Анализ отраслевых рынков
Методические указания по выполнению контрольных работ для магистрантов заочной формы обучения
Направления 38.04.01 «Экономика»
Профиля «Бизнес-аналитика»
Калининград
2017
Автор: Тарутина А.Е., к.э.н., доцент
Методические указания рассмотрены и одобрены заседанием кафедры «Экономическая безопасность» ИНОТЭКУ … 2017 года, протокол №
Рецензент: к.э.н., доцент Побегайло М.Г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………3
Пояснительная записка……………………………………………3
Содержание дисциплины………………………………………....4
Вопросы контрольной работы…………………………………….8
Рекомендуемая литература………………………………………12
Введение
В соответствии с учебным планом магистратуры, утвержденным по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» профилю подготовки «Бизнес-аналитика», магистранты заочной формы обучения при изучении дисциплины «Анализ отраслевых рынков» выполняют контрольную работу.
Целью изучения данной дисциплины является: дать студентам развернутое представление об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка, о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние, познакомить с методами и результатами эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков.
Пояснительная записка
По порядку выполнения контрольных работ
Контрольная работа выполняется в межсессионный период в сроки, установленные учебным планом, и в соответствии с данными методическими указаниями.
Контрольная работа включает два вопроса. Номера вопросов следует выбирать по таблице вариантов по двум последним цифрам зачетной книжки. Например, студент, имеющий номер зачетной книжки 46662 выбирает номер задания на пересечении строк 6 (по вертикали) и 2 (по горизонтали).
В случае замены варианта работа не засчитывается. Контрольная работа, выполненная без серьезных замечаний, допускается к защите. Если вопросы темы не раскрыты, имеются серьезные ошибки и текст написан небрежно, неразборчиво, контрольная работа к защите не допускается.
Таблица вариантов
Десятки шифра | Единицы шифра | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
0 | 50, 27 | 49, 26 | 48, 25 | 47, 24 | 46, 23 | 45, 22 | 44, 21 | 43, 20 | 42, 19 | 41, 18 |
1 | 40, 17 | 39, 16 | 38, 15 | 37, 14 | 36, 13 | 35, 12 | 34, 11 | 33, 10 | 32, 9 | 31, 8 |
2 | 30, 7 | 29, 6 | 28, 5 | 27, 4 | 26, 3 | 25, 2 | 24, 1 | 23, 50 | 22, 49 | 21, 48 |
3 | 20, 47 | 19, 46 | 18, 45 | 17, 44 | 16, 43 | 15, 42 | 14, 41 | 13, 40 | 12, 39 | 11, 38 |
4 | 10, 37 | 9, 36 | 8, 35 | 7, 34 | 6, 33 | 5, 32 | 4, 31 | 3, 30 | 2, 29 | 1, 28 |
5 | 50, 27 | 49, 26 | 48, 25 | 47, 24 | 46, 23 | 45, 22 | 44, 21 | 43, 19 | 42, 20 | 41, 18 |
6 | 40, 17 | 39, 16 | 38, 15 | 37, 14 | 36, 13 | 35, 12 | 34, 11 | 33, 10 | 32, 9 | 31, 8 |
7 | 30, 7 | 29, 6 | 28, 5 | 27, 4 | 26, 3 | 25, 2 | 24, 1 | 23, 26 | 22, 27 | 21, 28 |
8 | 20, 29 | 19, 30 | 18, 31 | 17, 32 | 16, 33 | 15, 34 | 14, 35 | 13, 36 | 12, 37 | 11, 38 |
9 | 10, 39 | 9, 40 | 8, 42 | 7, 43 | 6, 44 | 5, 46 | 4, 45 | 3, 47 | 2, 48 | 1, 49 |
Содержание дисциплины
Введение
Основные этапы развития анализа (теории) отраслевых рынков. Понятие «анализ отраслевых рынков». Предмет и объект теории отраслевых рынков. Теоретическая база дисциплины. Субъекты отраслевого рынка. Подходы к изучению теории отраслевых рынков. Гарвардская парадигма.
