По производственной практике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Практика по получению профессиональных умений

и опыта профессиональной деятельности,

Преддипломная практика)

 

 

для студентов направления 05.04.06 «Экология и природопользование»

направленность «Экологический мониторинг»

 

 

 

 

Астрахань – 2017

 

Авторы: канд. биол. наук, доцент Мельник И.В.; кандидат биол. наук, доцент Обухова О.В.; доктор биол. наук, профессор Грушко М.П.

 

Рецензент: доктор с/х. наук, профессор Зайцев В.Ф.

 

 

Методические указания по Производственной практике (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; Преддипломная) для студентов направления 05.04.06 «Экология и природопользование» направленность «Экологический мониторинг»

Сост.: Мельник И.В., Обухова О.В.,  Грушко М.П., 2017 – 74 с.

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гидробиологии и общей экологии АГТУ

Протокол № 8 от 31 августа 2017г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, Преддипломная практика)……………………………………………………………………….6

1.1. Содержание и основные этапы прохождения

производственной практики…………………………………………………..6

1.1.1. Общая часть практики……………………………………………6

1.1.2. Индивидуальное задание………………………………………….7

1.1.3. Подведение итогов практики……………………………………..8

1.1.5. Структура отчета…………………………………………………10

1.1.6. Правила оформления Отчета по производственной практике..11

1.2. Обязанности руководителей практики от университета (кафедры)…13

1.3. Обязанности руководителей практики от организации………………13

1.4.  Права и обязанности студента-практиканта………………………….14

ГЛАВА 2. ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ,  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ……………………………………………………………………15

 2.1. Экологический мониторинг поверхностных вод………………………15

2.1.1. Глобальная система мониторинга………………………………15

2.1.2. Виды наблюдений за качеством поверхностных вод………….18

2.1.3. Установление местоположения створов………………………..24

В пунктах наблюдений за сточными водами

2.1.4. Требования к качеству воды…………………………………….26

2.1.5. Системы оценки качества вод…………………………………..28

2.1.6. Биотические индексы……………………………………………44

2.1.7. Индексы сапробности……………………………………………47

2.1.8. Индексы сходства видового состава……………………………53

2.2. Экологический мониторинг атмосферного воздуха……………………57

2.2.1. Режим отбора проб воздуха……………………………………..57

2.2.2. Электрохимический метод определения ………………………58

концентрации оксида углерода

(газоанализаторы ''Палладий – 2 М'' и ''Палладий – 3'')

2.2.3. Метод определения концентрации оксидов азота……………..58

2.3. Изучение состава и свойств почвы………………………………………59

2.3.1. Физические свойства почвы……………………………………..59

2.3.2. Механический состав почвы…………………………………….60

2.3.3. Химические свойства почвы…………………………………….60

2.3.4. Оформление результатов наблюдений………………………….61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..63

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..72

ВВЕДЕНИЕ

Практика студентов образовательных учреждений высшего образования является составной частью образовательной программы. Она позволяет эффективно сочетать теоретические знания с практической подготовкой и направлена на формирование у обучающихся  компетенций, характерных для направления 05.04.06 Экология и природопользование направленность Экологический мониторинг.

Основные положения и требования к производственной практике определяются соответствующими Федеральными Государственными Образовательными Стандартами по направлениям подготовки и Положением о практике обучающихся в ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», осваивающих образовательные программы высшего образования.

Цели производственной практики:

- знакомство с реальной практической работой организации (учреждения);

- развитие навыков самостоятельного решения проблем и задач, связанных с проблематикой, выбранного направления;

- овладение методикой работы, применяемой в данной организации (учреждении, НИИ, лаборатории);

- проработка теоретических вопросов, связанных с деятельностью учреждения (организация, НИИ, лаборатории), на котором проводится практика в рамках выбранного направления;

- применение полученных в процессе прохождения практики знаний для подготовки и последующего анализа экологических проектов, разработок, документов;

- приобретение навыков разработки учебных методических материалов (для практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).

Основные задачи практики:

- знакомство с вопросами техники безопасности во время прохождения производственной практики;

- применение, закрепление и углубление студентами теоретических знаний полученных во время обучения, при решении конкретных организационно-производственных и научно-технических задач;

- приобретение навыков практической работы по направлению;

- получение общего представления о конкретной организации (НИИ, лаборатории), об организационной структуре и системе управления;

- знакомство с технологией производственных процессов, методиками проведения работ и применяемым оборудованием;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы научно-исследовательского и экспериментального характера;

- знание систематики закономерностей роста и развития биологических объектов в местах исследований;

- изучение конкретной научной, производственной и другой экологической документации;

- обработка и критический анализ полученных данных;

- разработка учебных методических материалов (для практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).

