РАЗДЕЛ 1. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Составитель:

г.Екатеринбург, ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса», преподаватель А.В. Мерзляков, первая квалификационная категория      

 

 

 

Данные методические рекомендации включают полное содержание учебной дисциплины: ее теоретическую часть, вопросы для самоконтроля знаний и задания для контрольной работы.

 

Структура методических рекомендаций способствует систематизации и обобщению теоретического материала, что поможет студентам успешно самостоятельно изучать учебную дисциплину.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании Методического Совета

ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

 

Протокол   № 5 от «30»августа 2016г.

 


Председатель Методического совета            /   Ю.С. Соловьянова




СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел Стр.
1. Пояснительная записка 4
2. Содержание разделов и тем с вопросами для самоконтроля 8
3. Список рекомендованных источников информации 32
4. Методические указания для выполнения контрольной работы 34
5. Требования к выполнению и оформлению контрольных работ
6. Критерии оценивания контрольной работы
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Титульный лист
8. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень тем контрольных работ
9. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перечень вопросов к итоговому контролю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические рекомендации  по учебной дисциплине ОП.17. Банковское регулирование и надзор, основы аудита, составлены для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ, в соответствии с требованиями ФГОС и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГАПОУ  СО «Областной техникум дизайна и сервиса» ППССЗ 38.02.07. Банковское дело.

В соответствии с учебным планом, дисциплина ОП.17. Банковское регулирование и надзор, основы аудита,  входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, обеспечивает совокупность систематизированных знаний и умений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки.

ОП.17. Банковское регулирование и надзор, основы аудита,  рекомендуется к освоению на III курсе,  так как опирается на знания, полученные студентом при изучении дисциплин: «Экономика организации», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Основы экономической теории».

Основная цель изучения дисциплины - сформировать профессиональные компетенции необходимые работнику коммерческого банка в профессиональной деятельности и кредитной системы в целом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- разбираться в сущности, целях и задачах банковского надзора;

- анализировать основные направления политики Банка России в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

- определять основную цель и задачи проверок, проводимых Банком России в кредитных организациях;

- рассматривать порядок допуска банков к участию в системе страхования вкладов физических лиц;

- анализировать реорганизацию банков на современном этапе развития банковской системы Российской Федерации;

- анализировать порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам;

- анализировать материал о регистрации увеличения уставного капитала кредитной организации;

- анализировать взаимодействие территориальных учреждений Банка России при осуществлении надзора за деятельностью филиалов;

- анализировать участие Банка России в процедуре ликвидации банков;

- анализировать порядок выполнения резервных требований кредитными организациями;

- применить порядок расчета лимита на заявку по кредиту;

- анализировать деятельность банка по методике CAMELS;

- анализировать взаимодействие аудиторской фирмы и проверяемой кредитной организации;

- составлять договор на оказание услуг по проведению аудиторской проверки;

- анализировать особенности применения принципа существенности при проверке кредитных организаций;

- сравнивать достоверность начальных и сравнительных показателей отчетности;

- оценивать эффективность внутрибанковского контроля;

- анализировать другие фонды: фонды специального назначения: фонд накопления, фонд потребления, фонд премирования сотрудников, фонд финансирования социальных программ, фонд кредитования сотрудников банка и др.

- анализировать аудит полученных межбанковских кредитов;

- давать оценки кредитной политики банка и качества управления кредитными рисками;

- анализировать проведения аудита брокерской деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и главные цели банковского надзора;

- методы реализации политики Банка России в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

- основные цели и задачи ЦБ РФ при проведении проверок кредитных

организаций;

- основные виды банковского надзора;

- основные методы банковского надзора;

- основные виды проверок представителей Банка России;

- основные черты банковского надзора в зарубежных странах;

- порядок рассмотрения документов, представляемых в Банк России;

- лицензирование реорганизуемых банков;

- обязательных нормативов деятельности небанковских кредитных организаций;

- проверку полноты и правомерности оплаты уставного капитала кредитной организации;

- публикуемую отчетность, ее содержание;

- процедуру ликвидации банков;

- порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитной организации;

- действия Банка России в случае неисполнения кредитными организациями обязательств по возврату кредита;

- Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- организацию системы автоматизации аудиторской деятельности;

- заполнение Письма-обязательства аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита;

- формы аудиторского заключения и условия их подготовки;

- общей оценки влияния выявленных обстоятельств на достоверность бухгалтерской отчетности;

- рабочей документации аудита;

-правовое регулирование банковской деятельности по законодательству Российской Федерации;

- аудит правильности расчета собственных средств (капитала) банка;

- аудит вкладов физических лиц;

- проверку правильности начисления и взыскания процентов по размещенным денежным средствам и их отражения в учете;

- проверку порядка образования и использования резервов под обесценение ценных бумаг.

