ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОТНОШЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потенциальный план личности и отношений не исключает про­цессуального или функционального плана рассмотрения психики, а, наоборот, ставит вопрос о связи отношений и психических функций. <...>

Центральным вопросом в указанной области является проб­лема саморегуляции высшей нервной деятельности, которая вы­ражается в воле и внимании. <...>

Наиболее существенное различие в структуре волевого пове­дения заключается в том, что усилие в примитивных условиях мобилизуется непосредственным импульсом эмоционального от­ношения. Рациональные мотивы необходимости и долга оказы­ваются в этих условиях малодейственными. Только в структуре развитого волевого акта эти мотивы приобретают господствую­щую силу. Их роль возрастает по мере развития личности и ха­рактеризуется ростом интеллектуализации поведения и образова­нием идейно-нравственных мотивов. <...>

Различные виды деятельности человека сами являются пред­метом отношений. От отвращения до страстного увлечения дея­тельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением существует и сознание вынуж­денной необходимости деятельности, а также деятельность по моральной обязанности. Эти оттенки создают сложную структу­ру отношений к деятельности. <...>

В экспериментальной, а также в учебной и производственной

148


работе выступает совершенно ясная общая закономерность: функциональные возможности человека в любом направлении деятельности могут быть определены лишь на уровне его актив­но-положительного отношения к задаче.


ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЕЙ ЕГО ОТНОШЕНИЙ

Общий тип высшей нервной деятельности отражается на всех сторонах личности. Можно поэтому говорить и о «темперамен­те отношений». Равнодушие и страстность, устойчивость и неус­тойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях. Выска­зывались мысли о том, что отношения превращаются в черты характера (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев). Нужно, однако, при­знать, что эта формула имеет несколько внешний характер. От­ношения в сущности ни во что не превращаются. Они могут приобрести устойчивость, выраженность, большую значимость и, продолжая оставаться отношениями, становятся характерными для личности. В этом смысле они и являются чертами характера.

Определенность и устойчивость характера связывается с оп­ределенностью и устойчивостью отношений, но в то время как ряд черт характера непосредственно выражает отношения (на­пример, принципиальность, эгоизм, добросовестность), ряд дру­гих свойств (например, прямота, решительность, цельность, во­левые черты характера) не представляет собой отношений в соб­ственном смысле слова. Тем не менее и эти свойства связаны с отношениями человека и выражают способ их осуществления (Б. Г. Ананьев). Поэтому с позиций отношений мы считаем воз­можным рассматривать характер как единство системы и спо­соба отношений. Нельзя также не упомянуть и о том... что свой­ства реакции человека> выражающие его темперамент и харак­тер, проявляются лишь на уровне активных отношений. Можно даже сказать, что отсутствие реакции на что-либо свидетель­ствует не столько о темпераменте или характере, сколько об от­ношении человека. <...>

Нельзя, наконец, не подчеркнуть, что многие психологические работы, в сущности вся педагогическая психология, показывают, что особенности личности — это продукт ее взаимоотношения с людьми в процессе развития, продукт влияния примера, привя­занности, авторитета (как отдельных лиц, так и коллективов — школьных или производственных).

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Отношения как сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. В сущности вопрос о раз­витии человека неразрывно связан с формированием его отно­шений. Здесь мы сталкиваемся с труднейшими вопросами, кото­рые поднимались и раньше, но освещались несколько иначе.

149


С момента рождения формируются реакции ребенка... В два года можно отметить, правда, еще неустойчивые, но определен­ные реакции, сопровождаемые словами: «хочу — не хочу», «ин­тересно— неинтересно», «люблю — не люблю». Речь идет, конеч­но, не о том, что ребенок понимает смысл этих слов, а о том, что смысл его реакции находится в соответствии со смыслом этих слов. Исследования на детях дошкольного возраста позволяют выявить характерные особенности этого периода... Здесь уже можно говорить о выраженных и определенных отношениях, сре­ди которых отчетливее всего выступают отношения к родителям, к детям, к воспитателям, к играм. Отдельные стороны отношений даже в этом возрасте выступают как черты характера: самостоя­тельность, инициативность, добросовестность, общительность. В этом периоде развития отношения характеризуются ситуативной мобильностью, легко меняются контрастно под влиянием прехо­дящего эмоционального состояния. Они тесно слиты с поступком и реакцией. Характер и уровень развития отношений определя­ются в этом возрасте прежде всего взрослыми (родителями, вос­питателями).