 

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(практика по получению профессиональных умений

и опыта профессиональной деятельности,

преддипломная практика)

Содержание и основные этапы прохождения

Производственной практики

Организация практики на всех этапах должна, в соответствии с установленными целями, быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности формирования у обучающихся профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки.

Объектами производственной практики служат:

1. Природопользователи – промышленные и сельскохозяйственные предприятия региона (страны) или отдельного промышленно-развитого города, имеющие характерные технологические процессы и оказывающие  воздействие на окружающую среду;

2. Научно-исследовательские организации, центры и лаборатории;

3. Проектные организации;

4. Органы исполнительной власти и местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды.

Во время прохождения практики обучающийся должен выполнить:

- общую часть практики;

- индивидуальное задание;

- оформить дневник;

- написать и защитить отчет по практике.

Материалы, собранные при выполнении индивидуального задания являются основой для последующего выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР) (магистерской диссертации).

Общая часть практики

Общая часть является обязательной для всех обучающихся независимо от индивидуальных заданий и конкретного места практики. Все изучаемые и приводимые в отчете сведения и материалы должны соответствовать месту прохождения практики и берутся по месту его определения.

В общей части практики даются общие представления об организации (учреждении) и его структуре, о задачах, решаемых конкретным подразделением, где будет проходить практику.

Перед началом практики все обучающиеся обязательно должны пройти по месту проведения практики Инструктаж по Технике Безопасности, общий Инструктаж по Пожарной Безопасности, а также Инструктаж по Правилам внутреннего распорядка и отдельным особенностям его режима.

Распределение по местам практики и руководство всей практикой осуществляются в конкретных Лабораториях, Отделах и Службах организации (учреждения).

По прибытии на место прохождения практики обучающийся совместно с руководителем практики составляет рабочий график проведения практики (Приложение 1). В плане должна быть отражена производственная и общественная работа студента, сбор и обработка материалов, необходимых для написания отчета по практике. Все разделы программы, студент выполняет на протяжении всего периода практики.

 

1.1.2. Индивидуальное задание

Во время прохождения производственной практики каждый студент выполняет индивидуальное задание по более углубленному изучению нормативно-правовой документации, отдельных процессов, методов или методик при проведении экологических и биологических исследований, приборов и оборудования, химических реактивов, применяемых при проведении анализов и определения качественных характеристик объектов исследований. Кроме этого, студент должен получить задание на разработку методических материалов для использования в учебном процессе.

Индивидуальное задание выдается руководителем практики от университета с учетом задач и места прохождения практики (Приложение 2).

Примеры индивидуальных заданий

Производственные предприятия, проектные и научно-исследовательские организации:

1. Определить структуру предприятия, организация и взаимосвязь отделов и служб, занимающихся экологическим мониторингом;

2. Обозначить цели и задачи, решаемые службой охраны окружающей среды: структура управления, природоохранные мероприятия, применяемые на производстве, способы оценки воздействия на окружающую среду, производственный экологический контроль и мониторинг;

3. Изучить систему контроля загрязнения приземного слоя воздуха, включающая автоматизированные метеопосты контроля, лаборатории, анализы проб воздуха, почв и воды - как составная часть территориально - производственной системы экологического мониторинга Астраханской области, средства автоматики, управления и сигнализации для передачи информации об экологической обстановке в зоне деятельности предприятия.

4. Определить нормативы предельно допустимых выбросов, лимиты водопотребления, водоотведения и размещения отходов, способы захоронения промышленных сточных вод и твердых отходов;

5. Исследовать экологическое состояние района работы предприятия, природоохранные мероприятия;

6. Осуществить сбор и обработка биологического материала для последующего анализа;

7. Оценить качество окружающей среды с помощью биологических объектов (биотестирование и биоиндикация);

8. Определить технико-экологические показатели производственных работ;

9. Осуществить расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды:

1. Изучить документы представленные на рассмотрения для получения Заключения экологической экспертизы, акты о проведении экологического контроля.

2. Дать оценку Проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выбросов в атмосферный воздух и сбросов в водные объекты.

3. Изучить динамику правонарушений, связанных с нарушением природоохранного законодательства.

 

Подведение итогов практики

За время прохождения производственной практики студентом готовятся следующие документы:

- отчет о выполнении программы практики. Титульные листы (Приложение 3);

- дневник практики (Приложение 4);

-отзыв-характеристика с места прохождения практики и направление на практику (Приложение 5).  

В ходе практики, независимо от места ее проведения, каждый обучающийся ведет дневник, в котором отражается проделанная им работа. Составление отчета осуществляется в период всей практики. Отчет должен включать текстовый, графический и другой иллюстративный материал.

При подготовке отчета студенту следует использовать различные литературные, периодические, нормативные и другие источники и материалы, систематизируя и обобщая нужную для того или иного раздела отчета информацию.

