По учебной (социальной) практике
44.03.01 Педагогическое образование:
История
г. Тобольск, 2018
Пояснительная записка
Социальная практика – вид учебной практики студента. Если практика осуществляется в образовательных организациях или предполагает работу с несовершеннолетними, то она имеет социально-педагогическую направленность. Режим прохождения практики утвержден графиком учебного процесса. Основные социальные роли, которые может осваивать студент в ходе социальной практики: - «специалист» («учитель», «воспитатель», «педагог-организатор», «вожатый» и др.) (профессиональная оплачиваемая деятельность студента); - «стажёр в образовательной организации» (работа в качестве помощника специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность в системе «человек – человек»); - «активист» («волонтёр») (участие в деятельности молодёжных общественных движений, объединений, организаций, добровольческой деятельности); - «куратор» («тьютор») (индивидуальное сопровождение детей); - «исследователь» (участие в организации и проведении социально-педагогических или психолого-педагогических исследований по запросам учреждений); - и др.
Цель практики – формирование профессиональной и социальной компетентности студентов в процессе организации и участия в социально-значимой деятельности.
Задачи практики:
1. Оптимизация и активизация процесса самостоятельной работы студентов, обеспечение баланса между видами самостоятельной работы, развивающими инструментальные, системные и межличностные компетенции.
2. Стимулирование социальной, творческой, учебной и научно-исследовательской активности студентов. Участвуя в различных по направленности, содержанию деятельности, степени включенности, осуществляемым функциям подпрограммах социальной практики, студенты имеют возможность получать многообразный опыт, в том числе опыт социального взаимодействия.
3. Создание дополнительных организационных и психолого-педагогических условий для развития межличностной компетентности и ее компонентов (способности ориентироваться в социальных ситуациях, умения определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, способности выбирать адекватные способы взаимодействия, способности работать в команде и др.). Пробуя себя в различных подпрограммах социальной практики, студенты получают возможность экспериментировать со своими моделями поведения. Это даёт возможность выделять, апробировать и закреплять наиболее успешные модели, которые создают основу для развития личностных качеств и системы жизненных ценностей.
4. Обеспечение взаимосвязанности когнитивного и практического компонентов в структуре межличностных компетенций. Имея возможность самостоятельно выбирать подпрограмму социальной практики, студенты, как правило, выбирают те подпрограммы, содержание и направленность которых в наибольшей степени соответствуют содержанию и направленности интересных для них теоретических дисциплин (закрепление теоретических знаний в практической деятельности) и тематике осуществляемой учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности (обеспечение практической части курсовых и дипломных проектов).
5. Создание условий для повышения престижности педагогических профессий в студенческой среде. Положительно проявив себя в ходе социальной практики, студенты получают больше внешних и внутренних подтверждений в пользу выбора вида и места будущей профессиональной деятельности.
6. Создание благоприятных условий для личностного, профессионального и социального продвижения студентов. Участвуя в различных подпрограммах социальной практики, студенты получают опыт взаимодействия с различными учреждениями и организациями, представленными конкретными людьми и группами. Значительно повышается вероятность того, что, устанавливая социальные связи профессионального характера, студентам будет значительно проще выбрать вид, содержание и место предстоящей социально-профессиональной деятельности. Кроме того, они, имея соответствующие предварительные рекомендации, полученные в ходе социальной практики, уже в самом начале своей профессиональной деятельности могут приступать к работе, минуя стадии испытания, включения в специальную деятельность, адаптации к ней и новому месту, людям и пр.
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики В результате прохождения практики обучающийся должен:
Знать:
- систему организации и планирования воспитательной работы в образовательных учреждениях;
- основы социального проектирования и конструирования социально значимых мероприятий;
- специфику воспитательной работы с разными возрастными и социальными группами детей и молодежи.
Уметь:
- разрабатывать и организовывать социально значимые проекты и воспитательные мероприятия;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при организации воспитательной деятельности и межличностного взаимодействия;
- организовывать сотрудничество воспитанников для достижения общей цели;
- использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Владеть:
- умениями планирования и анализа собственной деятельности;
- умениями социального проектирования и конструирования социально значимых мероприятий;
- методами организации воспитательной деятельности с разными возрастными и социальными группами детей и молодежи.