Изменения в положении ребенка в школьном возрасте влекут за собой, помимо функционального развития, обогащения опыта и многообразия отношений, новый момент—внесемейные обязан­ности и обязательный учебный труд. На новую ступень поднима­ется управление своими действиями и структура отношений, оп­ределяемая требованиями объективной необходимости. Форми­рование принципов, принципиальных отношений и поведения, убеждений и идеалов характеризует развитие отношений в стар­шем школьном возрасте. Высший уровень развития идейного и принципиального поведения является следствием не столько функционального развития, сколько общественной структуры, ус­ловий общения и общественного воспитания.


ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ

Как известно, основными проблемами педагогики являются проблема образования (обучения) и проблема воспитания. Дав­но известно, что предпосылками успешности обучения являются подготовка ученика, его способности и усилия. Но подготовлен­ность сама обусловлена способностями и учебными усилиями уче­ника. Не касаясь сложного вопроса о способностях, нужно толь­ко сказать, что в условиях нормального развития они находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые высту­пают как движущая сила развития способностей. Вместе с тем склонность представляет собой не что иное, как избирательно-положительное отношение, как более или менее стойкую потреб­ность в определенном виде деятельности. Способности развива­ются в связи с напряжением и усилиями, которые мобилизуются склонностью. Таким образом, мы подходим к усилиям в учебной или профессиональной деятельности, которые в свою очередь

150


определяются интересом, умственной активностью, сознанием не­обходимости и ответственным отношением к обязанностям... Ин­терес как выражение непосредственной потребности познаватель­ного овладения находится в известном соотношении с сознанием общей обязательности учения, с формированием ответственного отношения к учебной работе. Но если он имеет тенденцию к кон­центрации на некоторых определенных областях, то сознание не­обходимости и ответственности, наоборот, распространяется на все учебные предметы. В этом пункте неразрывно связываются воспитательные и образовательные моменты. Заслуживает вни­мание и то, что умственная активность и учебная активность хотя и тесно связаны друг с другом, но могут не совпадать. <...>

Дисциплина учащихся является выражением их сознательно­го отношения к школе и ее требованиям. В основе формирования этого отношения лежит отношение к руководству в школе, исход­ной фигурой которого, естественно, является педагог. Но, как показал А. С. Макаренко, на разных ступенях формирования школьного коллектива все большее значение в формировании поведения и личности отдельных учащихся приобретает коллек­тив... В своей педагогике А. С. Макаренко более всего опирался на психологию отношений. <...>

Нельзя... не сказать, что успехи производственной работы и дисциплины производства с психологической стороны опираются также на отношение к производству. Наиболее характерно, что передовики производства, рационализаторы, изобретатели пока­зывают образцы самоотверженно преданного отношения к произ­водству, определяющего мобилизацию их творческих возможно­стей и их непрерывное развитие. Если И. П. Павлов называл свои замечательные труды плодом «неустанного думанья», то и здесь мы имеем дело с плодом неустанного думанья и деланья, с творческим трудом, который реорганизует все отношения чело-века, мотивы его поведения и деятельности. В формировании та­кого отношения важнейшую роль играет подлинно трудовое вос­питание, в котором основное значение имеет производственный коллектив. <...>

Научно обоснованная разработка психологии отношений ста­ла возможной лишь на основе овладения методологией марк­сизма-ленинизма, развития учения о высшей нервной деятель­ности и марксистской педагогики. Она осуществляется в борьбе со взглядами тех зарубежных ученых, которые стоят на чуждых нам идеологических позициях (Адлер, Штрассер, Дессуар, Са-ливен и др.)- Отнюдь не претендуя на освещение всех сторон психической деятельности и поведения человека, психология от­ношений изучает его как личность, развивающуюся в связи с мно­гообразием условий действительности. Развитие человека, обус­ловленное его объективным положением, в наибольшей степени Определяется характером его взаимодействия с окружающими его людьми.

Его отношения к действительности, так же как и его деятель-


151


ность, представляя сложнейшее синтетическое образование, обу. словлены всей историей его индивидуального развития и общест­венно-историческими условиями его жизни и деятельности. В ди­намичности отношений человека адекватно отражается сама жизнь, а перспективность отношений в наибольшей степени ха­рактеризует ие только отражающую, но и преобразующую приро­ду сознания человека. Разработка психологии отношений тесно связана с психологическими понятиями, которые долго не под­давались психологическому пониманию, — с такими, как интере­сы, убеждение, оценка, долг, привязанность, склонность и др. Психология отношения вырастает из практики взаимодействия людей, из педагогической, медицинской и производственной прак­тики.

Вопросы психологии, 1957, № 5, с. 142—154,


Дата: 2018-12-28, просмотров: 360.