Необходимо использовать творческий подход к оформлению и представлению собранной информации, критически оценивая отражаемые в источниках сведения и данные. Магистру необходимо не только раскрыть состояние дел по рассматриваемым вопросам, а определить недостатки, выявить их причины и дать решения по их устранению с обоснованием прогрессивных и перспективных направлений совершенствования.

Общие требования к отчетам: логическая последовательность и четкость изложения материала; краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования; убедительность аргументации; конкретность изложения материала и результатов работы; информационная выразительность; достоверность; достаточность и обоснованность выводов, отсутствие пунктуационных, орфографических и синтаксических ошибок.

Перед производственной практикой обучающиеся знакомится с дисциплинами, формирующими основные профессиональные компетенции. Магистранты должен проработать основную и дополнительную учебную литературу, монографии и диссертации (на русском и иностранных языках), просмотреть специализированные журналы.

В ходе производственной практики магистрант может привлекаться к работе по изучению: особенностей отдельных компонентов биосферы как сложных самоорганизующихся систем; взаимосвязанности природных и социально-экономических факторов в глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях;  взаимосвязей абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы; пределов толерантности организмов и популяций; экологическую нишу, как обобщенное выражение экологической индивидуальности вида;  экологической ниши, как обобщенного выражения экологической индивидуальности вида;  процессов формирования климата, классификации климатов, тенденций изменения климата в глобальном и региональном аспектах; особенностей гидрологического режима рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод; механизмов протекания процессов в водных объектах суши; основных принципов, закономерностей и законов пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамики и функционирования ландшафтов; основ типологии и классификации ландшафтов; биогенной миграции химических элементов в ландшафтах; особенностей влияния различных химических загрязнений на отдельные организмы и на сообщество в целом; основ биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества; региональных этнических и демографических особенностей населения и специфики его взаимодействия с природной и социальной средой; физиологических основ здоровья человека, факторов экологического риска, возможностей экологической адаптации; математических и изобразительных свойств карт различных масштабов и тематики, способов изображения явлений, приемов генерализации, методов составления и оформления карт, назначения и классификации мониторинга природной среды и ее отдельных подразделений, методов наблюдений и наземного обеспечения; аналитических и синтетических направлений в мониторинге окружающей среды; моделирования процессов распространения антропогенных примесей в различных средах.

Обучающиеся должны хорошо владеть компьютером; знать основы природоохранного законодательства Российской Федерации и других промышленно-развитых стран; современную систему нормирования; методы оценки последствий возможного экологического ущерба и риска; меры предотвращения и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф.

Дневник о прохождении практики представляет собой, как правило, брошюру (тетрадь) с наименованием учебного заведения и кафедры, также там должны фигурировать: название факультета института, специальность, специализация, курс и Фамилия Имя Отчество студента, проходящего практику. В шапке таблицы должны быть следующие подзаголовки: дата, содержание практики, вопросы, возникшие в ходе практики, достигнутые результаты. Дневник заполняется по мере прохождения практики. Каждый день студент заполняет таблицу под заголовками, указывая дату и день практики.

Отзыв-характеристика оформляется на бланке учреждения (организации), где осуществлялась практика, подписывается руководителем организации по месту прохождения практики, заверяется печатью и является обязательным приложением к отчету. Отзыв-характеристика должна содержать оценку руководителем практики работы студента в организации, проявленных им деловых качеств, его навыков и умений, отношения к работе.

Структура отчета

Отчет о производственной практике должен содержать:

1. Титульный лист (Приложение 3);

2. Содержание (оглавление) – это перечень разделов, параграфов и пунктов, составленных в той последовательности, в которой они представлены в отчёте;

3. Введение, в котором приводятся: актуальность, научная новизна и практическая значимость, цель и задачи практики, указываются место практики, сроки практики, объем проделанной работы, перечень отчетных материалов, руководитель практики и время ее проведения;

4. Глава 1. Приводятся: природно-климатические условия, информация о местоположении объекта исследования, региональные особенности;

5. Глава 2. Методические основы проведения исследовательских работ. Даётся краткая характеристика приборов, оборудования, технологий используемых при выполнении производственных заданий;

6. Глава 3. Приводится подробное изложение и квалифицированный анализ фактического выполнения работ. При описании этапов выполняемых исследовательских работ в обязательном порядке необходимо приводить цифровую информацию, таблицы, карты, схемы, профили и т. д. с необходимыми пояснениями. Глава должна содержать столько разделов, сколько видов работ выполнял студент на практике. Большие по размеру карты и другие отчётные формы могут быть помещены в Приложениях к Отчёту с обязательной ссылкой на них в тексте.