Максимальная учебная нагрузка студента составляет 158 часов,

обязательное количество аудиторных занятий составляет:

 - 108 часов, при очной форме обучения;

 - 26 часов, при заочной форме обучения;

-  132 часа, самостоятельная работа студентов при заочной форме обучения.

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСАХ

 И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСАМ и СЕМЕСТРАМ.

Таблица 1

Курс

Семестр

Количество часов

Всего Лекции Лабораторно-практические занятия Формы контроля Контрольная работа Курсовая работа Самостоятельная работа

 

3

5

 

26

14 0 текущий контроль: опрос при проведении лекционных занятий.   -

 

132

6 12 4 Рубежный контроль: защита контрольной работы. Промежуточный контроль:  устный экзамен по билетам.   -

 

Наряду с аудиторными занятиями по дисциплине предусмотрено самостоятельное изучение тем предмета, цель которых – сформировать у студентов профессиональные компетенции и умение применять их в практической деятельности.

Для проверки качества освоения учебного материала и отслеживания уровня сформированности профессиональных компетенций предусмотрено выполнение студентами контрольной работы и проведение устного экзамена, как формы промежуточной аттестации. Темы контрольной работы представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Содержание учебной дисциплины предусматривает следующие виды контроля:

· текущий контроль знаний - осуществляется в процессе изучения каждой темы при устном опросе, самостоятельной работы обучающегося, а также при выполнении домашней письменной контрольной работы по варианту в межсессионный период;

· рубежный - контрольная работа,

· промежуточный - дифференцированный зачет (защита контрольной работы).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КУРС / 5 СЕМЕСТР

Список литературы см. после всех тем.

Содержание:

1.Теоретические основы банковского контроля и аудита. Определение банковского аудита. Потребность банков в разнообразных аудиторских услугах.

2.Цель банковского аудита. Предмет аудиторской проверки.

3.Выборочный характер аудиторской проверки.

4.Контроль в системе банковского надзора.

5.Достоверность отчетности.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990...с изменениями и дополнениями.

2. Изучить цели банковского аудита. Виды банковского аудита. Предмет аудиторской проверки.

3. Изучить контроль в системе банковского аудита.

4. Изучить письмо Центрального Банка Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 74-Т “О контроле за проведением банковского аудита и деятельностью аудиторских фирм (аудиторов)”.

Изучив данную тему, студент должен знать:

¾ определение банковского аудита;

¾ цель банковского аудита;

¾ контроль в системе банковского аудита;

¾ содержание письма Центрального Банка Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 74-Т “О контроле за проведением банковского аудита и деятельностью аудиторских фирм (аудиторов)”.

студент должен уметь: определять цели и задачи аудита в зависимости от вида аудиторской проверки;

 

Содержание:

1.Классификация видов, методов и механизмов банковского аудита

2.Банковское инспектирование: организационно-методические аспекты

3.Информационно-аналитическое обеспечение инспектирования кредитных организаций

4.Методы оценки банковских рисков

5.Особенности инспектирования кредитных организаций в условиях развития реального сектора экономики.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990...с изменениями и дополнениями.

2. Изучить Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, регламентирующие проведение аудита.

3. Изучить организацию системы автоматизации аудиторской деятельности (СААД) .

4. Изучить порядок проведения комплексного анализа финансового состояния предприятия при проведении аудита.

5. Изучить права и обязанности  администрации банка при проведении инспекционных и аудиторских проверок.

Изучив данную тему, студент должен знать:

¾ Анализ деятельности банка по методике CAMELS;

¾ Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990...с изменениями и дополнениями;

¾ порядок проведения комплексного анализа финансового состояния предприятия при проведении аудита;

¾ права и обязанности администрации банка при проведении инспекционных и аудиторских проверок.

студент должен уметь:

¾ проводить анализ показателей ликвидности активов банка;

¾ дать оценку банковских рисков с точки зрения сроков, процентов, условий кредитования.

 

Содержание:

1.Правовые основы банковского аудита.

2.Стандартизация аудиторской деятельности.