В отчет по практике включается:
1. Титульный лист (см. Приложение 1).
2. Характеристика с оценкой с места основной базы практики, с подписями руководителя практики от образовательного учреждения и руководителя образовательного учреждения, а также печатью учреждения. В характеристике должно быть зафиксировано время прохождения практики, виды выполненных студентом работ, качественная характеристика работы практиканта (см. п.10.3). 3. Примерный план работы студента на практике (по схеме): № п/п Наименование мероприятия Сроки выполнения Выполняемая роль (организатор, участник) 4. Дневник учета рабочего времени, в котором студент фиксирует дату, время, виды выполняемой им деятельности, а также выполняет психолого-педагогический анализ собственной деятельности и ее результатов (см. Приложение 3). 5. Отчеты по индивидуальным заданиям руководителя (в форме, согласованной с руководителем). 6. Самоанализ (см. Приложение 4). 7. Фотоотчет о проектах, как с основной базы практики, так и в иных организациях. 8. Приложение (разработки мероприятий, описание организованных проектов, видеоматериалы (на диске) и т.п.).
· Выводы рецензента.
Требования к оформлению работы
Обязательным в работе является наличие всех приложений к отчету практики.
Работа должна быть выполнена на компьютере (шрифт Time New Roman, 14, межстрочный интервал- 1,5), ориентация – книжная, Поля: 3-1,5-2-2. Абзацный отступ 1,25. Сноски автоматические (в конце каждой страницы), а также допустимы в квадратных скобках, с указанием номера из списка литературы и страниц.
Общий объем отчета должен составлять 10-20 печатных страниц. Номер страницы проставляется на нижнем поле по центру, без каких-либо дополнительных символов. Отчет должен быть подписан студентом с указанием даты (на титульном листе).
Для оформления отчета посмотри Приложения. Вторую страницу «Содержание» необходимо оформить в таблице и сделать её невидимой. Обязательно указывать страницы.
Убедительная просьба интернет-проекты не копировать – работаю со студентами по проектированию давно и все знаю.
Обязательным условием является анализ своей работы по приложению 4. Также попросите руководителя практики от организации включить эти компетенции и анализ уровня их сформированности в характеристику (Приложение 5)
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТОБОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
(ФИЛИАЛ) ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра истории, философии и методик преподавания
Отчет
Приложение 2
Содержание
(заполнить самостоятельно по результатам подготовки дневника практики)
1. Характеристика | |
2. Цели и задачи | |
3. Индивидуальный план работы | |
4. Социальные проекты | |
5. Анализ уровня сформированности компетенций | |
6. Самоанализ | |
7. Содержание социальной практики |
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Примерная структура характеристики работы студента в период практики от руководителя практики базового учреждения
В период с 24.09.2018 по 06.09.2018 студент (Ф.И.О.)________________________________________________ проходил(а) практику в ________________________________________________ (название базовой организации)
За время прохождения практики студент (указать какие виды деятельности выполнялись студентом):___________________________________________________
При прохождении практики студент проявил (умения и навыки, профессионально значимые личностные качества, мотивацию и т.п.) В этом пункте описать сформированные компетенций (см. в таблице – Приложение 4) по уровням (пороговый, базовый, повышенный) ____________________________
Достоинства работы студента в период практики_________________________________
Замечания по прохождению практики___________________________________________
Рекомендуемая оценка за практику_______________ (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно).
Подпись руководителя практики от базовой организации ___________
Подпись руководителя базовой организации_____________ Печать
Приложение 6
Примерная форма самоанализа
За время практики я работал(а): в следующих учреждениях ___________________________________________________.
Принял(а) участие в следующих проектах _________________________________________ _______________________________________________________________________
Что я сделал(а) для детей (коллег, родителей, образовательных или иных учреждений) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Что я «приобрел(а)»: чему научился (-ась), в чем разобрался (-ась), что понял(а) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
С какими проблемами столкнулся(ась) в ходе практики _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Предложения студента по совершенствованию практики _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Приложение 7.
