Зарубежный опыт волонтерской (добровольческой) деятельности   
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

История волонтёров, по известному выражению, «стара, как мир»: несмотря на множество социальных потрясений, вооружённых конфликтов и войн, которыми «богата» мировая история, в ней найдётся немало страниц, отражающих оказаниебескорыстной помощи людей друг другу
в повседневной жизни.

Благотворную роль в развитии идей социального служения в странах Европы оказали миротворческие организации, направленные на установление добрососедских отношений как между представителями социальных слоёв внутри одной страны, так и между жителями разных рас, национальностей и стран.

По мнению историков, первый крупный проект, связанный
с волонтёрством в современном понимании этого слова, был осуществлен в 1920 году во Франции, под Страсбургом. Участники проекта, французская и немецкая молодёжь, восстанавливали разрушенные в годы Первой мировой войны фермы. Добровольцы за свой труд не получали никакой заработной платы, однако им безвозмездно предоставлялись проживание, питание и медицинское страхование. Данный принцип организации волонтёрского труда сохранился и по сей день.

В 1960-х годах стали появляться добровольческие программы, устанавливающие добрососедские контакты между жителями стран Западной и Восточной Европы. А пару десятилетий спустя широкое распространение получили проекты по защите окружающей среды. Самой известной организацией экологической направленности, объединившей 14 500 добровольцев по всему миру, является «Гринпис», цель которой – защита окружающей среды, экологическое просвещение и пропаганда экологичного образа жизни.

Рассмотрим некоторые особенности развития волонтёрства в развитых странах (на примере США, Японии, Великобритании, Германии, Канады).

 

В США волонтёрское движение зародилось еще в XIX веке, когда добровольцы обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций.

В дальнейшем эта идеология легла в основу концепции «корпоративной социальной ответственности» (Сorporate social responsibility), частью которой является корпоративное волонтёрство. Благодаря данной концепции сначала в США, потом на Западе, а впоследствии и в России стало возможным осуществление социально значимой деятельности, которая оказывается «благоприятной как для сообщества, так и для сотрудников и для компании» [18, 10].

Сегодня в США в добровольческом труде участвует более 50% населения. Чаще всего волонтёры работают в сфере обслуживания, больницах, конфессиональных организациях, образовательных организациях, НКО. Они обучают английскому языку иммигрантов, организуют различные кружки и студии для детей и т.д.

Добровольцы в Америке – люди всех возрастов и профессий из разных сфер и слоев общества. Особую популярность в последнее время приобрело так называемое «виртуальное» волонтёрство: создание и поддержка веб-сайтов, проведение онлайн-исследований, предоставление технической помощи некоммерческим организациям.

Основной структурой, благодаря которой организации и люди сообщают о своих нуждах в добровольных помощниках, а добровольцы могут найти подходящую вакансию, являются Добровольческие центры. Сегодня в США действует более 500 таких центров. Финансовый эквивалент добровольческого труда за год в Америке составляет более 5300 млрд. долларов.

 

В начале XX века идея добровольчества получила общественный резонанс в Японии, и уже в 1910 году правительство создало систему благотворительной помощи «Хоумен инн» (современное название «Минсей инн»).

До сих пор сохраняется основной принцип работы этой системы: выбранные члены общества, задачей которых было определение уровня благосостояния граждан, работают в сотрудничестве с правительством. С середины 1970-х годов центры добровольцев как неправительственные организации создавались в Японии через уже существующую сеть Советов социального благосостояния.

В настоящее время в стране восходящего Солнца существует более 3300 центров добровольцев, которые работают почти во всех муниципалитетах страны.

Активизация и поощрение волонтёрской деятельности входит в круг обязанностей и целого ряда министерств в Японии. Система добровольческих центров вписана во все общенациональные, муниципальные и многие частные институты. 26% японцев имеют опыт волонтёрства в прошлом. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом.

В Японии действует уникальная система поощрения волонтёров – «Банк времени» – накопление волонтёрских часов с целью их обмена в будущем на эквивалентную помощь для самого волонтёра или членов его семьи.

XIX век вошел в историю Великобритании как «золотой век» волонтёрской деятельности. Руководимые мотивами филантропии и христианской добродетели, многие представители среднего и высшего классов вовлекались в социальную работу, чтобы бороться с катастрофической бедностью. События международного характера следующего столетия, которое ознаменовалось различными социальными потрясениями, оказали огромное влияние на возникновение в Великобритании в 1960-х годах многочисленных инициативных групп и организаций, которые привлекали молодёжь к добровольной работе.

