а) федеральных министерств;
б) государственных комитетов;
в) федеральных служб;
г) федеральных агентств.
25). К функциям федерального министерства РФ относятся:
а) выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование отдельных сфер деятельности;
б) контроль и надзор;
в) управление государственным имуществом;
г) координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
26). Выстройте «иерархию» актов:
а) Конституция РФ;
б) федеральные законы;
в) законы РФ о поправке к Конституции РФ;
г) федеральные конституционные законы.
27). Регламент – это:
а) правила;
б) время;
в) функция;
г) форма нормативного акта.
28).Административно-правовая регламентация – это:
а) нормативный акт;
б) процесс установления правовых основ государственно-управленческой деятельности;
в) комплекс требований к объекту стандартизации;
г) акт.
29). К основным функциям административно-правовой регламентации относятся:
а) обеспечение интересов юридических и физических лиц;
б) социальная защита граждан;
в) обеспечение бездефицитного бюджета государства;
г) внедрение методов менеджмента в управленческую деятельность государственных органов.
30). Виды регламентов государственных органов:
а) должностные регламенты;
б) административные регламенты предоставления государственных услуг;
в) административные регламенты предоставления муниципальных услуг;
г) административные регламенты исполнения государственных функций.
31). В должностные регламенты гражданских служащих включаются:
а) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию, стажу гражданской службы;
б) должностные обязанности, права и ответственность;
в) месячный оклад;
г) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов решений …;
32). Цель регламента органа исполнительной власти – оптимизация (повышение качества) исполнения государственных функций, а задачи (укажите п. «г»):
а) упорядочение административных процедур (действий);
б) устранение избыточных административных процедур;
в) сокращение срока исполнения государственной функции;
г)___________________________________________________ .
33). Структура регламента представлена следующими разделами:
а) общие положения;
б) требования к порядку исполнения государственной функции;
в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;
г) порядок и формы надзора за исполнением государственной функции.
34.) Административный ресурс – это:
а) ресурс муниципального значения;
б) ресурс регионального значения;
в) ресурс федерального значения;
г)страховые фонды государственных организаций.
35) Государственный резерв – это:
а) запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации;
б) запасы стратегических материалов и товаров;
в) земельные ресурсы;
г) запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
36). Единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации образуют:
а) Федеральное Собрание Российской Федерации;
б) Правительство Российской Федерации;
в) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом;
г) территориальные органы федерального органа исполнительной власти.
37). Критерий эффективности – это:
а) конкретный признак или совокупность признаков проявления управления, на основе которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений;
б) средство для фиксации достигнутого уровня;
в) описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению цели;
г) качественный индикатор.
38). Показатель эффективности – это:
а) средство для фиксации достигнутого уровня;
б) качественный индикатор.
в) описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели;
г) признаки, грани и стороны управления, посредством которых определяются качество управления, степень его соответствия потребностям и интересам общества.
39). Критериями эффективности управляющего воздействия органов государственногоуправления и их должностных лиц в первую очередь являются:
а) степень соответствия полученных результатов полномочиям соответствующих государственных органов и должностных лиц;
б) законность принимаемых решений;
в) реальность управляющего воздействия;
г) экономическая рентабельность управляющего воздействия.
40). Эффективность системы государственного управления в основном зависит от:
а) планирования деятельности органов государственной власти;
б) внедрения методов и приемов менеджмента;
в) профессионализма и компетентности гражданских служащих;
г) благоприятной международной обстановки.
Вопросы к экзамену.
1. Теория административно-государственного управления.
2. Теория рациональной бюрократии.
3. Теория нового государственного управления: проблемы и перспективы использования в Российской Федерации.
4. Теория организационного развития.
5. Концепция «максимизирующего бюрократа» Вильяма Нисканена.
6. Основные тенденции развития государственного управления.
7. Виды управления и их характеристика
8. Понятие и характерные черты государственного управления.
9. Государственное управление и его социальная природа.
10. Государство как субъект управления.
11. Система государственного управления и ее структура.
12. Принцип разделения государственной власти в механизме государственного управления.
13. Бюрократизм: сущность и формы проявления.
14. Основные направления противодействия бюрократизму в системе современного государственного управления.
15. Понятие и признаки государственного органа.
16. Классификация органов государственной власти.
17. Государственные должности и должности государственной гражданской службы: общие признаки и отличия.
18. Функции и принципы государственного управления.
19. Обеспечение законности в государственном управлении.
20. Объективные основы и субъективный фактор государственного управления.
21. Измерение эффективности государственного управления.
22. Особенности государственного управления.
23. Состояние государственного управления в Российской Федерации и его соответствие требованиям управленческой науки.
24. Институт ответственности органов государственного управления и их должностных лиц.
25. Государственная политика Российской Федерации в 201.. г. и в последующие годы (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от ______201 г.).
26. Общественные институты оценки эффективности государственного управления.