Тема 1. Структура отраслевого рынка
Отраслевой рынок. Различия между отраслью и рынком. Типология границ отраслевого рынка. Критерии выделения границ отраслевого рынка. Классификация отраслевых рынков в экономической организации. Элементы (подсистемы) отраслевого рынка. Функции, выполняемый отраслевым рынком.
Структура рынка. Классификация рыночных структур по Штакельбергу. Классификация товарных рынков по Чемберлину и Бейну. Классификация рыночных структур по формам конкуренции. Критерии, определяющие структуру рынка. Характеристика основных рыночных структур.
Количественные показатели структуры отраслевого рынка. Численность продавцов. Доли, занимаемые продавцами на рынке. Рыночная концентрация. Кривая рыночной концентрации продавцов. Основные показатели рыночной концентрации: индекс рыночной концентрации; индекс Херфиндаля-Хиршмана; коэффициент энтропии.
Качественные показатели рыночной структуры. Барьеры входа-выхода, их преодолимость. Классификация барьеров входа на отраслевой рынок. Стратегические и нестратегические барьеры. Показатели высоты входного барьера отрасли. Барьеры выхода. Статистические показатели определения уровня входных и выходных барьеров.
Открытость отраслевого рынка для межрегиональной и международной торговли.
Активная фирма на отраслевом рынке. Рыночная власть фирмы. Критерии рыночной власти фирмы. Показатели монопольной власти: коэффициент Бейна (норма экономической прибыли); коэффициент Лернера; коэффициент Тобина; коэффициент Папандреу.
Поглощение и слияние фирм и рыночная власть. Виды поглощений и слияний. Мотивы слияний. Цели участников слияний и поглощений. Механизм слияний и поглощений
Концептуальные подходы к определению фирмы: Технологическая концепция фирмы; Контрактная концепция фирмы; Стратегическая концепция фирмы
Целеполагаение фирмы. Цели индивидуального собственника. Цели менеджмента (управляющих). Цели работников фирмы. Цели кредиторов.
Вопросы контрольной работы
1. Введение в анализ (теорию) отраслевых рынков. Исторический обзор. Классификации рынков.
2. Несовпадение понятий рынок и отрасль.
3. Подходы к определению границы продуктового рынка (подходы к определению).
4. Показатели рыночной власти фирм на основе индекса Бейна, индекса Лернера, коэффициента Тобина. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт оценки их значений и выводов для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах.
5. Показатели концентрации как характеристика структуры рынков.
6. Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба, эффект крупного капитала, эффект крупномасштабных методов стимулирования сбыта.
7. Факторы, определяющие структуру рынка: случайные факторы, воздействие государства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция, необратимые издержки.
8. Фирма: определения и признаки. Основные концепции фирмы
9. Альтернативные цели фирмы. Конфликт интересов собственника и менеджмента.
10. Монопольный рынок: предпосылки анализа, основные выводы по модели чистой монополии.
11. Воздействие монополии на общественное благосостояние. Оценка чистых потерь монополии: различные варианты линейного и нелинейного случаев.
12. Факторы, не учтенные при традиционной оценке потерь монополии: взаимное влияние отраслей, эффект дохода, повышение качества продукции, временной фактор, социальные издержки и X-неэффективность.
13. Многозаводской монополист.
14. Регулирование монополии: установление предельной цены, налогообложение (3 вида).
15. Монополия на рынке товаров длительного пользования. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза.
16. Барьеры входа: классификация и показатели оценки.
17. Рыночная структура: классификация, критерии, определяющие структуру рынка.
18. Количественные и качественные показатели структуры отраслевого рынка.
19. Предпосылки олигопольного рынка. Общие понятия теории олигополии (равновесие по Нэшу, функция реакции). Классификация моделей олигополии.
20. Классификация моделей олигополии. Модель Курно.
21. Классификация моделей олигополии. Модель Штакельберга.
22. Модель Бертрана (простая). Парадокс Бертрана и способы его разрешения (перечислить). Модель Бертрана с разными издержками.
23. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.
24. Модель Эджуорта (вариант с ограничением мощности меньше равновесного выпуска по Курно).
25. Модель Эджуорта (с одинаковым ограничением мощности).
26. Модель Форхаймера и модель доминирующей фирмы. Определение доминирующей фирмы, примеры из практики. Причины возникновения доминирующей фирмы.