В 1973 г. создан Центр добровольцев Великобритании, добровольчество рассматривается как мощная и жизненная сила для благотворных изменений всего общества, а основной целью деятельностью Центра считается расширение численности волонтёров и улучшение качества их работы, а также обеспечение условий для дальнейшего развития добровольчества в Великобритании.

Главной задачей Национального центра волонтёрской работы является лоббирование интересов волонтёрских организаций. Он представляет волонтёрское движение в государственных и коммерческих структурах, а также на политическом и международном уровнях. Центр располагает самой большой специализированной библиотекой по теме «Волонтёрская деятельность в Европе».

Для развития волонтёрского движения в 1994 году была принята программа «Измените все к лучшему. Общая стратегия волонтёрской деятельности в Великобритании».

Каждый третий житель Германии является волонтёром, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Три четверти всех потенциальных волонтёров – женщины, около 15% – пенсионеры. Работающие составляют менее 20 %, а школьники и студенты – чуть больше 5%. Более половины добровольцев – безработные. Отметим, что одним из мотивов добровольцев является поиск новых возможностей для дальнейшего трудоустройства, переориентация на рынке труда.

В этой стране работает около 70 тысяч! – некоммерческих организаций, в которых на правах добровольных помощников работают свыше 2 миллионов человек.

В Германии для волонтёров, ухаживающими за пожилыми немощными людьми, а также для волонтёров-преподавателей и инструкторов предусмотрены значительные налоговые льготы, включение волонтёрской деятельности в общий трудовой стаж, бесплатное страхование, реализация права на возмещение потерянного заработка, который возмещает волонтёру работодатель за счет государственного бюджета. Кроме того, волонтёрская деятельность рассматривается как ценный профессиональный опыт, который имеет большое значение при приеме на работу, как в государственные организации, так и в коммерческие структуры (документально волонтёрский опыт отражается в личных книжках волонтёра).

Немаловажную роль здесь играет и стимулирующий волонтёрскую практику в молодёжной среде закон о так называемом «социальном годе», который заключается в том, что после окончания средней школы молодой человек может в течение года заниматься работой в социальной сфере. Возможна также и работа в экологической сфере. Впоследствии всё это имеет большое значение при приеме данного молодого человека на работу.

В Германии хорошо развита система Центров добровольцев. Они существуют практически в каждом городе и призваны соединять организации и волонтёров, гармонизировать отношения между ними.

Официальные поощрения волонтёрской деятельности в Германии разнообразны. Например, для корпуса библиотечных волонтёров предусмотрены: награждение федеральным крестом «За заслуги перед отечеством», занесение в книгу почетных жителей города; объявление благодарности и размещение публикаций о деятельности того или иного добровольца на стендах в библиотеке, в средствах массовой информации, на веб-странице библиотеки; предоставление почетного членства в Обществе друзей библиотеки; вручение письменных свидетельств и удостоверений с оценкой деятельности; организация регулярных встреч добровольцев с выражением благодарности за их деятельность и чествование их в рамках этих мероприятий.

Такие мероприятия, кроме непосредственного признания, способствуют развитию идеи добровольчества и привлечению новых волонтёров.

Среди жителей Канады также очень много волонтёров. Существуют две основные категории людей, которые занимаются этим важным для общества видом деятельности.

В первую очередь, это пожилые, материально обеспеченные люди (чаще всего пенсионеры), привыкшие к труду, которые хотят продолжать жить активной жизнью, используя свои знания и практический опыт.

Они добросовестны, внимательны и с готовностью ответят на любые вопросы. Работа наполняет их жизнь содержанием и смыслом.

Другая категория людей использует волонтёрскую работу как стартовую площадку для начала или продолжения трудовой карьеры.

Волонтёрский центр Торонто приводит следующие пять причин, по которым стоит занимать социальным служением:

- Будучи волонтёром, любой человек может приобрести опыт и знания в той области, где он хотел бы в дальнейшем трудиться.

- В результате осуществления этой деятельности легче оценить, насколько она соответствует интересам и склонностям соискателя.

- Доброволец получает доступ к служебным источникам информации, что позволяет глубже изучить структуру и деятельность интересующей вас организации.

