Список использованных источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сведения об источниках следует располагать в алфавитном порядке авторов - сначала русских, затем иностранных (в порядке латинского алфавита). Ссылки на литературные источники в тексте работы приводят в квадратных скобках, указывая автора без инициалов и год издания. В случае, когда издание повторяется несколько раз в году, их нумеруют буквами русского алфавита (1955 а; 1955 б; 1955 в). Оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка».

После списка использованной литературы, этот же список продолжают списком интернет-источников, на которые ссылка копируется полностью из строки поиска, с указанием даты обращения к источнику.

 

Примеры оформления литературы

Книга одного, двух, трех авторов:

Гришаева Л.И., Л.В. Цурикова Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. – М.: Academia, 2006. – 123 с. (Высшее профессиональное образование. Языкознание).

Книга, имеющая более трех авторов:

Методы анализа и обработки сложных геофизических сигналов: моногр. / О.В. Мандрикова, В.В. Геппенер, Д.М. Клионский, А.В. Экало. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010. – 258 с.

 

Сборники трудов:

Россия и мир: гуманитар. проблемы: межвуз. сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос. ун-т вод. коммуникаций. – 2004. – Вып. 8. – С. 145.

Археология: история и перспективы: сб. ст. Первой межрегион. конф., Ярославль, 2003. – 350 с.

 

Материалы конференций:

Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: материалы III Всерос. науч.-техн. конф. (20–22 марта 2012 г.). – Петропавловск-Камчатский, 2012. – 230 с.

 

Статьи из журналов, сборников, материалов конференций:

Ефимова Т.Н., Кусакин А.В. Охрана и рациональное использование болот в Республике Марий Эл // Проблемы региональной экологии. – 2007. – № 1. – С. 80– 86.

Бугаев В.Ф. Многовидовой промысел лососей бассейна р. Камчатка // Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей: материалы V науч. конф. (22–24 ноября 2004 г.) – Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2004. – С. 168–172.

Авторефераты, диссертации:

Горовая О.Ю. Экологические особенности гольцов рода Salvelinus (Salmoniformes: Salmonidae) Камчатки: анализ фауны и сообществ паразитов: автореф. дис. … канд. биол. наук. – Владивосток, 2008. – 25 с.

Фенухин В.И. Этнополитические конфликты в современной России: на примере Северо-Кавказского региона: дис.... канд. полит. наук. – М., 2002. – С. 54– 55.

 

Аналитические обзоры:

Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор, апр. 2007 / Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М.: ИМЭМО, 2007. – 39 с.

Официальные документы:

О противодействии терроризму: федер. закон Рос. Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 февр. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 марта 2006 г. // Рос. газ. – 2006. – 10 марта.

Патенты:

Приемопередающее устройство: пат. 2187888 Рос. Федерация. № 2000131736/09; заявл. 18.12.00; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.). – 3 с.

Архивные документы:

Гребенщиков Я.П. К небольшому курсу по библиографии: материалы и заметки, 26 февр. – 10 марта 1924 г. // ОР РНБ. – Ф. 41. – Ед. хр. 45. – Л. 1–10.

Электронные ресурсы:

О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс]: указание М-ва соц. защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 г. № 1-49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Жилищное право: актуальные вопросы законодательства: электрон. журн. – 2007. – № 1. – URL: http://www.gilpravo.ru (дата обращения: 20.08.2007).

 

Паринов С.И., В.М. Ляпунов, Р.Л. Пузырев. Система Соционет как платформа для разработки научных информационных ресурсов и онлайновых сервисов // Электрон. б-ки. – 2003. – Т. 6, вып. 1. – URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page = elbib/rus/journal/2003/part1/PLP/ (дата обращения: 25.11.2006).

 

Авилова Л.И. Развитие металлопроизводства в эпоху раннего металла (энеолит – поздний бронзовый век) [Электронный ресурс]: состояние проблемы и перспективы исследований // Вести. РФФИ. – 1997. – № 2. – URL: http://www.rfbr.ru/pics/22394ref/file.pdf (дата обращения: 19.09.2007).

 

Приложения

3.12.1 Приложение оформляют как продолжение работы на последующих его листах.