Индивидуальный план работы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Приложение 8
Содержание социальной практики в организации
____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата | Анализ о проделанной работе (об участии в школьных, классных мероприятиях, либо об оказании помощи, или о наблюдаемых видах профессиональной деятельности социального педагога, классного руководителя) | Оценка и подпись руководителя |
ПРИМЕЧАНИЕ: в содержании кратко представляются основные материалы практики, методические материалы практики оформляются в в приложение, фото и диски с видео прилагаются в приложении в отдельном конверте.
Руководитель организации_________/подпись/Ф.И.О.
М.П.
Специалист (по социальной работе, социальный педагог, педагог-психолог)
________________________________________
/подпись/Ф.И.О.
Приложение 9
Пример социального проекта, подготовленного студентами во время участия в конкурсе
(как пример возможного варианта проекта)
«АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»
(направленный на поддержку студенток матерей-одиночек ТГСПА им. Д.И. Менделеева с привлечением волонтерского движения «Свеча»)
Апрель 2012 г. по июль 2013 г.
2. Бывает, что семья состоит из мамы и малыша. 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек. Самая распространенная модель неполной семьи – это родители/родитель матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми. Среди них особое место занимают молодые студентки, ставшие в силу обстоятельств матерями-одиночками. Женщина с ребенком не может быть одинока, она просто самостоятельна! Но самостоятельность эта может быть настолько тяжелой, что не все выдерживают и в результате дети оказываются первыми жертвами этой трудной жизненной ситуации. Наш проект направлен на выявление эмоциональной готовности девушек-учащихся быть матерью и поддержание их при воспитании ребенка в условиях студенческой жизни.
3. Цель: разработка социального проекта, направленного на оказание практической помощи студенткам - матерям – одиночкам.
Задачи: 1) выявить статистические данные по матерям-одиночкам ТГСПА им. Д.И. Менделеева, нуждающихся в помощи;
2) разработать программу, направленную на поддержку студенток, матерей-одиночек;
3) организовать психологическую, юридическую поддержку студенток, матерей-одиночек, через привлечение волонтеров СПФ для работы в ЦПП;
4) развивать интеллектуальные и творческие способности детей, воспитывающихся в неполной студенческой семье, через организацию волонтерских педагогических отрядов;
5) использовать Программу «Академия детства» как базу педагогической практики студентов различных факультетов.
6) разработать инструментарий для мониторинга результатов реализации социального проекта с привлечением интеллектуальных сил отдела «Горизонт М».
4. Ожидаемые результаты:
Создание функционирующей службы помощи студенткам, матерям-одиночкам на базе ТГСПА им. Д.И. Менделеева.
Так как возраст детей студенток, матерей-одиночек не превышает 6 лет, и в связи с трудностями устройства в дошкольное учреждение этих детей, то реализация проекта будет проходить в форме детского сада «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА», функционирующей за счет волонтерского движения «СВЕЧА» ТГСПА им. Д.И. Менделеева .