- Многие волонтёры получают от работы моральное удовлетворение, чувство самоуважения и уверенности в себе.

- Данный вид расширяет круг общения и дает полезные знакомства.

Интересные данные о развитии различных форм гражданской активности за рубежом, в том числе социального служения, дает исследование, которое проводится Международным альянсом за гражданское участие (World Alliance for Citizen Participation, сокращенно – СИВИКУС).

Ниже приводится обобщение, сделанное на основе анализа опроса жителей 41 страны-участницы проекта СИВИКУСа по интересующим нас вопросам благотворительности и волонтёрства, в том числе корпоративного [7].

Во-первых, нет прямой зависимости между уровнем развития благотворительности и участием в волонтёрстве. Так, например, участие населения Турции в благотворительных пожертвованиях занимает одно из первых мест (80%), тогда как количество турок, вовлечённых в волонтёрство, весьма небольшое: всего 1,5%. Подобные показатели есть и в других странах.

Во-вторых, для стран с устойчивыми религиозными традициями характерен высокий уровень участия в пожертвованиях. Это не удивительно, ибо одна из обязанностей верующих во многих религиях – передача установленной части доходов в пользу неимущих (ср. десятина у христиан, закят у мусульман), что стало частью образа жизни в таких странах.

В-третьих, практика благотворительности показывает, что люди среднего и ниже среднего достатка составляют основную группу жертвователей на благотворительность.

Разной была и трактовка термина «волонтёрство».

Одни опрашиваемые относили к ней лишь безвозмездную работу в организациях; другие – любые виды помощи отдельным лицам, в том числе и соседям.

С одной стороны, добровольческая активность несколько снизилась в ряде развитых стран (например, в Германии и Канаде). Этот процесс был связан со многими обстоятельствами, прежде всего экономическими (растущими требованиями к работникам на рынке труда и увеличившимися нагрузками на рабочем месте, что ограничивало возможности участия в добровольчестве). Свою роль играют и демографические факторы (естественный уход из движения в результате старения наиболее опытных добровольцев, составлявших его ядро), а также религиозные (снижение влияния церкви в обществе и уменьшение числа верующих).

С другой стороны, в других странах – прежде всего, в постсоветских (например, в Румынии) – наблюдается возрождение интереса среди молодёжи к волонтёрству, практически утратившему значение как форма гражданской активности в последние десятилетия прошлого века в знак протеста против принудительного добровольчества эпохи социализма.

Таким образом, в развитых странах Запада добровольческая деятельность является повседневной социальной практикой. Труд добровольцев неоднократно получает высокую оценку в силу своего мощного ресурсного потенциала, в результате чего тема добровольчества неоднократно рассматривалась Генеральной Ассамблеей ООН. В то же время дальнейшее развитие волонтёрства как такового и в том числе корпоративного, по мнению исследователей, зависит во многом от того, насколько социально активными будут жители тех государств

Завершая описание зарубежного опыта развития волонтёрства, заметим, что данная форма социального служения вполне может прижиться и в России, хотя и с некоторыми национальными особенностями.

1.2. Становление отечественного (добровольчества) волонтёрства

 

Описывая возникновение и развитие волонтёрства в России, исследователи отмечают, что «идея социального служения в нашей стране тесным образом связана с особенностями истории русского народа» .

Одной из причин распространения добровольчества в нашей стране стала забота о своих подданных лучших русских правителей. Например, при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», начали создаваться сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. Нужно сказать, что государство часто выступало инициатором различных мероприятий по социальному служению: В XIX в. возникли первые «некоммерческие общественные организации» – земства, деятельность которых была направлена на бесплатном предоставление социальных услуг (преподавание, медицинское обслуживание) жителям сёл и деревень, где издревле применялись лишь народные средства.

Другим фактором становления волонтёрства в нашей стране следует назвать деятельность общественных групп, наиболее выдающиеся представители которых личным примером демонстрировали необходимость основанного на христианских идеалах, самоотверженного служения ближним как в мирное время, так и в годы военных испытаний.

Так, благодаря мощному призыву и бескорыстной инициативе организаторов и руководителей народного ополчения – нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и подмосковного воеводы князя Дмитрия Пожарского – начались массовые записи в добровольческую армию многих русских людей.

