Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Спрос. Закон спроса. Функция спроса и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Предложение. Закон предложения. Функция предложения и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы предложения.

Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.

Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.

Ключевые понятия и термины

 

Величина спроса (quantity demanded) – количество данного товара или услуги, которое покупатель желает купить по конкретной цене в течение определённого периода времени.

Величина предложения (quantity supplied) – количество данного товара или услуги, которое продавец предлагает к продаже по конкретной цене в течение определённого периода времени.

Закон предложения (law of supply) – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги.

Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу.

Индивидуальный спрос (i ndividual demand) – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объём благ, который тот или иной потребитель желает и может купить на рынке.

Излишек потребителя (c onsumer surplus) разность между той суммой, которую потребитель готов заплатить, и той, которую он фактически заплатил.

Излишек производителя (producer surplus) разность между текущей рыночной ценой товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.

Кривая предложения (supply curve) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определённого товара или услуги продавцы предлагают к продаже по разным ценам в пределах данного периода времени.

Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая количество определённого товара или услуги, которое покупатели готовы купить по разным ценам в пределах данного периода времени.

Неценовые факторы спроса (non - pri с e determinants of demand)факторы, влияющие на величину спроса на товар, кроме цены данного товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены. К неценовым факторам относятся: доходы покупателей, вкус и предпочтения потребителей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, ожидания потребителей.

Неценовые факторы предложения (non - price determinants of supply)факторы, влияющие на величину предложения товара, кроме цены на данный товар. К неценовым факторам относятся: цены факторов (ресурсов) производства, издержки производства, изменение цен на сопряженные товары, технология производства, величина налогов и субсидий, ценовые и дефицитные ожидания производителей.

Отрасль (industry) – совокупность предприятий, производящих идентичные или схожие товары.

Предложение (supply , S) – это количество товаров (услуги), которое производители желают и могут произвести по определённым ценам в течение определённого времени в данных экономических условиях.

Равновесная цена (equilibrium price , Pe) – цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товара или услуги; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Рыночный спрос (market demand) – это совокупный спрос на товар со стороны всех потребителей на рынке.

Равновесное количество (equilibrium quantity)совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене.

Рыночное равновесие (market equilibrium) – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

 Спрос (demand , D) – это конкретные товары и услуги, которые потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене в течение определённого периода времени.

Товарный дефицит (trade deficit) – это количество товара, которое

покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о превышении величины спроса над величиной предложения при данной цене.

Товарные излишки (trade surplus) – остаток, излишек; избыток товаров, который возникает вследствие превышения величины предложения над величиной спроса при данной цене.

Точка равновесия (dot of equilibrium) – точка пересечения (Е) кривой спроса (D) и кривой предложения (S) на графике спроса и предложения. Точка равновесия показывает, что спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются.

Фирма (firm) – группа людей, осуществляющая хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, владеющая одним или несколькими предприятиями.

Цена (price , P) – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

 

Литература: [5, с. 93–116; 6, с. 103–114, 121–134; 7, с. 420–437; 8, с. 136–170; 10, с. 38–71; 12, с. 152–164; 13, с. 100–107; 15, с. 47–51; 18, с. 115–155; 19, с. 75–91; 21, с. 61–71; 22, с. 89–113; 23, с. 90–102].

 

 

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

 

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты ценовой эла­стичности спроса. Точечная и дуговая эластичности спроса по цене. Факторы эластично­сти спроса по цене.

Перекрестная эластичность спроса. Коэффициенты перекрестной эластичности спро­са. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу.

Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эла­стичность предложения.

Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и вы­ручка товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность спроса и предложения и налоговое бремя.

 

Ключевые понятия и термины

 

Долгосрочный, или длительный, период (long run) – период, достаточно длительный, чтобы позволить производителям товара изменить количество всех используемых ими ресурсов; период, в котором все ресурсы и издержки являются переменными, то есть никакие ресурсы и издержки не являются постоянными.

Дуговая эластичность (arc elasticity) – показатель средней реакции величины спроса (предложения) на некотором отрезке кривой на изменение цены товара.

Единичная эластичность (unitary elasticity) – случай, когда коэффициент эластичности равен единице; процент изменения величины спроса или предложения равен проценту изменения цены.

Краткосрочный, или короткий, период (short run) – отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить объём использования всех производственных факторов. Объём производства можно менять только за счет переменных факторов производства.

Малоценные товары (inferior goods) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества).

Мгновенный период (immediate period) – период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным.

Неэластичное предложение (inelastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения.

Неэластичный спрос (inelastic demand) – коэффициент эластичности такого спроса меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объёма спроса.

Нормальный товар (normal good) – товар, который потребитель готов покупать в большем (меньшем) количестве при любой цене, когда его доход увеличивается (сокращается).

Перекрёстная эластичность спроса (cross elasticity) – эластичность спроса на одно благо относительно изменения цен на другое благо.

Совершенно неэластичное предложение (perfectly inelastic supply) – ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины предложения товара; величина предложения одинакова при любых ценах.

Совершенно неэластичный спрос (perfectly inelastic demand) – ситуация, при которой изменение цены не влечет за собой изменения величины спроса на товар; величина спроса одинакова при любых ценах.

Совершенно эластичное предложение (perfectly elastic supply) – ситуация, при которой изменение величины предложения не требует изменения цены товара; продавцы готовы увеличить объём предложения товара при неизменной цене.

Совершенно эластичный спрос (perfectly elastic demand) – ситуация, при которой изменение величины спроса не требует изменения цены товара; ситуация, при которой покупатели готовы покупать весь имеющийся на рынке товар по неизменной цене.

Товары Гиффена (Giffen goods) – товары, спрос на которые растет с ростом цены товара.

Товары первой необходимости (first necessity goods) – товары, спрос на которые вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне.

Товары роскоши (luxury goods) – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода.

Точечная эластичность (point elastic ity) – определяется значением тангенса угла касательной к кривой спроса с осью абсцисс.

Эластичное предложение (elastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения больше единицы; процент изменения величины предложения больше процента изменения цены товара.

Эластичность (elasticity) – мера реакции одной переменной на изменение другой переменной.

Эластичность спроса (предложения) по цене (price elasticity of demand (supply)) – показывает относительное изменение объёма спроса (предложения) под влиянием изменения цены на 1 %.

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand , Edi) – отношение процентного изменения спроса на продукт к процентному изменению дохода.

Эластичный спрос (elastic demand) – спрос, для которого коэффициент эластичности больше единицы; процент изменения величины

спроса больше процента изменения цены товара.

 

Литература: [5, с. 117–130; 6, с. 423–430; 7, с. 134–140; 8, с. 170–198; 10, с. 83–100; 12, с. 165–177; 13, с. 107–114; 15, с. 50–51; 18, с. 149–173; 19 с. 92–106; 21, с. 70–78; 22, с. 72–76; 23, с. 102–105].

Дата: 2018-12-28, просмотров: 978.