Структура и мероприятия проекта:
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 1. Создание базы реализации проекта «Академия детства» через использование жилых помещений в общежитии «Меридиан», принадлежащим ТГСПА им. Д.И. Менделеева. 2. Создание детских групп по возрастам: I – от 6 мес. до 3 лет; II – 3лет-6 лет. 3. Набор кадров из студентов ТГСПА им. Д.И. Менделеева в волонтерское движение «СВЕЧА» для участия в реализации проекта | Апрель- Май 2012 | Проректор по ВВР иСО, проректор по АХЧ, кафедра социальной педагогики; Первичная профсоюзная организация студентов ТГСПА им. Д.И. Менделеева, волонтеры движения «СВЕЧА». |
2 | Создание режима работы «Академии детства» | Май 2012 | Кафедра социальной педагогики, волонтеры движения «СВЕЧА» |
3 |
| Июнь 2012 | Кафедра социальной педагогики, волонтеры движения «СВЕЧА» |
4 | Создание методической базы «Академия детства»: Разработка направлений кружковой работы для развития интеллектуальных и творческих навыков детей | Май 2012 | Волонтеры факультетов с программами кружковой деятельности |
5 | Реализация проекта | 1сентября 2012 – 1 июля 2013 | Кафедра социальной педагогики и волонтеры из факультетов, члены движения «СВЕЧА» |
6 | Привлечение специалистов с медицинским образованием из МАО ЦСОН г. Тобольска | 1 сентября 2012 – 1 июля 2013 | Директор, медицинские работники МАУ ЦСОН г. Тобольска |
5. Смета:
наименование | сумма на год (руб) | примечание |
Доходы, в том числе: | 500000 | |
благотворительные средства, | 200000 | |
поступление от департамента образования и науки тюменской области, | 260000 | |
внебюджетные средства ТГСПА им.Д.И.Менделеева и т.д. | 40000 | |
расходы в том числе: | 260000 | |
оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда | 130000 | социальные поддержки |
приобретение основных средств, в том числе: | ||
мебель | 100000 | помощь ЦСОН г. Тобольска |
игрушки | благотворительные волонтерские акции | |
посуда | 20000 | |
приобретение расходных материалов, в том числе: | ||
продукты | 10000 | взносы родителей, социальной поддержки, благотворительная кружка, акции волонтерского движения «Свеча» |
Приложение 10
Часть 1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
Часть 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Часть 3. СПРАВКА О ЗАЯВИТЕЛЕ
по учебной (социальной) практике
44.03.01 Педагогическое образование:
История
г. Тобольск, 2018
Пояснительная записка
Социальная практика – вид учебной практики студента. Если практика осуществляется в образовательных организациях или предполагает работу с несовершеннолетними, то она имеет социально-педагогическую направленность. Режим прохождения практики утвержден графиком учебного процесса. Основные социальные роли, которые может осваивать студент в ходе социальной практики: - «специалист» («учитель», «воспитатель», «педагог-организатор», «вожатый» и др.) (профессиональная оплачиваемая деятельность студента); - «стажёр в образовательной организации» (работа в качестве помощника специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность в системе «человек – человек»); - «активист» («волонтёр») (участие в деятельности молодёжных общественных движений, объединений, организаций, добровольческой деятельности); - «куратор» («тьютор») (индивидуальное сопровождение детей); - «исследователь» (участие в организации и проведении социально-педагогических или психолого-педагогических исследований по запросам учреждений); - и др.
Цель практики – формирование профессиональной и социальной компетентности студентов в процессе организации и участия в социально-значимой деятельности.
Задачи практики:
1. Оптимизация и активизация процесса самостоятельной работы студентов, обеспечение баланса между видами самостоятельной работы, развивающими инструментальные, системные и межличностные компетенции.
2. Стимулирование социальной, творческой, учебной и научно-исследовательской активности студентов. Участвуя в различных по направленности, содержанию деятельности, степени включенности, осуществляемым функциям подпрограммах социальной практики, студенты имеют возможность получать многообразный опыт, в том числе опыт социального взаимодействия.
3. Создание дополнительных организационных и психолого-педагогических условий для развития межличностной компетентности и ее компонентов (способности ориентироваться в социальных ситуациях, умения определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, способности выбирать адекватные способы взаимодействия, способности работать в команде и др.). Пробуя себя в различных подпрограммах социальной практики, студенты получают возможность экспериментировать со своими моделями поведения. Это даёт возможность выделять, апробировать и закреплять наиболее успешные модели, которые создают основу для развития личностных качеств и системы жизненных ценностей.
4. Обеспечение взаимосвязанности когнитивного и практического компонентов в структуре межличностных компетенций. Имея возможность самостоятельно выбирать подпрограмму социальной практики, студенты, как правило, выбирают те подпрограммы, содержание и направленность которых в наибольшей степени соответствуют содержанию и направленности интересных для них теоретических дисциплин (закрепление теоретических знаний в практической деятельности) и тематике осуществляемой учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности (обеспечение практической части курсовых и дипломных проектов).