3.Назначение аудита и задачи стандартизации аудиторской деятельности.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

2. Изучить Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств,  контроль за деятельностью аудиторов.

3. Изучить правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита в банках и однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

4. Изучить методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к банкам, по вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

5. Изучить внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Изучив данную тему, студент должен знать:

¾ систему нормативного регулирования аудита в России;

¾   правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ и имеющие статус федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

¾ организацию системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями индивидуальными аудиторами лицензионных требовании и условий;

¾ вариант формирования аудиторской выборки.

студент должен уметь:

¾  оказать помощь в  реализации проведения и выполнения конкретных аудиторских процедур;

¾ формить издание в пределах своей компетенции нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в банке;

 

Тема 2.4. Заключение договора на проведение аудиторской проверки

Максимальная учебная нагрузка студента: 6 часов

Обязательная аудиторная нагрузка при заочной форме обучения: 1 час

Самостоятельная работа студента: 5 часов

Содержание:

1.Заключение договора на проведение аудиторской проверки.

2.Официальное предложение кредитной организации о проведении аудиторской проверки

3.Предварительное планирование аудита аудиторской фирмой.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

2. Изучить Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств,  контроль за деятельностью аудиторов.

3. Изучить правила (стандарты) заключения договора на проведение аудиторской проверки.

4. Изучить планирование аудита аудиторской фирмой.

5. Изучить на примере письмо-обязательство аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита;

6. Изучить на примере письменное согласие исполнительного органа проверяемой организации на условия аудита;

7. Изучить права и обязанности «Исполнителя», права и обязанности «Заказчика» аудиторской проверки;

8. Изучить виды  форс-мажорных обстоятельств.

Изучив данную тему, студент должен знать:

¾ Предмет Договора;

¾ Права и обязанности Исполнителя;

¾ Права и обязанности Заказчика;

¾ Стоимость аудиторских услуг и порядок расчетов;

¾  Форс-мажорные обстоятельства;

¾ Ответственность сторон;

¾ Порядок разрешения споров;

¾ Заключительные положения.

студент должен уметь:

¾ проверить на правомочность письмо-обязательство аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита;

¾ составить письменное согласие исполнительного органа проверяемой организации на условия аудита;

¾ заполнить письмо-обязательство на примере.

 

Содержание:

1.Две важные особенности аудиторской проверки.

2.Выборочный метод аудиторской проверки.

3. Основные подходы к созданию методик аудита.

4. Методы банковского аудита.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

2. Изучить Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств,  контроль за деятельностью аудиторов.

3. Изучить правила (стандарты) заключения договора на проведение аудиторской проверки.

4. Изучить планирование аудита аудиторской фирмой.

5. Изучить на примере письмо-обязательство аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита;

6. Изучить на примере письменное согласие исполнительного органа проверяемой организации на условия аудита;

7. Изучить права и обязанности «Исполнителя», права и обязанности «Заказчика» аудиторской проверки;

8. Изучить виды  форс-мажорных обстоятельств.

9. Изучить основные мероприятия, проводимые в ходе аудита:

¾ планирование аудита;

¾ получение аудиторских доказательств;

¾ использование работы других лиц и контакты с руководством банка,     третьими сторонами;

¾ документирование аудита;

¾ обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности банка.

Изучив данную тему, студент должен знать:

¾ Предмет Договора;

¾ Права и обязанности Исполнителя;

¾ Права и обязанности Заказчика;

¾ Стоимость аудиторских услуг и порядок расчетов;

¾ мероприятия, проводимые в ходе аудита;

¾  Форс-мажорные обстоятельства;

¾ Ответственность сторон;

¾ Порядок разрешения споров;

¾ Заключительные положения.

студент должен уметь:

¾ проверить на правомочность письмо-обязательство аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита;

¾ составить письменное согласие исполнительного органа проверяемой организации на условия аудита;

¾ заполнить письмо-обязательство на примере.

 

Содержание:

1.Оценка эффективности системы внутреннего контроля.

2.Особенности оценки системы внутреннего контроля в кредитных организациях.

3.Сбор аудиторских доказательств.

4.Особенности аудиторской проверки отдельных направлений и операций кредитной организации.

5. Существенность в аудите и аудиторские риски.

6. Применение уровня существенности в аудите.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

2. Изучить Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств,  контроль за деятельностью аудиторов.

3. Изучить, что такое  существенность в аудите и аудиторские риски.