27. Основные структурные элементы механизма государственного управления: федеральный уровень.
28. Исполнительная власть Российской Федерации. Виды органов исполнительной власти.
29. Правовой статус федеральных органов исполнительной власти, функции, их полномочия, порядок формирования и функционирования.
30. Территориальные федеральные органы исполнительной власти в системе государственного управления.
31. Судебная власть в системе государственного управления.
32. Контрольно-надзорные и иные федеральные органы государственного управления.
33. Федеральные органы государственного управления с особым статусом.
34. Контроль и надзор в системе государственного управления.
35. Правовое обеспечение системы государственного управления.
36. Реформирование и развитие системы государственного управления.
37. Административно-правовая регламентация в деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.
38. Виды регламентов государственных органов.
39. Регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
40. Регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.
41. Сущность и содержание ресурсного обеспечения государственного управления.
42. Роль и место Управления делами Президента Российской Федерации в ресурсном обеспечении системы государственного управления.
43. Понятие эффективности государственного управления и ее правовые критерии.
44. Оценка эффективности функционирования системы государственного управления.
45. Механизм оценки деятельности органов государственной власти и их должностных лиц.
46. Государственное управление конфликтными ситуациями.
47. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
48. Механизмы взаимодействия систем государственного и муниципального управления.
49. Процесс совершенствования государственного управления.
50. Основные направления административной реформы в Российской Федерации и их перспективы.
51. Основные проблемы современного государственного управления в мире.
Шкала оценивания
Оформления результатов оценивания на основе БРС
На основании п. 14 Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС в институте принята следующая шкала перевода оценки из многобалльной системы в пятибалльную:
Таблица 7
Количество баллов
Экзаменационная оценка
Для допуска к экзамену минимальное количество баллов, набранное за время изучения дисциплины, – 45 баллов.
«Утверждаю»
Декан факультета А.А.Лихтин
Схема расчета рейтинговых баллов по дисциплине Б1.Б.2 «Теория и механизмы современного государственного управления»
по направлению 38.04.04Государственное и муниципальное управление
Таблица 8
Недели | Виды учебных занятий (лекции/семинары) | Посещение учебных занятий | Письменные работы | Устные выступления | Компенсирующие задания (сверх расчетных 100 баллов) | Промежуточная аттестация | Итого (максимально-расчетное количество баллов) | |||
Контрольные | Реферат/ Курсов.работа | Тестирование | Ролевые игры | Доклад (с презентацией / без презентации) | ||||||
Кол-во баллов за 1 вид мероприятия | 0-1 | 0-10 | 0-1 (1/0,5) | |||||||
1 | (Л) | |||||||||
2 | (ПЗ) | 1 | 10 | 1 | ||||||
3 | (Л) | |||||||||
4 | (ПЗ) | 1 | 10 | 1 | Σ за 4 недели | |||||
5 | (Л) | |||||||||
6 | ||||||||||
7 | (ПЗ) | 1 | 10 | 1 | ||||||
8 | Σ за 8 недель | |||||||||
9 | (ПЗ) | 1 | 10 | 1 | ||||||
Текущий контроль 1* | ||||||||||
10 | (Л) | |||||||||
11 | (ПЗ) | 1 | 10 | 1 | ||||||
12 | (ПЗ) | 1 | 10 | 1 | Σ за 12 недель | |||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | Σ за 16 недель | |||||||||
17 | ||||||||||
Текущий** контроль 2 | ||||||||||
Всего за семестр (баллов) | 6 | 60 | 6 | 28 | 100 |
*Количество баллов, достаточное для аттестации текущего контроля **Количество баллов, достаточное для возможного освобождения от промежуточной аттестации
Методические материалы
Содержаться в разделе 4 п. 4.2 и п.4.3
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Лекции ипрактические занятия проводятся с использованиемактивных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков у обучающихся.
Советы по организации самостоятельной работы
Выполнение самостоятельной работы предполагает:
- надлежащее изучение Конституции РФ, федерального и регионального законодательства и обязательное использование их в ходе занятий;
- качественную подготовку ко всем видам учебных занятий;
- реферирование и аннотирование указанных педагогическим работником источников
и литературы;
- систематический просмотр периодических изданий («Российская газета», «Парламентская газета», журналов:«Государственная служба», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Управленческое консультирование», «Практика муниципального управления» и др.) с целью выявления публикаций по проблемам государственного и муниципального управления;
- изучение учебной литературы (год издания не должен превышать пять лет!);
-использование интернет–ресурсов научной библиотеки СЗИУ - с русскоязычными подписными электронными ресурсами СЗИУ: словари, справочники, энциклопедии, (Рубрикон), электронные правовые базы данных, электронные полнотекстовые базы статей из периодических изданий, статистические и аналитические исследования и обзоры (Ист-Вью, Электронная библиотека Гребенникова), электронная библиотека диссертаций РГБ, электронные учебники по различным дисциплинам из электронно – библиотечных системАйбукс и Лань, а также с англоязычными ресурсами института - EbscoPublishing, Emerald. Доступ к перечисленным ресурсам осуществляется через научную библиотеку СЗИУ РАНХиГС;
-подготовку докладов-презентаций по отдельным темам дисциплины;
-подготовку рефератов;
- подготовку к тестированию и выполнению письменных контрольных работ и др.