5. Создание условий для повышения престижности педагогических профессий в студенческой среде. Положительно проявив себя в ходе социальной практики, студенты получают больше внешних и внутренних подтверждений в пользу выбора вида и места будущей профессиональной деятельности.
6. Создание благоприятных условий для личностного, профессионального и социального продвижения студентов. Участвуя в различных подпрограммах социальной практики, студенты получают опыт взаимодействия с различными учреждениями и организациями, представленными конкретными людьми и группами. Значительно повышается вероятность того, что, устанавливая социальные связи профессионального характера, студентам будет значительно проще выбрать вид, содержание и место предстоящей социально-профессиональной деятельности. Кроме того, они, имея соответствующие предварительные рекомендации, полученные в ходе социальной практики, уже в самом начале своей профессиональной деятельности могут приступать к работе, минуя стадии испытания, включения в специальную деятельность, адаптации к ней и новому месту, людям и пр.
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики В результате прохождения практики обучающийся должен:
Знать:
- систему организации и планирования воспитательной работы в образовательных учреждениях;
- основы социального проектирования и конструирования социально значимых мероприятий;
- специфику воспитательной работы с разными возрастными и социальными группами детей и молодежи.
Уметь:
- разрабатывать и организовывать социально значимые проекты и воспитательные мероприятия;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при организации воспитательной деятельности и межличностного взаимодействия;
- организовывать сотрудничество воспитанников для достижения общей цели;
- использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Владеть:
- умениями планирования и анализа собственной деятельности;
- умениями социального проектирования и конструирования социально значимых мероприятий;
- методами организации воспитательной деятельности с разными возрастными и социальными группами детей и молодежи.
В отчет по практике включается:
1. Титульный лист (см. Приложение 1).
2. Характеристика с оценкой с места основной базы практики, с подписями руководителя практики от образовательного учреждения и руководителя образовательного учреждения, а также печатью учреждения. В характеристике должно быть зафиксировано время прохождения практики, виды выполненных студентом работ, качественная характеристика работы практиканта (см. п.10.3). 3. Примерный план работы студента на практике (по схеме): № п/п Наименование мероприятия Сроки выполнения Выполняемая роль (организатор, участник) 4. Дневник учета рабочего времени, в котором студент фиксирует дату, время, виды выполняемой им деятельности, а также выполняет психолого-педагогический анализ собственной деятельности и ее результатов (см. Приложение 3). 5. Отчеты по индивидуальным заданиям руководителя (в форме, согласованной с руководителем). 6. Самоанализ (см. Приложение 4). 7. Фотоотчет о проектах, как с основной базы практики, так и в иных организациях. 8. Приложение (разработки мероприятий, описание организованных проектов, видеоматериалы (на диске) и т.п.).
· Выводы рецензента.
Требования к оформлению работы
Обязательным в работе является наличие всех приложений к отчету практики.
Работа должна быть выполнена на компьютере (шрифт Time New Roman, 14, межстрочный интервал- 1,5), ориентация – книжная, Поля: 3-1,5-2-2. Абзацный отступ 1,25. Сноски автоматические (в конце каждой страницы), а также допустимы в квадратных скобках, с указанием номера из списка литературы и страниц.
Общий объем отчета должен составлять 10-20 печатных страниц. Номер страницы проставляется на нижнем поле по центру, без каких-либо дополнительных символов. Отчет должен быть подписан студентом с указанием даты (на титульном листе).
Для оформления отчета посмотри Приложения. Вторую страницу «Содержание» необходимо оформить в таблице и сделать её невидимой. Обязательно указывать страницы.
Убедительная просьба интернет-проекты не копировать – работаю со студентами по проектированию давно и все знаю.
Обязательным условием является анализ своей работы по приложению 4. Также попросите руководителя практики от организации включить эти компетенции и анализ уровня их сформированности в характеристику (Приложение 5)
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТОБОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
(ФИЛИАЛ) ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра истории, философии и методик преподавания
Отчет
Дата: 2018-12-28, просмотров: 217.