4. Изучить  уровни существенности в аудите.

5. Изучить требования к нахождению уровня существенности.

6. Изучить виды рисков аудитора (аудиторский риск):

¾ внутрихозяйственный риск;

¾ риск средств контроля;

¾ риск не обнаружения.

7. Изучить сущность, виды и источники получения аудиторских доказательств.

8. Изучить виды аудиторских доказательств.

9. Изучить требования к аудиторскому доказательству.

10. Изучить виды аналитических процедур в аудите.

студент должен знать:

¾ виды и источники получения аудиторских доказательств;

¾ существенность в аудите и аудиторские риски;

¾ порядок сбора аудиторских доказательств;

¾ требования к аудиторскому доказательству;

¾ виды аналитических процедур в аудите.

студент должен уметь:  Проводить основные мероприятия в ходе аудита:

- составить план проведения аудита;

- определить состав необходимых аудиторских доказательств;

- проводить документирование аудита;

- подготовить список документов бухгалтерской отчетности банка для проведения аудита.

 

Тема 2.7.Подготовка документации по результатам аудиторской проверки

   Максимальная учебная нагрузка студента: 6 часов.

Обязательная аудиторная нагрузка при заочной форме обучения: 1 час.

Самостоятельная работа студента: 5 часов.

Содержание:

1.Общие требования к составу документации, формируемой в процессе аудиторской проверки.

2.Письменная информация аудитора руководству проверяемой организации.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

2. Изучить состав рабочей документации для проведения  аудита.

3. Изучить типовые рабочие документы для проведения аудита.

4. Изучить состав внутренних рабочих документов для проведения аудита.

5. Изучить требования к  отражению информации в рабочих документах.

6. Изучить принципы составления и содержание аудиторского заключения.

Изучив данную тему, студент должен знать:

¾ состав рабочей документации для проведения аудита;

¾ типовые рабочие документы;

¾ внутренние рабочие документы для проведения аудита;

¾ требования к отражению информации в аудите;

¾ содержание аудиторского заключения;

¾ отклонения  раскрываемые в аудиторском заключении.

студент должен уметь:

¾ Самостоятельно подготовить пакет документов для проведения аудита:

- типовые рабочие документы;

- внутренние рабочие документы.

 

Содержание:

1.Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета и документооборота в кредитной организации.

2.Учетная политика банка. Принципы формирования учетной политики банка.

3.Организационно-технический аспект формирования учетной политики банка.

4.Методологический аспект формирования учетной политики банка.

5.Налоговый аспект формирования учетной политики банка.

6.Анализ и оценка учетной политики кредитной организации.

7.Проверка постановки аналитического и синтетического учета в кредитной организации.

8.Правовое регулирование расчетов.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

2.Изучить требования к правильности  оформления бухгалтерских документов, т.е. применения установленных форм бланков, правильного указания номеров счетов плательщиков и получателей денег, дат операций и т.д..

3. Изучить порядок проверки расходных кассовых документов.

4. Изучить порядок отражения в бухгалтерском учете реализацию документарных ценных бумаг (акций, облигаций).

5. Изучить учетные операции по внебалансовым счетам,  такие как  расход бланков ценных бумаг.

6. Изучить отчетность банка.

7. Изучить порядок проведения анализа данных баланса банка.

8. Изучить статьи баланса банка.

9. Изучить план счетов и принципы группировки счетов по экономически однородным признакам ликвидности (срочности).

Изучив данную тему, студент должен знать:

¾ требования к правильности оформления бухгалтерских документов, установленные формы бланков;

¾ отражение в бухгалтерском учете реализации документарных ценных бумаг (акций, облигаций);

¾ операции по внебалансовым счетам;

¾ отчетность банка;

¾ план счетов и принципы группировки счетов.

студент должен уметь:

¾ Самостоятельно анализировать банковский баланс и давать конкретную информацию:

- о наличии денежных средств и платежеспособности банка;

- о кредитных ресурсах банка и их размещении;

- о надежности и устойчивости самого банка.

Делать выводы по результатам проверки и анализа банковского баланса.

Содержание:

1.Нормативная база осуществления аудита собственного капитала банков.

2.Проверка правильности формирования, изменения и отражения в учете уставного капитала банка.

3.Аудит порядка формирования и использования резервного фонда.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

2.Изучить состав и методику расчета собственного капитала-брутто по балансу банка.

3. Изучить  состав и методику расчета собственного капитала-нетто по балансу банка.