3.12.2 В тексте работы на все Приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения «Библиография», которое располагают последним.

3.12.3 Каждое Приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху, по середине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Слово «Приложение» и его заголовок следует выделять полужирным начертанием.

3.12.4 Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, 0, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение Приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать Приложения арабскими цифрами.

Если в документе одно Приложение, то его обозначают «Приложение А».

3.12.5 Текст каждого Приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставят обозначение этого приложения.

3.12.6 Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы, ВКР или магистерской диссертации, сквозную нумерацию страниц.

При необходимости такое Приложение может иметь «Содержание».

 

Рекомендуемый объём работы

Объём работы определяет её автор, ниже приведены минимально допустимые размеры курсовых работ, ВКР и магистерской диссертации.

 

3.13.1 Допустимый (минимальный) объём курсовой работы бакалавра – 30-35 страниц, с цитированием 25-30 литературных источников;

 

3.13.2 Допустимый (минимальный) объём ВКР бакалавра – 40-45 страниц, с цитированием 30-35 литературных источников;

3.13.3 Допустимый (минимальный) объём магистерской диссертации – 70-75 страниц, с цитированием 40-45 литературных источников.



Подготовка презентации, защита курсовой, ВКР и магистерской диссертации

4.1 Общие требования к процедуре защиты курсовой работы, ВКР и магистерской диссертации

4.1.1 Время, которое отводится для защиты: курсовой работы - 7 минут; ВКР – 12 минут; для защиты магистерской диссертации - 15 минут.

4.1.2 Презентацию выпускной квалификационной работы необходимо выполнить в программе Microsoft Power Point, после того, как написан доклад по материалам курсовой или выпускной квалификационной работы, или магистерской диссертации.

Мультимедийная презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point должна содержать в своем составе следующие элементы: текст, рисунки, фотографии, таблицы, графики и схемы.

Отличительной особенностью презентации курсовой, ВКР или магистерской диссертации,  является наличие нескольких основных частей:

а) титульный слайд;

б) актуальность избранной темы исследования;

в) вводная информация о сути исследуемого вопроса, изложение сути презентации с обязательным полным приведением цели и задач исследования;

г) суть работы или детальное описание, результаты испытаний или опробирования, условия применения;

д) заключение или выводы;

е) благодарности.

Несмотря на общие положения, которые должны быть в презентации, каждая презентация, как и любое исследование, уникальна, поэтому единого шаблона структуры презентации быть не может.

Титульный слайд должен содержать информацию о полном наименовании учебного заведения, название работы, Ф.И.О. автора работы (полностью) и его научного руководителя, город и год. Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада.

 

4.2 Рекомендации по подготовке презентации

Не следует пытаться уместить всю имеющуюся информацию по теме в небольшое количество слайдов. Лучше всего, если в одном слайде будет содержаться одно информационное сообщение, которое будет лаконичным и емким, а также системно "раскрыто" и "проиллюстрировано" на этой странице. Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11.

Поскольку структура презентации состоит из набора сообщений, то каждый слайд представляет собой информационный блок. Выделим основные рекомендации по созданию информационных блоков:

1. Размер одного информационного блока должен составлять не более ½ размера всего слайда, на котором обязательно должно оставаться свободное пространство;

2. Хорошо, когда информационный блок представлен разнотипной информацией, например - текстом, графиком, таблицей, инфографикой, иллюстрацией, которые дополняют друг друга;

3. Важно сделать акцент на основных элементах, словосочетаниях, которые являются ключевыми в блоке;

4. Рекомендуется располагать информационные блоки горизонтально. Если они связаны какими-то причинно-следственными связями, то можно использовать "пространственные", например - круговые, вертикальные или иные схемы;

5. Не всегда важно помещать самую важную информацию в центр слайда, однако это не так. Важную информацию не обязательно помещать в центр слайда. Намного важнее то, каквыделена эта информация, чем то где она располагается. Иногда яркая фотография или цветной график, расположенные не по центру, намного важнее и привлекают больше внимания, чем поясняющий их текст;

6. Логика каждого информационного блока должна соответствовать плану презентации.

Одной из самых больших проблем презентаций, является отсутствие четкой и понятной структуры информации в презентации.

