Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность, свободное ценообразование, конкуренция.
Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Несовершенства (фиаско) рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.
Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г.
Ключевые понятия и термины
Инфраструктура рынка (market infrastructure) – совокупность институтов, обеспечивающих работу рынка; организации, с помощью которых работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами.
Конкуренция (сompetition) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес-кого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения. В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика».
«Невидимая рука рынка» («invisible hand of the market») – предположение, введенное Адамом Смитом, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.
Рынок (market) – институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.
Рыночная система (market system) – все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов и действующие между ними связи; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять редкие экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.
Свобода выбора (freedom of choice) – свободное право собственников материальных ресурсов и денег использовать их по своему усмотрению, свободное право рабочих заняться любым видом труда, на который они способны, и свободное право потребителей расходовать свои доходы на цели, которые они сочтут предпочтительными (наилучшими).
Свобода предпринимательства (freedom of enterprise) – свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали.
Суверенитет потребителя (consumer sovereignty) – свободный выбор потребителями видов и количества товаров и услуг, которые производятся из редких ресурсов.
Ценообразование (pricing) – установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от издержек продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Экономические отношения (e conomic relations) – объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ.
Литература: [4; 3, с. 8–197; 5, с. 520–531; 6, с. 398–419, 469–487; 7, с. 79–102, 446–449; 8, с. 99–135; 10, с. 26–33; 12, с. 86–151; 13, с. 82–84, 353–362; 15, с. 45–46; 16, с. 416–434; 18, с. 82–91, 96–114; 19, с. 58–74; 21, с. 34–56, 363–373; 22, с. 57–88; 23, с. 60–61].
Раздел II . ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 515.