4. Изучить удельный вес собственных средств по отношению к пассивам банка.

5. Изучить методику расчета вложений собственного капитала банка в кассовые активы банка.

6. Изучить методику расчета вложений собственного капитала банка в ценные бумаги, коммерческие векселя, ценные государственные бумаги правительственных организаций, местных органов власти.

7. Изучить методику расчета вложений собственного капитала банка в кредиты, выданные предприятиям, организациям, а также индивидуальным заемщикам.

8. Изучить методику расчета вложений собственного капитала банка в капиталовложения: инвестирование средств в движимое и недвижимое имущество.

Изучив данную тему, студент должен знать:

¾  методику расчета собственного капитала-брутто по балансу банка;

¾ методику расчета собственного капитала-нетто по балансу банка;

¾ удельный вес собственных средств по отношению к пассивам банка;

¾ методику расчета вложений собственного капитала банка в кассовые активы банка;

¾ методику расчета вложений собственного капитала банка в ценные бумаги, коммерческие векселя, ценные государственные бумаги правительственных организаций, местных органов власти;

¾ методику расчета вложений собственного капитала банка в капиталовложения: инвестирование средств в движимое и недвижимое имущество.

студент должен уметь:

¾ Самостоятельно рассчитывать собственный капитал-брутто, как сумму всех фондов банка и нераспределенную прибыль по балансу.

Самостоятельно рассчитывать собственный капитал-нетто как сумму:

- уставного капитала банка;

-фондов банка;

-переоценки средств в иностранной валюте;

-переоценки ценных бумаг;

-переоценке драгоценных металлов;

-кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам сверх установленных лимитов;

¾ Самостоятельно рассчитывать удельный вес собственных средств банка по отношению к привлеченным пассивам.

¾  Делать выводы по результатам расчетов о ликвидности собственного капитала  банка.

Содержание:

1.Регулирование депозитных операций кредитных организаций.

2.Проверка привлеченных депозитов, начислений и выплат процентов по ним.

3.Аудит депозитов юридических лиц.

4.Аудит вкладов физических лиц.

5. Аудит начислений и выплаты процентов по привлеченным вкладам и депозитам.

6.Аудит полученных межбанковских кредитов.

7.Аудит проводимой банком депозитной политики.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

2.Изучить требования и порядок открытия и ведения депозитных счетов.

3. Изучить порядок соблюдения условий депозитных договоров.

4. Изучить порядок проверки учета депозитных операций.

5. Изучить порядок проверки правильности и своевременности уплаты банками процентов по депозитам.

6. Изучить отчетность банка по учету депозитных операций.

Изучив данную тему, студент должен знать:

¾  правильность открытия и ведения депозитных счетов;

¾ порядок соблюдения условий депозитных договоров;

¾  порядок соблюдения учета депозитных операций;

¾ порядок соблюдения учета правильности и своевременности уплаты банками процентов по депозитам;

¾ отчетность банка по учету депозитных операций.

студент должен уметь:

Самостоятельно проверить правильность:

- открытия и ведения депозитных счетов;

- соблюдения условий депозитных договоров;

-соблюдения учета депозитных операций;

- соблюдения учета правильности и своевременности уплаты банками процентов по депозитам;

- учет депозитных операций.

Делать выводы по результатам проверки учета депозитов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Требования к выполнению контрольных работ

 

Требования к структуре контрольной работы

Структура контрольной работы должна содержать:

· титульный лист (титульный лист является первой страницей контрольной работы), см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1;

· содержание (содержание включает: введение; основную теоритическую часть; практическую часть и заключение; список использованных источников информации);

· введение (во введении кратко формулируется проблема, указывается цель и задачи контрольной работы);

· основная теоритическая часть (состоит из нескольких разделов, в которых излагается суть теории темы контрольной работы);

· практическую часть (рассмотрение темы работы в прикладной практике конкретного банка);

· вывод или Заключение (в выводе приводят оценку полученных результатов работы, предлагаются рекомендации);

· список источников информации (содержит не менее 5 источников, на которые ссылаются в основной части контрольной работы).

