Ограниченность информации. Асимметрия информации и ее причины. Виды асимметрии информации на рынке.
Ограниченность информации о качестве товаров. Модель Акерлофа (рынок «лимонов»).
Ограниченность информации о ценах. Модель «Ловушка для туристов». Мультиценовое равновесие в условиях несовершенства информации о ценах.
Теория сигналов и информационная роль рекламы. Рыночные сигналы и их виды. группы товаров по Нельсону. Решение проблемы негативного отбора: сигналы о качестве товаров. Проблематика теории рекламных сигналов.
Тема 9. Государственная отраслевая политика
Государственная политика в отношении несостоятельных отраслевых рынков. Провалы рынка. Типы отраслевой политики государства. Прямые и косвенные методы государственного воздействия. Регулирование как форма прямого вмешательства в деятельность рынка. Методы государственного регулирования естественных монополий. Делегулирование отраслевых рынков.
Антимонопольная политика государства. Теоретические основы государственной антимонопольной политики. Государственная политика в отношении монопольных структур. Государственная политика в отношении слияния и поглощения фирм. Международная и отечественная практика антимонопольного регулирования.
Тема 10. Результативность функционирования отраслевых рынков
Становление представления о результативности функционировании отраслевых рынков. Система факторов, определяющих результативность отраслевых рынков. Направления проявления результативности отраслевого рынка. Многоуровневый подход к оценке результативности отраслевого рынка.
Влияние результативности отраслевых рынков на экономический рост. Развитие отраслевых рынков и экономический рост. «Локомотивные отраслевые рынки». Результативность отраслевых структур и кластеров.
Вопросы контрольной работы
1. Введение в анализ (теорию) отраслевых рынков. Исторический обзор. Классификации рынков.
2. Несовпадение понятий рынок и отрасль.
3. Подходы к определению границы продуктового рынка (подходы к определению).
4. Показатели рыночной власти фирм на основе индекса Бейна, индекса Лернера, коэффициента Тобина. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт оценки их значений и выводов для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах.
5. Показатели концентрации как характеристика структуры рынков.
6. Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба, эффект крупного капитала, эффект крупномасштабных методов стимулирования сбыта.
7. Факторы, определяющие структуру рынка: случайные факторы, воздействие государства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция, необратимые издержки.
8. Фирма: определения и признаки. Основные концепции фирмы
9. Альтернативные цели фирмы. Конфликт интересов собственника и менеджмента.
10. Монопольный рынок: предпосылки анализа, основные выводы по модели чистой монополии.
11. Воздействие монополии на общественное благосостояние. Оценка чистых потерь монополии: различные варианты линейного и нелинейного случаев.
12. Факторы, не учтенные при традиционной оценке потерь монополии: взаимное влияние отраслей, эффект дохода, повышение качества продукции, временной фактор, социальные издержки и X-неэффективность.
13. Многозаводской монополист.
14. Регулирование монополии: установление предельной цены, налогообложение (3 вида).
15. Монополия на рынке товаров длительного пользования. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза.
16. Барьеры входа: классификация и показатели оценки.
17. Рыночная структура: классификация, критерии, определяющие структуру рынка.
18. Количественные и качественные показатели структуры отраслевого рынка.
19. Предпосылки олигопольного рынка. Общие понятия теории олигополии (равновесие по Нэшу, функция реакции). Классификация моделей олигополии.
20. Классификация моделей олигополии. Модель Курно.
21. Классификация моделей олигополии. Модель Штакельберга.
22. Модель Бертрана (простая). Парадокс Бертрана и способы его разрешения (перечислить). Модель Бертрана с разными издержками.
23. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.
24. Модель Эджуорта (вариант с ограничением мощности меньше равновесного выпуска по Курно).
25. Модель Эджуорта (с одинаковым ограничением мощности).
26. Модель Форхаймера и модель доминирующей фирмы. Определение доминирующей фирмы, примеры из практики. Причины возникновения доминирующей фирмы.
