод суши; селевые потоки; ледники, моря и устья рек);
- подземные воды;
- использование вод.
Каждый из трех перечисленных разделов подразделяется на три серии:
- каталожные данные (разовое издание);
- ежегодные данные (ежегодное издание);
- многолетние данные (издаются один раз в 5 лет).
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в РФ.
ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга должна обеспечивать:
- координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
- регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;
- хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;
- деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
- доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.
ЕГСЭМ должна сохранить структуру ОГСНК.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.