Потенциальный план личности и отношений не исключает процессуального или функционального плана рассмотрения психики, а, наоборот, ставит вопрос о связи отношений и психических функций. <...>
Центральным вопросом в указанной области является проблема саморегуляции высшей нервной деятельности, которая выражается в воле и внимании. <...>
Наиболее существенное различие в структуре волевого поведения заключается в том, что усилие в примитивных условиях мобилизуется непосредственным импульсом эмоционального отношения. Рациональные мотивы необходимости и долга оказываются в этих условиях малодейственными. Только в структуре развитого волевого акта эти мотивы приобретают господствующую силу. Их роль возрастает по мере развития личности и характеризуется ростом интеллектуализации поведения и образованием идейно-нравственных мотивов. <...>
Различные виды деятельности человека сами являются предметом отношений. От отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением существует и сознание вынужденной необходимости деятельности, а также деятельность по моральной обязанности. Эти оттенки создают сложную структуру отношений к деятельности. <...>
В экспериментальной, а также в учебной и производственной
148
работе выступает совершенно ясная общая закономерность: функциональные возможности человека в любом направлении деятельности могут быть определены лишь на уровне его активно-положительного отношения к задаче.
ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЕЙ ЕГО ОТНОШЕНИЙ
Общий тип высшей нервной деятельности отражается на всех сторонах личности. Можно поэтому говорить и о «темпераменте отношений». Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях. Высказывались мысли о том, что отношения превращаются в черты характера (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев). Нужно, однако, признать, что эта формула имеет несколько внешний характер. Отношения в сущности ни во что не превращаются. Они могут приобрести устойчивость, выраженность, большую значимость и, продолжая оставаться отношениями, становятся характерными для личности. В этом смысле они и являются чертами характера.
Определенность и устойчивость характера связывается с определенностью и устойчивостью отношений, но в то время как ряд черт характера непосредственно выражает отношения (например, принципиальность, эгоизм, добросовестность), ряд других свойств (например, прямота, решительность, цельность, волевые черты характера) не представляет собой отношений в собственном смысле слова. Тем не менее и эти свойства связаны с отношениями человека и выражают способ их осуществления (Б. Г. Ананьев). Поэтому с позиций отношений мы считаем возможным рассматривать характер как единство системы и способа отношений. Нельзя также не упомянуть и о том... что свойства реакции человека> выражающие его темперамент и характер, проявляются лишь на уровне активных отношений. Можно даже сказать, что отсутствие реакции на что-либо свидетельствует не столько о темпераменте или характере, сколько об отношении человека. <...>
Нельзя, наконец, не подчеркнуть, что многие психологические работы, в сущности вся педагогическая психология, показывают, что особенности личности — это продукт ее взаимоотношения с людьми в процессе развития, продукт влияния примера, привязанности, авторитета (как отдельных лиц, так и коллективов — школьных или производственных).
РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Отношения как сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. В сущности вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений. Здесь мы сталкиваемся с труднейшими вопросами, которые поднимались и раньше, но освещались несколько иначе.
149
С момента рождения формируются реакции ребенка... В два года можно отметить, правда, еще неустойчивые, но определенные реакции, сопровождаемые словами: «хочу — не хочу», «интересно— неинтересно», «люблю — не люблю». Речь идет, конечно, не о том, что ребенок понимает смысл этих слов, а о том, что смысл его реакции находится в соответствии со смыслом этих слов. Исследования на детях дошкольного возраста позволяют выявить характерные особенности этого периода... Здесь уже можно говорить о выраженных и определенных отношениях, среди которых отчетливее всего выступают отношения к родителям, к детям, к воспитателям, к играм. Отдельные стороны отношений даже в этом возрасте выступают как черты характера: самостоятельность, инициативность, добросовестность, общительность. В этом периоде развития отношения характеризуются ситуативной мобильностью, легко меняются контрастно под влиянием преходящего эмоционального состояния. Они тесно слиты с поступком и реакцией. Характер и уровень развития отношений определяются в этом возрасте прежде всего взрослыми (родителями, воспитателями).