27. Модель ценового лидерства: предпосылки модели доминирующей фирмы, графическая иллюстрация, равновесие в модели. Ценовой зонтик. Доминирующая фирма и свободный вход.
28. Лимитирующее ценообразование в условиях недальновидной и дальновидной стратегий доминирующей фирмы. Модель "самоубийственного" ценообразования. Неценовое поведение в условиях рынка с доминирующей фирмой.
29. Дифференциация товара как фактор стратегического поведения доминирующей фирмы.
30. Классификация моделей кооперативного поведения. Причины возникновения картелей. Простая (статическая) модель полного картеля.
31. Классификация моделей кооперативного поведения. Динамическая модель картеля (условие стабильности). Народная теорема, «показатель терпеливости фирмы».
32. Факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде
33. Вертикальная интеграция
34. Вертикальные ограничения
35. Ценовая дискриминация: мотивы и условия эффективного осуществления, последствия.
36. Типы ценовой дискриминации.
37. Межвременная дискриминация. Распределение спроса на товары с длительным сроком службы во времени. Парадокс Коуза.
38. Естественная монополия: характерные черты, причины возникновения. Виды естественной монополии. Примеры. Возможные причины демонополизации.
39. Формы регулирования отраслей естественной монополии (перечислить). Ценообразование по предельным издержкам («первое наилучшее»). Возможности и проблемы конкурентного равновесия.
40. Формы регулирования отраслей естественной монополии (перечислить). «Второе наилучшее» и ценообразование Рамсея (для однопродуктовой фирмы). Цена Рамсея для многопродуктовой естественной монополии.
41. Формы регулирования отраслей естественной монополии (перечислить). Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Выбор качества товара регулируемого монополиста.
42. Формы регулирования отраслей естественной монополии (перечислить). Регулирование нормы доходности. Неэффективность инвестиционных решений регулируемой естественной монополии: эффект Аверча-Джонсона.
43. Формы регулирования отраслей естественной монополии (перечислить). Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии как альтернативный метод решения проблемы монопольной власти. Примеры.
44. Несовершенство информации относительно качества товара: модель Акерлофа. Проблема «неблагоприятного отбора».
45. Проблемы «негативного отбора» и «риска недобросовестного поведения контрагента» на товарных, финансовых рынках и рынках услуг. Примеры. Сигналы качества как решение проблем, связанных с асимметрией информации. Примеры Способы устранения (смягчения) и способы усиления асимметрии ценовой информации.
46. Асимметрия информации о ценах. «Ловушка» для туристов.
47. Дифференцированные товары. Факторы дифференциации. Классификация моделей с дифференцированным продуктом. Мера продуктовой дифференциации.
48. Непространственные модели дифференциации продукта. Количественная конкуренция с дифференцированным продуктом.
49. Непространственные модели дифференциации продукта. Ценовая конкуренция с дифференцированным продуктом.
50. Модели пространственной дифференциации товара.
Рекомендуемая литература
9.1 Основная литература:
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2013.
2. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. Учеб. пособие. М.: Изд-во: ООО «Юрат», 2013.
9.2 Дополнительная литература:
3. Современная экономическая наука: учеб. пособие для бакалавров / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
4. Яковенко, Е.Г. Экономика труда: учебное пособие [Электронный ресурс] / Е.Г. Яковенко, Н.Е. Христолюбова, В.Д. Мостова. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с.
9.3 Информационные технологии программное обеспечение и Интернет-ресурсы дисциплины
1. www.economy.gov.ru – министерство экономического развития и торговли России;
2. www.gks.ru – федеральная служба государственной статистики;
3. www.prime-tass.ru – агентство экономической информации;
4. www.ecsocman.ru – федеральный образовательный портал «экономика, социология, менеджмент»;
5. www. сonsultant.ru - справочно-поисковая система;
6. www.complexdoc.ru - справочно-поисковая система;
7. www.books.ru;
8. www.intellect-service.ru.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 604.