Требования, предъявляемые к студентам магистратуры при проведении практических занятий.
Выступления на практических занятиях могут быть представлены в виде доклада или сообщения. Любое из них должно содержать план или постановку задачи, изложение материала и выводы. Таким образом, выступление в любом формате должно состоять из следующих элементов: 1) актуальность темы (одно-два предложения); 2) основная часть (сущность вопроса); 3) заключение (выводы).
В каждом выступлении необходимо выделять главную мысль («стержневой вопрос»). Выступления должны сопровождаться презентациями (они обязательны для студентов магистратуры), носить научный, логичный, аргументированный, конкретный и профессиональный характер, быть убедительными.
Все выступления должны иметьофициально-деловой стиль, необходимо использовать только профессиональный категориально-понятийный аппарат (не чиновник, а лицо, замещающее государственную должность, или гражданский служащий, муниципальный служащий; не занимать должность, а замещать; не работать, а служить; не верхняя палата, а Совет Федерации; не нижняя палата, а Государственная Дума; не корпоративная культура в госоргане, а организационная; не заработная плата, а денежное содержание и т.д.).
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература
1. Пронкин, Сергей Владимирович. Государственное управление зарубежных стран : учеб. пособие / С. В. Пронкин, О. Е. Петрунина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр. - 4-е изд. доп. и перераб. - М. : КДУ, 2011. - 495 c.
2. Система органов государственной власти России : [учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 "Юриспруденция", 030201 "Политология", 080504 "Гос. и муниципальное упр." ...] : соответствует Федер. гос. образовательным стандартам третьего поколения / [Б. Н. Габричидзе и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2013. - 479 c. (электронный ресурс)
3. Охотский, Евгений Васильевич. Теория и механизмы современного государственного управления [Электронный ресурс] : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - 2-е изд., перераб. и доп. - Электрон. дан. - М. : Юрайт, 2015. - 845 c.
6.2. Дополнительная литература
1. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С. Ю. Наумов, Н. С. Гегедюш, М. М. Мокеев и др. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 556 с..
2. Классики теории государственного управления: управленческие идеи в России / Факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова; Редкол. : А. В. Сурин (председатель), Ю. Ю. Петрунин (отв. ред.) и др. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 799 с.
4. Кузин, Владимир Иванович, Зуев, Сергей Эдуардович Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления : учеб.пособие / В. И. Кузин, С. Э. Зуев. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. – 120 c. – (Образовательные инновации).
6.3.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента при изучении дисциплины (очная/заочная формы обучения)
Наименование темы | Трудоемкость в час. | Вопросы для самопроверки | |
Тема 1. Теоретические основы государственного управления | 5/16 | 1. Какие предметные области включают в себя теории государственного управления? 2. Дайте определение понятия «управление». 3. Назовите основные признаки рациональной бюрократии, выработанные М.Вебером. 4. Перечислите основные отличия государственного управления от менеджмента. 5. Обозначьте основные этапы в развитии теории государственного управления. | |
Тема 2. Государственное управление с позиции теории бюрократии | 5/16 | 1. Определите, что такое функции? 2. Перечислите основные функции государственного управления. 3. Дайте определение категории «принципы». 4. Назовите основные принципы государственного управления. 5. Какая логическая связь существует между понятиями «функции» и «принципы»? | |
Тема 3.Современные теории государственного управления | 5/16 | 1. Чем отличается орган государственной власти от учреждения? 2. Назовите основные элементы механизма государственного управления на федеральном уровне. 3. Каковы роль и место Президента РФ в системе государственного управления? 4. Какую роль выполняет деление Федерального Собрания на две палаты? 5. Раскройте структуру Правительства РФ. 6. Из каких подсистем состоит судебная система РФ? 7. Назовите иные федеральные органы государственного управления с особым статусом. | |
Тема 4.Механизмы государственного управления | 5/16 | 1. В чем сущность понятия «регламент»? 2. Что такое «административный регламент»? 3. Что понимается под должностным регламентом? 4. Раскройте содержание должностного регламента. 5. Перечислите важнейшие федеральные акты, устанавливающие регламенты. | |
Тема 5. Принятие решений в системе государственного управления | 8/15 | 1. Дайте определение ресурсного обеспечения системы государственного управления. 2. Назовите виды ресурсов. 3. Что такое власть как ресурс, носящий субъективный характер? 4. Раскройте структуру ресурсного обеспечения системы государственного управления. 5. Каковы роль и место Управления делами Президента РФ в ресурсном обеспечении системы государственного управления? | |
Итого по дисциплине | 28/79 |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 265.