7. Заключение. Дается пояснение о результатах научно-исследовательских работ, критическая оценка приобретённых профессиональных навыков, отмечаются достоинства и недостатки практики, предлагаются направления дальнейших исследований;

8. Выводы. Представляются основные выводы по поставленным задачам;

9. Методические разработки (для практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности);

10. Литературу, содержащую список используемых источников представляют в соответствии с правилами библиографических требований;

11. Приложения. В «Приложение» помещают исходные материалы исследования, а также вспомогательные материалы, схемы, объемные рисунки и таблицы, не включенные в основной текст работы.

Неполные и небрежно оформленные отчеты к защите не допускаются.

По окончании практики (в течение последней недели) студент обязан представить соответствующую отчетную документацию и защитить подготовленный Отчет комиссии, состав которой назначается распоряжением заведующим кафедрой. По результатам успешной защиты студент получает дифференцированный зачет (зачет с оценкой).

Неудовлетворительная оценка за отчет по производственной практике расценивается как академическая задолженность.

При оценке работы студента во время производственной практики принимается во внимание:

- характеристика руководителя практики от предприятия (организации, учреждения);

- деятельность студента в период практики (степень полноты выполнения программы, овладение профессиональными основными навыками;

- содержание и качество оформления Отчета, полнота записей в дневнике;

- качество доклада и ответы студента на вопросы во время защиты отчета.

1.1.6. Правила оформления Отчета по производственной практике

Оформление Отчета по производственной практике должно проводиться в строгом соответствии с требованиями к оформлению текстовой документации (с соблюдением основных положений Госстандартов).

Текст работы должен быть четким и кратким, не допускающим неоднозначных толкований. Не разрешается произвольное сокращение слов, замена слов буквенными обозначениями и математическими знаками.

Параметры страницы: поле слева – 30 мм, справа – 20 мм, сверху и снизу – 20 мм, переплет – 0, от края до колонтитула (верхнего и нижнего) – 1,25.

Формат абзаца: выравнивание для основного текста – по ширине, для заголовков и подписей иллюстраций – по центру. Отступ для основного текста – 1,25. Междустрочный интервал – полуторный. Отступы справа, слева, до и после абзаца – 0. Выравнивание текста - по ширине

Формат шрифта: шрифт Times New Roman, для основного текста – 14 пт, для заголовков глав – 16 пт, для содержимого таблиц, подписей к иллюстрациям – 12 или 14. Масштаб шрифта – 100%, интервал – обычный, смещение – нет.

Поставьте автоматическую расстановку переносов, переносы в словах из прописных букв запретите.

Текст глав должен разделяться на подразделы (параграфы). Заголовки должны четко и кратко отражать содержание раздела. Заголовки разделов (глав) располагают по центру, печатаются прописными буквами и отделяются от текста пропуском одной строки. Заголовки подразделов (параграфов) печатаются строчными (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Все заголовки должны быть выделены жирным шрифтом.

Иллюстрации и таблицы вставляются в текст Отчета или размещаются на отдельных листах в порядке их обсуждения в тексте. В тексте ссылка на таблицы обозначается словом (табл. ), ссылка на рисунки – (рис. ). Нумерация рисунков и таблиц должна быть сквозной, арабскими цифрами без знака №.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицу с большим количеством строк можно переносить на другой лист (страницу). Заголовок помещается только над ее первой частью, над другими частями пишется слово "Продолжение".

Формулы в работе (если их более одной) нумеруют арабскими цифрами. Номер указывается в круглых скобках с правой стороны листа на уровне формулы, например: (3). Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле.

Ссылки в тексте на источники (использованную литературу) указываются в круглых скобках с указанием фамилии автора, его инициалов и года выхода работы в печать, например: (Дежкин В.В., Снакин В.В., 2003). Ссылки на коллективные монографии и справочники, сборники работ даются по первым одному или двум словам названия, например: (Безопасность…, 2001; Природные ресурсы…, 2002). Если имеются ссылки на несколько работ одних и тех же авторов за один год, то они различаются дополнительными буквами в алфавитном порядке на соответствующем языке, например: (Дежкин В.В., 2000 а; 2000 б), с соблюдением согласования со списком литературы.

Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например, (рис. 2). Ссылки на формулы указывают порядковым номером формулы в скобках, например, «...в формуле (3)».

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать, с обязательным указанием названий публикаций. Цитируемые публикации нумеруются в алфавитном порядке. Оформление списка литературы регламентируются рядом ГОСТов, которые обеспечивают единообразное библиографическое описание. Основными из них являются:

· ГОСТ 7.1 - 2003 «Библиографическое запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

· ГОСТ 7.82 - 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных изданий. Общие требования и правила составления»

В начало списка помещаются официальные документы (Законы, Постановления, Указы и т.д.).

При описании книги (документа) сведения берутся только с титульного листа, а в случае его отсутствия - с обложки издания, оборота титульного листа, из выпускных данных.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.