 

2. Требования к оформлению контрольной работы: представлены в «Методических указаниях по написанию письменных работ»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Таблица 2

Последние цифры шифра зачетной книжки студента № задания Последние цифры шифра зачетной книжки студента № задания
01, 21, 41, 61, 81 1 12, 32, 52, 72 12
02, 22, 42, 62, 82 2 13, 33, 53, 73 13
03, 23, 43, 63, 83 3 14, 34, 54, 74 14
04, 24, 44, 64, 84 4 15, 35, 55, 75 15
05, 25, 45, 65, 85 5 16, 36, 56, 76 16
06, 26, 46, 66, 86 6 17, 37, 57, 77 17
07, 27, 47, 67, 87 7 18, 38, 58, 78, 98 18
08, 28, 48, 68 8 19, 39, 59, 79, 99 19
09, 29, 49, 69 9 20, 40, 60, 80, 00 20
10, 30, 50, 70 10 88, 89, 90, 91, 92 21
11, 31, 51, 71 11 93, 94, 95, 96, 97 22

 

Образец титульного листа представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Темы контрольных работ представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Контрольная работа сдается на проверку в первый день экзаменационной сессии, но не позднее, чем за три дня до проведения устного экзамена по предмету. Работа рецензируется преподавателем, и в случае положительной рецензии, оценка за контрольную работу учитывается на экзамене, в случае получения отрицательной рецензии - работа возвращается студенту на доработку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕМА 13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Теоретическая часть:

Заключение договора на проведение аудиторской проверки.

Официальное предложение кредитной организации о проведении аудиторской проверки.

Предварительное планирование аудита аудиторской фирмой.

Письмо-обязательство аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита, письменное согласие исполнительного органа проверяемой организации на условия аудита.

Практическая часть: на примере. Заполнение письма-обязательства на примере.

ТЕМА 16. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Теоретическая часть:

Общие требования к составу документации, формируемой в процессе аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора руководству проверяемой организации.

Рабочая документация аудита. Типовые рабочие документы. Отражение информации в рабочих документах. Постоянные или текущие файлы рабочих документов. Внутренние рабочие документы.

Практическая часть: на примере.

ТЕМА 17. АУДИТ ПОСТАНОВКИ И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

Теоретическая часть:

Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета и документооборота в кредитной организации.

Учетная политика банка. Нормативное регулирование и принципы формирования учетной политики банка.

Организационно-технический аспект формирования учетной политики банка.

Методологический аспект формирования учетной политики банка.

Налоговый аспект формирования учетной политики банка.

Анализ и оценка учетной политики кредитной организации.

Проверка постановки аналитического и синтетического учета в кредитной организации.

Правовое регулирование расчетов.

Практическая часть: на примере.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Составитель:

г.Екатеринбург, ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса», преподаватель А.В. Мерзляков, первая квалификационная категория      

 

 

 

Данные методические рекомендации включают полное содержание учебной дисциплины: ее теоретическую часть, вопросы для самоконтроля знаний и задания для контрольной работы.

 

Структура методических рекомендаций способствует систематизации и обобщению теоретического материала, что поможет студентам успешно самостоятельно изучать учебную дисциплину.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании Методического Совета

ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

 

Протокол   № 5 от «30»августа 2016г.

 


Председатель Методического совета            /   Ю.С. Соловьянова




СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел Стр.
1. Пояснительная записка 4
2. Содержание разделов и тем с вопросами для самоконтроля 8
3. Список рекомендованных источников информации 32
4. Методические указания для выполнения контрольной работы 34
5. Требования к выполнению и оформлению контрольных работ
6. Критерии оценивания контрольной работы
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Титульный лист
8. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень тем контрольных работ
9. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перечень вопросов к итоговому контролю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические рекомендации  по учебной дисциплине ОП.17. Банковское регулирование и надзор, основы аудита, составлены для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ, в соответствии с требованиями ФГОС и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГАПОУ  СО «Областной техникум дизайна и сервиса» ППССЗ 38.02.07. Банковское дело.

В соответствии с учебным планом, дисциплина ОП.17. Банковское регулирование и надзор, основы аудита,  входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, обеспечивает совокупность систематизированных знаний и умений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки.

ОП.17. Банковское регулирование и надзор, основы аудита,  рекомендуется к освоению на III курсе,  так как опирается на знания, полученные студентом при изучении дисциплин: «Экономика организации», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Основы экономической теории».