4.3 Основные проблемы и ошибки при подготовке презентации

- Логика изложения. Не потерять нить повествования - сложная задача. Для этого, презентация должна быть логично выстроена, а материал, содержащийся в презентации, должен помогать докладчику излагать основные мысли, а не путать его и аудиторию в многочисленных деталях.

- Использование несочетаемых цветов. Особенно это плохо тогда, когда страдает не только визуальное восприятие слайда, но затрудняется или полностью теряется «читаемость» самого текста. Часто это происходит при использовании различных оттенков одного и того же цвета или близких по цветовой гамме цветов, например, оттенков синего и зеленого.

- Использование мелкого шрифта. В презентациях Power Point не рекомендуется использовать кегль основного шрифта менее 18, а заголовков – менее 20. Слайд, в котором содержится слишком много информации, необходимо «разбивать» на два или более слайда, или вообще удалять его части, а во время презентации прокомментировать удаленное устно. Не забудьте, Ваша презентация должна быть видна с самых дальних рядов.

- Использование заглавных (прописных) букв для выделения части текста. Это правило создания презентации, появилось в связи с известным фактом: человек воспринимает слова не по отдельности, а целиком, и если нарушить принятый формат, заменив его на НЕОБЫЧНЫЙ, то написанное заглавными буквами слово, будет вычленяться из текста и восприниматься человеком с большим трудом, чем то, которое будет написано строчными.

Второй фактор, который свидетельствует против использования в презентации ЗАГЛАВНЫХ букв - то, что в мире диджитализации (перевода всех видов информации – текстовой и аудиовизуальной в цифровую форму) использование в тексте заглавных букв означает "повышенный тон", "крик".  Соответственно, для тех, кто близко знаком с интерактивными коммуникациями, постоянно присутствует в социальных сетях, эти, выделенные таким способом слова, будут выглядеть, как минимум, тревожно.

- Неуместное использование анимации. Раздражение у слушателей вызывает использование большого количества анимации во время просмотра презентации: постоянное мельтешение букв и картинок на экране утомляет и негативно действует на зрение. Возможно использование анимации только для выделения особо важных моментов, содержащих ключевые схемы или графики, а также цифр, на которые Вы хотите обратить внимание.

- Большое количество текста вместо таблиц, графиков и схем. Преимущество презентации, в сравнении с устным сообщением, состоит в том, что большую часть информации из нее человек получает в виде определенных визуальных элементов. Информацию в таком виде легче воспринять и запомнить. Вызывая определенные эмоции и ассоциации, символы, знаки, картинки и графики, напрямую воздействуют на подсознание человека. В этой связи, качество передачи информации и воздействия на аудиторию значительно повышается.

Схемы, графики, фотографии, рисунки призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде, но желательно избегать в презентации рисунков или образов, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления. Цветовое решение схем и графических изображений не должно резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда. Все имеющиеся в презентации иллюстрации или фото рекомендуется сопровождать пояснительным текстом в виде подписи к рисунку, которая должна располагаться снизу по центру, например (рис. 2):

Рис. 2 – Скриншот оформления фото в презентации и подписи к нему.

 

Таблицы необходимо выполнять в предлагаемом программой шаблоне, а не переносить готовыми из документа Microsoft Word или Microsoft Exel. Кегль текста в таблице не может быть менее 16 - иначе вся информация, размещенная в ней, становится недоступной зрительской аудитории, особенно на задних рядах. Подпись таблицы необходимо помещать сверху с левого края, например (рис. 3):

 

Рис. 3 – Пример оформления таблицы в презентации.

 

- Разнообразие цветов и шрифтов. «Многоцветие» сильно отвлекает, уводит от основной мысли. Как правило, в презентации используют один (рекомендуем Arial Black) шрифт, цвет текста не обязательно должен быть черным, он должен сочетаться с выбранным дизайном слайдов и быть с ним в одной цветовой гамме. Например, шаблон презентации в голубых тонах, цвет шрифта может быть темно-синий, в случае шаблона, выполненного в сиренево-розовых тонах, текст может быть темно-бордовый или фиолетовый и т.д.