27. Модель ценового лидерства: предпосылки модели доминирующей фирмы, графическая иллюстрация, равновесие в модели. Ценовой зонтик. Доминирующая фирма и свободный вход.
28. Лимитирующее ценообразование в условиях недальновидной и дальновидной стратегий доминирующей фирмы. Модель "самоубийственного" ценообразования. Неценовое поведение в условиях рынка с доминирующей фирмой.
29. Дифференциация товара как фактор стратегического поведения доминирующей фирмы.
30. Классификация моделей кооперативного поведения. Причины возникновения картелей. Простая (статическая) модель полного картеля.
31. Классификация моделей кооперативного поведения. Динамическая модель картеля (условие стабильности). Народная теорема, «показатель терпеливости фирмы».
32. Факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде
33. Вертикальная интеграция
34. Вертикальные ограничения
35. Ценовая дискриминация: мотивы и условия эффективного осуществления, последствия.
36. Типы ценовой дискриминации.
37. Межвременная дискриминация. Распределение спроса на товары с длительным сроком службы во времени. Парадокс Коуза.
38. Естественная монополия: характерные черты, причины возникновения. Виды естественной монополии. Примеры. Возможные причины демонополизации.
39. Формы регулирования отраслей естественной монополии (перечислить). Ценообразование по предельным издержкам («первое наилучшее»). Возможности и проблемы конкурентного равновесия.
40. Формы регулирования отраслей естественной монополии (перечислить). «Второе наилучшее» и ценообразование Рамсея (для однопродуктовой фирмы). Цена Рамсея для многопродуктовой естественной монополии.
41. Формы регулирования отраслей естественной монополии (перечислить). Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Выбор качества товара регулируемого монополиста.
42. Формы регулирования отраслей естественной монополии (перечислить). Регулирование нормы доходности. Неэффективность инвестиционных решений регулируемой естественной монополии: эффект Аверча-Джонсона.
43. Формы регулирования отраслей естественной монополии (перечислить). Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии как альтернативный метод решения проблемы монопольной власти. Примеры.
44. Несовершенство информации относительно качества товара: модель Акерлофа. Проблема «неблагоприятного отбора».
45. Проблемы «негативного отбора» и «риска недобросовестного поведения контрагента» на товарных, финансовых рынках и рынках услуг. Примеры. Сигналы качества как решение проблем, связанных с асимметрией информации. Примеры Способы устранения (смягчения) и способы усиления асимметрии ценовой информации.
46. Асимметрия информации о ценах. «Ловушка» для туристов.
47. Дифференцированные товары. Факторы дифференциации. Классификация моделей с дифференцированным продуктом. Мера продуктовой дифференциации.
48. Непространственные модели дифференциации продукта. Количественная конкуренция с дифференцированным продуктом.
49. Непространственные модели дифференциации продукта. Ценовая конкуренция с дифференцированным продуктом.
50. Модели пространственной дифференциации товара.
Рекомендуемая литература
9.1 Основная литература:
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2013.
2. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. Учеб. пособие. М.: Изд-во: ООО «Юрат», 2013.
9.2 Дополнительная литература:
3. Современная экономическая наука: учеб. пособие для бакалавров / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
4. Яковенко, Е.Г. Экономика труда: учебное пособие [Электронный ресурс] / Е.Г. Яковенко, Н.Е. Христолюбова, В.Д. Мостова. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с.
9.3 Информационные технологии программное обеспечение и Интернет-ресурсы дисциплины
1. www.economy.gov.ru – министерство экономического развития и торговли России;
2. www.gks.ru – федеральная служба государственной статистики;
3. www.prime-tass.ru – агентство экономической информации;
4. www.ecsocman.ru – федеральный образовательный портал «экономика, социология, менеджмент»;
5. www. сonsultant.ru - справочно-поисковая система;
6. www.complexdoc.ru - справочно-поисковая система;
7. www.books.ru;
8. www.intellect-service.ru.
Анализ отраслевых рынков
Методические указания по выполнению контрольных работ для магистрантов заочной формы обучения
Дата: 2018-12-28, просмотров: 513.