Изменения в положении ребенка в школьном возрасте влекут за собой, помимо функционального развития, обогащения опыта и многообразия отношений, новый момент—внесемейные обязанности и обязательный учебный труд. На новую ступень поднимается управление своими действиями и структура отношений, определяемая требованиями объективной необходимости. Формирование принципов, принципиальных отношений и поведения, убеждений и идеалов характеризует развитие отношений в старшем школьном возрасте. Высший уровень развития идейного и принципиального поведения является следствием не столько функционального развития, сколько общественной структуры, условий общения и общественного воспитания.
ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
Как известно, основными проблемами педагогики являются проблема образования (обучения) и проблема воспитания. Давно известно, что предпосылками успешности обучения являются подготовка ученика, его способности и усилия. Но подготовленность сама обусловлена способностями и учебными усилиями ученика. Не касаясь сложного вопроса о способностях, нужно только сказать, что в условиях нормального развития они находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые выступают как движущая сила развития способностей. Вместе с тем склонность представляет собой не что иное, как избирательно-положительное отношение, как более или менее стойкую потребность в определенном виде деятельности. Способности развиваются в связи с напряжением и усилиями, которые мобилизуются склонностью. Таким образом, мы подходим к усилиям в учебной или профессиональной деятельности, которые в свою очередь
150
определяются интересом, умственной активностью, сознанием необходимости и ответственным отношением к обязанностям... Интерес как выражение непосредственной потребности познавательного овладения находится в известном соотношении с сознанием общей обязательности учения, с формированием ответственного отношения к учебной работе. Но если он имеет тенденцию к концентрации на некоторых определенных областях, то сознание необходимости и ответственности, наоборот, распространяется на все учебные предметы. В этом пункте неразрывно связываются воспитательные и образовательные моменты. Заслуживает внимание и то, что умственная активность и учебная активность хотя и тесно связаны друг с другом, но могут не совпадать. <...>
Дисциплина учащихся является выражением их сознательного отношения к школе и ее требованиям. В основе формирования этого отношения лежит отношение к руководству в школе, исходной фигурой которого, естественно, является педагог. Но, как показал А. С. Макаренко, на разных ступенях формирования школьного коллектива все большее значение в формировании поведения и личности отдельных учащихся приобретает коллектив... В своей педагогике А. С. Макаренко более всего опирался на психологию отношений. <...>
Нельзя... не сказать, что успехи производственной работы и дисциплины производства с психологической стороны опираются также на отношение к производству. Наиболее характерно, что передовики производства, рационализаторы, изобретатели показывают образцы самоотверженно преданного отношения к производству, определяющего мобилизацию их творческих возможностей и их непрерывное развитие. Если И. П. Павлов называл свои замечательные труды плодом «неустанного думанья», то и здесь мы имеем дело с плодом неустанного думанья и деланья, с творческим трудом, который реорганизует все отношения чело-века, мотивы его поведения и деятельности. В формировании такого отношения важнейшую роль играет подлинно трудовое воспитание, в котором основное значение имеет производственный коллектив. <...>
Научно обоснованная разработка психологии отношений стала возможной лишь на основе овладения методологией марксизма-ленинизма, развития учения о высшей нервной деятельности и марксистской педагогики. Она осуществляется в борьбе со взглядами тех зарубежных ученых, которые стоят на чуждых нам идеологических позициях (Адлер, Штрассер, Дессуар, Са-ливен и др.)- Отнюдь не претендуя на освещение всех сторон психической деятельности и поведения человека, психология отношений изучает его как личность, развивающуюся в связи с многообразием условий действительности. Развитие человека, обусловленное его объективным положением, в наибольшей степени Определяется характером его взаимодействия с окружающими его людьми.
Его отношения к действительности, так же как и его деятель-
151
ность, представляя сложнейшее синтетическое образование, обу. словлены всей историей его индивидуального развития и общественно-историческими условиями его жизни и деятельности. В динамичности отношений человека адекватно отражается сама жизнь, а перспективность отношений в наибольшей степени характеризует ие только отражающую, но и преобразующую природу сознания человека. Разработка психологии отношений тесно связана с психологическими понятиями, которые долго не поддавались психологическому пониманию, — с такими, как интересы, убеждение, оценка, долг, привязанность, склонность и др. Психология отношения вырастает из практики взаимодействия людей, из педагогической, медицинской и производственной практики.
Вопросы психологии, 1957, № 5, с. 142—154,
Дата: 2018-12-28, просмотров: 360.