Шаблон, выбранный для изготовления презентации, не должен содержать большое количество фигур, полос и т. д., лучше, если это будут однотонные пастельные тона. Не следует выполнять презентацию в тяжелых мрачных темно-коричневых, семно-синих, черных, темно-серых тонах.

- Неправильное использование фотографий. Не рекомендуем делать слайды, «набитые» фотографиями. Обычно люди просто теряются в них. Лучше когда на отдельном слайде представлен только один элемент презентации - фотография, таблица или график.

Очень важно, чтобы фото, которые Вы добавляете на слайд, не были слишком сильно растянутыми или неудачно обрезанными. Это может вызвать в лучшем случае немое негодование, испортить общее впечатление, вплоть до полного отказа от работы. Обязательное правило: фото и картинки иллюстрации должны быть хорошего качества (в высоком разрешении). Если таковых нет, то лучше и вовсе отказаться от их использования.

- Нечитаемый текст. Какие бы красивые рисунки, графики и фото ни были в презентации, это не должно сказываться на читаемости текста. Главное правило - текст или слова должны читаться! Иначе -  надо удалять все лишнее, в том числе и текст.

- Чтение текста, не отрываясь от записей или от экрана. Распространённая ошибка — читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказан их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи. Не проговаривайте формулы словами — это долго и безумно скучно. Так поступают только во время лекций или семинаров, когда слушатели одновременно записывают конспект. На защите или на конференции это неуместно.

- Слишком большое или малое количество слайдов. Оптимальная скорость переключения — один слайд в 1–2 минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух. На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться подольше. Если они не будут поняты, то не будет понято ничего.

Слайды с графиками результатов, наоборот, следует проговаривать в ускоренном темпе. Объяснение графика в типичном случае: «По горизонтальной оси отложено …, по вертикальной оси — …, видно, что…».

При объяснении таблиц необходимо говорить, чему соответствуют строки, а чему — столбцы.

Последний слайд с выводами, в коротких презентациях,  зачитывать не надо. Вы только что всё это проговорили.  В таком случае необходимо резюме, «сухой остаток».

- Безграмотность. Не уделяя должного внимания правописанию слов, пунктуации, семантике слов в презентации, можно оказаться в очень неприятной ситуации, когда аудитория или кто-то из получателей укажет вам на грамматические или орфографические ошибки в процессе ее изучения. Это, пожалуй, самый верный способ добиться того, чтобы в ваших компетенциях усомнились.

- Не подготовиться к представлению презентации. Перед использованием презентации нужно четко продумать "логистику": если вы выступаете на публике, необходимо заранее переписать презентацию на флеш-носитель, а также переслать ее по электронной почте/залить на файлообменник (если она тяжелая), чтобы продублировать.

Перед выступлением обязательно надо просмотреть презентацию, проверить, работает ли оборудование, видны ли слайды, читаемы ли тексты, слышен ли звук. Если вы собираетесь пересылать презентацию по почте, надо уточнить, соответствует ли размер слайдов допустимому размеру для пересылки файлов по электронной почте.

Четкие временные рамки, за которые докладчик должен представить комиссии свою презентацию, диктуют необходимость тщательной подготовки к докладу в домашних условиях. Готовиться следует с секундомером, многократно проговаривая, стараясь выучить текст доклада до такой степени, чтобы ориентироваться по ходу доклада только на слайды, не отвлекаясь на бумагу. Запись выступления на семь минут занимает примерно полторы страницы текста (формат А4, шрифт 12pt).

- Отсутствие плана Б. При публичных выступлениях, как и на всех on-line мероприятиях, нередко появляются различные обстоятельства, предугадать которые, порой, бывает сложно или вовсе невозможно. Если вы вообразите себе хотя бы несколько из них и заранее продумаете, по какому «запасному» плану вы сможете действовать, в случае возникновения непредвиденных ситуаций, вы будете намного увереннее себя чувствовать в ходе выступления.

- Небрежный внешний вид докладчика. Идеально выполненная в Power Point презентация не сможет исправить негативной реакции публики на появление человека, демонстрирующего ее в грязной обуви или в мятой рубашке.

Пример оформления титульного листа ВКР: для бакалавров

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.