Основная цель изучения дисциплины - сформировать профессиональные компетенции необходимые работнику коммерческого банка в профессиональной деятельности и кредитной системы в целом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- разбираться в сущности, целях и задачах банковского надзора;

- анализировать основные направления политики Банка России в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

- определять основную цель и задачи проверок, проводимых Банком России в кредитных организациях;

- рассматривать порядок допуска банков к участию в системе страхования вкладов физических лиц;

- анализировать реорганизацию банков на современном этапе развития банковской системы Российской Федерации;

- анализировать порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам;

- анализировать материал о регистрации увеличения уставного капитала кредитной организации;

- анализировать взаимодействие территориальных учреждений Банка России при осуществлении надзора за деятельностью филиалов;

- анализировать участие Банка России в процедуре ликвидации банков;

- анализировать порядок выполнения резервных требований кредитными организациями;

- применить порядок расчета лимита на заявку по кредиту;

- анализировать деятельность банка по методике CAMELS;

- анализировать взаимодействие аудиторской фирмы и проверяемой кредитной организации;

- составлять договор на оказание услуг по проведению аудиторской проверки;

- анализировать особенности применения принципа существенности при проверке кредитных организаций;

- сравнивать достоверность начальных и сравнительных показателей отчетности;

- оценивать эффективность внутрибанковского контроля;

- анализировать другие фонды: фонды специального назначения: фонд накопления, фонд потребления, фонд премирования сотрудников, фонд финансирования социальных программ, фонд кредитования сотрудников банка и др.

- анализировать аудит полученных межбанковских кредитов;

- давать оценки кредитной политики банка и качества управления кредитными рисками;

- анализировать проведения аудита брокерской деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и главные цели банковского надзора;

- методы реализации политики Банка России в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

- основные цели и задачи ЦБ РФ при проведении проверок кредитных

организаций;

- основные виды банковского надзора;

- основные методы банковского надзора;

- основные виды проверок представителей Банка России;

- основные черты банковского надзора в зарубежных странах;

- порядок рассмотрения документов, представляемых в Банк России;

- лицензирование реорганизуемых банков;

- обязательных нормативов деятельности небанковских кредитных организаций;

- проверку полноты и правомерности оплаты уставного капитала кредитной организации;

- публикуемую отчетность, ее содержание;

- процедуру ликвидации банков;

- порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитной организации;

- действия Банка России в случае неисполнения кредитными организациями обязательств по возврату кредита;

- Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- организацию системы автоматизации аудиторской деятельности;

- заполнение Письма-обязательства аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита;

- формы аудиторского заключения и условия их подготовки;

- общей оценки влияния выявленных обстоятельств на достоверность бухгалтерской отчетности;

- рабочей документации аудита;

-правовое регулирование банковской деятельности по законодательству Российской Федерации;

- аудит правильности расчета собственных средств (капитала) банка;

- аудит вкладов физических лиц;

- проверку правильности начисления и взыскания процентов по размещенным денежным средствам и их отражения в учете;

- проверку порядка образования и использования резервов под обесценение ценных бумаг.

Максимальная учебная нагрузка студента составляет 158 часов,

обязательное количество аудиторных занятий составляет:

 - 108 часов, при очной форме обучения;

 - 26 часов, при заочной форме обучения;

-  132 часа, самостоятельная работа студентов при заочной форме обучения.

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСАХ

 И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСАМ и СЕМЕСТРАМ.

Таблица 1

Курс

Семестр

Количество часов

Всего Лекции Лабораторно-практические занятия Формы контроля Контрольная работа Курсовая работа Самостоятельная работа

 

3

5

 

26

14 0 текущий контроль: опрос при проведении лекционных занятий.   -

 

132

6 12 4 Рубежный контроль: защита контрольной работы. Промежуточный контроль:  устный экзамен по билетам.   -

 

Наряду с аудиторными занятиями по дисциплине предусмотрено самостоятельное изучение тем предмета, цель которых – сформировать у студентов профессиональные компетенции и умение применять их в практической деятельности.

Для проверки качества освоения учебного материала и отслеживания уровня сформированности профессиональных компетенций предусмотрено выполнение студентами контрольной работы и проведение устного экзамена, как формы промежуточной аттестации. Темы контрольной работы представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Содержание учебной дисциплины предусматривает следующие виды контроля:

· текущий контроль знаний - осуществляется в процессе изучения каждой темы при устном опросе, самостоятельной работы обучающегося, а также при выполнении домашней письменной контрольной работы по варианту в межсессионный период;

· рубежный - контрольная работа,

· промежуточный - дифференцированный зачет (защита контрольной работы).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КУРС / 5 СЕМЕСТР

РАЗДЕЛ 1. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР

Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.