Спрос. Закон спроса. Функция спроса и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
Предложение. Закон предложения. Функция предложения и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы предложения.
Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.
Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.
Ключевые понятия и термины
Величина спроса (quantity demanded) – количество данного товара или услуги, которое покупатель желает купить по конкретной цене в течение определённого периода времени.
Величина предложения (quantity supplied) – количество данного товара или услуги, которое продавец предлагает к продаже по конкретной цене в течение определённого периода времени.
Закон предложения (law of supply) – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги.
Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу.
Индивидуальный спрос (i ndividual demand) – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объём благ, который тот или иной потребитель желает и может купить на рынке.
Излишек потребителя (c onsumer surplus) – разность между той суммой, которую потребитель готов заплатить, и той, которую он фактически заплатил.
Излишек производителя (producer surplus) – разность между текущей рыночной ценой товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.
Кривая предложения (supply curve) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определённого товара или услуги продавцы предлагают к продаже по разным ценам в пределах данного периода времени.
Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая количество определённого товара или услуги, которое покупатели готовы купить по разным ценам в пределах данного периода времени.
Неценовые факторы спроса (non - pri с e determinants of demand) – факторы, влияющие на величину спроса на товар, кроме цены данного товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены. К неценовым факторам относятся: доходы покупателей, вкус и предпочтения потребителей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, ожидания потребителей.
Неценовые факторы предложения (non - price determinants of supply) – факторы, влияющие на величину предложения товара, кроме цены на данный товар. К неценовым факторам относятся: цены факторов (ресурсов) производства, издержки производства, изменение цен на сопряженные товары, технология производства, величина налогов и субсидий, ценовые и дефицитные ожидания производителей.
Отрасль (industry) – совокупность предприятий, производящих идентичные или схожие товары.
Предложение (supply , S) – это количество товаров (услуги), которое производители желают и могут произвести по определённым ценам в течение определённого времени в данных экономических условиях.
Равновесная цена (equilibrium price , Pe) – цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товара или услуги; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Рыночный спрос (market demand) – это совокупный спрос на товар со стороны всех потребителей на рынке.
Равновесное количество (equilibrium quantity) – совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене.
Рыночное равновесие (market equilibrium) – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.
Спрос (demand , D) – это конкретные товары и услуги, которые потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене в течение определённого периода времени.
Товарный дефицит (trade deficit) – это количество товара, которое
покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о превышении величины спроса над величиной предложения при данной цене.
Товарные излишки (trade surplus) – остаток, излишек; избыток товаров, который возникает вследствие превышения величины предложения над величиной спроса при данной цене.
Точка равновесия (dot of equilibrium) – точка пересечения (Е) кривой спроса (D) и кривой предложения (S) на графике спроса и предложения. Точка равновесия показывает, что спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются.
Фирма (firm) – группа людей, осуществляющая хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, владеющая одним или несколькими предприятиями.
Цена (price , P) – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
Литература: [5, с. 93–116; 6, с. 103–114, 121–134; 7, с. 420–437; 8, с. 136–170; 10, с. 38–71; 12, с. 152–164; 13, с. 100–107; 15, с. 47–51; 18, с. 115–155; 19, с. 75–91; 21, с. 61–71; 22, с. 89–113; 23, с. 90–102].
Тема 6. Эластичность спроса и предложения
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты ценовой эластичности спроса. Точечная и дуговая эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
Перекрестная эластичность спроса. Коэффициенты перекрестной эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу.
Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения.
Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и выручка товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность спроса и предложения и налоговое бремя.
Ключевые понятия и термины
Долгосрочный, или длительный, период (long run) – период, достаточно длительный, чтобы позволить производителям товара изменить количество всех используемых ими ресурсов; период, в котором все ресурсы и издержки являются переменными, то есть никакие ресурсы и издержки не являются постоянными.
Дуговая эластичность (arc elasticity) – показатель средней реакции величины спроса (предложения) на некотором отрезке кривой на изменение цены товара.
Единичная эластичность (unitary elasticity) – случай, когда коэффициент эластичности равен единице; процент изменения величины спроса или предложения равен проценту изменения цены.
Краткосрочный, или короткий, период (short run) – отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить объём использования всех производственных факторов. Объём производства можно менять только за счет переменных факторов производства.
Малоценные товары (inferior goods) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества).
Мгновенный период (immediate period) – период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным.
Неэластичное предложение (inelastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения.
Неэластичный спрос (inelastic demand) – коэффициент эластичности такого спроса меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объёма спроса.
Нормальный товар (normal good) – товар, который потребитель готов покупать в большем (меньшем) количестве при любой цене, когда его доход увеличивается (сокращается).
Перекрёстная эластичность спроса (cross elasticity) – эластичность спроса на одно благо относительно изменения цен на другое благо.
Совершенно неэластичное предложение (perfectly inelastic supply) – ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины предложения товара; величина предложения одинакова при любых ценах.
Совершенно неэластичный спрос (perfectly inelastic demand) – ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины спроса на товар; величина спроса одинакова при любых ценах.
Совершенно эластичное предложение (perfectly elastic supply) – ситуация, при которой изменение величины предложения не требует изменения цены товара; продавцы готовы увеличить объём предложения товара при неизменной цене.
Совершенно эластичный спрос (perfectly elastic demand) – ситуация, при которой изменение величины спроса не требует изменения цены товара; ситуация, при которой покупатели готовы покупать весь имеющийся на рынке товар по неизменной цене.
Товары Гиффена (Giffen goods) – товары, спрос на которые растет с ростом цены товара.
Товары первой необходимости (first necessity goods) – товары, спрос на которые вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне.
Товары роскоши (luxury goods) – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода.
Точечная эластичность (point elastic ity) – определяется значением тангенса угла касательной к кривой спроса с осью абсцисс.
Эластичное предложение (elastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения больше единицы; процент изменения величины предложения больше процента изменения цены товара.
Эластичность (elasticity) – мера реакции одной переменной на изменение другой переменной.
Эластичность спроса (предложения) по цене (price elasticity of demand (supply)) – показывает относительное изменение объёма спроса (предложения) под влиянием изменения цены на 1 %.
Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand , Edi) – отношение процентного изменения спроса на продукт к процентному изменению дохода.
Эластичный спрос (elastic demand) – спрос, для которого коэффициент эластичности больше единицы; процент изменения величины
спроса больше процента изменения цены товара.
Литература: [5, с. 117–130; 6, с. 423–430; 7, с. 134–140; 8, с. 170–198; 10, с. 83–100; 12, с. 165–177; 13, с. 107–114; 15, с. 50–51; 18, с. 149–173; 19 с. 92–106; 21, с. 70–78; 22, с. 72–76; 23, с. 102–105].
Дата: 2018-12-28, просмотров: 988.