Еще одной страницей в истории отечественного волонтёрства стало «народническое» движение. Оно связано с деятельностью некоторых демократически настроенных представителей российского дворянства, которые отказывались от своих социальных привилегий и «шли в народ», занимаясь просветительской деятельностью.

Говоря об истории волонтёрства в России, нельзя не упомянуть и о том, как в конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители отправились на русско-турецкий фронт для оказания помощи раненым воинам-соотечественникам. К началу Первой мировой войны данное добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтёров и за рубежом (впоследствии оно получило название «Красный Крест»).

Конечно, волонтёрство в России было не только организованным. Находились также деятельные одиночки, всей душой желавшие оказать помощь угнетенным и обездоленным.

После революционных событий 1917 года волонтёрство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтёрская организация – Российский филиал Международного Красного креста – была закрыта в 1930-е годы.

Впрочем, это вовсе не означает, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, оставил глубокий след в сознании русских людей. Особо следует сказать о женщинах, которые в годы Великой Отечественной войны не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами.

Говоря о распространении социального служения в нашей стране, нельзя не упомянуть о той роли, которую сыграла в развитии отечественного добровольчества Русская Православная Церковь.

Данное направление общественно значимой деятельности, основанной на евангельском призыве «любить ближнего своего, как самого себя», положило начало многим делам милосердия: попечению о сиротах и вдовах, предоставлению крова странникам и путешественникам, питанию голодных, раздачи одежды малоимущим, посещению больных, помощи заключенным. На протяжении всей русской истории мы постоянно можем наблюдать учреждение богаделен, гостиниц, ночлежек, приютов, странноприимных домов.

Характерно, что основным благотворителем по отношению к обездоленным была Русская Православная Церковь. Она же распространяла в обществе идеалы служения людям, которое был призван совершать любой русский человек, будь то правитель или простой мирянин.

До сих пор Церковь благословляет все эти виды диаконии, которое, по сути, является одним из самых успешных примеров современного волонтёрства в нашей стране.

До 1917 г. Православной Церковью активно развивались различные формы социально-христианского служения: создавались благотворительные и церковно-просветительские общества, при многих приходах появлялись попечительские советы, активные деятели которых получали заслуженное общественное признание, на страницах церковной периодической печати публиковались отчеты и уставы обществ.

К сожалению, весь этот опыт был утрачен в годы гонений советской власти на верующих, и теперь его приходится восстанавливать по крупицам. Только благодаря взаимодействию с государственными структурами Церковь может возродить социальные институты, оказавшие благотворное влияние на развитие общественной жизни в нашей стране. Также возможно учреждение современных диаконических организаций, в работе которых могут и должны принять участие прежде всего сообщества профессионалов самого высокого уровня; опираясь на ценностные ориентиры христианства, опыт духовной жизни и служения ближнему своих предшественников, они смогут создать новые технологии и направления социальной работы[1].

В настоящее время волонтёрские идеалы альтруизма, бескорыстия и милосердия укореняются в современном обществе: для этого необходимо объединить всех членов российского общества – и взрослых, и детей, представителей общественных, государственных и коммерческих структур – для совместного участия в различных видах социально значимой деятельности: пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, оказания помощи социально незащищенным слоям населения, участия в проведении спортивных состязаний и других акций и мероприятий, где требуется волонтёрская помощь.

   Волонтерские организации начали появляться в 1990-е и 2000-е, относительно экономически стабильные, годы в различных регионах Российской Федерации. Они действовали в тех сферах, где наиболее остро ощущался дефицит участия государства: здравоохранение, экология, уход за престарелыми людьми, помощь одиноким матерям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помощь беспризорным детям, сохранение и защита памятников истории и культуры, восстановление и уход за воинскими захоронениями и т.д.

Социально активные граждане объединялись с друзьями и единомышленниками, создавали неформальные группы, находили финансовую поддержку для того, чтобы начать действовать. Часто похожие по направлению деятельности организации соседних городов и областей дублировали работу друг друга, недостаток информации о намерениях каждой из них не позволял объединить усилия. С развитием сетевого общества и информационных технологий ситуация стала меняться, произошли качественные сдвиги в деятельности волонтеров, появилась возможность быстро и гибко реагировать на перемены в социуме, оказывать более эффективную поддержку тем, кто в ней нуждается.

 





Дата: 2018-12-28, просмотров: 1433.